комплект КОС по УД Биология

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЛОБОДОТУРИНСКИЙ АГРАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»






УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора
по учебно-методической работе
______________ Т. Л. Юревич
"____"_______________ 2014 г.




Комплект контрольно - оценочных средств
для оценки результатов освоения программы
УД «Биология»
в составе основных профессиональных образовательных программ (ОПОП)
«Автомеханик»
«Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» «Программирование в компьютерных системах»
«Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП».










Разработчик: Устюгова Н.Г, преподаватель


I. Паспорт комплекта оценочных средств
Таблица 1
Объект(ы) оценивания
Показатели
оценки

Знать основные биологические понятия, термины.
Уметь оперировать биологическими понятиями.
Знание понятия прокариоты и эукариоты
Знание приборов для изучения клетки.
Установление различий между прокариотами и эукариотами.

Знать основные положения клеточной теории, химический состав клетки, строение клетки, последовательность деления клетки, стадии индивидуального развития организмов.

Знание основных отличий живого от неживого; вирусов от бактерий
Знание основных положений клеточной теории
Знание химического состава клетки
Знание строения клетки
Знание последовательности деления клетки
Знание стадий индивидуального развития
Установление различий между живым и неживым организмом;
Определение химического состава клетки.
Описание условий, необходимых для деления клетки;
Определение стадий индивидуального развития.
Умение отобрать события для видов размножения

Основы генетики и селекции.
Знание генетических понятий
Знание законов моногибридного скрещивания.
Умение установить последовательность при решении генетических задач.

Основные процессы жизнедеятельности клетки.
Знание процессов жизнедеятельности клетки.
Умение установить соответствие между особенностями обмена веществ и группой организмов
Умение установить соответствие между строением и функциями органоидов.
Умение установить последовательность событий при редупликации ДНК.
Проектирование методики отбора продуктов при лечении ребенка от рахита.
Решение задач на кодирование белка.




Описание правил оформления результатов оценивания
По завершении изучения предмета «Биология» в группах № 113 ЭЛ по ОП «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства», 113 ПК ОП «Программирование в компьютерных системах», 16 «Мастер по техническому обслуживанию и ремонту МТП» итоговой формой контроля является дифференцированный зачет, который будет проводиться в форме тестов.
Содержание тестовой работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, базовый уровень, Положения о промежуточной аттестации, Рабочей программы учебной дисциплины по биологии.
Цель: проверка знаний по биологии.
Задачи:
Знание основных биологических и генетических понятий, законов, положений клеточной теории.
Знание химического состава клетки, ее строение.
Умение применять имеющиеся знания на практике при решении генетических задач и кодирование белка.

Структура экзаменационной работы:
На выполнение работы отводится 90 минут. Работа состоит из 3 частей включающих 22 задания.
Часть А включает 14 заданий (1-14). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 14.
Часть В содержит 5 заданий (15-19) более сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или ответ, содержащий 2 или более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов этой части – 10.
Часть С содержат 3 задания со свободным ответом (20-22). За верное выполнение заданий выставляется по 4 балла. Максимальное количество баллов за эту часть - 12.
Максимальное количество баллов за всю работу – 36.

Критерии оценивания тестового контроля знаний студентов.

Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


балл (отметка)
вербальный аналог

85 ч 100 (33-36)
5
отлично

70 ч 84 (28-32)
4
хорошо

50ч 69 (24-27)
3
удовлетворительно

менее 50 (менее 23)
2
неудовлетворительно



II. Комплект оценочных средств

Инструкция по выполнению работы

На выполнение работы отводится 90 минут. Работа состоит из 3 частей включающих 22 задания.
Часть А включает 14 заданий (1-14). К каждому заданию приводятся варианты ответов, один из которых верный. За каждое верно выполненное задание выставляется один балл. Максимальное число баллов этой части – 14.
Часть В содержит 5 заданий (15-19) более сложного уровня. За верно выполненное задание выставляется 2 балла. Если в ответе содержится 1 ошибка, то выставляется один балл, за неверный ответ или ответ, содержащий 2 или более ошибок, выставляется 0 баллов. Максимальное число баллов этой части – 10.
Часть С содержат 3 задания со свободным ответом (20-22). За верное выполнение заданий выставляется по 4 балла. Максимальное количество баллов за эту часть - 12.
Максимальное количество баллов за всю работу – 36.


