Программное содержание раздела «Работа с древесиной» по предмету Ремесло

Программное содержание раздела «Работа с древесиной»

Тематика
Задачи
Технические сведения
Приемы работы
Предполагае
мые ожидания

1 Этап

Пиление в стусле с ограничителем
«Детали строительного материала»

Вводное занятие
Ознакомление учащихся с изделиями, которые планируются выполнить в течение учебного года.
Название материалов, столярных инструментов и приспособлений. Сообщение правил поведения в учебной мастерской и занятия ручным трудом, требования к организации рабочего места.
Элементарные понятия о видах материалов из древесины. Понятие длины, ширины, толщины. Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы.
Разметка деталей. Линейкой в стусле отмеряем и выставляем ограничитель. Заготовку устанавливаем в стусло до ограничителя. Ножовку устанавливаем в пропил стусла и производим плавные движения ею.
Знать название частей и деталей инструмента и приспособлений;
Закреплять навыки правильной хватки инструмента;
Формирование положительного отношения к труду;
Расширять и обогащать словарный запас

Склеивание геометрических фигур
«Пирамида»
«Кукольная мебель»
Закрепление навыков пиления в стусле кубиков заданных размеров. Соединить полученные кубики с помощью клея в единое целое изделия. Изготовление по образцу из готовых заготовок кукольную мебель с применением соединения деталей на клею (стол, стул, кровать и т. д.).
Организация рабочего места, санитарно – гигиенические требования. Правила безопасной работы. Беседа о домашней мебели. Назначение мебели в доме. Свойства и особенности древесины. Анализ полуфабрикатов. Упражнение в прикладывание и накладывание деталей игрушки.
Заготовку устанавливаем в стусло до ограничителя. Ножовку устанавливаем в пропил стусла и производим плавные движения ею. Сборка простейших конструкций мебели для кукол
По подражанию выполнять некоторые простейшие постройки;
Показывать по образцу элементы строительных наборов (кубик, брус, кирпичик);
Называть постройки и уметь использовать их в играх;
Различать форму и величину предметов;
Уметь пользоваться методом прикладывания и накладывания при сравнении величин, употреблять при этом слова «большой, маленький», «больше», «меньше», «одинаковые».

Неподвижные игрушки
«Трактор»
«Грузовой автомобиль»
Отбор материала и инструментов. Перенос размеров игрушки на заготовки с образца. Выпиливание деталей игрушечного грузовика. Обработка спилов наждачной бумагой. Разметка мест для гвоздей. Сборка игрушки на клею. Художественное оформление внешнего вида.
Анализ образца, рисунка. Назначение трактора и грузового автомобиля в народном хозяйстве. Виды грузовых автомобилей по типу и назначениям. Детали и части грузового автомобиля: основание (рама), мотор, кабина, кузов, двери, облицовка радиатора. Словарная работа. Сравнивание деталей с образцом игрушки.
Анализ образца и рисунка. Определение параметров деталей, путем измерения деталей образца. Планирование предстоящей работы, ориентируясь на образец. Разметка деталей по шаблону или с помощью линейки и условных мерок с учителем. Выпиливание деталей по разметке пилами с мелкими зубьями. Крепление колес к раме. Установка кузова на раме (цельный кузов или с бортами). Художественное оформление внешнего вида игрушки. Отчет с помощью учителя о проделанной работе.
Уметь переносить размеры с образца;
Уметь оформлять игрушку;
Закреплять навыки пиления;
Обогащать словарный запас;
Уметь планировать предстоящую работу и делать отчет о ней

2 Этап

Сверление несквозных отверстий.
«Подставка для карандашей»
«Разделочная доска»
«Парусник»
Отбор пиломатериала для изделия. Разметка заготовок. Сверление несквозных отверстий. Зачистка плоскостей. Окраска поверхности.
Анализ образца. Параметры изделия. Правила безопасной работы при пилении, сверлении. Элементарные сведения о цвете для окраски изделия. Ориентировка в задании по образцу. Словарная работа.
Подбор пиломатериала с помощью учителя. Пиление заготовок по длине. Разметка мест для сверления отверстий с помощью гвоздя, карандаша, молотка. Зенкование (углубление для сверл) различных мест и сверление коловоротом сквозных отверстий с зачисткой отверстий.
Уметь отбирать пиломатериал;
Закреплять навыки сверления, зачистки;
Обогащать словарный запас;
Уметь составлять план предстоящей работы;
Уметь делать отчет о проделанной работе

