Проектно-творческая работа Ремесло в средневековом городе (6 класс)


МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 р.п. Линево»
Искитимского района Новосибирской области.
Фестиваль - конкурс ученических проектов
Проектно-исследовательская творческая работа по истории
РЕМЕСЛО В СРЕДНЕВЕКОВОМ ГОРОДЕ
Работу выполнили: учащиеся 6-х классов
МКОУ СОШ №3 р.п. Линево
Руководитель: учитель первой
квалификационной категории
Фетисова Елена Федоровна
2016-17 уч. год
Аннотация на проектно-исследовательскую работу по истории «Ремесло в средневековом городе, выполненную учениками 6-х классов МКОУ «СОШ №3 р.п. Линево».
Под руководством учителя первой квалификационной категории
Фетисовой Елены Федоровны.
Время выполнения нашего проекта: с сентября 2016 года по декабрь 2016 года, поэтому этот проект долгосрочный.
Цель проекта:
выявить основные особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе.
дать представление о:
средневековом ремесле,
цеховой организации городов,
различных слоях средневековых ремесленников.
Задачи проекта:
Раскрыть основные причины возникновения цехов, их функции, особенности цеховой регламентации;
Узнать, как была организована работа мастерской в средневековом городе.
Узнать цеховые правила.
Выявить особенности взаимоотношений между мастерами, учениками и подмастерьями в средневековых цехах;
Путем исполнения ролей ремесленников-мастеров, подмастерьев и учеников окунутся в Средневековье и участвуя в решении проблем ремесленников того времени, наглядно показать как жили и работали ремесленники.
Объяснять понятия
Аргументировать позицию от лица участников событий.
Для выполнения работы нами были использованы следующие методы:
Работа с различными источниками информации по заявленной теме;
Обработка собранного материала.
Создание изделий ремесленного производства.
1
Содержание.
стр.
Информационная карта проекта 3
1. Наименование проекта 3
2. Форма проекта 3
3. Общее описание проекта: 3
Характеристика работы (паспорт проекта) 3
Словарь 4
Ресурсное обеспечение проекта 4
Содержание проекта 5
1. Введение. 5
2. Основная часть 5
Кто работал в мастерской 5
Цехи-союзы ремесленников 5
Роль цехов в жизни города. 6
ГОРОД МАСТЕРОВ. 7
Заключение 8
Используемая литература 10
Приложения 2
I. Информационная карта проекта
1. Наименование проекта
«Ремесло в средневековом городе»
2.Форма проекта
Реферативно-исследовательская работа, презентация
Общее описание проекта: ключевые положения, словарь.
Характеристика работы.
Раздел работы Особенности
Тема Ремесло в средневековом городе
Время Долгосрочный проект
Цель Активизация познавательной, творческой, социальной деятельности детей в изучении истории, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию.
Задачи Раскрыть основные причины возникновения цехов, их функции, особенности цеховой регламентации;
Узнать, как была организована работа мастерской в средневековом городе.
Узнать цеховые правила.
Выявить особенности взаимоотношений между мастерами, учениками и подмастерьями в средневековых цехах;
Путем исполнения ролей ремесленников-мастеров, подмастерьев и учеников окунутся в Средневековье и участвуя в решении проблем ремесленников того времени, наглядно показать, как жили и работали ремесленники.
Объяснять понятия
Аргументировать позицию от лица участников событий.
Методы Работа с различными источниками информации по заявленной теме;
Обработка собранного материала.
Создание изделий ремесленного производства
Этапы реализации проекта Работа по сбору материала;
Систематизация материалов;
Создание презентации и реферата;
Изготовление «шедевров».
Сфера применения результатов проекта Исторический материал, презентация и творческие работы участников проекта могут быть использованы в качестве дополнительного материала на уроках истории Средних веков.
3.
Словарь
ЦЕХ – это корпорация, объединение мелких самостоятельных производителей одной и той же профессии, союз мастеров.
