Тема: Научи меня дружить


Занятие
по нравственному воспитанию детей
в средней группе.
Тема: "Научи меня дружить"
Воспитатель: Шевелёва Р.И.
(Тематическая проверка)
Цель: уточнить представления детей о том, что значит уметь дружить, научить осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить существующими нормами поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.
Задачи:
учить детей формулировать правила поведения, анализировать собственные поступки.
развивать осознанные взаимно доброжелательные отношения с родственниками, понятие о дружбе, друзья.
воспитывать чувство взаимопомощи, товарищества.
Материалы к занятию:
демонстрационный матрешка, панно "Солнечный лучик", панно "Два дома".
раздаточный: геометрические фигуры: треугольники ,квадраты, круги, прямоугольники.
Ход занятия
Дети стоят по кругу (на столе стоит матрешка накрытая платком).
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас снова. Давайте возьмемся за руки улыбнемся друг другу. А теперь покажите мне свои пальчики. Может мы их тоже подружим?
Дети - ДА
Игра "Дружба" (дети стоят по кругу )Дети:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,Мы с тобой подружим маленькие пальчикиРаз, два, три, четыре, пять начинаем счет опять,Раз, два, три, четыре, пять вот закончили считать.
Воспитатель: Молодцы! Ребята, у нас в группе гостья .Кто это? (воспитатель снимает с матрешки платок)
Дети: Матрешка
Воспитатель: А зовут ее "Ласковушка". Как вы думаете, почему ее так называют?
Дети: она добрая, ласковая
Воспитатель: Ребята, она очень хотела бы познакомиться с вами поближе. А вы хотите?
Дети: Да
Воспитатель: Тогда мы будем передавать "Ласковушку" по кругу и называть свое имя ласково. Хорошо? Держите ее нежно, постараемся передать ей тепло своих ладошек и частицу своей души. Начинаем с меня (дети передают матрешку по кругу и называют свое имя ласково)
Дети: Дашечка, Славочка, Филюрачка, Данечка, Лёшечка и т.д.
Воспитатель: Вот "Ласковушка" вернулась ко мне обратно. Вы почувствовали, сколько тепла и ласки подарила она нам. Давайте оставим её у нас на занятии.
Дети проходят и садятся на стулья.
Воспитатель: "Ласковушка" говорит, что рада с вами познакомиться, только она не знает, куда она попала?
Дети: В детский сад.
Воспитатель: А мы сейчас расскажем:
Что такое детский сад?Это дом для всех ребят.Это радость, это смех.Это сто друзей для всех!
Воспитатель: Ребята, а как называется страна в которой мы с вами живём?
Дети: Россия
Воспитатель: А в каком селе мы с вами живём?
Дети: КановоДети: Солнышко
Воспитатель:
Здесь поём мы и смеёмсяВместе дружим и растёмНаша группа - это солнцеСогревает нас теплом!
Воспитатель: А ещё у каждого из нас есть своя семья.
Пальчиковая игра "Семья"
Этот пальчик дедушка,Этот пальчик бабушка,Этот пальчик папочка,Этот пальчик мамочка,Этот пальчик я - вместе дружная семья!
"Ласковушка", мы с детьми тебе хотели рассказать одну историю про двух подружек.
Дети:
Шар надутый две подружки.Отнимали друг у дружки. Шар нечаянно лопнули, Сели и заплакали.
Воспитатель: А у нас в группе есть такие подружки и друзья ?Дети: Нет
Воспитатель: А какие в нашей группе мы расскажем, поиграв в игру "Солнечный лучик"
Дети выкладывают лучик и говорят ласковое слово
Дети: добрые, ласковые, замечательные, талантливые и т. д.
Из лучиков получается солнышко.
Воспитатель: Вот и засияло наше солнышко.
Воспитатель предлагает послушать сказку "Два дома" (показывает и рассказывает) Когда-то - очень давно на одной из улиц стояло два соседних дома. В одном доме жители много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. В другом доме жители много грустили, и всегда были печальны. Весёлым жителям было очень жалко своих соседей. И они решили порадовать соседей раскрасив их дом разноцветными, яркими красками. Вдруг произошло чудо: грустные жители стали улыбаться. С тех самых пор грустных, унылых человечков в этом городе больше не встречали.
Воспитатель: Ну что, вам понравилась история?
Дети: ДА.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы о дружбе вы знаете?
Дети:
1) Один за всех, и все за одного.
2) Нет друга ищи, а нашёл береги.
3) Друзья познаются в беде.
4) Нет дружка родней, чем родная матушка.
Воспитатель: Ребята, мы уже с вами говорили о том, что другом может быть не только девочка или мальчик, а ещё кто?
Дети: Кошка, собака.
Дети выкладывают из геометрических фигур: девочку, мальчика, кошку, собаку. Дети встают в круг. Воспитатель берёт в руки "Волшебную палочку» и говорит такие слова:
Если б палочку волшебнуюПодарила фея мне...Что бы я, ребята сделалаНаяву, а не во сне?Я бы раз взмахнула палочкойИ сказала тихо ей:Пусть побольше будет радости на земле моей!Два коснулась - тихо палочка:Всем родным здоровым быть,Старшим, стареньким и маленькимХорошо и дружно жить!