I вариант
Часть А

Инструкция для студентов: Из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный

К прокариотам относятся организмы, имеющие обособленное ядро
да 2. нет
В какой оптический прибор можно увидеть внутреннее строение митохондрий?
ручную лупу
штативную лупу
световой микроскоп
электронный микроскоп
Один из признаков отличия живого от неживого – это способность к
изменению размеров
самовоспроизведению
разрушению
росту
В состав вирусов в отличие от бактерий входят
нуклеиновые кислоты и белки
глюкоза и жиры
крахмал и АТФ
вода и минеральные соли
Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн?
эволюции
хромосомную
клеточную
эмбриогенеза
6. У детей развивается рахит при недостатке:

Mg и Fe

Ca и P

Cu и Zn

S и N

Белки гормонов в организме живых существ играют роль
регуляторную
энергетическую
транспортную
ферментативную
Основным источником энергии для новорожденных млекопитающих является
глюкоза
крахмал
гликоген
лактоза
Из остатков азотистого основания, дезоксирибозы и фосфорной кислоты состоит
нуклеотид РНК
тРНК
нуклеотид ДНК
иРНК Собственную молекулу нуклеиновой кислоты содержит органоид клетки
митохондрия
лизосома
клеточный центр
аппарат Гольджи
Образование из одной материнской клетки двух клеток с диплоидным набором хромосом характерна для процесса:
1. митоза
2. кроссинговера
3. созревание яйцеклетки
4.мейоза
12. Клетки гаструлы:
1. гаплоидны
2. диплоидны
3. тетраплоидны
4. триплоидны
13. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление окраски семян гороха, называют
аллельными
доминантными
рецессивными
сцепленными
14.Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?
единообразия
расщепления
сцепленного наследования
независимого наследования

Часть В

15. Дополнить предложение:
Процесс поглощения и дальнейшего переваривания твердых частиц клетками живого организма называется..
16. Выберите 3 события, характерные для бесполого размножения организмов:

размножение спорами
мейоз
образование зиготы
деление бактерий
митоз
партеногенез
17. Установите соответствие между строением, функцией органоидов и их видом.
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНОИДЫ
А) содержат граны 1) митохондрии
Б) содержат кристы 2) хлоропласты
В) обеспечивают образование кислорода
Г) обеспечивают окисление органических веществ
Д) содержат зелёный пигмент

А
Б
В
Г
Д








18. Установите соответствие между особенностью обмена веществ и группой организмов, для которой она характерна.
ОСОБЕННОСТЬ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ ГРУППА ОРГАНИЗМОВ
А) выделение кислорода в атмосферу 1) автотрофы
Б) использование энергии, заключенной 2) гетеротрофы
в пище, для синтеза АТФ
В) использование готовых органических
веществ
Г) синтез органических веществ из
неорганических
Д) использование углекислого газа для
питания

А
Б
В
Г
Д








19. Установите, в какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК
А) раскручивание спирали молекулы
Б) воздействие фермента ДНК-полимеразы на молекулу
В) отделение одной цепи от другой на участке молекулы ДНК
Г) присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов
Д) образование двух молекул ДНК из одной


Часть С

Дайте полный развернутый ответ:

20. Гетерозиготную самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Указанные признаки сцеплены с полом, т.е. гены находятся только в половых Х-хромосомах. Серая окраска тела доминирует над желтой. Определите генотипы родителей, потомства и возможное численное расщепление потомства по фенотипу.

21.Спроектируйте методику отбора продуктов при лечении ребенка от рахита.

22. Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГТГТАТГГААГТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Генетический код (иРНК)

Первое основание
Второе основание
Третье основание


У
Ц
А
Г


У
Фен
Фен
Лей
Лей
Сер
Сер
Сер
Сер
Тир
Тир
-
-
Цис
Цис
-
Три
У
Ц
А
Г

Ц
Лей
Лей
Лей
Лей
Про
Про
Про
Про
Гис
Гис
Глн
Глн
Арг
Арг
Арг
Арг
У
Ц
А
Г

А
Иле
Иле
Иле
Мет
Тре
Тре
Тре
Тре
Асн
Асн
Лиз
Лиз
Сер
Сер
Арг
Арг
У
Ц
А
Г

Г
Вал
Вал
Вал
Вал
Ала
Ала
Ала
Ала
Асп
Асп
Глу
Глу
Гли
Гли
Гли
Гли
У
Ц
А
Г


Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берется из левого вертикального ряда, второй – из верхнего горизонтального ряда и третий – из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
Ответы
Часть А

№ вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Ответ
2
4
2
1
3
2
1
1
4
3
1
1
1
2


