Рабочая программа по географии 6 класс. УМК Дронов, Савельева.
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
.Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год (приказ Минобрнауки России от 15.08.2016г. №1039учебного плана МБОУ Калининской СОШ на 2016-2017 год (приказ №143 от 24.08.2016 г.)
Программа разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373); по Программе основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2012.
Данная программа составлена для УМК «География. Землеведение. 5—6 классы» издательства «Дрофа»; УМК Дронов В.П., Савельева Л.Е. / Под ред. В.П. Дронова. География. 5-6 класс. – М.: Дрофа.
Учащиеся впервые познакомились с географией как наукой в 5-ом классе, приступают к изучению Земли как естественного природного образования, состоящего из оболочек или сфер. Школьники, получая географическое образование, должны овладеть основами географической науки, включая знания, умения и навыки. Они потребуются им для самообразования в будущем и для ориентирования в жизни по вопросам экономики, экологии и политики. Цель обучения, как заранее запланированный конечный результат – это не только расширение и углубление знаний теории предмета, но и всестороннее развитие личности, нравственное её формирование, воспитание достойного гражданина России. На уроках географии усваивается не только обширный информационный материал, но и формируются навыки работы с географическими источниками информации - учебниками, научными книгами, картами, таблицами, графиками, схемами. Кроме того, посредством системы знаний и умений целенаправленно воспитывается глубоко порядочный человек, искренне любящий Россию. У учащихся формируется познавательный интерес к географии как науке, развиваются творческие способности. Учитель обязан заложить основы бережного отношения к природе, её эстетическому восприятию, а также способствовать формированию экологической культуры детей.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы. Курс «География. Землеведение» (5-6 классы) - курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле: картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе. Изучение географии в 6 классах направлено на достижение следующих целей: развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально - ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения географии в средней школе и понимания закономерностей и противоречий развития географической оболочки.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии 6 класс можно сформулировать следующим образом:
Формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы и её частей;
Формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях.Развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов
Развитие представлений о размещении природных и социально-экономических объектах;
Развитие специфических географических и обще учебных умений;
Развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и общества
«География. Землеведение» - первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины. В процессе обучения формируются представления о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии. В блоке «География Земли», курс «География. Землеведение» 5-6 классы, у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Изменения в рабочей программе
Рабочая программа курса «География. Землеведение. 5-6» рассчитана на 70 часов для изучения в 5 и 6 классах: по 35 часов (из расчета 1 час в неделю). В 2016-17 учебном году по общешкольному учебному плану и расписанию на прохождение курса географии в 6 классе отведено 33 часа, программный материал будет пройден за счёт уплотнения тем уроков 32-33, 34-35 в разделе «Географическая оболочка»
Так как на каждом уроке географии осуществляется практическая направленность, в предложенной авторами рабочей программе практические работы будут выполнены полностью, из 5-ти практических работ все 5 – оценочные (это необходимо и для накопляемого количества оценок).
Перечень практических работ
1. Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой.
2. Построение розы ветров на основе данных дневника наблюдений за погодой.
3. Сравнительное описание погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карт погоды
4. Описание вод мирового океана на основе анализа карт.
5. Определение состава (строения) почвы.
2.Содержание учебного предмета
Введение (1 час)
Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атласом; сформировать знания о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Дневник наблюдений за погодой.
Основные термины и понятия: барометр, гигрометр, флюгер, осадкомер.
РАЗДЕЛ V. Атмосфера (11 часов)
Из чего состоит атмосфера и как она устроена(1 час), атмосфера и ее границы. Состав атмосферы. Роль углекислого газа, водяного пара и озона атмосферы в жизни Земли. Частицы твердых примесей как условие образования облаков. Значение атмосферы для Земли. Строение атмосферы: тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы. Мощность тропосферы, происходящие в ней атмосферные процессы.
Основные термины и понятия: атмосфера; озон; тропосфера; стратосфера.
Практические работы
Оценка толщины атмосферы по отношению к размерам Земли
Доказательства наличия в воздухе кислорода.
Нагревание воздуха и его температура (1 час) нагревание воздуха тропосферы от земной поверхности. Показатель понижения температуры в тропосфере с высотой. Различия в нагревании воздуха в течение суток, время, когда наблюдается максимальная и минимальная температура. Изменение температуры воздуха по сезонам года в зависимости от угла падения солнечных лучей. Самые теплые и холодные месяцы Северного и Южного полушарий. Средние суточные, месячные и годовые температуры как показатели для выявления закономерностей в нагревании тропосферы. Суточная и годовая амплитуды температур. Изотермы июля и января.
Основные термины и понятия: средняя температура воздуха; амплитуда температур; изотермы.
Практические работы
Проведение опыта, демонстрирующего зависимость нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей.
№1. Вычисление средних месячных температур по данным дневников наблюдений за погодой (сентябрь — декабрь).
Зависимость температуры воздуха от географической широты (1 час)
Изменение среднегодовой температуры воздуха в зависимости от географической широты. Уменьшение количества тепла от экватора к полюсам как следствие шарообразности Земли. Среднегодовые температуры в высоких и низких широтах. Пояса освещенности как результат неравномерного распределения солнечного света и тепла. Линии тропиков и полярных кругов и их широта. Жаркий, умеренные, холодные пояса освещенности, их основные характеристики.
Основные термины и понятия: Северный и Южный тропики; Северный и Южный полярные круги; полярная ночь и полярный день; пояса освещенности.
Географические названия: Антарктида, Евразия; Гренландия.
