Презентация по музыке на тему: Изобразительные интонации
Тема четверти «ИНТОНАЦИЯ» 2 класс, 2 четверть Тема урока: «Изобразительные интонации» Тема четверти: «ИНТОНАЦИЯ» Тип урока: урок обучения умениям и навыкам Цели: продолжить изучение темы “Интонация”; через пьесы из цикла «Карнавал животных» К. Сен-Санса – раскрыть тему урока «Изобразительные интонации»; определить изобразительные интонации в пьесах«Курицы и петухи», «Животное с длинными ушами», «Лебедь». научить различать выразительные и изобразительные интонации, выявить их значение в музыке через музыкальные произведения композиторов классиков и современных музыкантов. развивать образное восприятие, самостоятельность мышления. Умения слышать и выделять в музыке главное. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения воспитывать чувство прекрасного через музыкальные и художественные произведения. Задачи урока: Методы: организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, ретроспективы, репродуктивный;стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: метод эмоциональной драматургии, создание нравственных переживаний, ситуация занимательности, прием сопоставления, сравнение, анализ, игра. Виды музыкальной деятельности: хоровое пение;восприятие музыки и размышление о ней;музыкально-ритмические движениятеатрализация песни;импровизации (речевые, вокальные, художественные);музыкальные загадки;выполнения творческих заданий. Оборудование: ТСО: мультимедиа, музыкальный центр, фортепиано, CD-записи. Музыкальный материал: Л. Бетховен,«К Элизе». С. Прокофьев, «Болтунья». Л. Бетховен, экспозиция симфонии №5. К. Сен-Санс «Карнавал животных»: «Животное с длинными ушами», «Курицы и петух», «Лебедь».Попевка «Дождик».Д. Б. Кабалевский, попевка «Кто дежурные?». Б. Савельев, Л. Рубальская, «Разноцветная игра».Русская народная песня «Тень-тень».Дополнительный материал:мультимедийная презентация к уроку, элементы костюмов для инсценирования песни «Тень-тень», карточки-ребусы. Знать: жанровое начало музыки; основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;Уметь: определять сходство и различие речевой и музыкальной интонации; узнавать изученные музыкальные произведения и их авторов; оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание; Требования к уровню подготовки Формы промежуточного контроля устный опрос; разгадывание ребусов;музыкальные загадки на определение названия произведения и композитора;анализ музыкальных произведений на определение интонационно-эмоционального содержания;слушание музыки и размышление о ней; театрализация песни; концертное исполнение песни;музыкально-пластическое движение. Технологическая цепочка и метраж урока (в минутах). 6. Введение нового материала 5. 2. Исполнение попевки «Кто дежурные?» 5. 1 Вокальные упражнения 5. Повторение песенного репертуара 4. Закрепление пройденного музыкального материала 3. Постановка проблемы 2. Актуализация знаний 1. Организационный момент. Музыкальное приветствие 15. Рефлексия 14. Оценивание 13. Домашнее задание 12. Итог урока 11.1. Исполнение песни «Разноцветная игра» 11. Вокально-хоровая работа: инсценирование песни «Тень-тень» 10. Первичное закрепление 9. Микро-обобщение 8. Пластическое интонирование 7.3. Слушание пьесы «Лебедь» 7.2. Слушание пьесы «Персонаж с длинными ушами» 7. 1. Слушание пьесы «Курицы и петух» 7. Изучение нового материала Ход урока. Организационный момент: музыкальное приветствие ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Я зову вас всех, друзья, с собой в страну нашу,Нашу милую Звукляндию.Но туда дорога нелегка, ждут вас, ребята, испытания!А помогут вам в пути ваши знания идти.Ваши знания хорошие, немалые.С ними вы наверняка с заданьем справитесь шутя,И откроется вам всем Страна Звукляндия. 2. Актуализация знаний Перед вами ворота в эту замечательную страну. А ключик от музыкального замка вы получите только после того как продемонстрируете свои знания. Назовите ведущий элемент музыкальной речи. ( мелодия ) 4 7 1 6 2 3 5 О Я М И Е Л Д (на слайде в презентации появляется правильный ответ) Как в музыке называется чередование длинных и коротких звуков? ( ритм )4 2 1 3М И Р Т(на слайде в презентации появляется правильный ответ) Дружбу звуков говорятНазывают словом – лад.Светлый, мир просторныйРисует лад – (ответы детей -мажорный) А мир в темноту погружённый Лад рисует – (ответы детей –минорный) Какой элемент музыкальной речи доказывает, что ноты ладят друг с другом? ( лад ) 3 1 2 Д Л А(на слайде в презентации появляется правильный ответ) А каким бывает лад нам подскажут стихи-подсказки МАЖОР МИНОР грустный, задумчив светлый, радостный ЛАД С помощью следующего ребуса мы вспомним тему 2 четверти. 