Изготовление изделий с применением гвоздей.
«Ящик для дидактического материала»
«Кормушка для птиц»
«Корабль»
Измерение линейкой или меркою заготовки в сантиметрах. Выпиливание заготовок самостоятельно или с помощью учителя. Разметка. Работа с шилом. Сборка сторон ящика без гвоздей – «насухо». Сборка ящика на гвоздях.
Понятие «длинная», «короткая», «дно». Назначение линейки или её заменителя – мерки. Масштаб линейки в сантиметрах. Элементарное понятие: сантиметр, миллиметр, метр.
Разметка мест прибивания гвоздей. Прокалывание (зенкование) мест для гвоздей. Определение параметров заготовки путем измерения линейкой или меркой. Прибивание длинной стороны заготовки к двум коротким. Прибивание второй длинной стороны. Примерка предварительной основы ящика к дну ( к фанере)

Закреплять навыки прибивания гвоздей;
Уметь делать разметку на элементарном уровне с помощью учителя;
Иметь представление о назначении линейки или мерки;
Обогащать словарный запас новыми словами.
Уметь на элементарном уровне составлять план предстоящей работы и уметь делать отчёт о проделанной работе

Моделирование подвижных игрушек.
«Легковой автомобиль»
«Молоковоз»
«Самолет»
Откладывание и перенесение размеров образца на заготовку. Пиление по разметке. Сверление отверстий. Зачистка плоскостей.
Сообщение знаний о наземном транспорте. Дифференциация легкового и грузового транспорта. Пространственные отношения при анализе образца (впереди, сзади, справа, слева, переднее правое, переднее левое и т.д.). Детали и части автомобиля. Знакомство с новыми словами: кузов, фары, капот, багажник, ось и т.п. Технология сверления коловоротом. Размеры сверл. Правила безопасной работы при работе с пилой, коловоротом, молотком.
Перенос параметров образца на заготовку путем измерения длины основания образца. Отпиливание заготовок в распиловочной коробке (стуле) по линии разметки. Для подвижности колёс гвоздь – ось прибивают с зазором в 3 мм от плоскости круга. (Работа производится учителем) Для декоративного украшения кузова автомобиля можно покрасить в цвет, приклеить фары и т.п.
Закреплять навыки разметки, пиления, сверления, забивания гвоздей;
Закреплять навыки правильной хватки инструментов и принятие правильной рабочей позы в соответствии с используемым инструментом;
Уметь закреплять деталь с сохранением её подвижности;
Уметь составлять план предстоящей работы и делать отчет об изготовлении изделия;
Обогащать словарный запас

3 Этап

Подставка под горячее
«Подставка из реек»
«Подставка из спилов»
«Подставка под цветы»

Отбор заготовок. Разметка деталей. Выпиливание деталей. Пиление по разметке. Обработка напильником, наждачной бумагой. Сверление сквозных отверстий в рейках. Закругление брусочков.
Анализ образца в беседе. Словарная работа с новыми словами. Способы работы с рашпилем и другими инструментами. Способы художественного оформления изделия.
Анализ образца и составление плана работы с учителем. Разметка деталей линейкой или по шаблону. Выпиливание деталей по разметке пилой с мелкими зубьями. Обработка спилов рашпилем, напильником, наждачной бумагой. Сборка изделия на клей и на леску. Художественно – декоративное украшение внешнего вида игрушки. Составление отчета о проделанной работе.
- закреплять навык отбора пиломатериала и инструментов;
- закреплять навыки разметки по шаблону или линейкой с помощью учителя;
- уметь работать рашпилем, напильником;
- уметь планировать свою работу и делать отчет о проделанной работе с помощью учителя;
- обогащать словарный запас

Декоративный сувенир
«Окно-1»
«Окно-2»
«Хлебница»
Пиление фанеры для основы. Пиление спилов одной толщены и их обработка. Выпрямление и откусывание проволоки. Склеивание деталей в единую картину. Придание изделию эстетический вкус.
Ориентировка в задании по образцу. Анализ образцов. Инструменты и оборудования для выпиливания лобзиком. Технология нанесения контуров на плоскость фанеры. Декоративно – художествен-ное оформление предстоящей работы. Лак и его назначение в столярном деле.
Нанесение контуров на плоскость фанеры. Выпиливание по внешним контурам рисунка. Обработка кромок контуров напильниками с мелкой насечкой и наждачной бумагой. Разметка и выпиливание из веток спилов. Соединения проволоки и паетки на клей для цветка. Прозрачная отделка изделия. Выпиливание профильных деталей. Сборка конструкции на шурупах. Словарная работа.
- уметь работать лобзиком и выпиливанию фанеры;
- уметь наносить рисунок на плоскость фанеры;
- закреплять навыки обработки плоскости пиломатериала;
- уметь составлять план предстоящей работы и делать отчет после его окончания;
-уметь соединять детали на шурупах;
- обогащать словарный запас


15