Практические работы по географии для 5-6 класса
Практические работы для 5- 6 класса по географии.
5 класс. П.Р Описание и нанесение на контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников.
Цель работы: используя различные источники информации (картографические, текст учебника, интернет - ресурсы) описать и нанести на карту маршрут одного путешествия (по выбору учащегося).
Оборудование: учебник, атлас, доступ в Интернет, контурная карта.
Планируемые результаты:
Выпускник научится:
- ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию;
- представлять в различных формах (в виде карты) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
Ход работы:
1. Выберите маршрут путешествия, который вы будете описывать в практической работе.
2.Определите и нанесите на к/к страну (город), где началось выбранное вами путешествие.
3.Определите и нанесите на к/к страну (город), где окончилось выбранное вами путешествие.
4. Обозначьте выбранный маршрут с помощью условных знаков (стрелок любого цвета).
5. С помощью различных источников информации (атласа, учебника, интернет – ресурсов), определите географические объекты (моря, океаны, острова, материки и т.д.), открытые и исследованные во время путешествия. Отметьте (подпишите название) их на контурной карте.
6. Найдите (по возможности) на карте географические объекты, названные в честь выбранного вами исследователя.
7. Систематизируйте полученную информацию в виде таблицы:
Ф.И. путешественника Годы экспедиции Результат (значение) экспедиции
Инструкция по работе с контурными картами.
1.Надписи, условные знаки следует наносить чётко, фоновую окраску, штриховку – равномерно и аккуратно.
2.Над верхней рамкой контурной карты подписывается заголовок (основное содержание карты-схемы). В нижней части карты наносятся условные знаки (легенда карты)
3.Выполнять задание строго в объёме его требований. Лишние надписи, условные знаки затрудняют чтение карты.
4.Надписи на карте делают печатными буквами. Образцом надписей на карте служит атлас.
5.Границы обозначают красным цветом. Ареалы окантовывают тонкими линиями.
6.Надписи рек делают у истока и устья по направлению течения.
7.Горные хребты, заливы, проливы, моря, названия государств подписывают вдоль их протяжения, а города, острова и озёра – по направлению параллелей.
8.Направления горных хребтов показывают дугами в коричневом цвете.
1.Учебник "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Контурные карты "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр О. Г. Издательство «Просвещение» 2015 г.
3. Иллюстрированный атлас. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
5 класс. П.Р. Определение зенитального положения Солнца
в разные периоды года.
Цель работы: используя различные источники информации (картографические, текст учебника, учебное оборудование) определить зенитальное положение Солнца
в разные периоды года.
Оборудование: учебник, атлас, теллурий, Интернет – ресурсы.
Планируемые результаты:
Выпускник научится:
- ориентироваться и использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- представлять в различных формах (таблицы) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений;
- объяснять географические явления и процессы (их свойства, условия протекания и географические различия) на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Выпускник получит возможность научиться:
- моделировать географические объекты и явления;
Ход работы:
Проследите осевое и орбитальное движение Земли с помощью теллурия.
Используя различные источники информации, проанализируйте движения Земли в разное время года и заполните таблицу:
Дата Северное полушарие Южное полушарие
22 июня-……………… 1.День………..ночи.
2.На параллели 23,5ос.ш………………
3.На параллели 65,5о с.ш. ………………… 1.День………..ночи.
2.На параллели 23,5о ю..ш………………
3.На параллели 65,5о ю.ш. ………………..
23 сентября-…………... 1.День………………ночи.
2.На экваторе……………. 1.День………………ночи.
2.На экваторе…………….
22 декабря-……………. 1.День………..ночи.
2.На параллели 23,5о с.ш………………
3.На параллели 65,5о с.ш. ………………… 1.День………..ночи.
2.На параллели 23,5ою.ш………………
3.На параллели 65,5о ю.ш. ………………..
21 марта-……………. 1.День………………ночи.
2.На экваторе……………. 1.День………………ночи.
