Открытый урок по русскому языку на тему Тире между подлежащим и сказуемым (6 класс)


Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели:
выяснить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах их выражения.
развивать способность к анализу, логическому обоснованию собственной точки зрения; формировать умение использовать предложения с данной пунктограммой в речи; способствовать развитию грамотной, точной речи, позволяющей ученику наиболее точно выражать собственные мысли.
воспитание бережного отношения к слову.
Оборудование: интерактивная доска, раздаточный материал, разноцветные карточки для выполнения дифференцированных заданий.
Ход урока
Орг. момент.
Повторение и обобщение изученного по синтаксису простого предложения
Проверка домашнего задания.
«Мозговой штурм».
В каком разделе изучаются предложения?
Чем отличаются словосочетания от предложений?
Что входит в состав грамматической основы?
Что такое предложение?
Чем, кроме существительного, может выражаться подлежащее?
Что такое сказуемое?
Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени?
Назовите личные окончания глаголов 1, 2 спряжения.
Какие вы знаете виды глагола?
Чем, кроме глагола, может выражаться сказуемое?
Приведите пример.
Переход к теме урока на основе эвристической беседы.
- Константин Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Сегодня мы продолжим разговор о тайнах и законах русской пунктуации.
Сообщение темы и цели урока.
Попробуйте сами определить тему нашего урока и сформулировать основную цель.
Чтение учителем стихотворения о тире:
Когда свои подчёркиваешь мысли, Когда ты пишешь диалог любой, Твоя отметка полностью зависит От поперечной палочки одной. Тире – моё короткое названье, Не палка я, а очень важный знак. Чтоб уделить грамматике вниманье, Не сможешь избежать меня никак!
-Что же такое тире по мнению автора этого стихотворения?
-Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков.
ТИРЕ, нескл., ср. знак препинания в виде длинной горизонтальной черточки(-).
Объяснение новой темы.
-Чтобы понять, когда в предложении ставится тире, проанализируйте следующие предложения:
Астана столица Казахстана. Она гордость казахстанцев. Казахская земля колыбель всех народов. Казахстан земля, взрастившая немало великих людей. Казахстан это бескрайние степи обширные луга величественные горы со снежными макушками красивые современные города и гостеприимные люди. Моя Родина Казахстан. Охранять родину наша задача. Жить Родине служить.
Разноуровневые задания:
1 уровень – Найти грамматические основы предложений.
2 уровень – Найти грамматические основы предложений. Над грамматическими основами указать часть речи, которой она выражена и ее грамматическая форма.
Попробуйте составить опорную схему постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Сделать вывод о том, с какими видами грамматических основ они работали в этом тексте.
Вывод: встретились только две формы выражения грамматических основ: существительное в И. п. и начальная форма глагола.
3 уровень - Найти грамматические основы предложений. Распределять предложения данного текста на группы по выражению в них грамматических основ.
Подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже.
Подлежащее выражено инфинитивом, а сказуемое – существительным в именительном падеже.
Подлежащее и сказуемое выражены инфинитивом.
Вопрос: подумайте над тем, как определить, почему в предложениях внутри одной группы либо стоит, либо отсутствует тире.
Заполнить схему ответа на поставленный вопрос:

Мы получили полный алгоритм работы с пунктограммой «Постановка тире между подлежащим и сказуемым»
Индивидуальные задания.
Отметь предложения, в которых необходимо поставить тире между подлежащим и сказуемым.
Наша задача переплыть эту реку.
Книга есть верный, бескорыстный друг.
Речь это способ общения между людьми.
Сегодняшняя наша встреча словно чудесное возвращение в далекое прошлое.
Помочь каждому пациенту долг врача.
Он просто мой хороший знакомый.
Отметь предложения, в которых тире поставлено неверно.
Жизнь человека – чудо из чудес.
Грустить о прошлом – скучная работа.
Я ему не враг.
Отметь предложения, в которых на месте пропуска необходимо поставить тире.
Наука_ это неустанная многовековая работа мысли.
Лес_ не место для мусора.
Жить на Земле_ великое счастье.
Отметь верное объяснение пунктуации в предложении.
Читать книгу значит обогащать свою память.
Творческое задание.
Рассмотрите картинки. Придумайте три предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Задание выполняется самостоятельно, затем коллективная проверка вместе с учителем.
Домашнее задание.
Рефлексия.
– Продолжите предложения:
Мне понравилось на уроке…
Сегодня я понял….
Тире между подлежащим и сказуемым ставится…