Практические работы
Составление схематического рисунка «Пояса освещенности Земли и преобладающие в них температуры».
Влага в атмосфере (1час)
водяной пар в атмосфере, источники его поступления. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Гигрометр. Значение величины относительной влажности воздуха для живых организмов. Конденсация водяного пара; возникновение тумана. Облака и их образование. Разнообразие облаков по высоте образования и внешнему виду, три основные группы облаков. Облачность и способ ее выражения.
Основные термины и понятия: абсолютная и относительная влажность воздуха; гигрометр; конденсация; туман; облака: слоистые, кучевые перистые; облачность.Практические работы
Наблюдение процесса конденсации водяного пара.
Атмосферные осадки (1 час)
атмосферные осадки: жидкие, твердые, смешанные. Причины образования осадков, выпадающих из облаков. Роса и иней как особые виды осадков. Осадкомер; единица измерения количества осадков. Диаграммы количества осадков. Неравномерность распределения осадков по земной поверхности, чередование поясов с большим и маленьким количеством осадков. Районы наибольшего и наименьшего количества выпадающих атмосферных осадков на Земле.
Основные термины и понятия: атмосферные осадки; роса; иней; осадкомер; диаграмма количества осадков.
Географические названия: материки: Африка, Южная Америка; Тихий океан; Черапунджи; Гавайские острова; города: Алжир, Владивосток, Москва.
Практические работы
Анализ диаграмм количества осадков.
Давление атмосферы (1 час)
атмосферное давление, среднее значение силы давления на единицу площади. Барометр; единица измерения атмосферного давления. Причины изменения давления. Зависимость давления от абсолютной высоты местности; градиент понижения давления в атмосфере с высотой. Изменение атмосферного давления с понижением и повышением температуры воздуха. Влияние на давление характера земной поверхности. Особенности изменения давления над сушей и водной поверхностью. Географические особенности распределения давления: формирование пояса низкого давления вдоль экватора и областей высокого давления над географическими полюсами.
Основные термины и понятия: атмосферное давление; миллиметр ртутного столба; барометры: ртутный и анероид.
Практические работы
Отработка навыков использования барометра-анероида для определения атмосферного давления.
Ветры (1 час)
ветры и причина их образования. Характеристики ветра: направление, скорость, сила. Роза ветров: правила построения, использование. Зависимость скорости и силы ветра от разницы в величине атмосферного давления. Приборы для определения силы и скорости ветра. Местные ветры (бризы) и крупные воздушные течения (муссоны). Причины образования бризов и муссонов. Значение ветров для природы. Использование энергии ветров человеком.
Основные термины и понятия: ветер; направление ветра; роза ветров; скорость и сила ветра; флюгер; анемометр; местные ветры; крупные ветровые потоки; бризы; муссоны.Географические названия: Индия; Китай; Дальний Восток.
Практические работы
Описание ветров разной силы по рисунку
№ 2 Построение розы ветров для одного месяца по данным таблицы.
Погода (1 час)
погода и ее элементы. Разнообразие и изменчивость — главные свойства погоды. Изменение температуры воздуха как основная причина смены погоды. Взаимосвязь между элементами погоды. Воздействие на погоду перемещения воздуха с одних территорий на другие. Воздушные массы, зависимость их свойств от особенностей земной поверхности районов формирования. Причины перемещения воздушных масс. Службы погоды, метеорологические станции, синоптические карты. Общие и специальные прогнозы погоды.
Основные термины и понятия: погода и ее элементы; свойства погоды: разнообразие, изменчивость; воздушная масса; прогноз погоды; синоптическая карта.
Географические названия: Северный Ледовитый океан; города: Москва, Вашингтон, Мельбурн.
Практические работы
Дополнение схемы «Элементы погоды».
№ 3 Составление сравнительного описания погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карты погоды (рис. 132 учебника).
Климат (1 час) особенности многолетнего режима смены погоды для разных районов Земли. Климат и его главные свойства — относительные постоянство и устойчивость. Основные показатели климата и их отражение на климатической карте. Разнообразие климата на Земле, климатические пояса. Главные климатические пояса жаркого, умеренных и холодных поясов освещенности.
Основные термины и понятия: климат; климатические пояса: экваториальный, тропические, умеренные, арктический, антарктический; климатическая карта.Практические работы
Знакомство с климатической картой
Человек и атмосфера (1 час)
воздух и состояние атмосферы как важнейшие условия существования чело-века и его хозяйственной деятельности. Расселение людей в зависимости от климатических условий. Опасные атмосферные явления: засуха, ураган, гроза, гололед. Воздействие человека на атмосферу. Загрязнение атмосферы, основные источники загрязнения, наиболее загрязненные участки тропосферы. Изменение состава воздуха, парниковый эффект. Борьба с загрязнением атмосферы.
Основные термины и понятия: засуха; ураган; гроза; гололед; парниковый эффект.
Географические названия: острова: Большие Зондские, Ява, Японские; океаны: Тихий, Атлантический.
Практическая работа
Установление воздействия климатических условий на размещение населения.
Итоговый урок по разделу «Атмосфера» (1 час)
Закрепление и обобщение, систематизация знаний по разделу «Атмосфера».
РАЗДЕЛ VI. «Гидросфера» (12 часов)
Вода на Земле. Круговорот воды в природе (1 час)
обилие воды на Земле. Гидросфера и ее части, объем гидросферы. Пресная вода и ее количество. Круговорот воды в природе; силы, приводящие в движение водные массы. Роль круговорота воды: объединение в единое целое гидросферы, обеспечение взаимосвязи с другими оболочками Земли. Значение гидросферы в жизни Земли.
