Программа по профориентационной работе и предпрофильной подготовке учащихся «Я ДЕЛАЮ ВЫБОР»
Муниципальное образовательное учреждение
Инзенская средняя общеобразовательная школа №2
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
На заседании Директор школы
Педагогического совета ______ Шкунова И.К.
Протокол № 13 «1» сентября 2013 г.
От «1» сентября 2013 г.
Программа
по профориентационной работе
и предпрофильной подготовке
учащихся
«Я ДЕЛАЮ ВЫБОР»
г. Инза 2013
Профориентационная работа в школе
Цели и задачи профориентационной работы.
Актуальность профориентационной деятельности
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цели программы:
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
создание условий для развития самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к адаптации и самореализации в обществе;
разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки, в условиях современной массовой школы.
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и др.;
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
создать условия для осознанного профессионального самоопределения учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах, формирование способности к социально-профессиональной адаптации в обществе;
наладить деловые связи с лицами и организациями, заинтересованными в профессиональной подготовке подрастающего поколения;
раскрыть роль школьных предметов для понимания структуры профессий;
сформировать установки на эффективный труд и успешную трудовую карьеру;
разработать, апробировать корректировку образовательных программ в области профессионального самоопределения школьников;
повышать профессиональный уровень педагогического коллектива;
предоставить возможность учащимся школы выполнить серию различных проб в системе «Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – знак», «Человек – образ» и т.д.
Участники программы
Профориентационная подготовка - учащиеся 1 – 8 классов
Предпрофильная подготовка - учащиеся 9 классов
Перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества;
- о современных формах и методах организации труда;
- о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;
- о предпринимательстве;
- о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Содержание
Программа по разработке системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки 1 и 2 ступеней обучения включает следующие направления деятельности:
1.Профориентационную работу
2.Предпрофильную подготовку.
Программа реализуется в процессе обучения, внеклассной, внешкольной деятельности в условиях взаимодействия школы с другими социальными структурами: семьей, профессиональными учебными заведениями, службой занятости, учреждениями, организациями города.
Программа осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в ДО, начальной и основной школе.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
Виды
Информационное – поиск, сбор, хранение информации, работа с литературой, мультимедиа и Интернет-ресурсами.
Профессиографическое – создание описаний профессий, методик анализа и выявления требований различных профессий и должностей к человеку, изучение специфики различных видов профессиональной деятельности.
Диагностический – разработка, введение методик психологической диагностики профессионально важных качеств человека.
Консультационное – поиск, создание и систематизация методик индивидуального и группового консультирования по вопросам выбора профессии.
Кадровое – изучение психологических аспектов кадровой работы, описание требований должности, оценка степени соответствия психологических особенностей работника занимаемой должности, подбор сотрудников, учет деятельности.
Гигиеническое – перспективное направление изучения взаимосвязи между здоровьем человека и профессиональной деятельностью.
Принципы профориентационной работы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости,общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство спотребностями общества в кадрах).
Основные направления мероприятий программы
Организационно-методическая работа.
Информационно-аналитическая деятельность предполагает сбор следующего материала по профориентации:
методики изучения личности;
дифференциально-диагностические опросники;
карты интересов;
наборы тестов;
анкеты;
ролевые игры;
сбор материала о предприятиях города, района, области;
сотрудничество со школьной библиотекой;
создание информационной системы для родителей по результатам исследований склонностей и возможностей учащихся;
оформление стенда по профориентации, содержащего всю необходимую информацию;
Методическая работа с педагогами образовательного учреждения.
разработки классных часов;
рекомендации для классных руководителей и учителей-предметников;
собеседование с классными руководителями 9-11 классов по результатам диагностики их учащихся;
психологическая помощь специалиста вновь назначенным иди неопытным классным руководителям;
сотрудничество с учителями-предметниками, их роль в системе профориентационной работы, планирование их деятельности;
организация взаимопосещения занятий;
семинар для учителей начального звена по планированию и организации профоринтационной работы;
Работа с учащимися (диагностика, консультирование).
