Классный час на тему Умей договариваться и понимать 
Классный час 
Подготовила и провела:
Новикова Н.Н.
Тема: « Умей договариваться и понимать»
Цели:
 - учить детей анализировать конфликтные ситуации; развивать   эмоциональную устойчивость в ситуациях проявления агрессии; формировать адекватные формы поведения и коммуникативные навыки; развивать умение снимать эмоциональное напряжение.
- познакомить учащихся со способами выхода из конфликтных ситуаций.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний.
    Учит.: - Ребята, как вы понимаете тему нашего занятия? (Договариваться и понимать).  А для чего нам  ребята, нужны эти умения?
(Умения договариваться с людьми, понимать их, нам нужны для успешного общения). А кто из вас знает, что такое общение?
(Общение- это способ узнать личность другого человека и проявить свою собственную). А как вы думаете ребята, может ли человек прожить, ни с кем не общаясь? Почему для людей так важно общение? (Без общения человек не может.  Все люди связаны друг с другом: общаясь, мы передаем информацию, получаем её, договариваемся, объясняем, т. е. взаимодействуем, общаемся). А можно сказать, что, понимая речь человека, мы его понимаем? Его чувства,  его поступки?
( Выслушать ответы детей) 
(Учитель предлагает послушать рассказ.)
Лучший друг
Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать.
Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Луков катается. Рассердился Коля и во двор побежал. «Сейчас,  думает,  отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал». Подскочил к нему  сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
- Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг  Коля.
Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
-Что же вы на самокате-то не катаетесь?..
(Ю. Ермолаев)
(Далее беседа по содержанию)
- Можно ли назвать Колю и Вову друзьями? Почему?
- Из-за чего рассердился Коля?
- Какое желание возникло у Коли, когда он увидел, что Вова взял без спроса его самокат?
- А у вас были случаи, похожие на тот, что описан в рассказе?
- Что вы чувствовали в этой ситуации?
- Что вам хотелось сделать?
- Как вы считаете, стоит ли драться, ссориться из-за того, что кто-то взял без разрешения вашу вещь?
- Как вы считаете, дети сумели понять друг друга и договориться?
- Какие советы дали бы вы друзьям в подобном случае?
Учит.: –Ребята, давайте разберем вот такую проблемную ситуацию
Проблемная ситуация.
     Приходит мальчик Антошка домой, он чем-то расстроен.
Мама обращает внимание на Антошку: - Что случилось? Ты чем-то расстроен? Антошка рассказывает маме свою историю.
Антошкина история
- Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убегалки-догонялки.
- Можно мне с вами поиграть? - спросил я ребят. - Чур, буду убегалка!
- Нет уж, - ответили ребята, - если хочешь, чтобы мы тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой.  Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело бегают ребята и как быстро превращаются в убегалку, мне стало грустно, я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться...
- Но почему же ты грустишь? - Потому что я не вернулся, из-за того, что не знал, что сказать ребятам.
 Учит.: - Давайте ребята разберем эту ситуацию. Как поступили бы вы?
- Как вы считаете, дети сумели понять друг друга и договориться?
- Какие советы дали бы вы ребятам в подобном случае?
(Учитель выслушивает высказывания детей)
3. Чтение рассказа В. Осеевой.
«Отомстила»
Катя подошла к своему столу  и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
- Алеша!  закричала Катя. - Алеша!  И закрыла лицо руками, громко заплакала.
Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.
- Ничего я тебе не сделал!  быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
- Я тебе отомщу!  кричала со слезами Катя.
Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
- Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
- Ты у меня тоже заплачешь!  кричала Катя. - Еще как заплачешь!
- Это я-то заплачу?  Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх.
 - А ты сначала поймай меня. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
- Алеша!  кричала она. - Алеша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.
- Встань! Встань!
Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.
- Не можешь?  испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алешины колени.
 - Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
- Больно тебе?
Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.
- Что, не можешь стоять?  спросила Катя.
Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре.
- Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!
Учит.: - Из-за чего Катя обиделась на Алешу? Как Катя отомстила брату?
- К чему привело желание Кати отомстить брату?
- Что чувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева?
- Что чувствовал Алеша?
- Как бы вы поступили в этой ситуации?
(Учитель выслушивает детские мнения)
- Так что же значит правильно понимать? 
- К чему может привести ситуация, когда  люди друг друга не понимают?
4. Открытие нового знания.
 Учит.: -Вернемся к нашему сюжету. Могла бы данная ситуация сложиться по- другому?  Как  нужно было поступить нашим героям? Они могли договориться друг с другом?
(Учитель выслушивает мнение детей)
Учит.: -Вы только что предположили, каким получилось бы общение, если бы Катя и Алеша понимали друг друга. Так что же значит «понимать других людей»?
(выслушать, войти  в его положение, объяснить, что хочешь ты, договориться и т. д.)
 Учит.: - Когда между людьми возникает  непонимание, это ведет к ссоре. Возможно, они больше не захотят общаться, но могут и прибегнуть к силе. Ссора может перерасти  в конфликт.
(Конфликт – столкновение, серьёзное  разногласие, спор) 
5.Расширение нового знания
 Учит.: - Ребята, а можно ли обходиться без конфликтов? Чтобы понять это, я предлагаю вам игру «Трио». 
Материалы:  пустые коробки из-под обуви или небольшие куски коврового покрытия.
Учит.: - Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую , вы можете показать насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. 
Для начала мне понадобятся две тройки игроков. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит  посередине, ставит ноги в две пустые коробки  из-под обуви, одна коробка предназначена  для его левой ноги, а другая – для правой. Двое других ребят ставят по одной своей ноге в те же коробки: стоящий справа ставит свою правую  ногу в одну коробку с его левой ногой.Теперь все должны попробовать пройти несколько метров. Наверное, будет лучше, если они возьмут друг друга за плечи.
Учит.: - Что помогло добиться успеха?
- Смогли ли вы в своей команде  договориться  друг с другом?
  -Что было труднее всего? 
(Дети приходят к выводу, что договариваться трудно, каждый настаивает на своем, не хочет выслушать другого, не хочет уступить)
     -Именно поэтому  нам  в жизни не всегда удается избежать конфликтов. И если конфликтующие стороны не могут договориться, может произойти и такое.
Компромисс 
- Молодцы ребята! Действительно  всё очень просто:
-нужно выслушать другого и постараться понять, что он хочет;
-объяснить, что хочешь ты.
     -Ребята, запомните главное правило:  спорщикам нужно успокоиться и выслушать друг друга  без оскорблений и драки, конечно.
6. Итог 
 Учит.: - Ссоры и конфликты никогда не приносят ничего хорошего: человек теряет друзей, хорошее настроение, силы и время. Всё зависит от каждого из нас, от того, как мы смотрим на мир. Только стремясь понять другого, мы научимся решать наши споры и правильно общаться. Это и есть тот золотой ключик, который открывает дверь в замечательную жизнь.
7. Рефлексия
Учит.: - Я предлагаю вам ребята,  уже сегодня,  воспользоваться  этим золотым ключиком: попробуйте каждый для себя составить несколько правил, как избежать конфликта.																																																																																																				
«Умей договариваться и понимать»
Рисунок 215