Рабочая программа по географии 5 класс. УМК Дронов, Савельева.


1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
.Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», с изменениями и дополнениями, внесёнными приказами Министерства образования России от 9 марта 2004 года № 1312, от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 3 июня 2011 г. № 1994, от 31 января 2012. № 69, от 1 февраля 2012 г. № 74 (вступает в силу с 1 сентября 2012 г.).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2016-2017 учебный год (приказ Минобрнауки России от 15.08.2016г. №1039)
учебного плана МБОУ Калининской СОШ на 2016-2017 год (приказ №143 от 24.08.2016 г.)
Программа разработана на основе ФГОС ООО (второго поколения) (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373); по Программе основного общего образования по географии 5-9 классы. Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина. Л.Е Савельева. // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2012. Данная программа ориентирована на УМК «География. Землеведение. 5—6 классы» издательства «Дрофа»; УМК Дронов В.П., Савельева Л.Е. / Под ред. В.П. Дронова. География. 5-6 класс. – М.: Дрофа.
В основной школе целями образования являются воспитание всесторонне развитой и коммуникативной личности. География – это классическая учебная дисциплина, активно участвующая в формировании научной картины мира. Современная школьная география – это уникальная школьная дисциплина. Уникальность ее места и роли заключается в том, что она представляет одновременно и естественные (физическая география), и общественные (социальная и экономическая география) ветви знания. Более того, картографическая составляющая школьной географии сближает ее с группой информационно-технических наук. Объясняется это уникальной особенностью самой современной географии как науки.
Цели:
развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально ценностного отношения к миру,
раскрытие закономерностей землеведческого характера, особенностей разнообразия природы, населения и его хозяйственной деятельности,
воспитание бережного отношения к природе, понимание необходимости международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды;
создание у учащихся целостного представления о Земле как планете людей;
раскрытие разнообразия природы и населения Земли, знакомство со странами и народами;
формирование необходимого минимума базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.
Задачи:
формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
формирование представлений о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностях их взаимосвязи на планетарном, региональном и локальном уровнях;развитие специфических географических и обще учебных умений;
познание сущности и динамики основных природных, экологических, социально-экономических и других процессов, происходящих в географической среде;
создание образных представлений о крупных регионах материков и странах с выделением особенностей их природы, природных богатств, использовании их населением в хозяйственной деятельности
развитие понимания закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи
с природными, социально-экономическими факторами;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
воспитание в духе уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры;
раскрытие на основе историко-географического подхода изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран;
развитие картографической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов),
изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
выработка понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
География в основной школе - учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле, как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях. Блок «География Земли» состоит из курсов «География. Землеведение.5-6 классы» и «География. Страноведение.7 класс».
В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования - формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения.
Место учебного предмета в учебном плане
География. Землеведение.
5 класс - 1 ч в неделю, 35 часов в год. В 2016-17 учебном году по общешкольному учебному плану и расписанию уроков, для освоения программного материала в 5 классе отведено 34 часа. Программный материал будет освоен в полном объёме за счёт уплотнения тем уроков 34 и 35.
2. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает география(1ч). География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 ч)
Познание Земли в древности(1ч). Древняя география и географы. География в Средние века.
Великие географические открытия(1ч). Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание.
Открытие Австралии и Антарктиды(1ч). Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
Современная география(1ч). Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.
Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»(1ч)
Раздел II. Земля во Вселенной (7 ч)
Земля и космос.(1ч) Земля— часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.
Земля— часть Солнечной системы.(1ч) Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля— уникальная планета.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей(1ч). Земля и космос. Земля и Луна.
Осевое вращение Земли(1ч). Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси.
Обращение Земли вокруг Солнца(1ч). Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
Форма и размеры Земли(1ч). Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.
Практическая работа
Характеристика видов движений Земли, их географических следствий.
Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»(1ч)
Раздел III. Географические модели Земли (10 ч)
Ориентирование на земной поверхности(1ч) Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
Изображение земной поверхности(1ч). Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.
Масштаб и его виды(1ч). Масштаб. Виды записи масштаба.
Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах(1ч). Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
Планы местности и их чтение(1ч). План местности— крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.
Составление плана местности(1ч). Практическая работа. 2. Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки.
Параллели и меридианы(1ч). Параллели и меридианы на картах.
Градусная сеть. Географические координаты(1ч). Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояний по градусной сетке.
Географические карты(1ч). Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.
Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»(1ч)
Раздел IV. Земная кора (11 ч)
Внутреннее строение земной коры(1ч). Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
Разнообразие горных пород(1ч). Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Земная кора и литосфера— каменные оболочки Земли(1ч).
Земная кора и ее устройство. Литосфера.
