Диагностическая карта системно-деятельностного урока
Галина ЛЫСОВА,
учитель химии,
Екатерина МАШИНА,
заместитель директора по УМР
Алексей МАШКОВЦЕВ,
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер»,
г. Москва
Диагностическая карта системно-деятельностного урока
Новые требования к организации, структуре и содержанию урока независимо от предметной принадлежности диктует ФГОС второго поколения. Урок рассматривается сегодня не только как форма обучения (деятельность учителя), но и как форма учения (деятельность ученика).
Думаем, многие согласятся, что провести грамотный и эффективный анализ современного урока – очень непростая задача, но необходимая для повышения качества обучения. Анализ урока могут проводить администрация, методисты, председатели МО.
Первостепенное значение анализ урока имеет, прежде всего, для самого учителя, дающего урок. Это – рефлексия учителя, позволяющая оценить ему свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты своего стиля деятельности.
Каждая образовательная организация самостоятельно решает вопрос – как проводить анализ урока, какие использовать инструменты. Создавая диагностическую карту системно-деятельностного урока, мы исходили из понятного и знакомого учителям нашей школы критериального оценивания достижений (все учителя школы прошли обучение, знакомы и работают с использованием данной технологии).
Для диагностики урока в рамках новой образовательной модели мы выбрали критерии, которые тесно взаимосвязаны и в комплексе учитывают содержательный, методический, управленческий, психологический и предметный аспекты. Они демонстрируют к чему необходимо стремиться и какие есть возможности для улучшения качества урока, а соответственно и качества образования обучающихся.
По каждому критерию предложены дескрипторы, описывающие уровень достижений учителя, и оценивание его в баллах: чем выше достижение, тем выше балл по данному критерию.
Уровень соответствия урока критериям системно-деятельностного подхода в обучении мы определяем так:
Высокий – 25 - 30 баллов (83 – 100 %)
Оптимальный – 20 - 24 балла (67 – 82%)
Допустимый – 15 - 19 баллов (50 – 66 %)
Критический – 14 и менее (менее 50%)
Диагностическая карта системно-деятельностного урока
Дата_______________ Класс____________Учитель_____________________________
Тема урока________________________________________________________________
I. Деятельность учителя
Целеполагание и планирование урока
Балл
Учитель формулирует тему урока, цели урока и предлагает способы их достижения
1
Учитель включает обучающихся в учебную деятельность путем актуализации знаний, побуждает обучающихся к определению темы урока и постановке целей на уроке
2
Учитель включает обучающихся в учебную деятельность путем актуализации знаний, создания необходимой мотивации, фиксации новой проблемы. Побуждает обучающихся к определению темы урока и постановке целей на уроке, планирует вместе с обучающимися деятельность по реализации поставленных целей (учебные задачи)
3
Организация деятельности обучающихся
Учитель работает с классом преимущественно фронтально на всех этапах урока, преобладают вербальные (монолог учителя) и наглядные методы обучения
1
Использует в оптимальном соотношении разные формы организации деятельности обучающихся, организует самостоятельную работу обучающихся
2
Осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении (дифференциацию, индивидуализацию), применяет такие методы, приемы, технологии, которые позволяют обучающимся активизировать познавательную деятельность и самостоятельно достигать намеченных целей
3
Мониторинг и коррекция деятельности обучающихся
Учитель оказывает консультативную поддержку
1
Ведет мониторинг деятельности обучающихся в соответствии с целями и планируемыми результатами, оказывает консультативную поддержку или помощь
2
Ведет мониторинг деятельности обучающихся в соответствии с целями и планируемыми результатами, оказывает консультативную поддержку или помощь, координирует рациональное распределение времени урока, при необходимости вносит изменения в запланированную структуру урока, его содержание, формы и методы обучения
3
Мотивация деятельности обучающихся
Мотивация деятельности обучающихся осуществляется только в начале урока.
1
Мотивация деятельности обучающихся осуществляется в течение всего урока.
2
Мотивация деятельности обучающихся осуществляется в течение всего урока и разными способами и приемами. Создается "ситуация успеха" для каждого ученика.
3
Создание благоприятного климата и психологической комфортности
Учителя отличает культура речи, самообладание, доброжелательность
1
Учителя отличает эрудиция, общая культура, доброжелательность, образность речи, эмоциональность, чувство юмора, понимающий стиль общения
2
Учителя отличает эрудиция, общая культура, доброжелательность, образность речи, эмоциональность, чувство юмора, имидж. Учитель создает атмосферу сотрудничества, предупреждает конфликты, уделяет внимание проблемам и успехам учащихся, использует разные приемы поощрения
3
Выполнение здоровьесберегающих требований
Реализуются требования: температурный режим, проветривание, смена видов деятельности, соблюдение правил ТБ при работе в лаборатории и с компьютером.
1
Реализуются требования: температурный режим, проветривание, смена видов деятельности, контроль над осанкой обучающихся, соблюдение правил ТБ при работе в лаборатории и с компьютером, длительность применения технических средств
2
Реализуются требования: температурный режим, проветривание, смена видов деятельности, контроль над осанкой обучающихся, соблюдение правил ТБ при работе в лаборатории, с компьютером, длительность применения технических средств, физкультминутка
3
Формирование и развитие образовательных результатов
Формировались и развивались предметные результаты
1
Формировались и развивались не только предметные результаты
2
Формировались и развивались предметные, метапредметные, личностные результаты
3
Оценивание и рефлексия
Учитель использует эмоциональное и формативное оценивание, организует рефлексию
1
Применяет технологию критериального оценивания и побуждает обучающихся к рефлексии
2
Применяет технологию критериального оценивания и побуждает обучающихся к самоанализу, самооценке, взаимооценке и рефлексии
3
II. Содержание урока
Содержание соответствует теме, поставленным целям, программе, стандартам
1
Соответствует теме, поставленным целям, программе и стандартам; учитываются уровни возможностей обучающихся (индивидуальных, возрастных, психологических).
2
Соответствует теме и поставленным целям, программе и стандартам; учитываются уровни возможностей обучающихся (индивидуальных, возрастных, психологических) и зоны их ближайшего развития с учетом рекомендаций специалистов. Содержание урока отражает роль предметных знаний в жизни общества и отдельного человека.
3
III. Ресурсное обеспечение урока
Учитель использует соответствующие теме традиционные учебно-методические и дидактические ресурсы
1
Использует соответствующие теме и целям урока учебно-методические, дидактические и электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
2
Использует соответствующие теме и целям урока учебно-методические, дидактические, ЭОР, средства ИКТ
3
IV. Результативность урока (учебные достижения)
Результат урока достигнут только учителем и некоторыми обучающимися
1
Результат урока достигнут учителем и большинством обучающихся
2
Результат урока достигнут учителем и каждым обучающимся
3
Сумма баллов
Таким образом, используя критерии, описанные в диагностической карте урока, учитель сможет совершенствовать свой профессиональный уровень и повысить качество обучения, а методисты, председатели МО, администрация смогут объективно подойти к оценке работы педагога.
15