Основные термины и понятия: гидросфера; круговорот воды в природе; пресная вода.
Практические работы
Дополнение схемы «Состав гидросферы».
Мировой океан — основная часть гидросферы (1 час)
Мировой океан и его крупнейшие части. Различия океанов по площади, глубине и свойствам водных масс. Границы между океанами. Моря: окраинные и внутренние, отличия по природным особенностям. Заливы и проливы, их разнообразие по размерам и глубине. Роль океана в хозяйственной деятельности людей. Способы изучения Мирового океана.
Основные термины и понятия: Мировой океан; моря окраинные и внутренние; залив; пролив.
Географические названия: океаны: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый; Саргассово море; заливы: Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Гвинейский; проливы: Дрейка, Мозамбикский, Гибралтарский, Берингов; остров Мадагаскар.
Практические работы
Обозначение на контурной карте мира: границ океанов и их названий, заливов и проливов, перечисленных в тексте, а также внутренних и окраинных морей (по выбору учителя).
Составление характеристики географического положения одного из морей на основе анализа карты полушарий (и карты океанов). (При составлении характеристики закрепляются навыки измерения расстояний с помощью масштаба, определения направлений и географических координат.)
Свойства океанических вод (1 час)
цвет и прозрачность океанических вод. Изменчивость температуры поверхностных вод — важнейшее свойство Мирового океана. Мировой океан как регулятор температуры наземной поверхности в целом. Зависимость температуры поверхностных вод от географической широты и ее изменчивость по сезонам года; средняя годовая температура. Самые теплые и холодные части Мирового океана. Районы замерзания вод и распространения льдов. Соленость: единица измерения, средние значения. Причины, влияющие на соленость поверхностных вод. Широтная зональность в изменении солености. Свойства вод, зависящие от температуры и солености: плотность, температура замерзания, насыщенность газами.
Основные термины и понятия: соленость; промилле.
Географические названия: океаны: Тихий, Индийский, Северный Ледовитый; моря: Красное, Желтое, Белое, Балтийское; Персидский залив.
Практические работы
Анализ географических закономерностей изменения температуры и солености поверхностных вод.
Движения воды в океане. Волны (1 час)
многообразие видов движения воды в океане, их роль в жизни океана. Силы, вызывающие различные виды движений воды. Волны, их различие по глубине и происхождению, элементы волны. Разрушительная сила волн и методы защиты от них. Цунами — особый вид волн; механизм их возникновения. Акватории, где цунами наиболее опасны. Приливы и отливы, роль Луны в их образовании. Факторы, влияющие на высоту приливов.
Основные термины и понятия: волны; виды волн :ветровые, цунами, приливные; прилив, отлив.
Географические названия: залив Фанди; Пенжинская губа Охотского моря.
Практические работы
Моделирование процесса возникновения поверхностных волн
Течения (1 час)
течения в океанах — важнейший вид движения воды. Размеры течений и количество переносимой ими воды. Разнообразие океанических течений по температуре, глубине и продолжительности действия. Причины возникновения течений на поверхности океанов и в их глубинах. Течение Западных Ветров как пример самого мощного ветрового течения. Воздействие на направление течений положения материков и очертаний их береговой линии. Значение течений для климата и природы Земли.
Основные термины и понятия: течения; поверхностные и глубинные течения; теплые и холодные течения.
Географические названия: течения: Гольфстрим, Западных Ветров.
Практические работы
Обозначение и подписывание на контурной карте холодных и теплых течений в Мировом океане (течение Западных Ветров, Лабрадорское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое).
№ 4 Описание вод Мирового океана на основе анализа карт.
Реки (1 час)
реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки: русло, речная долина, исток, устье. Разные виды истоков и устьев рек; дельта и эстуарий. Левые и правые притоки реки. Самые протяженные реки мира и России. Речная система, водосборный бассейн, водораздел. Крупнейшие водосборные речные бассейны мира и России.
Основные термины и понятия: река; русло; исток; устье; дельта; эстуарий; речная система; водосборный бассейн; водораздел.Географические названия: реки: Кубань, Волга, Нева, Ангара, Амур, Шилка, Аргунь, Нил, Обь, Лена, Енисей, Дон, Амазонка, Янцзы; Азовскоеморе; озера: Ладожское, Каспийское; Валдайская возвышенность; горы: Кавказ, Уральские.
Практические работы
Обозначение на контурных картах мира и России крупнейших рек.
Описание географического положения реки (например, Енисея, Лены) по плану.
Жизнь рек (1 час)
воздействие рельефа и прочности горных пород на характер течения реки. Горные и равнинные реки, причины их различия по характеру течения и форме речных долин. Образование излучин и пойм у равнинных рек. Пороги и водопады, условия их появления. Самые известные водопады мира. Зависимость густоты речной сети, полноводности рек от климата. Области земного шара с наиболее и наименее густой речной сетью. Питание рек и его изменение в течение года. Режим рек. Половодье как элемент режима реки. Режим равнинных рек нашей страны.
Основные термины и понятия: пойма; порог; водопад; питание реки; режим реки; половодье.
Географические названия: водопады: Анхель, Виктория, Зейгалан, Тальниковский; Курильские острова; Кавказ; плато Путорана; Амазонка.
Практическая работа
Сравнение горных и равнинных рек.