Часть В
15. фагоцитоз
16. 1, 4, 5.
17.
А
Б
В
Г
Д

2
1
2
1
2




18.
А
Б
В
Г
Д

1
2
2
1
1




19. А В Б Г Д

Часть С
20.
Схема решения задачи
Баллы

иРНК: ЦАЦ-АУА-ЦЦУ-УЦА.
тРНК: ГУГ-УАУ-ГГА-АГУ.
Аминокислоты: гис-иле-про-сер.
Максималь-
ный балл - 3

Полный, безошибочный ответ
4

Решены верно 3 позиции, но есть негрубые ошибки
3

Решены верно 2 позиции,
2

Решена верно 1 позиция
1

Ответ неверный
0

21. Модельный ответ.
22.
Элементы ответа
Баллы

Генотипы родителей: самка ХАХа, самец ХАУ
Генотипы потомства: ХАХА, ХАХа, ХАУ, ХаУ
Фенотип: все самки серые, 50% самцов серые
50 % самцов желтые.
Максималь-
ный балл - 3

Ответ полный, безошибочный
4

Ответ включает 3 позиции, но содержит негрубые биологические ошибки
3

Ответ включает 2 верных позиции
2

Ответ включает 1 верную позицию
1

Ответ неверный
0






Объект(ы)
оценивания
Показатели оценки

Критерии оценки

Знать основные биологические понятия, термины.
Уметь оперировать биологическими понятиями.
Знание понятия прокариоты и эукариоты
Знание приборов для изучения клетки.
Установление различий между прокариотами и эукариотами.
Выявляет различия между прокариотами и эукариотами.




Называет приборы для изучения клетки.



Оперирует при написании биологическими понятиями.

Знать основные положения клеточной теории, химический состав клетки, строение клетки, последовательность деления клетки, стадии индивидуального развития организмов.





















Знание основных отличий живого от неживого; вирусов от бактерий
Установление различий между живым и неживым организмом;

Выявляет основные отличия живого от неживого; вирусов от бактерий.




Устанавливает сходство и различие между живым и неживым организмом.


Знание основных положений клеточной теории

Раскрывает основные положения клеточной теории


Знание химического состава клетки

Выявляет основные химические компоненты, входящие в состав клетки


Знание строения клетки

Владеет биологической терминологией.




Различает основные функции органоидов клетки.


Знание последовательности деления клетки

Раскрывает основные этапы деления клетки.




Находит отличительные особенности в последовательности деления клетки.


Знание стадий индивидуального развития

Перечисляет основные стадии индивидуального развития организма.




Находит отличительные черты в индивидуальном развитии.



Определение химического состава клетки.

Определяет химический состав клетки.




Правильно соотносит основные компоненты химического состава клетки с органоидами.


Описание условий, необходимых для деления клетки;
Определение стадий индивидуального развития.

Выявляет и описывает условия, необходимые для деления клетки.




Определяет стадии индивидуального развития


Умение отобрать события для видов размножения
Выявляет основные события, необходимые для различных видов размножения.




Соотносит вид размножения с различными организмами.

Основы генетики и селекции.
Знание генетических понятий

Оперирует генетическими понятиями.



Знание законов моногибридного скрещивания.

Определяет законы моногибридного скрещивания.



Умение установить последовательность при решении генетических задач.
Использует алгоритм решения генетических задач на моногибридное скрещивание.



Решает генетические задачи.

Основные процессы жизнедеятельности клетки.
Знание процессов жизнедеятельности клетки.

Называет основные процессы жизнедеятельности клетки.
веществ и группой организмов.



Умение установить соответствие между особенностями обмена веществ и группой организмов.

Устанавливает соответствие между особенностями обмена.


Умение установить соответствие между строением и функциями органоидов.

Выделяет причинно – следственные связи между строением и функциями органоидов.



Умение установить последовательность событий при редупликации ДНК.

Устанавливает последовательность событий при редупликации ДНК.



Проектирование методики отбора продуктов при лечении ребенка от рахита.

Проектирует методику отбора продуктов при лечении ребенка от рахита.



Решение задач на кодирование белка.
Использует справочные материалы при решении задач на кодирование белка.




Условия выполнения задания
1. Место проведения дифференцированного зачёта – кабинет. Время проведения – урок (2 урока)
2. Максимальное время выполнения задания: 90 мин./час.
3. На дифференцированном зачёте студенты не пользуются дополнительными справочными материалами.



















Заголовок 1 Заголовок 215