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Мероприятия для учащихся 1 – 4 классов
проведение игр и праздников, рассказывающих о различных профессиях;
организация встреч с родителями для ознакомления детей с разными профессиями;
конкурсы рисунков («Профессии моего города» и др.)
ознакомительные экскурсии, посещение предприятий города;
вовлечение детей в кружки, соответствующие их интересам;
проведение классных часов «Мир моих интересов», «Все работы хороши», «Профессия моей мамы (моего папы)», «О профессиях разных – нужных и важных», «Мастерим мы – мастерят родители»;
беседы о труде (формирование доброго отношения к человеку труда), рассказы о разных профессиях, литературные примеры;
дежурство в классе, в столовой, классные поручения – индивидуальные и подгрупповые;
участие в уборке территории школы;
коллективные творческие дела;
воспитание уважения к труду других людей на примере школьных работников столовой, техперсонала, рабочих.
1 – 2-е классы
Профессии наших родителей
Знакомство с профессиями родителей Классные часы – встречи
Рассказы о профессиях
Формирование положительного отношения к трудовой деятельности Экскурсии
Профориентационные игры
Беседы о труде
Внеклассные мероприятия
3 – 4-е классы
Мир профессий
Знакомство с профессиями, расширение представлений о мире профессий Составление каталога профессий
Классные часы – встречи
Экскурсии на предприятия, в учреждения города
Профориентационные игры, путешествие по миру профессий
5-7 классы:
развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа "Я”);
приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
Мероприятия для учащихся 5 – 7 классов
диагностика профориентационной направленности учащихся для определения их в кружки и секции;
организация экскурсий на предприятия района;
проведение ролевых и деловых игр;
проведение цикла классных часов на тему «Мир профессий», «Трудовая родословная моей семьи», «Знаменитые династии города», «Как изучить свои способности», «Я б в рабочие пошёл…» и др.
выпуск стенгазет, конкурсы сочинений, вечеров и КВНов к профессиональным праздникам;
проведение творческих конкурсов, посвящённых конкретной профессии «Юный кулинар», «Я – модельер» и др.
участие в конкурсах-выставках по технологии;
посещение выставок изделий народных промыслов;
конкурс компьютерных презентаций «Иллюстрации к профессии»;
организация выставок работ учащихся, занимающихся в кружках;
конкурсы сочинений «Мне нравится…»;
5-й класс
Кем я хочу быть?
Формирование основ профессиональной направленности Анкетирование учащихся
Психологическое тестирование
Осознание учащимися своих интересов Игры
Классные часы
6-й класс
Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?
Осознание своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессий Психологические тренинги, тестирование
Классные часы
Профориентационные игры
7-й класс
Самоопределение в области «Человек – труд – профессия»
Формирование профессионального самопознания Классные часы
Сотрудничество со специалистами Центра занятости населения
Психологические тренинги, консультации, тестирование
Определение личностного смысла выбора профессии 8-9 классы:
уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Внеклассная деятельность Общешкольные мероприятия
Экскурсии
Эвристические сочинения
Проектная работа
Классные часы
Анкетирование
Тестирование
Собеседование
Дискуссии
Самостоятельная работа с источниками информации Составление образовательной карты территории
Посещение городских мероприятий
Дополнительное образование
Акция «Я – гражданин России»
Мероприятия для учащихся 9 – 11 классов
организация работы курса «Введение в профессию»;
тестирование учащихся с целью выявления их профнаправленности;
организация консультаций по самоопределению учащихся;
экскурсии на предприятия города, района, области;
посещение учащимися учебных заведений в «Дни открытых дверей», экскурсии на Ярмарки вакансий;
помощь в трудоустройстве учащимся, желающим работать во время каникул;
проведение недель и месячников профориентации («Защита профессий сферы обслуживания, промышленности, науки и пр.)
проведение предметных недель;
привлечение медработника для беседы о выборе профессии и здоровье;
проведение цикла классных часов «Мой выбор» («Внутренняя культура – гарант удачного бизнеса», «Формула успеха – труд по призванию», «Как вести себя в конфликтных ситуациях», «Дороги, которые мы выбираем» и др.)