Озера и болота (1 час)
озера, их количество. Зависимость размещения озер от климата и рельефа. Разнообразие озер по размерам, глубине и форме. Озерные котловины и их происхождение. Источники поступления воды и ее расход, сточные и бессточные, пресные и соленые озера. Болота, их площадь и географическое распространение. Образование торфа. Роль болот в природе.
Основные термины и понятия: озеро, озерные котловины; сточные и бессточные озера.
Географические названия: озера: Курильское, Кроноцкое, Каспийское, Титикака, Байкал, Танганьика, Ньяса, Виктория, Селигер, Мертвое море; горы Анды; Средиземное море; полуострова: Камчатка, Скандинавский; Курильские острова; Валдайская возвышенность; Западная Сибирь.
Практические работы
Составление описания крупного озера по плану:
Подземные воды (1 час)
подземные воды: состояния воды, находящейся в земной коре, ее положение в толщах горных пород, количество. Условия возникновения подземных вод, водопроницаемые, водоупорные и водоносные слои. Грунтовые и межпластовые воды. Зависимость глубины залегания и толщины слоя грунтовых вод от геологического строения, рельефа и климата территории. Источники, артезианские воды, минеральные и термальные воды. Условия образования карста и его формы.
Основные термины и понятия: подземные воды; водопроницаемые, водоупорные и водоносные слои; грунтовые и межпластовые воды; артезианские воды; минеральные воды; карст.
Географическое название: пустыня Сахара.
Практические работы
Моделирование процесса просачивания воды через разные горные породы.
Ледники. Многолетняя мерзлота (1 час)
условия возникновения ледников, их движение. Площадь распространения ледников и объем пресной воды, заключенной в них.
Географическое распространение ледников. Изменение площади ледников под воздействием климата и воздействие ледников на климат. Покровные игорные ледники, образование айсбергов и их размеры, высота образования горных ледников. Многолетняя мерзлота и площадь ее распространения. Особенности хозяйственной деятельности человека в условиях многолетней мерзлоты.
Основные термины и понятия: покровные и горные ледники; айсберг; многолетняя мерзлота.
Географические названия: материки: Австралия, Антарктида, Северная Америка; остров Гренландия; полуостров Аляска.
Человек и гидросфера (1 час)
стихийные явления в гидросфере. Наводнения как причина самых разрушительных природных катастроф на Земле. Наводнения на реках и берегах Мирового океана и их причины. Лавины и борьба с ними. Проблемы ведения хозяйства в районах распространения карста. Использование гидросферы человеком: разные аспекты хозяйственной деятельности. Создание водохранилищ и гидроэлектростанций. Использование пресных, минеральных и горячих подземных вод.
Рост мирового водопотребления и недостаток пресной воды. Главные потребители воды. Обмеление рек и озер как результат увеличения потребления воды. Загрязнение гидросферы и его источники, проблема очищения вод.
Основные термины и понятия: наводнение; лавина; водохранилище; гидроэлектростанция.
Географические названия: реки: Амударья, Сырдарья; Аральское озеро.
Итоговый урок по разделу «Гидросфера» (1 час) Закрепление, обобщение и систематизация знаний по разделу «Гидросфера», работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» и с заданиями из рабочей тетради.
РАЗДЕЛ VII. Биосфера (7 часов)
Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе (1 час)
биосфера как внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими. Границы современной биосферы, изменение границ во времени. Живое вещество планеты и его распределение по основным группам живых организмов. Приспособление организмов к среде обитания и преобразование среды организмами. Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот как процесс переноса вещества и энергии из одних частей биосферы в другие. Роль биологического круговорота. Значение биосферы и ее связь с другими оболочками Земли. Учение о биосфере, его создатель В. И. Вернадский. Неравномерность распределения живого вещества в биосфере.
Основные термины и понятия: биосфера; живое вещество; среда обитания; биологический круговорот..Практические работы
Заполнение схемы «Роль разных групп организмов в биосфере».
Заполнение схемы «Воздействие организмов биосферы на другие оболочки».
Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане (1 час)
разнообразие морских организмов, соотношение между животными и растениями. Планктонные организмы, их масса, значение. Свободноплавающие и донные организмы: приспособления к месту обитания, основные представители. Зависимость разнообразия организмов и насыщенности ими водных толщ от глубины, географической широты и удаленности от берегов. Распространение организмов в приповерхностном слое вод и на больших глубинах. Особенности органического мира поверхностных вод в разных климатических поясах. Уменьшение насыщенности океанических вод живыми организмами при движении от берегов к открытому океану. Сосредоточение вылова рыбы на шельфе океанов.
Основные термины и понятия: планктон; свободноплавающие и донные организмы.
Практическая работа
Заполнение таблицы. Представители морских животных разных мест обитания
Жизнь на поверхности суши. Леса (1 час)
зависимость растительного покрова от климата. Зональное и поясное распределение растительности. Обусловленность животного мира климатом и растительностью. Сосредоточение основной части живого вещества суши в лесах. Условия произрастания лесов и их распространения. Главные широтные лесные зоны: влажные экваториальные леса и леса умеренного климатического пояса. Влажные экваториальные леса: географическое положение, особенности, значение, разнообразие растительности и животных. Леса умеренного пояса: хвойные, смешанные и широколиственные, их географическое положение, состав древесных пород, особенности животного мира.
Основные термины и понятия: зональное и поясное распределение растительности; леса: влажные экваториальные, хвойные (тайга), смешанные, широколиственные.
Практическая работа
Заполнение таблицы на основе текста учебника, сравнение лесов экваториального и умеренного поясов.
