Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для 9 класса (по Биболетовой М.З.)
Рабочая программа учебного курса
«ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД.»для 5-8 классов
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
к тематическому плану по предмету технология в 5-8 классах (девочки)
Рабочая учебная программа составлена на основе программы «Технология. Трудовое обучение» рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (М.: Просвещение, 2007 г.) и в соответствии с СанПиНом 2.4.2.2821-10 (Постановление государственного и санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010г.).
Авторы программы: Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д.Симоненко (М., 2007); а также с использованием программы для ОУ. Технология. Трудовое обучение. 5-8 классы. Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Научные руководители: Ю.Л. Хотунцев, В.Д.Симоненко. – М. «Просвещение», 2007г.; программы «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов» М.2007, (О.А.Кожина); Проекты в образовательной области «Технология» М.2007г. (Ю.Л.Хотунцев, В.Д.Симоненко, О.А.Кожина)
Планирование ориентировано на использование учебников:
Учебник: Технология 5 класс, ред. Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева, Л.В. Литикова, В.Д.СимоненкоУчебник: Технология. Обслуживающий труд. 6 класс, ред. О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. МаркуцкаяУчебник: Технология. Обслуживающий труд. 7 класс под ред. О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, С.Э. МаркуцкаяУчебник: Технология. Обслуживающий труд. 8 класс под ред. О.А.Кожина, Е.Н. Кудакова, Н.Р. Рыкова, Л.Э. Новикова, А.А. Карачев, С.Э. М аркуцка.
Образовательная область «Технология» призвана познакомить обучающихся 5-8 классов с основными технологическими процессами современного производства материальных и духовных ценностей и обеспечить их подготовку, необходимую для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.
Технология - это наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека. Эта наука включает изучение методов и средств (орудия, техника) преобразования и использования указанных объектов.
Изучение предмета предусматривается освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• технологическая культура производства;
• распространенные технологии современного производства;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики, дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; • знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• методы технической, творческой, проектной деятельности;
• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Специфика реализации структуры и содержания учебного предмета отражается в структуре методического аппарата УМК под редакцией В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцева.
Обучение школьников технологии ведения дома строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый компонент учебной программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих работ с элементами проектной деятельности. 70 % учебного времени отводится лабораторно – практическим занятиям, которые способствуют связи теории и практики в обучении, развитии познавательных способностей, самостоятельности учащихся, формированию их умений и навыков. Большое внимание на занятиях отводится правилам работы в мастерских; правильным приемам работы с инструментами, приборами, механизмами; правилам безопасной работы. Все практические работы должны быть доступны и посильны учащимся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Технология» на ступени основного общего образования согласно учебному плану образовательного учреждения изучается с 5 по 8 классы в объеме 245 часов. В том числе: в 5 , 6 , 7 классах — по 70 часов, из расчета 2 часа в неделю, а в 8 классах — по 35 часов, из расчета 1 час в неделю.
Таким образом, в 5 классе программа рассчитана на 70 часов, из которых 62 ч.- инвариантная часть, 8ч.- вариативная (на региональное содержание).
Главная цель образовательной области «Технология» — подготовка обучающихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.
В процессе преподавания решаются следующие задачи:
а)формирование политехнических знаний и экологической культуры;
б)привитие элементарных знаний и умений по ведению домашнего хозяйства и расчету бюджета семьи;
в)ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;
г)развитие самостоятельности и способности обучающихся решать творческие и изобретательские задачи;
д)обеспечение обучающимся возможности самопознания, изучения мира профессий, выполнения профессиональных проб с целью профессионального самоопределения;
е)воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры поведения и бесконфликтного общения;ж)овладение основными понятиями рыночной экономики, менеджмента и маркетинга и умением применять их при реализации собственной продукции и услуг;
з)использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для повышения конкурентоспособности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
Наряду с традиционными методами обучения применяю метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.
В течение учебного года каждый учащийся выполняет творческий проект. Под проектом понимается творческая, завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащегося. При выполнении проектов, школьники участвуют в выявлении потребностей семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в выдвижении идей разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), их осуществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.