Разнообразие форм рельефа Земли(1ч). Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа. Движение земной коры. Медленные движения земной коры.
Движения земной коры и залегание горных пород(1ч).
Землетрясения. Вулканизм(1ч). Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра(1ч). Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.
Главные формы рельефа суши(1ч). Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Рельеф дна океанов(1ч). Неровности океанического дна.
Человек и земная кора(1ч). Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств. Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
Итоговый урок по разделу «Земная кора»(1ч)
Перечень практических работ и экскурсий.

Практическая работа 1. Характеристика видов движений Земли, их географических следствий
Практическая работа 2. Составление плана местности способом глазомерной съемки.
Практическая работа 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки.
Практическая работа 4. Определение горных пород и описание их свойств.
Практическая работа 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт.
3.Тематическое планирование
1 Введение 1
2 Раздел 1. Накопление знаний о Земле 5
3 Раздел 2. Земля во вселенной 7
4 Раздел 3. Географические модели Земли 10
5 Раздел 4. Земная кора 12
Календарно-тематическое планирование
№ п/п дата Тема
раздела/урока Основные понятия (содержание урока) Кол-во часов Результаты обучения
УУД КИМ
план факт Введение (1 час)
1 06.09. Что изучает география География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.
Входная диагностическая работа 1 П. Формулировать определения понятия «география». Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.
К. Высказывать суждение и подтверждать их фактами. Раздел I. Накопление знаний о Земле (5 часов)
2 13.09 Познание Земли в древности Древняя география и географы. География в Средние века
1 П. Работать с картой. Искать информацию о накоплении географических знаний в интернете.
К. Оценивать работу одноклассников 3 20.09 Великие географические открытия Что такое Великие географические открытия. Экспедиции Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. 1 П. Описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Земли и их обозначение на контурной карте.
Р. Составлять план ответа. 4 27.09 Открытие Австралии и Антарктиды Открытие и исследования Австралии и Океании. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.
1 П. Описывать по картам маршруты путешествий.
К. Организовывать взаимодействие в группе. 5 04.10 Современная география Развитие физической географии. Современные географические исследования. География на мониторе компьютера. Географические информационные системы. Виртуальное познание мира.. 1 П. Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт.
Л. Определять роль результатов своей деятельности.
География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов. - М.: Дрофа, 2012.-127с
6 11.10 Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле» Обобщение знаний по разделу
Диагностическая работа №1 «Накопление знаний о Земле» 1 П. Работать с учебником, атласом и тестовыми материалами.
Р. Самостоятельно исправлять свои ошибки Рабочая тетрадь География. Землеведение. 5 класс. Тест 1.
Раздел II. Земля во Вселенной (7 часов)
7 18.10 Земля и космос Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам
1 П. Определять стороны горизонта по Полярной звезде.
Р. Ставить учебную задачу под руководством учителя. 8 25.10 Земля— часть Солнечной системы Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля - уникальная планета 1 П. Анализировать иллюстративно-справочные материалы.
Л. Беречь и любить свою планету. 9 08.11 Влияние космоса на Землю и жизнь людей Земля и космос. Земля и Луна.
1 П. Искать дополнительные сведения в различных источниках информации.
К. Уметь общаться в группе. 10 15.11 Осевое вращение Земли Вращение Земли вокруг своей оси. Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси. 1 П. Выявлять причинно-следственные связи.
Р. Выдвигать версии решения проблем. 11 22.11 Обращение Земли вокруг Солнца Движение Земли по орбите вокруг Солнца. Времена года на Земле.
1 П. Анализировать положение Земли
и объяснять причину смены времен года.
К. Работать по плану. 12 29.11 Форма и размеры Земли Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты 1 П. Уметь выделять главное, существенные признаки понятия.
Р. Составлять опорный конспект. 13 06.12 Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной» Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной». Практическая работа№ 1
Характеристика видов движений Земли и их географических следствий 1 П. Обсуждать проблемы современных космических исследований.
Л. Любить и беречь свою планету. География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов. - М.: Дрофа, 2012.-127с
Раздел III. Географические модели Земли (10 часов)
14 13.12 Ориентирование на земной поверхности Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.
1 П. Уметь работать с измерительными приборами.
К. Организовывать учебные взаимодействия 15 20.12 Изображение земной поверхности Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта. 1 П. Изучать различные виды изображения земной поверхности. Сравнивать план и карты.
Р. Выдвигать версии решения проблем. 16 27.12 Масштаб и его виды Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусу.
1 П. Уметь использовать знания в практической деятельности.
Р. Вырабатывать критерии классификации. 17 17.01 Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.
1 П. Изучать условные знаки, решать практические задачи.
Р. Выдвигать версии решения проблемы. 18 24.01 Планы местности и их чтение План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений 1 П. Определять азимут.