МАСТЕР - ремесленник, имевший собственную мастерскую.
ПОДМАСТЕРЬЕ - работник, изучивший ремесло и получающий заработную плату.
«ВЕЧНЫЕ ПОДМАСТЕРЬЯ» - подмастерья, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров.
УЧЕНИК – изучал ремесло. Выполнял не сложные работы.
УСТАВ - правила, которые регулировали функционирование цеха.
ШЕДЕВР - образцовое, безукоризненно выполненное изделие.
ШЕФФЕН – выборные судьи, род присяжных, решающие дело совместно с профессиональными судьями.
РАТМАН - выборный член городских магистратов (ратуш) и управ благочиния.
СЫРЬЁ - кожи, шерсть, железо и другие материалы, из которых вырабатываются промышленные изделия.
"ГОЛУБОЙ ПОНЕДЕЛЬНИК" - дополнительный выходной день, за который боролись мастера.
БЮРГЕР - горожанин, гражданин.
Ресурсное обеспечение проекта
Необходимое ресурсное обеспечение при создании проекта:
Интернет
ПК в кабинете истории
Сканер
Принтер
Ксерокс
Цифровой фотоаппарат
Альбом для рисования, картон, краски, фольга.
4.
II. Содержание проекта
Введение
Экономической основой западноевропейского средневекового города было ремесло. Фабрик и заводов в средневековом городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников. В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Чтобы выковать лемех для плуга, кузнец щипцами вытаскивал из горна кусок раскалённого докрасна железа, клал его на наковальню и долго бил по нему молотом. Ремесло в средневековом городе было мелким производством, основанным на ручном труде.
Техника ремесла развивалась медленно. Специальность отца обычно наследовал сын. Вместе с секретами мастерства отец передавал ему и свои несложные инструменты. Благодаря длительной выучке, огромному опыту и сноровке в ручном труде, ремесленники достигали совершенства в работе. Суконщики научились вырабатывать тонкие мягкие ткани и окрашивать их в разные цвета, оружейники делали затейливо украшенные доспехи.
2.Основная часть
Кто работал в мастерской
Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Он же был и хозяином мастерской со всем ее оборудованием и инструментами.
Мастер закупал сырьё и вырабатывал из него изделия.
Мастерская часто служила и лавкой для продажи готовых вещей.
Городской ремесленник-мастер был собственником орудий труда. В отличие от крестьянина, ремесленник производил вещи на заказ или для продажи.
Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться. Отдавая сына в обучение, отец почти продавал его мастеру на долгие годы (см. договор о найме ученика). Нелегко жилось ученикам. Их заставляли помогать по хозяйству, в доме мастера; при этом нередко на них сыпались брань и побои.
Правой рукой мастера был подмастерье - работник, уже изучивший ремесло. От восхода солнца до наступления темноты он гнул спину в тесной мастерской. За свой тяжёлый труд подмастерье получал небольшую плату. Но после нескольких лет работы он мог стать мастером и открыть свою мастерскую.
Цехи-союзы ремесленников
 Долгое время большинство крестьян по-прежнему изготовляло для себя всё необходимое. Поэтому покупателей ремесленных изделий сначала было мало. Чтобы продать свои изделия, мастерам приходилось сговариваться между собой о том, сколько товаров будет производиться в каждой мастерской. Ремесленники одной специальности, проживавшие в одном городе, объединялись в союзы - цехи 
Были цехи ткачей, сапожников, каменщиков, плотников и много других.
На общем собрании мастера принимали устав - правила, обязательные для всех членов цеха.
5.
Устав требовал, чтобы ремесленники изготовляли вещи по определённому образцу, из хорошего сырья. В правилах говорилось, сколько станков может иметь каждый мастер, сколько учеников и подмастерьев он имеет право держать в мастерской. Устав запрещал мастерам отбивать друг у друга покупателей. Каждая "мастерская" должна представить устав своего цеха.