На занятиях самое серьезное внимание уделяю охране здоровья обучающихся. Установленное оборудование, инструменты и приспособления удовлетворяют психофизиологические особенности и познавательные возможности обучающихся, обеспечивают нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов. Обеспечивается личная и пожарная безопасность при работе с тепловыми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьники осуществляют только под наблюдение учителя. Серьезное внимание уделяю соблюдению правил санитарии и гигиены.
Учащиеся изучают безопасные приемы труда с инструментами и оборудованием. Периодически провожу инструктажи по правилам ТБ с записью в журнале учета инструктажей, кабинет имеет соответствующий наглядно-инструкционный материал.
Обращаю внимание обучающихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Акценты делаю на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда.
С позиции формирования гражданских качеств личности особое внимание обращаю на формирование у детей умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники учатся прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий является комбинированный урок.
Для проведения занятий по образовательной области «Технология» базисным учебным планом общеобразовательного учреждения на федеральном уровне в 5-7 классах еженедельно отводятся два часа учебных занятий при продолжительности учебного года 35 недель, а в 8 классе отводится один час в неделю при продолжительности учебного года 35 недель.
Требования к уровню подготовки учащихся 5-8 класса
Учащиеся должны знать:
негативные последствия влияния общественного производства на окружающую среду и здоровье человека;
способы получения, хранения, поиска информации; источники и носители информации;
общие сведения о процессе пищеварения, усвояемости пищи, о роли витаминов в обмене веществ;
виды овощей, общие сведения о пищевой ценности овощей, способах их кулинарного использования, методы определения качества овощей, понятие об экологической чистоте воды и продуктов, правила первичной обработки всех видов овощей, инструменты и приспособления для первичной обработки и нарезки овощей;
правила санитарии и гигиены при санитарной обработке продуктов, безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, горячими жидкостями;
способы варки продуктов, их преимущества и недостатки, оборудование, посуда и инвентарь для варки; технологию приготовления блюд из сырых и вареных овощей, изменение содержания минеральных веществ и витаминов в овощах в зависимости от способа кулинарной обработки, оформление готовых блюд из овощей;
способы определения свежести яиц, использование яиц в кулинарии, способы крашения яиц;
виды бутербродов и горячих напитков, технологию их приготовления, правила сервировки стола к завтраку;
роль запасов в экономном ведении хозяйства, способы заготовки продуктов, условия и сроки хранения свежих овощей и фруктов, сохранение овощей и фруктов методом сушки и быстрого замораживания, технологию получения крахмала;
общие сведения из истории интерьера, требования, предъявляемые к интерьеру кухни, столовой, способы отделки интерьера, меры по борьбе с насекомыми и грызунами;
культуру поведения в семье; основы семейного уюта; выражение уважения и заботы о членах семьи; распределение обязанностей в семье;
правила безопасной работы с ручными инструментами и на универсальной швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного переплетения, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон;
условные обозначения отдельных деталей на кинематических схемах; виды передач вращательного движения и их кинематические схемы1;
технические характеристики, назначение основных узлов универсальной швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки универсальной швейной машины к работе; виды декоративно-прикладного искусства народов нашей страны, творчество народных умельцев своего края, области, села, различные материалы, инструменты и приспособления, применяемые в традиционных художественных ремеслах;
возможности лоскутной пластики, основные приемы и материалы, применяемые в лоскутной пластике;
правила заправки изделия в пяльцы, виды простейших ручных швов, правила посадки и постановки рук во время работы;
эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к рабочей одежде, общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа фартука, их условные обозначения;
понятие о композиции в одежде, виды отделки швейных изделий, способы моделирования фартука, правила подготовки выкройки к раскрою;
назначение, конструкцию, условные графические обозначения и технологию выполнения швов: стачного накладного с закрытым срезом, накладного с открытым срезом, в подгибку с открытым и закрытым срезом; способы раскладки выкройки на ткани, правила обработки накладных карманов и бретелей, оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;
способы ремонта одежды заплатами, правила ухода за одеждой из хлопчатобумажных и льняных тканей, способы удаления пятен с одежды, правила хранения шерстяных и меховых изделий, средства защиты их от моли;
гигиена, правила и средства ухода за кожей;
содержание и характер труда специалистов по обработке тканей и продуктов питания.