Л. Уметь использовать полученные знания в жизни. 19 31.01 Составление плана местности. Практическая работа №2 Составление плана местности способом глазомерной полярной съемки 1 П. Составлять план местности.
К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов. - М.: Дрофа, 2012.-127с
20 07.02 Параллели и меридианы Параллели. Меридианы. Параллели и меридианы на картах.
1 П. Знать особенности изображения параллелей и меридианов на глобусе и картах.
Р. Работать по составленному плану. 21 14.02 Градусная сеть. Географические координаты Градусная сеть. Географическая широта. Географическая долгота. Определение расстояний на градусной сетке.
Практическая работа № 3. Определение географических координат объектов, географических объектов по их координатам и расстояний между объектами с помощью градусной сетки
1 П. Находить объекты на карте и глобусе.
К. Уметь общаться в группах География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов. - М.: Дрофа, 2012.-127с
22 21.02 Географические карты Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Использование планов и карт.
1 П. Уметь читать карты различных видов, находить черты сходства и различия.
Л. Адаптировать знания к условиям окружающей среды. 23 28.02 Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли» Обобщение знаний по разделу.
Диагностическая работа № 2. «Географические модели Земли». 1 П. Демонстрировать полученные знания.
Р. Работать по плану, самостоятельно исправлять ошибки. Рабочая тетрадь География. Землеведение. 5 класс. Тест 4
Раздел IV. Земная кора (11 часов)
24 07.03 Внутреннее строение земной коры. Состав земной коры Строение Земли. Из чего состоит земная кора.
1 П. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, анализировать иллюстрации.
Р. Создание объемную модель. 25 14.03 Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Практическая работа № 4 Определение горных пород и описание их свойств 1 П. Классифицировать и описывать горные породы.
К. Работать в группах. География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов. - М.: Дрофа, 2012.-127с
26 21.03 Земная кора и
литосфера— каменные оболочки Земли Земная кора и ее устройство. Литосфера.
1 П. Анализировать модели строения земной коры и литосферы.
27 04.04 Разнообразие форм рельефа Земли Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.
1 П. Определять по картам характеристики форм рельефа.
Л. Приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды. 28 11.04 Движение земной коры Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.
1 П. Выявлять закономерности размещения крупных форм рельефа.
Р. Составлять проект изменения внешнего облика Земли во времени. 29 18.04 Землетрясения. Вулканизм Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.
Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.
1 П. Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма.
Л. Использовать знания в случае возникновения стихийного явления. 30 25.04 Внешние силы, изменяющие рельеф. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.
Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека. 1 П. Анализировать воздействие внешних сил на формирование рельефа.
Л. Использовать знания для осуществления мер по сохранению форм рельефа. 31 02.05 Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.
Практическая работа№ 5. Характеристика крупных форм рельефа на основе анализа карт. 1 П. Сравнивать способы изображения различных форм рельефа на картах.
К. Уметь работать в группах. География. Землеведение. 5—6 классы. методическое пособие / Л. Е. Савельева, В. П. Дронов. - М.: Дрофа, 2012.-127с
32 16.05 Рельеф дна океанов Неровности океанического дна.
1 П. Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океанов.
Р. Составлять план ответа. 33 23.05 Человек и земная кора Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.
1 П. Находить информацию в дополнительных источниках.
Л. Приводить примеры охраны земных ресурсов 34
35 30.05уплотнение
Итоговый урок по разделу
«Земная кора»
Повторение темы «Главные формы рельефа суши» Обобщение знаний по разделу Диагностическая работа № 3.
«Земная кора» 1
1 П. Работать с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике и дополнительными источниками информации (в том числе сайтов Интернета)
К. Развивать навыки выступления перед классом. Рабочая тетрадь География. Землеведение. 5 класс. Тест 6.
4.Планируемые результаты освоения учебного предмета и система оценки
Выпускник научится(базовый уровень)
использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Выпускник получит возможность научиться (повышенный уровень)
ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
строить простые планы местности;
создавать простейшие географические карты различного содержания;
моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
1 Личностные результаты
воспитание российской гражданской идентичности;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего многообразие современного мира;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование основ экологической культуры;
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
2. Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
3. Предметные результаты
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях. Как компоненте научной картине мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
Овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
Формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде;
Система оценки планируемых результатов
ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы – обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел «Ученик научится» примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела «Ученик может научиться» примерной программы); либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (необязательный) решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной (переосмысленной и желательно доработанной с помощью плюсов), в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ ИТОГОВЫЕ ОЦЕНКИ?
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за год - на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Контрольно-измерительные материалы
книга «Диагностические работы к учебнику Дронова В.П.-География5-6 класс» авт. Карташова, Курчина, изд. Дрофа, 2015 год.