2.На экваторе…………….
Сделайте вывод, вставив пропущенные слова: из-за наклона земной оси к плоскости орбиты при орбитальном движении Солнце больше освещает то…...……, то ……….полушарие. Неравномерность освещения и нагрева земной поверхности вызывает смену ………………..
(Таблица: учебник Герасимова Т.П., Н.П. Неклюкова «Начальный курс географии», Дрофа, 2010г.).
1.Учебник "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Иллюстрированный атлас. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
5 класс. П.Р. Определение направление и расстояний по глобусу и карте.
Цель работы: Научиться ориентироваться и определять направления по карте.
Научиться определять расстояния по карте и глобусу с помощью масштаба и градусной сетки.
Оборудование: учебник, географический атлас, глобус.
Планируемые результаты:
Выпускник научится:
- ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию;
- представлять в различных формах (таблицы, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений;
- различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
- моделировать географические объекты и явления;
Ход работы:
1.Определите с помощью масштаба протяженность Африки с севера на юг по глобусу и карте. Сравните полученные результаты. Какие из них более точные и почему?
2.Определите по карте: а) направления от г. Ярославля до Балтийского, Белого и Черного морей; б) с помощью масштаба расстояние от г. Ярославля до Балтийского, Белого и Черного морей;
Балтийское море Белое море Черное море
Направление Расстояние (км) 3. Определите расстояние по карте с помощью градусной сетки от г. Ярославля до экватора, Северного тропика, Северного полярного круга и Северного полюса.
Экватор Северный тропик Северный полярный круг Северный полюс
Расстояние (км) Сделайте выводы:
а) где меньше искажений, на глобусе или карте?
б) какими способами можно измерить расстояния на глобусе и карте?
в) с помощью чего определяется направление по карте и глобусу?
1.Учебник "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Иллюстрированный атлас. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
3. Л.Н. Хомутова Преподавание географии Ярославской области в основной общеобразовательной школе: Методическое пособие. – Ярославль, 2008.
5 класс. П.Р. Определение высот и глубин географических объектов с использованием шкалы высот и глубин
Цель: Научиться определять высоты и глубины земной поверхности по карте.
Оборудование: учебник, географический атлас.
Планируемые результаты:
Выпускник научится:
- ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию;
- представлять в различных формах (таблицы, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений;
- различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Выпускник получит возможность научиться:
- моделировать географические объекты и явления;
Ход работы.
1. По карте с помощью отметок высот определите высоту географических объектов: вулкана Килиманджаро, горы Джомолунгмы, вулкана Везувий, горы Косцюшко, вулкана Ключевской Сопки.
2. По карте с помощью шкалы высот и глубин определите преобладающие высоты пустыни Гоби, Западно-Сибирской равнины, Тибета.
3. По физической карте мира определите абсолютную глубину:
Пролива между островом Тасмания и Австралией
Пролива между островом Мадагаскар и Африкой
Гудзонова залива на севере Северной Америки
Наибольшую глубину Индийского океана
Наибольшую глубину Атлантического океана
4. По физической карте мира определите, в каком из заливов Северной Америки – Гудзоновом или Мексиканском – больше воды? Обоснуйте свой ответ.
5. По физической карте мира определите, как изменилась бы площадь Южной Америки, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 м. Объясните свой ответ.
6. По физической карте мира определите, площадь какого материка или материков изменилась бы меньше всего, если бы уровень Мирового океана повысился на 200 м. Объясните свой ответ.
Приёмы работы. Инструкция.
1. По абсолютной высоте равнины подразделяются на 3 типа. Равнины высотой до 200 м над уровнем моря (например, Западно-Сибирская равнина) называются низменностями и, как правило, обозначаются ярко-зеленым цветом. Равнины высотой от 200 до 500 м (например, Валдайская) называются возвышенностями и обычно обозначаются желтым цветом. Равнины высотой от 500 до 1000 м (например, Среднесибирская) – это уже плоскогорья. Чаще всего они обозначаются светло коричневым цветом. Кроме того, есть участки суши, которые расположены ниже уровня моря (например, южная часть прикаспийской низменности). Такие равнины обозначаются на карте темно-зеленым цветом, а также может указываться их высота со знаком минус.