Жизнь в безлесных пространствах (1 час)
условия формирования травянистых равнин в тропических и умеренных широтах. Общие черты и различие природы саванн и степей. Пустыни, их географическое распространение. Приспособления растений и животных к суровым условиям жизни в пустыне. Тундра и арктическая пустыня: климатические условия, распространение, растительность, животный мир.
Основные термины и понятия: саванна; степь (прерия, пампа); пустыня; тундра; арктическая пустыня.
Практическая работа
Заполнение таблицы на основе текста учебника, сравнения рисунков на с. 164 и форзаце учебника и в атласе.
Почва (1 час) почва и ее части: твердая, жидкая, газообразная. Значение почвы для растений. Почвоведение как наука. Почвенные живые организмы. Условия образования почв: роль состава горных пород, климата, живых организмов, времени и хозяйственной деятельности людей. Плодородие почв и пути его повышения. Строение почвы, почвенные горизонты, их отличие друг от друга. Наиболее распространенные почвы России (черноземы, подзолистые) и растительные зоны, в которых они образуются
Основные термины и понятия: почвоведение; песчаные, глинистые и каменистые почвы; почвенные горизонты: перегнойный, переходные, почвообразующая порода; черноземы; подзолистые почвы.Практические работы
№ 5 Проведение практической работы «Определение состава (строения) почвы».
Человек и биосфера (1 час)
человек — часть биосферы: развитие по биологическим законам, зависимость от биосферы. Усиление воздействия человечества на биосферу. Исчезновение многих видов растений и животных. Разрушение почв, сокращение площади лесов. Опасные для биосферы виды хозяйственной деятельности людей: вырубка лесов, пожары, сбор растений и охота на животных, выпас домашнего скота, избыточное орошение, загрязнение среды обитания живых организмов. Меры по охране биосферы, законы об охране природы. Красная книга, создание охраняемых заповедных территорий.
Основные термины и понятия: охраняемые территории: заповедники, национальные парки, заказники, памятники природы.
Практические работы
Анализ карты на рисунке 205 учебника.
Подбор из книг, журналов, газет, Интернета примеров, свидетельствующих о влиянии человека на растительный и животный мир, почву или биосферу в целом. Подготовка рассказа о них.
Итоговый урок по разделу «Биосфера» (1 час)
закрепление, обобщение и систематизация знаний по разделу «Биосфера». Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и ее охраны (в том числе на территории своего края).
РАЗДЕЛ VIII. Географическая оболочка (4 часа)
Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки (1 час)
что такое географическая оболочка. Взаимодействие оболочек Земли: взаимопроникновение, обмен веществом, взаимовлияние. Географическая оболочка как особая оболочка Земли. Границы географической оболочки, этапы ее формирования, источники энергии. Уникальность географической оболочки как оболочки жизни. Неоднородность оболочки в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Основные термины и понятия: географическая оболочка.
Практическая работа
Составление схемы «Взаимодействие оболочек Земли» с занесением в нее конкретных примеров воздействия оболочек друг на друга.
Территориальные комплексы (2 час)
мозаичность географической оболочки. Территория как участок поверхности Земли. Компоненты территории и их взаимодействие, образование территориальных комплексов. Различие природных и природно-хозяйственных территориальных комплексов. Взаимозависимость компонентов: изменение комплекса при изменении отдельных компонентов. Разнообразие территориальных комплексов и их взаимодействие. Географическая оболочка как совокупность территориальных комплексов всех рангов. Природные зоны. Причины возникновения широтной зональности и высотной поясности.
Основные термины и понятия: территория; компонент; территориальный комплекс: природный, природно-хозяйственный; природная зона; широтная зональность; высотная поясность.
Практическая работа
Характеристика компонентов природы и установление взаимосвязей между ними на примере природной зоны, в которой располагается район проживания.
Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка» (1 час)
закрепить, обобщить и систематизировать знания по разделу «Географическая оболочка».
Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласом.
3.Тематическое планирование
1 Введение 1
2 Раздел 5. Атмосфера 11
3 Раздел 6. Гидросфера 12
4 Раздел 7. Биосфера 7
5 Раздел 8. Географическая оболочка 4
Итого 35
Календарно-тематическое планирование
№
п /пдата Тема
раздела/урока Основные понятия (содержание урока) Кол-во
часов Предметные результаты обучения
УУД КИМ
план факт Введение (1 час)
1 05.09 Введение. Метеоприборы. Дневник наблюдения за погодой Знакомство с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерение количественных характеристик состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Заполнение дневника наблюдений за погодой. 1 П. Уметь ориентироваться в справочном аппарате учебника и атласа; объяснять принцип работы и назначение метеорологических приборов; определять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов; оформлять полученные сведения в дневнике наблюдений.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей Атмосфера (11 часов)
2 12.09 Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Составление и анализ схемы «Значение атмосферы для Земли». Объяснение значения атмосферы для природы Земли. Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов.
Практическая работа: Строение атмосферы. Доказательства наличия в воздухе кислорода.
1 П. Называть газы, входящие в состав атмосферы; соотношение между размерами Земли и толщиной ее атмосферы; приводить примеры происходящих в тропосфере процессов; описывать роль отдельных газов атмосферы; объяснять значение атмосферы для природы Земли.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 3 19.09 Нагревание воздуха и его температура Составление и анализ графика изменения температуры в течение суток на основе данных дневника наблюдений за погодой. Вычисление средних суточных температур и суточной амплитуды температур. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявление зависимости температуры от угла падения солнечных лучей.