Воспитатель подводит итог занятия.
Воспитатель: Ребята мы с вами говорили о дружбе, это как хорошо быть дружными, как здорово когда есть друзья.
Конспект открытого занятия по социально-нравственному воспитанию детей среднего дошкольного возраста Тема: «Мои друзья» Материал: игрушка-персонаж, мяч, бумага, фломастеры, музыка.
Предварительная работа: заучивание стихов, пословиц о друзьях; разучивание движений под музыку.
Цель:Расширять представления у детей о дружбе, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Совершенствовать себя, как личность через общение с людьми.
Развивать эмоциональную отзывчивость. 
 
Ход занятия:
Стук в дверь.
Воспитатель: Ребята, к нам кто-то пришел. Давайте, посмотрим. (Появляется обезьянка-игрушка.) Ой, а кто же это? (Ответы детей.)
Обезьянка: Здравствуйте, ребята! Куда я попала? (Ответы детей.)
Воспитатель: Какая обезьянка любопытная, веселая, озорная.
Обезьянка: Как вас здесь много. Наверное, в детском саду очень интересно и весело. Я тоже хочу ходить в ваш детский сад. Возьмете меня?
Воспитатель: Для начала надо познакомиться. Меня зовут (воспитатель называет имя, отчество). А тебя?
Обезьянка: А меня зовут Анфиса.
Проводиться игра «Скажи свое имя». (Дети встают в круг и передают друг другу игрушку, называя свое имя.)
Воспитатель: Замечательно! Вот мы и познакомились. Наши ребята очень дружные. А ты хочешь стать их другом?
Анфиса: А кто такие друзья?
Воспитатель: Ребята, помогите Анфисе, расскажите. (Это с кем мы играем, разговариваем…)  
Обезьянка: А сколько можно иметь друзей? (одного, два, много…)  
Воспитатель: Как вы думаете, дети могут дружить только с детьми или с взрослыми тоже? (ответы детей).  
Воспитатель: Анфиса, послушай какие пословицы, знают наши дети про друзей. (Друга ищи, а нашел береги; человек без друзей, что дерево без корней.)
Анфиса: Какие вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, взрослые часто говорят: «Нужно быть дружными». Подумайте и расскажите Анфисе, что значит «дружить»? (Делиться игрушками, конфетами; не ссориться, не кричать, не драться, разговаривать вежливо, помогать друг другу…)
Анфиса: А если у меня будет плохое настроение, вдруг вы отвернетесь от меня, не захотите со мной играть?
Воспитатель: Дети, что вы делаете, если заметите, что у вашего друга плохое настроение? (Пожалеем, посидим рядом, успокоим, дадим игрушку...)
Воспитатель: Правильно, молодцы. Анфиса, если дети дружат, то они всегда придумают, как развеселить друга. Наши дети знают много игр. Хочешь, они тебе покажут?
Анфиса: Да, очень-очень хочу. 
Проводиться пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с вами подружимся
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять (Пальцы рук соединяют в замок).  (Ритмичное касание мизинцев). (Поочередное касание пальцев обеих рук, начиная с мизинца). Мы закончили считать.   (Руки вниз, встряхнуть кистями).  
Анфиса: Спасибо, мне понравилась игра.
Воспитатель: А мы знаем много игр и тебя, Анфиса, научим.
Проводится физкультминутка:
Дружит с солнцем ветерок,
А роса - с травою.
Дружит с бабочкой цветок,  
Дружим мы с тобою.
(Руки вверх и их качание)
(Руки на пояс, присесть)                              
(Плавные движения руками, затем поднять руки вверх: кисти в стороны)            
(Шаг на месте).
Воспитатель: Анфиса, у многих наших ребят есть самые лучшие друзья. Дети, подойдите к своему другу, возьмите его за руки и мы с вами поиграем.
Проводиться игра «Назови друга ласково». (Дети в кругу передают мяч и ласково называют друга по имени). Анфиса: Спасибо мне очень понравилась эта игра. Воспитатель: А еще мы знаем стихи про друзей.
Воспитатель предлагает прочитать стихи:
Жить на свете
Очень туго
Без подруги или друга
Без тебя и твой щенок
Нестерпимо одинок.
***
Есть много у меня друзей
Но лишь один из них дружней
Не бросит никогда в беде,
Грустить не позволяет мне.
Воспитатель: Счастлив тот, кто имеет настоящего друга. А кто из вас сделал для друга что-то хорошее? (Ответы детей.) Воспитатель: Правильно, друга можно порадовать, например, нарисовав его портрет. Кто хочет порадовать друга? Я предлагаю сесть за столы и нарисовать портреты своих друзей. (Дети рисуют портреты и рассказывают, кого они нарисовали).
Анфиса: Молодцы, ребята. Я сегодня узнала очень много о дружбе и друзьях. Мне очень понравилось у вас в гостях, и я обязательно приду к вам в следующий раз. До свиданья, ребята!
Воспитатель: А теперь, ребята, приглашайте своих друзей на танец.
Танец детей под песню «Настоящий друг» автор М. Пляцковский, композитор Б. Савельев.