Основное содержание всех уставов было направлено на:
запрещение проникновения чужаков
защиту тайны своего ремесла
определение четких условий покупки сырья
установление условий производства и сбыта продукции
регламентирование параметров изделий, количество готовой продукции и цены
установление количества работников
установление времени рабочего дня и запрещение работать при свечах ночью.
Во главе цеха стояли избираемые мастерами старшины. Они следили за соблюдением цеховых правил и строго наказывали тех ремесленников, которые нарушали устав. Например, если лондонский пекарь продавал булку неполного веса, его возили по городу в клетке на всеобщее осмеяние.
В цеховых правилах отразилась забота ремесленников о том, чтобы привлечь в город больше покупателей. Цехи старались не допустить соперничества между мастерами, обогащения одних ремесленников за счёт других (см. отрывки из устава цеха парижских ткачей).
Желая быть полными хозяевами на своём рынке, цеховые мастера преследовали и даже изгоняли из города ремесленников, не входивших в цехи. Они зорко следили за тем, чтобы на городском рынке не продавали своих изделий ремесленники из других городов и сельской местности.
Роль цехов в жизни города.
В Западной Европе ремесленные цеха возникают почти одновременно с самими городами: в Италии уже в Х столетии, во Франции, Англии и Германии с XI – начала XII века. Цеха сплачивали самостоятельных хозяев, помогали противостоять конкуренции сельских ремесленников и мастеров из других городов.
Объединенные в цеха ремесленники обладали различными правами. Основное из них – право самим решать свои внутренние дела, но под общим надзором городских властей.
Расцвет цехового строя в западноевропейских городах приходится на XIV – XV века. Цех охватывал множество сторон жизни ремесленника. Выступая как отдельная боевая единица во время войны, цех имел собственное знамя и знаки, которые выносили во время праздничных шествий. Принадлежность к цеху возвышала простых людей города.
У каждого цеха был святой покровитель, свои церкви или часовни, а также общая казна, из средств которой помогали нуждающимся ремесленникам и их семьям
6.
в случае болезни или смерти кормильца. Нарушения цехового устава рассматривались на общем собрании цеха, являвшемся отчасти и судебной инстанцией (аналог современного третейского суда).
Каждый цех, как и купеческая гильдия, имел свой устав, своих старшин (должность эта была пожизненной и даже передавалась по наследству), свой суд. Цех был одновременно и военной единицей, и каждый член его должен был иметь оружие для защиты города.
Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.
Но с ростом числа мастеров между ними усиливалось соперничество в продаже изделий. Цехи стали препятствовать тому, чтобы подмастерья становились мастерами. Лишь сыновья мастеров свободно получали звание мастера. Подмастерья должны были выдержать трудный экзамен: на собственные средства изготовить из дорогого материала лучший образец изделия. Кроме того, полагалось устроить пирушку для членов цеха и заплатить большой вступительный взнос.
В городах становилось всё больше подмастерьев, которые всю жизнь оставались работниками у мастеров. Их называли «вечными подмастерьями».
Цехи не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда. Были случаи, когда цеховые старшины уничтожали ценные изобретения и жестоко расправлялись с изобретателями. Это причинило большой вред развитию техники и стало задерживать рост производства ремесленных изделий в городах.
ГОРОД МАСТЕРОВ.
В ходе выполнения проекта мы сформировали 2 цеха.
Цех пекарей:
Раймхен Злата,
Безклетко Лиза,
Гуменюк Александра,
Басакова Карина,
Черных Даша.
Цех оружейников:
Шевцов Артур,
Шалагин Сергей,
Лидер Богдан,
Андреева Натали,
Побережный Ростислав,
Кузьмин Влад,
Батов Алексей,
Каждый цех создал свой герб, устав (см. Приложения №3, №4) и изделие своего профессионального мастерства.
7.
Заключение
Рассмотрев проблемы организации ремесла в средневековом городе, мы пришли к следующим выводам.