Практическая работа: Зависимость нагревания земной поверхности от угла падения солнечных лучей.
Практическая работа №1.Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике наблюдений за погодой 1 П. Называть величину уменьшения температуры воздуха в тропосфере с подъемом вверх на каждый километр; определять по имеющимся данным средние температуры воздуха и амплитуды температур; приводить примеры вычисления средних температур воздуха; описывать изменения температуры воздуха в течение суток и года; объяснять зависимость температуры воздуха от угла падения солнечных лучей
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
К. Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Л. Определять роль результатов своей деятельности. 4 26.09 Зависимость температуры воздуха от географической широты Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах
Практическая работа: Составление схематического рисунка «Пояса освещенности Земли и преобладающие в них температуры». 1 П. Называть и показывать на картах тропики, полярные круги (и их географическую широту); определять температуру воздуха по картам с помощью изотерм; приводить примеры жарких и холодных районов Земли; описывать характерные особенности поясов освещенности; объяснять изменение температуры воздуха при движении от экватора к полюсам, существование явления полярных дней и ночей.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 5 03.10 Влага в атмосфере. Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдений за погодой.
Практическая работа: Наблюдение процесса конденсации водяного пара. 1 П. Называть (показывать) разные виды облаков; определять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра и по имеющимся данным об абсолютной и максимально возможной влажности; описывать процессы образования тумана и облаков; объяснять зависимость абсолютной влажности от температуры воздуха и наличия воды на поверхности, а относительной влажности — от соотношения абсолютной влажности и температуры воздухаР. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 6 10.10 Атмосферные осадки. Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определение способов отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах. Объяснение причин различий в количестве осадков в разных широтных поясах Земли Практическая работа: Анализ диаграмм количества осадков. 1 П. Называть единицу измерения количества выпавших атмосферных осадков; определять количество осадков по диаграммам и географическим картам; приводить примеры количества осадков в разных широтных поясах Земли; описывать образование осадков разного происхождения; объяснять причины выпадения осадков в твердом (снег) или жидком (дождь) видеР. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
К. Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Л. Определять роль результатов своей деятельности. 7 17.10 Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере. Объяснение причин различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определение способов отображения величины атмосферного давления на картах
Практическая работа Отработка навыков использования барометра-анероида для определения атмосферного давления.
1 П. Называть единицу измерения атмосферного давления; причины изменения атмосферного давления; определять атмосферное давление с помощью барометра - анероида и на основании расчетов на разной высоте в тропосфере; объяснять наличие экваториального пояса пониженного давления и областей высокого давления над полюсами Земли.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 8 24.10 Ветры Определение направления и скорости ветра с помощью флюгера (анемометра). Определение направления ветров по картам. Построение розы ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений за погодой). Объяснение различий в скорости и силе ветра, причин изменения направления ветров. Практическая работа: Описание ветров разной силы по рисунку
Практическая работа № 2 Построение розы ветров для одного месяца по данным таблицы. 1 П. Называть ветры разных направлений; определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра); приводить примеры районов возникновения муссонов и бризов; описывать значение ветров для природы Земли; объяснять образование ветров и их разную скорость.
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
К. Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Л. Определять роль результатов своей деятельности. 9 07.11 Погода Характеристика погоды.
Описание погоды своей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды. Чтение карты погоды, описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы (метеоэлементов). Обобщение итогов наблюдений за погодой в виде графиков, диаграмм, схем.
Практическая работа:
Дополнение схемы «Элементы погоды».
Практическая работа № 3 Составление сравнительного описания погоды в двух населенных пунктах на основе анализа карты погоды (рис. 132 учебника). 1 П. Называть главные свойства погоды; определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды; приводить примеры взаимодействия между элементами погоды; описывать погоду разных сезонов года; объяснять причины разнообразия и изменчивости погоды.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 10 14.11 Климат Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте. Сопоставление карты поясов освещенности и климатических поясов, формулирование выводов.
Практическая работа: Знакомство с климатической картой 1 П. Называть показатели, применяемые для характеристики климата территорий; приводить примеры климатических поясов Земли; определять основные характеристики климата по климатической карте; описывать годовой режим смены погоды на территории России; объяснять отличия погоды и климата
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 11 21.11 Человек и атмосфера Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. Составление таблицы «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу»
Практическая работа: Установление воздействия на размещение человека климатических факторов. 1 Называть основные источники загрязнения атмосферы; приводить примеры воздействия человека на атмосферу; описывать опасные атмосферные явления; объяснять воздействие климатических условий на расселение людей на Земле.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 12 28.11 Итоговый урок по разделу: Атмосфера Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» и с заданиями из рабочей тетради.
Проверочная работа по теме «Атмосфера» 1 П. Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» и с заданиями из рабочей тетради.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей Рабочая тетрадь. География. Землеведение. 6 класс. Итоговая работа по теме «Атмосфера» стр.28-31
Гидросфера (12 часов)
13 05.12 Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснение значения круговорота воды для природы Земли, доказательства единства гидросферы. Описание значения воды для жизни на планете. Практическая работа:
Дополнение схемы «Состав гидросферы».
1 П. Называть составные части гидросферы; приводить примеры отдельных частей круговорота воды и вызывающих их сил; определять соотношение между главными частями гидросферы; описывать влияние гидросферы на природные и антропогенные процессы; объяснять значение круговорота воды для природы Земли.
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
К. Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Л. Определять роль результатов своей деятельности. 14 12.12 Мировой океан - основная часть гидросферы. Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли. Обозначение на контурной карте границы океанов и их названий, заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.