Учащиеся должны уметь:
осуществлять поиск необходимой информации в области кулинарии и обработки ткани;
работать с кухонным оборудованием, инструментами, горячими жидкостями; определять качество овощей, проводить первичную обработку всех видов овощей, выполнять нарезку овощей, применять различные способы варки, готовить блюда из сырых и вареных овощей, определять свежесть яиц и готовить блюда из них, нарезать хлеб для бутербродов, готовить бутерброды различных видов и горячие напитки, сервировать стол к завтраку;закладывать на хранение свежие ягоды, фрукты, овощи, определять съедобные и несъедобные грибы, сушить ягоды, фрукты, овощи, использовать домашний холодильник для быстрого замораживания и длительного хранения овощей и фруктов, получать крахмал из картофеля;
разрабатывать интерьер кухни и столовой, оформлять интерьер кухни и столовой изделиями собственного изготовления, чистить посуду из металла, стекла, керамики, древесины, поддерживать нормальное санитарное состояние кухни и столовой;
определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную сторону ткани;
рассчитывать передаточное число передач вращательного движения;
включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку, заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать ее скорость, выполнять машинные строчки (по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лап» ки), регулировать длину стежка;переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани без узла, подготавливать пасму мулине к работе, выполнять простейшие ручные швы;
подготавливать материалы лоскутной пластики к работе, подбирать материалы по цвету, рисунку, фактуре, пользоваться инструментами, приспособлениями, шаблонами, соединять детали лоскутной пластики между собой и с подкладкой, использовать прокладочные материалы;
читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фартука, подготавливать выкройку к раскрою;
выполнять на универсальной швейной машине следующие швы: стачной взаутюжку, стачной вразутюжку, расстрочной, накладной с закрытым срезом, накладной с открытым срезом, вподгибку с открытым и закрытым срезом, распускать швы, обрабатывать накладные карманы и бретели, подготавливать ткань
к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накалывать, наметывать и настрачивать карманы, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом или тесьмой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия;
ремонтировать одежду заплатами, удалять пятна с одежды, хранить шерстяные и меховые изделия, изготавливать чехлы для хранения одежды.
Анализ итогов обучения на предшествующем этапе:
Данный класс среднего уровня развития и обученности. В 6 классе учащиеся расширили знания о технологии выполнения различных видов работ: кулинарных, швейных, проектных. Приобрели необходимые знания по материаловедению, машиноведению, конструированию и моделированию швейных изделий, рукоделию. По результатам проверочных и мониторинговых работ, а также результатов практической деятельности учащихся материал курса 6 класса усвоен полностью. Однако, еще недостаточно развиты навыки и умения самостоятельной работы, практические компетенции, самостоятельность при выполнении творческих работ.
. Учащиеся должны знать:
Общие сведения о получении и свойствах шерстяных и шелковых тканей, признаки определения этих видов тканей и правила ухода за изделиями из шелка или шерсти. Устройство регуляторов натяжения нитей в швейной машине. Способы устранения неполадок в работе швейной машины. Виды соединительных и подгибочных швов. Назначение и способы получения зигзагообразной строчки. Технологию обработки вытачки. Виды юбок. Снятие мерок, расчеты и правила построения прямой, клиньевой и конической юбок. Способы раскладки деталей выкроек на ткань. Технологию изготовления юбки. Виды пищевых инфекций, способы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. Технологию и способы выполнения аппликации. Требования к качеству мясных и рыбных продуктов. Виды первичной и тепловой обработки рыбы и мяса. Первые и вторые блюда из этих продуктов. Способы консервирования сахаром. Расчет количества продуктов для участников похода. Правила безопасности и приготовления пищи в условиях похода. Возможности вязания крючком, элементы вязания. Разновидности комнатных растений. Способы оформления интерьера с помощью растений. Правила посадки растений.