3 4 2,5 6 1 7 ия Т О Н А И Ц Что такое «интонация»? (Интонация – это выразительность, а ещё название города) На каких улицах города мы с вами были на прошлом уроке? (на улице Музыкальных и речевых интонаций) Музыкальные интонации Речевые интонации Давайте заглянем на улицу Музыкальных и речевых интонаций и вспомним в чем их сходство и различие? (сходство этих интонаций в том, что они должны быть выразительными, а различия в том, что музыкальную интонацию можно записать точно по высоте и она не изменится по истечении времени, а речевую записать точно по высоте нельзя и она может изменяться). А что отображает выразительная интонация? (чувства человека) Молодцы, ребята, вы хорошо знаете пройденный материал, а значит получайте ключ от музыкального замка. (Одному из учеников даётся скрипичный ключ и он открывает ворота в волшебный город «Звукляндию) 3. Постановка проблемы. Вспомним, для чего нам, как исполнителям, нужна интонация? (чтобы выразительно исполнять музыкальные произведения). А для чего нужна интонация нам, как слушателям? (чтобы узнавать музыкальные произведения и чувствовать музыку). 4. Закрепление пройденного музыкального материала Попробуем проверить правильность этого высказывания. Я буду наигрывать интонации, а вы должны угадать произведение и какая интонация показана в этом произведении? С. Прокофьев, «Болтунья» (разговорная интонация – скороговорка) Л. Бетховен,«К Элизе» (выразительная интонация - грустная) Л. Бетховен, экспозиция симфонии №5 (выразительная интонация – настойчивости и решительности) Д. Б. Кабалевский, «Кто дежурные?» (выразительная – чувство гордости за класс) 5. Повторение песенного репертуара: Исполнение песни «Кто дежурные?» В этой песне встречается несколько разговорных интонаций, какие? (вопросительные, утвердительные). А чтобы исполнить их правильно давайте с ними поработаем в наших упражнениях для распевания голоса (распевание от разных звуков со сменой интонаций (вопросительной, радостной, грустной) без слов на слоги: -ми, -мэ, ма, -мо, - му; и с текстом: - вот иду я вверх, вот иду я вниз). Сейчас мы исполним попевку выразительно все вместе (при исполнение попевки всем классом следить за характером, жанровой основой интонаций, соответствие их образному содержанию, интонационно-драматургическим развитием песни). Теперь давайте исполним песню по группам и посмотрим, чья группа справится лучше. А запевалой у нас будет Маша - класс делится на 3 группы (выразительное исполнение попевки по группам) 6. Введение нового материала Итак, мы в стране Звукляндия, в городе с прекрасным названием Интонация. Мы с вами уже побывали на улицах Речевых и Музыкальных интонаций. Сегодня мы заглянем ещё на одну улицу города Интонации. А какую, вы должны будете угадать сами. Какой океан звуков окружает нас в природе? (пение птиц, шелест листьев, шум ветра, раскаты грома, шорох дождя) 7. Изучение нового материала Можно ли все эти звуки передать в музыке? (да) А каким образом музыка может изобразить звуки живой и неживой природы? (с помощью звучания различных музыкальных инструментов, которые подражают голосам и движениям животных, передают явления природы и т.д.) Значит интонация, как и музыка, может быть изобразительной (“рисует”) Дар изображать в музыке движения животных, явления природы даётся не каждому композитору. Итак, тема нашего урока: Сегодня на уроке мы посмотрим, как с помощью чего композиторы передают изобразительную интонацию в своих произведениях. А поможет нам в этом цикл Шарля Камиля Сен-Санса «Карнавал животных». ШАРЛЬ КАМИЛЬ СЕН-САНС(1835 - 1921) французский композитор, пианист, дирижёр с раннего детства любил вслушиваться во все шумы, звуки природы. Такие наблюдения помогли создать остроумный и изобразительный «Карнавал животных» Шарль Камиль Сен-Санс К А Р Н А В А Л Ж И В О Т Н Ы Х В цикле «Карнавал животных» 14 произведений: Королевский марш львов. Курицы и петух. Антилопы. Черепахи. Слоны. Кенгуру. Аквариум. Персонаж с длинными ушами. Кукушка в глубине леса. Птичник. Пианисты. Ископаемые. Лебедь. Финал. Мы познакомимся с некоторыми. А узнать, какие животные скрываются за этими произведениями, нам помогут интонации. Сейчас вы услышите первое произведение. Подумайте, на каких птиц похожа главная интонация? Слушание «Курицы и петух». Чьи голоса изобразила музыка? Что представляли, когда слушали музыку? Да, вы были правы. Это действительно курицы и петух.