1. Основными причинами образования цехов явились следующие: городские ремесленники нуждались в определенном объединении для защиты своего производства и доходов от феодалов, от конкуренции "чужаков."
2. Вся жизнь ремесленников была связана с цехами. Они устраивали совместные праздники. Цех имел кассу из которой оказывалась помощь нуждавшимся мастерам и их семьям. Члены цеха составляли отряд городского войска. Объединённые в союзы ремесленники сплочённо выступали в борьбе с врагами города.
3. Долгое время цехи способствовали развитию ремесла. В городах увеличивалось число ремесленников различных специальностей, возникали новые виды ремесла. В Париже в 14 веке было 300 цехов и около 5500 ремесленников.
4. С увеличением в городах числа мастеров соперничество между ними усиливалось. Как ни старались цехи сохранить равенство, одни мастера обогащались, другие беднели. Цехи стали препятствовать переходу подмастерьев в мастера. Препятствовать развитию ремесла в целом.
8.
На Руси:
А как же обстояло дело с организацией ремесленников в родном отечестве? Были ли аналоги европейской цеховой организации на Руси? Судить о городской жизни в домонгольский период русской истории можно лишь на основании весьма скудных источников. Известно, что ремесленники селились в определенных городских кварталах, получавших соответствующие названия. Урочища «Гончары», «Кожемяки» и «Кузнецы» встречались в ряде древнерусских городов. В сочинении XI или начала XII века, а именно в «Чтении о Борисе и Глебе», повествуется о построении деревянной церкви в Вышгороде при князе Изяславе (1054 – 1078 гг.). Изяслав призвал «старейшину древоделям» и повелел ему воздвигнуть церковь. Новую страницу в истории профессиональных объединений в России открыл Петр I. В 1722 г. царь-реформатор с целью наилучшего удовлетворения государственных потребностей в ремесленных изделиях учредил и регламентировал цеховую организацию – как повелось по европейским лекалам. Первоначально цехи возникли только в Москве и Петербурге. В цех мог записаться всякий, начинающий заниматься каким-либо ремеслом. Желающего вступить в цех освидетельствовали представители цеха, и если свидетельствуемый представлял достаточные образцы своего искусства в данном ремесле, цех провозглашал его мастером и выдавал ему специальный подтверждающий это звание документ. Всякому мастеру на его работе, исполненной по заказу или на продажу, предписывалось ставить клеймо. Без такого клейма никто не имел права продавать свой товар. Клеймо ставилось лишь при одобрении работы старшиной цеха. Если старейшина находил работу не удовлетворяющей стандартам качества, мог ее уничтожить.
9.
Литература.
Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 2.
Грацианский Н.П. Парижские ремесленные цехи в ХШ-Х1У столетиях. Казань,1911.
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд., М., 1984.
Жизнь города и деятельность горожан. - М.: Наука, 1999, с. 118-124
История Средних веков (конец 5 века - середина 17 века) - Донской, АгибаловаИванов В.В. Кузнец // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1982. Т. 2.
Кулишер И.М. История экономического быта Западной Европы. 7-е изд. М.;Л.. 1926. Т. 1.
Кулишер М.И. Цехи у нас и в Европе // Русская мысль. 1887. № 11, 12.
10.
Приложения.
Договор о найме ученика.
Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю благопристойному мужу, золотых дел мастеру Айльфу Бруверу, моего сына Тениса для изучения ремесла золотых дел мастера в Кёльне. Тенис обязан верою служить 8 лет без перерыва.
Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет. Я же обязываюсь одевать его.
Если случится, что я, вышеназванный Тенис, убегу от моего мастера и стану самостоятельно заниматься ремеслом до истечения восьми лет, то я обязан уплатить мастеру штраф (указан размер штрафа).
Отрывки из устава цеха парижских ткачей шерсти.
Каждый парижский ткач шерсти может иметь в своём доме два широких станка и один узкий, а вне дома он не может иметь никакого.