Учащиеся должны уметь:
Регулировать натяжение нитей в швейной машине. Распознавать и устранять дефекты машинных строчек. Выполнять накладной, настрочной, расстрочной, основные подгибочные швы. Обметывать срезы зигзагообразной строчкой, обрабатывать вытачку. Снимать мерки, делать расчеты, чертежи всех видов фартуков, юбок, блузок. Выполнять моделирование фартуков, юбок, блузок. Применять различные способы раскладки деталей фартукоы, юбок, блузок. Изготавливать фартук, юбку, блузку. Выполнять аппликацию на ткани. Определять типы пищевых инфекций и оказывать первую помощь при заражении такой инфекцией. Определять качество мясных и рыбных продуктов. Готовить мясные и рыбные блюда, варить варенье. Составлять меню и рассчитывать количество продуктов для участников похода. Подбирать инструменты и материалы для вышивания. Выполнять элементы вышивки лентами. Читать схемы по вышиванию. Определять разновидности комнатных растений, сажать и пересаживать растения, ухаживать за ними.
Общеучебные навыки и умения:
Учебно – управленческие умения:
-учащиеся должны понимать последовательность учебной деятельности: планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися
-самостоятельно оценивать свою и одноклассников учебную деятельность посредством сравнения с деятельностью других учеников, с собственной деятельностью ранее, с установленными нормами
-определять наиболее рациональную последовательность действий по индивидуальному или коллективному выполнению учебной задачи.
Учебно – информационные умения:
- понимать устный текст в нормальном темпе
- понимать графические и условные изображения, таблицы, схемы, графики
Учебно – логические умения:
- решать задачи на основе готовых знаний, представляющие собой последовательную цепочку действий
В результате изучения технологии на базовом уровне в 8 классе, ученик должен:
Знать/понимать:
влияние технологии на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду;
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
основные этапы проектной деятельности;
источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь:
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
уточнять и корректировать профессиональные намерения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг;
составления резюме и проведения самопрезентации.
Должны владеть компетенциями:
– учебно-исследовательскими (умение решать учебные проблемы в ходе исследования, умение связывать воедино разрозненные части знания, умение извлекать пользу из образовательного опыта, умение находить и обрабатывать информацию);
– информационно-коммуникативными (умение работать с различными источниками информации, умение выслушивать и принимать во внимание мнения других людей, умение дискутировать и защищать свою точку зрения, умение презентовать результаты исследования, умение выражать себя в творческой работе, сотрудничать и работать в команде);– социальными (умение видеть связи между настоящими и прошлыми событиями, умение самостоятельно принимать решения, умение сделать посильный вклад в коллективный проект, умение организовывать свою деятельность);
– эмоционально-ценностными (умение генерировать новые решения, умение быть упорным и стойким перед возникшими трудностями, умение понимать и относиться толерантно к произведениям искусства и литературы).Основное содержание программы 5-8 классов:
1.Введение, правила ТБ
2.Элементы материаловедения
3.Элементы машиноведения
4.Конструирование и моделирование швейных изделий (фартук, юбка, блузка)
5.Технология изготовления швейных изделий (фартук, юбка, блузка)
6.Рукоделие. Художественные ремесла. Вышивка.
7.Технология ведения дома
8. Кулинария
9. Электротехнические работы
10. Творческие проектные работы
Темы докладов (или сообщений)
-для 5 класса:
История создания швейной машины.
История бытовой швейной машины.
Правила безопасной работы на швейной машине.
Правила техники безопасности при выполнении ВТО
История фартука в национальном костюме.
Варианты отделки фартука
Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства.
Вышивка в национальном костюме.
Виды рукоделия.
Технология обработки пищевых продуктов.
Чаепитие. История и этикет.