Практическая работа:
Обозначение на контурной карте мира: границ океанов и их названий, заливов и проливов, перечисленных в тексте, а также внутренних и окраинных морей (по выбору учителя).
Составление характеристики географического положения одного из морей на основе анализа карты полушарий (и карты океанов). (При составлении характеристики закрепляются навыки измерения расстояний с помощью масштаба, определения направлений и географических координат.) 1 П. Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы; приводить примеры внутренних и окраинных морей, крупнейших заливов и проливов; определять по картам географическое положение, глубину и размеры океанов, морей, заливов, проливов; описывать роль Мирового океана в хозяйственной деятельности людей; объяснять условность границ между океанами.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 15 19.12 Свойства океанических вод. Выявление с помощью карт географических закономерностей в изменении температур и солености поверхностных вод Мирового океана. Построение графиков изменения температуры и солености поверхностных вод в зависимости от географической широты.
Практическая работа:
Анализ географических закономерностей изменения температуры и солености поверхностных вод.
1 П. Называть и показывать районы Мирового океана с самыми высокими и низкими показателями температуры и солености поверхностных вод; приводить примеры воздействия одних свойств океанических вод на другие; определять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солености поверхностных вод; объяснять изменчивость свойств океанических вод.
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
К. Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Л. Определять роль результатов своей деятельности. 16 26.12 Движение воды в океане. Волны. Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов; географического положения районов, подвергающихся цунами Практическая работа
Моделирование процесса возникновения поверхностных волн
1 П. Называть виды поверхностных волн в Мировом океане и причины их возникновения; приводить примеры характеристик волн разного происхождения; описывать процесс приближения цунами к побережью; объяснять взаимосвязи между движениями вод в океане и космическими, атмосферными и внутри земными процессами.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 17 16.01 Течения Определение по картам крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана. Сравнение карты и выявление зависимости направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Обозначение на контурной карте холодных и теплых течений Практическая работа:
Обозначение и подписывание на контурной карте холодных и теплых течений в Мировом океане (течение Западных Ветров, Лабрадорское, Гольфстрим, Северо-Атлантическое).
Практическая работа № 4 Описание вод Мирового океана на основе анализа карт. 1 П. Называть и показывать на карте поверхностные океанические течения; приводить примеры теплых и холодных течений; определять направления течений; описывать значение течений для климата и природы Земли в целом; объяснять возникновение течений
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 18 23.01 Реки Определение по карте истока и устья, притоков реки, ее водосборного бассейна, водораздела. Обозначение на контурной карте крупнейших рек мира, их водосборных бассейнов и водоразделов.
Практические работы Обозначение на контурных картах мира и России крупнейших рек.
Описание географического положения реки (например, Енисея, Лены) по плану.
1 Называть и показывать на карте реки, их истоки, устья, притоки; приводить примеры самых протяженных рек мира и России, самых крупных речных водосборных бассейнов; определять по картам разные виды истоков и устьев рек; описывать географическое положение рек.
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
К. Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Л. Определять роль результатов своей деятельности. 19 30.01 Жизнь реки. Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт. Сравнение горных и равнинных рек по разным признакам.
Практическая работа
Сравнение горных и равнинных рек.
1 Называть и показывать равнинные и горные реки; крупные водопады; приводить примеры воздействия рельефа и прочности горных пород на характер течения рек; определять разницу в высоте истока и устья, длину рек по картам; описывать режим равнинных рек России; объяснять зависимость питания и режима рек от климата
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 20 06.02 Озера и болота. Определение по карте географического положения и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на контурной карте крупнейших озер мира. Составление и анализ схемы различия озер по происхождению котловин Практическая работа:
Составление описания крупного озера по плану:
1 Называть и показывать озера и болота на картах; приводить примеры озер, имеющих котловины разного происхождения, озер с пресной и соленой водой; определять по карте географическое положение озер и соленость их вод; описывать значение озер и болот для природы; объяснять зависимость солености озер от климата и наличия стока.
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
К. Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Л. Определять роль результатов своей деятельности. 21 13.02 Подземные воды Анализ моделей (иллюстраций) «Подземные воды», «Артезианские воды». Поиск дополнительной информации (в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод и минеральных источников для человека. Практические работы
Моделирование процесса просачивания воды через разные горные породы
1 Называть виды подземных вод; приводить примеры водопроницаемых (водоносных) и водоупорных пород, разных форм карста; описывать процесс образования подземных вод: объяснять условия образования карста.
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
К. Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Л. Определять роль результатов своей деятельности. 22 20.02 Ледники. Многолетняя мерзлота. Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. Обозначение на контурной карте областей распространения современных покровных ледников, определение их географического положения. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты. 1 Называть и показывать области распространения ледников и многолетней мерзлоты на Земле; приводить примеры крупнейших областей оледенения; описывать условия и процесс образования ледников; объяснять зависимость площади распространения ледников и многолетней мерзлоты от климата
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 23 27.02 Человек и гидросфера. Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте. Поиск информации и подготовка сообщения (презентации): о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними. 1 П. Называть стихийные явления в гидросфере; главные водо потребляющие сферы человеческой деятельности; приводить примеры источников загрязнения гидросферы; описывать образование наводнений и лавин; объяснять обмеление рек и озер, нехватку пресной воды на Земле.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 24 06.03 Итоговый урок по разделу «Гидросфера» Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» и с заданиями из рабочей тетради.