презентации профессий;
Проведение ролевых и деловых игр;
участие в выставках по технологии;
рассказы, информирование о рынке труда в регионе;
создание и защита презентаций о профессиях градообразующих предприятий.
10-11 классы:
обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Общешкольные мероприятия
Создание каталога профессий «Профессиональная карта города»;
Читательская конференция «Профессия и личность»;
Выпуск тематических газет к профессиональным праздникам;
Профориентационные игры «Мир профессий»;
Общешкольное собрание «Мир профессий» (встречи с представителями различных профессий);
По типу бесед по профилактике правонарушений;
День микрорайона (профессии жителей г.Инза);
Посещение «ярмарки вакансий»;
Открытие страницы «Мир профессий» в школьной газете;
Акция «Я гражданин России»;
Встречи с интересными людьми «Уроки успеха»;
Экскурсии на предприятия.
Совместная работа школы со службами занятости населения, профессиональными учебными заведениями.
организация экскурсий на предприятия;
участие в профессиональных праздниках, в ставшем традиционным Празднике Труда;
организация встреч учащихся со специалистами службы занятости по вопросам правовой и социальной защиты учащихся;
способствование консультаций с родителями по различной тематике ппрофориентационной направленности;
обеспечение учебного заведения справочной информационной информацией об учебных заведениях области;
экскурсии в учебные заведения города и области;
посещение Ярмарок вакансий.
Организация работы с родителями учащихся.
изучение интересов и склонностей ребёнка совместно с родителями и способствование их развитию;
проведение индивидуальных и групповых консультаций;
организация родительских собраний об изучении склонностей и способностей ребёнка, о роли семьи в правильном самоопределении;
конкурс семейных сочинений о профессиях семьи;
фотовыставка;
привлечение родителей к организации и проведению экскурсий на предприятия и в учебные заведения.
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности уч-ся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
С этой целью ежегодно составляются школьные и городские планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя "Технологии”. Тесные контакты школ с МУК, предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят педагоги - предметники. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
3.Предпрофильная подготовка
Система работы по предпрофильной подготовке учащихся 7 – 9 классов определяется задачами профилизации обучения.
Основная задача – подготовка к выбору профиля обучения, прогнозирования будущей профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка в ходе работы включает в себя следующие этапы:
А) ознакомительный (системообразующий), где обобщаются сведения о сферах и видах трудовой деятельности, подводится итог профориентационной работы, проводимой в рамках классных часов, вводится система элективных курсов под общим названием «Человек – профессия»;
Б) пропедевтический, где в образовательный процесс вводятся пропедевтические курсы, обобщающие, систематизирующие, углубляющие знания учащихся в выбранной области профессионального познания, где решаются задачи профессионального самоопределения;
В) основной (в период обучения в 9 классе) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе, определение круга профильных и базовых дисциплин в соответствии с профессиональными предпочтениями обучающихся, перспективами обучения в старшей школе, высших или иных профессиональных ОУ.
7-й класс
Ознакомительный этап профилизации
Основные задачи:
Обобщение знаний о мире профессий через введение различных дополнительных курсов. Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников.
Изучение особенностей личности ребенка, его профессиональных предпочтений.
Прогнозирование будущей профессиональной деятельности, дальнейшего обучения.
1 четверть – «очень интересно»
2 четверть – «интересно»
3 четверть – «это в жизни пригодится»
4 четверть – «это мне не помешает»
8-й класс
Пропедевтический этап профильной ориентации
Основные задачи:
Расширение, углубление знаний о мире профессий.
Формирование умений соотносить цели выбора будущей сферы деятельности со своими личностными возможностями.
Общее знакомство с типовыми учреждениями профессионального обучения (формами обучения).
Характеристика уровней и перспектив профессионального образования в зависимости от востребованности на рынке труда различных профессий.
Знакомство с достижениями профессионального успеха.
Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса учащихся.
На данном этапе предпрофильная подготовка учащихся 8-го класса строится на основе матрицы выбора профессий посредством проведения элективных курсов для учащихся, имеющих первичное самоопределение в мире профессии. Для учащихся, не определившихся в данной области, а также через систему внеклассных, общешкольных мероприятий с использованием индивидуального, группового консультирования, тестирования и других форм профориентационной работы.