Кухонная посуда и уход за ней.
Виды и украшение бутербродов.
Украшение блюд на праздничном столе.
Столовый этикет. Правила поведения за столом.
-для 6 класса:
История создания одежды.
Стиль в одежде.
Что такое «Мода» и история моды.
Иллюзии в одежде.
Сервировка стола к ужину.
Правила этикета в гостях.
-для 7 класса:
История создания костюма.
Направление создания одежды «от кутюр».
Направление создания одежды «прет-а-поте».
Создание одежды с учетом зрительных иллюзий.
Явление иррадиации в одежде.
Учебно-методическое обеспечение.
1.Учебник «Технология.Обслуживающий труд.6 класс»
авторы Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э., «Дрофа», 2010 г.;
2. «Поурочные разработки по технологии» автор В.А..Давыдова3. Таблицы.
4.Образцы поузловой обработки изделий.
5.Тесты по технологии 5-7классы С.Э.Маркуцкая Изд. «Экзамен» 2006.
6.Книги по вышивке, кулинарии и др.
7. Технология в схемах, таблицах и рисунках 5-9 классы С.Э.Маркуцкая «Экзамен», 2009
8. Интернет
9. Диски с обучающими программами по вязанию спицами, крюч-ком.
10. Мультимедиапрезентации к урокам по темам.
11. Проектные работы учащихся.
Система диагностики и контроля.
1.Тестовые задания
2. Карточки для контроля знаний.
3.Выполнение проекта.
4.Самоконтроль по выполнению изделий.
Система промежуточной и итоговой аттестации.
На каждом уроке проверка практического задания, выполненного в течение урока, тесты, фронтальный опрос.
Система педагогических технологий.
В преподавании предмета технологии в 6 классе применяются педагоги-ческие технологии.
Модульное обучение.
Проектная деятельность.
Игровые технологии
Система внеклассной работы
Выставки работ учащихся.
Консультации учащихся
Участие в школьных и районных конкурсах.
Используемые педагогические технологии:
Игровые технологии
Технология современного проектного обучения
Тренинговые технологии
Технология программированного обучения
Технология уровневой дифференциации (в рамках внутренней дифференциации)
Приоритетными методами форм обучения при реализации данной программы являются:
1. Сочетание словесных и наглядных методов
2. Метод аналогий, самостоятельная работа с книгой, инструктаж
3. Метод выполнения трудовых заданий
4. Проектный метод упражнения
5. Лабораторно-практические работы
6. Учебно-практические работы.
Система контроля и оценки учебных достижений обучающихся
Формы контроля:
- устный опрос по содержанию дисциплины и лекции учителя;
- самостоятельные работы по изученному материалу;
- практические (индивидуальные и групповые) работы по изготовлению изделия.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся, включающая разные виды работы: индивидуальную, работу в парах, групповую (бригадную).
Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся
ОТМЕТКА «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
ОТМЕТКА «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.
ОТМЕТКА «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценки практической работы
Организация труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.
ОТМЕТКА «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.
Приемы труда
ОТМЕТКА «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.
ОТМЕТКА «4» ставится, если приемы труда выполнялись вв основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.
ОТМЕТКА «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.
ОТМЕТКА «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).
Качество изделия (работы)
ОТМЕТКА «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.
ОТМЕТКА «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.
ОТМЕТКА «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.
ОТМЕТКА «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.
Перечень литературы и средств обучения
Закон «Об образовании».
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования».
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
Программа составлена на основе образовательной программы основного общего образования «Технология. 8 класс» и к программе «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией О. А. Кожина, Е.Н. Кудакова, Н. Б. Рыкова, Л.Э. Новикова, А.А. Карачев, С.Э. Маркуцкая (М. 2013).
Учебно-методический комплект:
Для учащихся:
1. Климов, Е. А. Основы производства. Выбор профессии: проб. учебное пособие для учащихся 8–9 классов средней школы / Е. А. Климов. – М.: Просвещение, 1988.