Каждый ткач шерсти в своём доме может иметь не больше одного ученика, но не меньше чем на четыре года службы.
Все сукна должны быть целиком из шерсти и так же хороши в начале, как и в середине.
Никто из цеха не должен начинать работу раньше восхода солнца под угрозой штрафа.
Подмастерья - ткачи должны оставлять работу, как только прозвонит первый удар колокола к вечерней молитве, но складывать работу они должны после звона колокола.
Устав цеха оружейников.
1. Никто в городе не может быть оружейником, если он не купил право заниматься этим ремеслом у короля.
2. Каждый оружейник может иметь в своем доме один горн, два точильных круга и двое тисков.
3. Каждый оружейник может иметь лишь одного ученика, причем не меньше, чем на 4 года службы. Плата за учебу должна равняться - 4 ливрам... Или на 7 лет без денег.
4. Если ученик уйдет по вине хозяина в течение четверти года, хозяин возвращает ему три четверти денег.
5. Старшина и двое присяжных должны смотреть, имеет ли мастер достаточно имущества и способен ли он передать мастерство своему ученику.
6. Ремесленники – оружейники должны изготовлять вещи по определённому образцу, из хорошего сырья.
7. Изделия должны быть определенного веса. Боевые доспехи рыцаря должны весить не более 50 кг. (вместе со щитом и мечом), турнирные – не более 80 кг.
8.Запрещается переманивать друг у друга подмастерьев и сманивать заказчиков.
9. Запрещается мастерам выбегать на улицу и зазывать заказчиков и покупателей к себе в мастерскую.
10. Выставка в окне мастерской не должна была быть слишком высокой и пышной, чтобы не затмевать витрины соседей.
11. Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
12. Ремесленник, выпустивший плохое изделие, позорит весь цех, поэтому будет строго наказан. Товар будет изъят, а мастер оштрафован (штраф пойдет в кассу цеха).
4. Устав цеха пекарей.
1.Никто не должен заниматься этим ремеслом, если раньше им не занимался и не стал бюргером, и должен дать ремеслу 3 пфеннига.
2.Если мельник хочет вступить в наш цех, он должен внести 1 пфенниг.
3.Если сын мастера хочет стать мастером, то платит 12 шиллингов.
4.Если мастер учит одного мальчика, мальчик должен заплатить для нужд ремесла 10 шиллингов.
5.Если кто печет маленький хлеб, у него его (хлеб) отбирают и он платит штраф 5 шиллингов пфеннигов, как это обнаружится.
6.Должны пекари продавать: 1 белый хлеб за 1 старый геллер и не меньше, 1 круглый хлеб за 2 старых геллера, 1 круглый хлеб за 4 старых геллера, 1 серый хлеб за 2 старых геллера. За нарушение — 1 марка штрафа.
7.Также должны пекари... свой хлеб выставлять на столах... рынка и на окнах своих домов и ни в каких других местах, кроме ярмарки; и должен испеченный ими хлеб продаваться по требованию, и необходимо носить хлеб на корабли…
8.Никто не должен печь в нашем городе, если не состоит в нашем цехе.
9.Есть правило, что если шеффен, ратман, два мастера, которые входят в совет от нашего ремесла, и один судья приходят в пекарню осматривать хлеб, и если он (хлеб) слишком маленьким испечен, то мастера его уничтожают, а виновный платит 1 1/2 или 3 шиллинга в нашу кассу.
10.Ни один пекарь не имеет право печь хлеб, не умея этого делать.
11.Производить хлеб из муки не своего цеха (своего города).
12.Мастер может держать не меньше 3 мальчиков-учеников.
13.Работу всех мастерских начинать строго по удару колокола в 8 часов утра и заканчивать одновременно по удару вечернего колокола.
14.В подмастерьях допускается ходить не более 5 лет, после этого срока претенденты изготавливают шедевры.
12.