Доклад на тему: Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
Дифференцированный и индивидуальный подход в обучении
Проблема дифференцированного обучения продолжает оставаться актуальной и сегодня. Что же такое дифференцированное обучение и индивидуальный подход в обучении?
Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп обучающихся.
Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого .
Разные обучающиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый обучающий в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.
Психофизиологические особенности обучающихся, разные уровни их умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.
Как строить процесс дифференцированного обучения?
Практики говорят: по степени умственного развития, работоспособности. Теоретики считают: по степени помощи обучающемуся. Дифференциацию можно проводить по степени самостоятельности обучающихся при выполнении учебных действий.
Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов.
Для себя я разбила эту работу на несколько этапов:
Изучение индивидуальных особенностей обучающихся – и физических
( здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
В связи с этим вспоминаются слова К. Д. Ушинского:
« Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его тоже во всех отношениях».
Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями, а также опираюсь на результаты обследований, проводимых нашим психологом.
Выделение отдельных групп обучающихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
-уровнем работоспособности и темпом работы;
-особенностями восприятия, памяти, мышления;
-уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
Постоянный контроль за результатами работы обучающихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен. У каждого преподавателя свой подход к выделению групп обучающихся.
С моей точки зрения, правильнее будет не деление детей на «слабых» и «сильных», а отнести их к трём условным группам. Эти группы не постоянны, их состав может меняться.
1 группа - обучающие, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – обучающие, способные справиться самостоятельно.
3группа – обучающие, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Обучающие 1 группы отличаются низкой и неустойчивой работоспособностью, повышенной утомляемостью, трудностями в организации собственной деятельности, низким уровнем развития памяти, внимания, мышления. Им необходимы постоянная стимуляция, яркая мотивация, чёткое отслеживание временного режима, проверка качества выполнения заданий, включение заданий на развитии. Этим обучающимся педагоги обычно уделяют максимум внимания в ущерб остальным.
Обучающие 2 группы более всего устраивают преподавателя, с ними мало хлопот. У них хорошие память и внимание, нормально развитое мышление, грамотная речь, их отличают исполнительность, добросовестность, высокая учебная мотивация. Им необходимо постоянное ненавязчивое внимание преподавателя, небольшая стимуляция, включение творческих заданий.
Обучающие 3 группы обладают «академической одарённостью», представляющей собой единство познавательной потребности, эмоциональной включённости, мотивации и способности к регуляции своих действий.
Как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп обучающихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали, а дети с трудностями обучения и развития понимали его?
Эффективность урока зависит от целого ряда факторов. Работать над ним преподаватель начинает ещё при написании тематического плана. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Непосредственно подготовку к уроку важно начинать с целеполагания, мы знаем о триединых целях образования: обучение, развитие, воспитание.
Чтобы разнообразить учебные будни, преподавателя обычно используют различные формы урока
Для уроков обобщения изученного материала широко использую такую известную форму обучающего контроля, как зачёт.
На зачёте можно пользоваться всем: тетрадью, учебником, памятками, советами консультантов.
Вывод:
При работу с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.
Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которую ставит преподаватель.
Если преподавателя волнует развитие детей, успех в обучении каждого обучающегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.