2. Симоненко, В. Д. Технология: учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы / В. Д. Симоненко, А. Н. Богатырев, О. П. Очинин и др. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 288 с.
3. Технология. 8 класс: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. / под ред. В. Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2007. – 208 с.: ил.
Для учителя:
1. Бондарев, В. П. Выбор профессии: из опыта работы центра профориентации молодёжи Ленинградского района Москвы / В. П. Бондарев. – М.: Педагогика, 1989. – 128 с.
2. Быков, З. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / З. Н. Быков, Г. В. Крючков и др. – М.: Высшая школа, 1986.
3. Изучение индивидуальных особенностей учащихся с целью профориентации: методическая рекомендация для студента и классного руководителя / сост. А. А. Ронсков. – Волгоград: Перемена, 1998.
4. Литвинец, Э. Н. Забытое искусство / Э. Н. Литвинец. – М.: Знание, 1992.
5. Лында, А. С. Методика трудового обучения / А. С. Лында. – М.: Просвещение, 1977.
6. Программа «Технология». 1–4, 5–11 классы. – М.: Просвещение, 2005.
7. Прошицкая, Е. Н. Практикум по выбору профессии. 8–11 классы / Е. Н. Прошицкая. – М.: Просвещение, 1995.
8. Райзберг, Б. А. Основы экономики и предпринимательства: учеб. пособие для общеобразовательных школ, лицеев / Б. А. Райзберг. – М., 1992.
Интернет-ресурсы:
• информационный проект кафедры технологии лицея № 8 «Олимпия» г. Волгограда //
http://master-class.narod.ru
• Ярославский институт развития образования. Раздел «Технология» // www.ipk.yar.ru
• Начала экономики // www.besh.websib.ru
• Игры и задачи на развитие творческого мышления // www.rozmisel.ru
• Сайт о стиле и моде // www.sarafan.ru
• Сайт о стиле и моде // www.shpilka.ru
• Сайт с технологическими описаниями изготовления праздничных поделок //
www.sneg.by.ru
• Академия школы дизайна // www.designacademy.ru
• Культурно-просветительский центр дизайна упаковки // www.kpcdesign.ru
• Интернет-портал, посвященный рекламе, маркетингу // www.sostav.ru
• Современное экономическое образование // www.spb-economics.narod.ru
• Детский театр моды «Меланж» // www.melange.by.ru
• Виртуальный вернисаж изделий декоративно-прикладного искусства (береста, золотное шитье, кожа и дерево, резьба по дереву и капу, роспись по ткани, керамика и др.) // www.webvernisage.com
В.Н.Чернякова, «Технология обработки ткани», 7-8класс,М., «Просвещение»,1999г.
В.И.Ермакова, «Основы кулинарии», 5-8 класс, М., «Просвещение»,1996г.
Литература для учителя:
«Технология», программно-методические материалы, 5-11класс, М., Дрофа, 2001г.
Примерные программы по обучению учащихся основам технологии народных художественных ремесел, 5-11 класс, Курган, 1998г.
Технология, 8 класс, поурочные планы по учебнику под редакцией В.Д.Симоненко, вариант для девочек, автор-составитель О.В.Павлова, Волгоград, Учитель, 2006;
Технология, 5-11 классы (вариант для девочек) развернутое тематическое планирование по программе В.Д.Симоненко, Волгоград, Учитель, 2009;
Технология. Дополнительные и занимательные материалы. 5-9 классы. Авторы – составители Л.Д.Караценцева, О.П.Власенко, Волгоград, Учитель, 2009
Технология. Русские традиции при изготовлении различных изделий. 6-8 классы. Автор – составитель И.Г.Норенко, Волгоград, Учитель, 2007
Технология. Уроки с использованием ИКТ, 5-9 классы. Автор – составитель Л.В.Боброва, Волгоград, Учитель, 2009
Технология для девочек. Контрольно-измерительные материалы. Автор – составитель Г.А.Гориенко, Волгоград, Учитель, 2010
Технология. Организация проектной деятельности. 5-9 классы. Автор – составитель О.А.Нессонова, Волгоград, Учитель, 2009
Т.П.Лакоценина, Современный урок, интегрированные уроки, Учитель, 2009
К.Н.Поливанова, Проектная деятельность школьников, М., Просвещение, 2008
Оценка качества подготовки выпускников по технологии, М., Дрофа, 2000г.