Бестолково снуют куры, перебивая друг друга и вдруг замолкают – это запел петух, горделиво выделяя каждую ноту. Он демонстрирует своё мастерство. Но в конце его голос «срывается», и верхняя нота – его гордость – звучит фальшиво, вызывая смятение поклонниц Какие инструменты использовал композитор? (фортепиано, скрипку и кларнет). Кларнет Фортепиано Скрипка Со вторым животным я предлагаю познакомиться следующим образом. Я покажу вам только интонацию. Подумайте, какое животное может так «разговаривать»? - Звучит интонация – осла Проверим, был ли в ваших ответах правильный. Почему именно скрипка, может быть можно было взять другой музыкальный инструмент, например, трубу ? (варианты детей) А сейчас давайте послушаем как эта интонация звучит в самом произведении. Это, конечно, осел; его крики забавно переданы взвизгиваниями и тянущимися звуками – какого инструмента? (скрипки) Персонажс длинными ушами Слушание всей пьесы Следующего героя нашего урока я предлагаю вам выбрать из представленных на этом слайде? Какие птицы изображены? (кукушка, лебедь, петух, свиристель) Сейчас прозвучит музыка и вы должны выбрать свой вариант ответа. Слушание «Лебедь». Какой вариант вы выбрали? (лебедь) Почему решили, что эта музыка нам рисует лебедя? (музыка была очень нежной, красивой, в музыке слышится лёгкий плеск воды) Как вы думаете, подсказка находится в мелодии или сопровождении? (в сопровождении) Что изображает эта интонация? (воду) Чистота и строгость мелодии, благородный «бархатный» тембр виолончели создают образ красивейшей птицы, а спокойные звуки фортепиано подражают лёгкому плеску воды. Виолончель 8. Пластическое интонирование. Сейчас я предлагаю вам под замечательную музыку К. Сен-Санса «Лебедь» выполнить пластические движения, передавая или характер музыки.9. Микро-обобщение Что помогло вам узнать героев пьес Камиля Сен-Санса? (интонация). Какая интонация? (изобразительная) С помощью изобразительной интонации каких героев К. Сен-Санса мы узнали? (курицу и петуха, осла, лебедя) Примеры интонаций: Вспомним эти интонации еще раз (Звучат интонации: «Курицы и петух», «Животное с длинными ушами», «Лебедь»). «Курицы и петух» «Животное с длинными ушами» «Лебедь» 10. Первичное закрепление. 11. Вокально-хоровая работа. А сейчас я предлагаю вам стать участниками собственного музыкального мини-спектакля. Вам предстоит воспользоваться изобразительной интонацией и перевоплотиться в героев песни «Тень-тень». Ваша задача изобразить их с помощью эмоций, пластики, голоса. (Дети одевают костюмы)Инсценировка песни «Тень-тень». Кто из ребят вам больше понравился? Почему? У нас с вами сегодня получилось занятие о котором мы можем рассказать словами из песни: Музыкальная загадка Что это за песня? (правильно «Разноцветная игра»)(В первичном хоровом исполнении учитель следит за: дикцией, чистотой интонации, ритмом, интонацией, характером исполнения.При повторном исполнении выбрать солистов (4-5 человек), а класс выполняет роль хора). Песня «Разноцветная игра»1. Я с утра смотрю в окошко, Дождик льет, как из ведра - 3 раза Только выручить нас может Разноцветная игра. - 3 раза Припев: Никому про наш секрет не говори, А стекляшек разноцветных набери. Ты зажмурься и три раза повернись, А теперь глаза открой и удивись. 2. Две обычных серых кошки Мокнут посреди двора - 3 раза Сделать их цветными сможет Разноцветная игра. - 3разаПрипев3. Для чего нужны стекляшки, Рассказать уже пора - 3 раза Смотришь в них и мир раскрашен Вот и вся наша игра - 3 разаПрипев 12. Итог урока С помощью чего композиторы «рисовали» нам образы в своих произведениях? (с помощью музыки, звуков, которые передавали музыкальные инструменты).Благодаря каким интонациям мы могли представить героев музыки? (изобразительным интонациям).Что значит изобразительные интонации? (это значит композиторы с помощью звучания музыкальных инструментов как бы рисуют нам героев или какие либо природные явления в своих произведениях) Какие музыкальные инструменты выполняли сегодня главную роль в музыке? (скрипка, фортепиано, виолончель, кларнет). По какой улице мы гуляли сегодня на уроке? (улице изобразительных интонаций). На примере какого цикла произведений мы рассматривали изобразительные интонации? («Карнавал животных»). Кто является композитором этих произведений? (Шарль Камиль Сен-Санс). Назовите произведения, услышанные на уроке, которые входят в этот цикл. («Курицы и петух», «Животное с длинными ушами», «Лебедь»).Какой образ наиболее ярко был нарисован и запомнился вам? 13. Домашнее задание. Нарисуйте один из образов «Карнавала животных». 14. Оценивание Выставление оценок. 15. Рефлексия Нарисуйте в тетради свою эмоциональную оценку урока. Нарисуй свою оценку урока Видеофрагмент Посмотрите, как передан образ лебедя в танце. - Как называется это искусство? (балет) «Умирающий лебедь»