9-й класс
Предпрофильная подготовка
Основные задачи:
Определение индивидуальной стратегии образования, перечня профильных и базовых дисциплин.
Организация практико-ориентированной помощи в приобретении личностного опыта выбора собственного содержания образования.
Изучение образовательных запросов учащихся, прогнозирование образовательной траектории дальнейшего обучения, профиля, возможных форм и вариантов обучения, ОУ.
Расширение сфер познания, углубленное изучение отдельных дисциплин.
Повторное проведение диагностики.
Формулировка, ранжирование, аргументация совершаемого выбора профиля.
Выбор профиля обучения
Задачи, стоящие перед педагогами, следующие:
- дать ученику возможность реализовать свой интерес к выбранному предмету; уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору.
4. Кадровое обеспечение
Внедрение в образовательный процесс системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки требует серьезной подготовки кадров, повышения их квалификации, организации переобучения, а также внесение определенных изменений в организацию деятельности методической, психолого-педагогической службы.
В программе принимает участие весь коллектив ОУ, составлены планы работы классными руководителями, продуманы формы работы по профориентации.
Обязанности директора:
направлять работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;
создать и организовать работу школьного совета профориентации;
постоянно знакомиться с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации, с научной и методической литературой;
учитывать предъявленные в документах требования и рекомендации при составлении соответствующих разделов общешкольного плана профориентационной работы;
контролировать и анализировать всю профориентационную работу в школе;
в начале каждого учебного года обновлять и утверждать план работы школы по профориентации;
в начале каждого учебного года обновлять и утверждать состав совета профориентации.
Обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе:
создать учебно-методическую базу по профориентации;
организовывать и проверять деятельность учителей-предметников по профессиональной ориентации;
собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников;
Обязанности заместителя директора по воспитательной работе:
разработать и осуществлять план работы школы по профориентации;
организовывать и проверять деятельность классных руководителей по профессиональной ориентации;
собирать, обобщать и распространять передовой опыт профориентационной работы классных руководителей;
организовать лекторий для родителей по проблемам профориентации;
организовать проведение профориентационной работы с родителями школьников;
привлекать родителей к проведению профинформационных встреч, экскурсий с учащимися о профессиях и к участию в других профориентационных мероприятиях школы;
осуществлять тесную связь с выпускниками школы, учёт итогов тру· организовывать встречи с работниками профессиональных учебных заведений, успешными студентами-выпускниками школы, представителями различных профессий;
способствовать активному участию учащихся в работе предметных и технических кружков, групп по интересам и вовлечению в них учащихся;
организовать знакомство учащихся школы с новыми, популярными профессиями, информацией по профессиональному выбору, применением достижений науки и производства через использование ТСО.
Обязанности классного руководителя:
глубоко и всесторонне изучать формирующуюся личность учащегося, его склонности, интересы, способности через совместную работу с педагогом-психологом, беседы с учителями-предметниками, родителями с помощью анкетирования и систематически проводимого наблюдения с заполнением личной карточки-характеристики школьника;
на основе изучения личности учащегося проводить целенаправленную профориентационную работу по определенной программе во время часов классного руководства, факультативных занятий, предпрофильной подготовки, экскурсий;
работу по профессиональной ориентации проводить в тесном контакте с родителями учащихся, выявлять позицию родителей относительно дальнейшего профессионального пути их ребёнка;
проводить анкетирование учащихся с целью выявления их жизненных планов;
обеспечить посещение всеми учащимися профориентационных мероприятий, организуемых в школе и в городе, Дней открытых дверей, организуемых профессиональными учебными заведениями.
Педагогические советы.
«Формы и методы организации профориентационной работы предпрофильной подготовки».
«Анализ и обобщение опыта работы ОУ по формированию основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся».
«Профориентация. Анализ результативности программы»
Методические семинары
Формы и методы профориентационной работы, предпрофильной подготовки. Слагаемые успеха.
Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся.