Обучение технологии в средней школе, 5-11 класс, М., Владос, 2004г.
М.Б.Павлова, «Метод проектов в технологическом образовании школьников», М., Вентана-Граф, 2003г.
Г.И.Кругликов, «Методика преподавания технологии с практикумом, М., АКАДЕМА, 2002г.
А.К.Бешенков, «Методика обучения технологии», 5-9 класс, М., Дрофа, 2003г.
О.Б.Ставрова, «Современный урок технологии с применением компьютера, М., Школьная Пресса, 2004г.
Технология, Поурочные планы по учебнику В.Д.Симоненко, 5-8 класс, Волгоград, Учитель АСТ, 2003г.
О.В.Павлова, «Неделя технологии в школе», Волгоград, 2006г.
Ю.В.Крупская, Технология, Методические рекомендации, М., Вентана-Граф, 2006г.
Л.Н.Морозова, «Технология, Проектная деятельность учащихся», 5-11 класс, Волгоград, Учитель, 2005г.
Вышивание:
Иванова А. Ручное вышивании. М., «Культура и традиции», 2004
Власова А.А. Уроки рукоделия. С-П.: Кристалл, 1998
Энциклопедия «Шитье и рукоделие». М.: Большая Российская энциклопедия, 1999
Иванова А.А. Вышивка в интерьере. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005
Джен Итон «Шедевры великих мастеров. Вышивка крестом», М.: Контент, 2007
Елена Вирко.Иконы из бисера. М.: ЭКСМО, 2008
Джейн Гринофф. Вышивка крестиком. М.: Эксмо, 2005г..Молотобарова О.С. Учите детей вышивать. М.: Владос, 2003г.
Иванова А.А. Вышивка в интерьере, М.: Олма-Пресс, 2003г.
Иванова А. Ручное вышивание. Культура и традиции. М.: 2004г.
Андреева И.А. Энциклопедия: шитье и рукоделие. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999 г.
Энн Кокс, «Вышивка шелковыми ленточками», М., Кристина и К, 2002г.
Этикет:
Южин В.И. Полная энциклопедия Этикета. М.: РИПОЛ классик, 2007
Гирченко И. Этикет и сервировка стола. М.: Мой мир, 2006
Мирзоян А. Мир этикета. Урал ЛТД, 2001г.
Гирченко И. Этикет и сервировка стола. М.: Мой мир, 2006
Т.П.Старжевская, «Правила хорошего тона», М., 1998г.
А.Андриевский, «100 советов по этикету», Минск, Современный литератор, 2000г.
А также дополнительных пособий для учителя:
1. Семейная экономика. В.Д.Симоненко, О.И.Шелепина2. Золотая энциклопедия хозяюшки. О. Домодедова
3. Энциклопедия современной женщины. Все о рукоделии. К. Гладков
4.Современная энциклопедия домашнего хозяйства. Рукоделие для всех. Е Карпова
5. Иголка-волшебница. Т.Еременко6. Волшебный клубок. АСТ. Астрель7. Цветы в комнате и на балконе. Г.Тавлинова8. Уютный дом спицами и крючком. Е.Зуевская9. Вязание на спицах. Р.Раскутина10. Домашнее консервирование. Л.Иванова11.Домашнее консервирование. И. Кравцов
12. Овощная кулинария от А до Я. Н.Бруннек13. Кулинарный словарь. «Вече»
14. Карельская кухня. Р.Никольская15. Твое здоровье в твоем саду. С.Амилаханова16. Овощи на грядке и на столе. М.Изергина17. Лучшая кулинарная книга. П.Уолнер
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионального и трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслового творчества.