2. Горные массивы, как и равнины, подразделяются на 3 типа по абсолютной высоте. Для их обозначения обычно выбирается коричневый или красный цвет, причем, чем больше высота гор, тем темнее и насыщеннее оттенок. Горы высотой до 1000 м (такие как Средний Урал) считаются низкими и обозначаются достаточно светлым коричневым цветом. Горы высотой от 1000 до 2000 м (например, Урал) называются средними и на карте выглядят более ярко. Горы выше 2000 м (например, Кавказ) принято называть высокими – на карте они выглядят темно-красными.
3. Внутри категории высоких гор также присутствует цветовое деление: горы высотой более 3000 метров, более 5000, а также еще более высокие. Кроме того, на физической карте черной точкой обозначается высочайшая вершина каждого горного массива, а рядом подписывается ее название и абсолютная высота с точностью до метра. По такому же принципу обозначаются самые низкие точки нашей планеты - глубочайшие впадины
1.Учебник "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Иллюстрированный атлас. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
6 класс. П.Р Работа с картографическими источниками:
нанесение объектов гидрографии.
Цель работы: Научиться правильно, наносить географические объекты на контурную карту с помощью картографических источников.
Оборудование: географический атлас, глобус, контурная карта мира (физическая)
Планируемые результаты:
Выпускник научится:
-ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (картографические) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию;
- представлять в различных формах (в виде карты) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты, на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
Выпускник получит возможность научиться:
- моделировать географические объекты и явления;
Ход работы:
1.Подпишите названия океанов и их частей (морей, проливов, заливов), обозначенных на карте цифрами (или указанных учителем)
2.Обозначьте стрелками течения: Гольфстрим, Лабрадорское, Северо – Тихоокеанское, Перуанское, Западных ветров. Названия течений, несущих воды по направлению от экватора к полюсам, подпишите красным цветом, от полюсов к экватору – синим.
3. Подпишите названия крупных рек мира: Амазонка, Миссисипи, Конго, Нил, Янцзы, Ганг, Енисей, Лена (по усмотрению учителя). Стрелкой обозначьте направление течения данных рек от истока к устью.
4.Подпишите названия озер: Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Верхнее, Каспийское море, Аральское море. Рядом с названием самого глубокого озера планеты подпишите его глубину.
Инструкция по работе с контурными картами.
1.Надписи, условные знаки следует наносить чётко, фоновую окраску, штриховку – равномерно и аккуратно.
2.Над верхней рамкой контурной карты подписывается заголовок (основное содержание карты-схемы). В нижней части карты наносятся условные знаки (легенда карты)
3.Выполнять задание строго в объёме его требований. Лишние надписи, условные знаки затрудняют чтение карты.
4.Надписи на карте делают печатными буквами. Образцом надписей на карте служит атлас.
5.Границы обозначают красным цветом. Ареалы окантовывают тонкими линиями.
6.Надписи рек делают у истока и устья по направлению течения.
7.Горные хребты, заливы, проливы, моря, названия государств подписывают вдоль их протяжения, а города, острова и озёра – по направлению параллелей.
8.Направления горных хребтов показывают дугами в коричневом цвете.
1.Учебник "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Контурные карты "География. Планета Земля. 5-6 классы" Котляр О. Г. Издательство «Просвещение» 2015 г.
3. Иллюстрированный атлас. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
6 класс. П.Р. Описание объектов гидрографии.
Цель: с помощью приборов и различных источников информации (картографических, текстовых, интернет - ресурсов) составить описание одного объекта гидрографии (по выбору учителя).