Реализация программы модернизации образования РФ. Перспективы предпрофильного обучения.
Предметно-методические недели
Мир открытий
Мир профессий
Познавая мир, познаешь себя.
Профессиональные конкурсы
«Самый классный классный»
«Учитель года» (школьный, муниципальный этап)
Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе
Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе, в функции которого входят:
выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика, определение индивидуальной образовательной траектории;
проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
организация системы повышения квалификации классных руководителей по проблеме самоопределения учащихся;
осуществление контролирующих функций работы классных руководителей по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
Классный руководитель, опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Медицинский работник:
используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность
Работа координаторов по профориентационной работе с уч-ся.
Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися
Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
Анкетирование
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
Проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
Лектории для родителей.
Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
Анкетирование родителей учащихся;
Привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
Привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
Помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
Помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
Создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Как оценивать эффективность профориентации школьников
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:
Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
Следующий результативный критерий — потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
Результативным критерием является и уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
В качестве результативного критерия можно выделить также степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
Последний результативный критерий — наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.
В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:
индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
направленность профориентационныхвоздействий прежде всего на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).
План – график
реализации программы
по профориентационной работе, предпрофильной подготовке
Этапы Виды
управленческой
деятельности Мероприятия Социальное
партнерство
Подготовительный этап
Задачи:
-анализ ситуации;
-обеспечение мотивации и теоретической готовности всех участников образовательного процесса;
-создание модели образовательного пространства -анализ ситуации в п. Моторный;
-анализ социального окружения;
-анализ традиций ОУ;
-выявление запросов;
-анализ процессов происходящих в обществе;
-анализ социального заказа:
-выявление интересов и склонностей учащихся;
-поиск форм и методов организации учебного процесса с целью повышения мотивации учащихся для получения качественного образования;
-разработка методического обеспечения нормативной базы для введения в школе системы профориентационной работы, предпрофильной подготовки. -изучение концепции Российского образования;
-учебно-методические, психологические семинары;
-педагогические советы;
-просветительская работа:
-общешкольные собрания родителей, педагогов;
-стенды;
-диагностика;
-обучение кадров;
-консультации;
-подбор кадров;
-учебный план;
-материально-техническое обеспечение;
-дополнительное образование;
-общешкольные мероприятия;
-курсовая подготовка;
-разработка образовательных программ;
-система общешкольных мероприятий;
-разработка системы вознаграждения педагогов;
-разработка школьного расписания;
-презентация проекта эксперимента, проектов профориентационной работы предпрофильной подготовки, программ Сотрудничество с учреждениями культуры, ДЮСШ, РЦДТ, библиотекой, краеведческим музеем.
Основной этап Разработка механизмов реализации программы развития.
Задача: создание условий для развития участников образовательного процесса, самореализации школьников в различных видах деятельности. -разработка учебных планов;
-разработка «Модели выпускника»;
-разработка программ;
-учебная деятельность;
-исследовательская;
-творческая;
-проектная;
-трудовая; поисковая –оформление нормативно - правовой базы;
-портфолио.
Реализация совместных программ деятельности с УлГУ, ПУ, средними школами.
Оценка результатов Экспертиза реализации программы.
Определение перспективных направлений дальнейшей деятельности. -экспертиза образовательной среды;
-оценка качества профориентационной работы, предпрофильной подготовки;
-оформление наработок нормативно-правовой базы, форм и методов обучения, организации образовательной деятельности.
Ожидаемые результаты
разработка модели профориентационной работы, предпрофильной подготовки в условиях ОУ;
повышение качества образования;
формирование устойчивого интереса к учению;
повышение уровня правовой экономической образованности;
апробация в совершенствовании новых форм профессиональной ориентации;
расширение возможности социализации учащихся, подготовки к профессиональному самоопределению.
Мониторинг качества профориентационной работы.
проведение мониторинга удовлетворённости выпускников школы выбранной специальностью;
проведение творческих отчётов классных руководителей по профориентации учащихся;
анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия во внеурочной деятельности;
анализ соответствия выбора профиля и дальнейшего обучения выпускников школы.