Проверочная работа по теме «Гидросфера» 1 Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» и с заданиями из рабочей тетради.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей Рабочая тетрадь. География. Землеведение. 6 класс. Итоговая работа по теме «Гидросфера» стр.58-61
Биосфера (7 часов)
25 13.03 Что такое биосфера и как она устроена. Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы. Анализ схемы биологического круговорота и выявление роли разных групп организмов в переносе веществ. Составление (дополнение) схемы биологического круговорота веществ. Обоснование с помощью конкретных примеров участия живых организмов в преобразовании земных оболочек. Практические работы:
Заполнение схемы «Роль разных групп организмов в биосфере».
Заполнение схемы «Воздействие организмов биосферы на другие оболочки». 1 П. Называть составные части (звенья) биологического круговорота, современные границы биосферы; приводить примеры роли отдельных групп организмов в биологическом круговороте: описывать расширения границ биосферы; объяснять преобразование земных оболочек под воздействием живых организмов.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 26 20.03 Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане. Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океанов. Анализ тематических карт и поиск доказательств изменения органического мира Мирового океана в зависимости от широты. Объяснение причин неравномерного распространения живых организмов в океане. Поиск информации (в Интернете, других источниках) о значении органического мира Мирового океана для человека. Практическая работа:
Заполнение таблицы. Представители морских животных разных мест обитания 1 Называть представителей планктонных,
свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
К. Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Л. Определять роль результатов своей деятельности. 27 03.04 Жизнь на поверхности суши. Леса. Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей. Определение по картам географического положения лесных зон на разных материках. Установление соответствия между типами лесов и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в лесных зонах, экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. Практическая работа
Заполнение таблицы на основе текста учебника, сравнение лесов экваториального и умеренного поясов. 1 П. Соотнести животных по разным местам обитания; описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 28 10.04 Жизнь в безлесных пространствах. Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках. Установление соответствия между типами безлесных пространств и основными представителями их растительного и животного мира. Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение сообщений о хозяйственной деятельности людей в саваннах, степях, пустынях, тундрах, об экологических проблемах, обусловленных этой деятельностью. Практическая работа:
Заполнение таблицы на основе текста учебника, сравнения рисунков на с. 164 и форзаце учебника и в атласе.
1 П. Называть (показывать) зоны влажных экваториальных лесов и лесов умеренного пояса; приводить примеры основных пород древесной растительности и представителей животного мира разных лесов; определять географическое положение лесных зон; описывать внешний облик лесов; объяснять причины различий лесов и их значение для природы Земли.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 29 17.04 Почва. Выявление причин разной степени плодородия используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям (моделям) строения профиля подзолистой почвы и чернозема. Определение по почвенной карте областей распространения основных типов почв. Изучение образцов почв своей местности, выявление их свойств. Практическая работа № 5 Проведение практической работы «Определение состава (строения) почвы».
1 П. Называть (показывать) широтные зоны саванн, степей, пустынь, тундр, арктических пустынь; приводить примеры растений и животных разных растительных зон
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 30 24.04 Человек и биосфера. Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. Описание мер, направленных на охрану биосферы. Высказывание мнения о воздействии человека на биосферу в своем крае. Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения биосферы и ее охраны.
Практические работы:
Анализ карты на рисунке 205 учебника.
Подбор из книг, журналов, газет, Интернета примеров, свидетельствующих о влиянии человека на растительный и животный мир, почву или биосферу в целом. Подготовка рассказа о них. 1 П. Называть составные части почвы, наиболее распространенные почвы России; приводить примеры воздействия на почву разных условий ее образования; описывать различия между черноземами и подзолистыми почвами; объяснять причины разной степени плодородия почв.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 31 15.05 Итоговый урок по разделу «Биосфера» Ра Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера» в учебнике.
П Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем антропогенного изменения биосферы и ее охраны (в том числе на территории своего края).
1 П. Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации (в том числе сайтов Интернета) обсуждения проблем
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя.
К. Организовывать сотрудничество индивидуально или в группе; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей.
Л. Определять роль результатов своей деятельности. Географическая оболочка (4 часа)
32
33 22.05 уплотнение Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки.
Территориальные комплексы. Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки. Выявление на конкретных примерах причинноследственных связей процессов, протекающих в географической оболочке. Анализ тематических карт Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе. Анализ тематических карт для выявления причинноследственных взаимосвязей между компонентами в природной зоне. Обозначение на контурной карте границ природных зон и их качественных характеристик. Поиск информации (в Интернете, других источниках), подготовка и обсуждение презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов. Высказывание мнения о сохранении равновесия в природных комплексах и путях его восстановления после нарушений, вызванных деятельностью человека. 1 П. Называть составные части географической оболочки; приводить примеры взаимодействия оболочек Земли в географической оболочке; описывать этапы развития географической оболочки; объяснять уникальность географической оболочки
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей 34
35 29.05 уплотнение Территориальные комплексы.
Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка». Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласом.
Итоговая проверочная работа по теме « Географическая оболочка» 1 Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником и атласом.
Р. Самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами.
Л. Организовывать сотрудничество, работать индивидуально или в группе, осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей Рабочая тетрадь. География. Землеведение. 6 класс.
Итоговая работа по теме «Географическая оболочка» стр.74-78
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета и система оценки
Выпускник научится (базовый уровень)
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
различать изученные географические объекты, процессы и явления,
сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень)
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
2. Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения ,ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
3. Предметные
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
Система оценки планируемых результатов
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за год - на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Контрольно-измерительные материалы
книга «Диагностические работы к учебнику Дронова В.П.-География5-6 класс» авт. Карташова, Курчина, изд. Дрофа, 2015 год.