Оборудование: географический атлас, учебник, Интернет – ресурсы, компас, водный термометр, поплавок, пластиковая бутылка.Планируемые результаты:
Выпускник научится:
-ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
-принимать решения, основанные на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
-определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
- выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию;
- представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- различать изученные географические объекты, сравнивать географические объекты, на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- проводить с помощью приборов измерения направления и скорости течения водных потоков;
- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться:
- моделировать географические объекты и явления;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
Практическая работа может проводиться либо в два этапа, либо только в классе (в случае проведения отдельной комплексной полевой практики).
Ход работы:
1.Полевое исследование (осенние каникулы): описание реки Волги: а) с помощью водного термометра измерить температуру воды (погрузить на 5 мин.); б) измерить температуру воздуха и сравнить с температурой воды, сделать вывод о различии; в) при помощи пластиковой бутылки на глаз определить прозрачность и цвет воды (прозрачная, слегка мутная, мутная, очень мутная); г) с помощью компаса сориентируйтесь и определите направление течения реки; д) рассчитайте скорость реки с помощью легкого поплавка, отложив вдоль берега расстояние 10 метров. Измерьте время, за которое поплавок проплывет данное расстояние. Сделайте вывод о характере течения реки (спокойное, бурное). Все полученные данные занесите в таблицу:
Свойства вод реки
Температура воды Прозрачность воды Цвет воды Направление течения реки Характер течения реки, скорость (м/с)
Котляр О. Г. География. Планета Земля. Тетрадь – практикум 5-6 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2014.
2. Работа в классе: описание реки Волги с помощью различных источников информации по следующему плану:
а) Исток реки.
б) Длина реки (протяженность).
в) Устье реки.
в) Направление течения реки.
г) Правые и левые притоки (привести примеры).
д) Бассейн реки (площадь и границы)
д) Питание и режим реки.
е) Крупные города, расположенные на берегах реки.
Значение реки для человека.
1.Учебник "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. Иллюстрированный атлас. УМК "География. Планета Земля. 5-6 классы" Савельева Л. Е., Котляр О. Г., Григорьева М. А., Издательство «Просвещение» 2015 г.
6 класс: П.р. Работа с метеоприборами (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов, обработка результатов наблюдений)
Цель работы:1.Закрепить знания учащихся о метеорологических приборах и их назначении; 2. На примере заполнения дневника погоды, рассмотреть порядок проведения наблюдений и измерений, фиксации и обработки результатов наблюдений с помощью метеоприборов;
Оборудование: учебник, термометр, барометр-анероид, гигрометр, анемометр, флюгер, осадкомер, электронное приложение к учебнику. Планируемые результаты:
Выпускник научится:
-ориентироваться, выбирать и использовать различные источники географической информации (текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
- принимать решения, основанные на сопоставлении, сравнении и/или оценке географической информации;
- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
- представлять в различных формах (таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- составлять простейшие географические прогнозы;
- выявлять географические зависимости и закономерности на основе результатов наблюдений;
- объяснять географические явления и процессы (их свойства, условия протекания и географические различия) на основе анализа, обобщения и интерпретации географической информации;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
- рассчитывать количественные показатели, характеризующие явления и процессы;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра;
- описывать погоду своей местности;
Выпускник получит возможность научиться:
- моделировать географические объекты и явления;
-приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
Ход работы:
Используя различные источники информации (текст учебника, презентацию учителя и оборудование) объяснить назначение метеоприборов и выводы занести в следующую таблицу:
Название метеоприбораНазначение (цель использования)
На примере дневника погоды, разбирается порядок проведения наблюдений и измерений, правила фиксации и обработки результатов наблюдений. Обработка может быть проведена в виде: таблицы, графика температур, розы ветров, описания погоды.
1.Учебник "География. Планета Земля. 5-6 классы" Лобжанидзе А.А. Издательство «Просвещение» 2015 г.
2. География: Планета Земля: электронное приложение к учебнику для 5-6 класса / под редакцией Дронова В. М. –М.: Просвещение, 2015.