Доклад на тему Использование тестовых заданий на уроках биологии
Тема педагогического опыта
«Обучение с использованием тестовых заданий на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения»
В опыте работы использую современные педагогические технологии: проектную, информационно-коммуникативные, группового обучения, проблемно- поисковую, исследовательскую, направленных на достижение более высокого уровня обучения учащихся.
Цель педагогического опыта: формирование творческого мышления и развитие творческой личности учащихся, расширение кругозора, воспитание общей биологической культуры.
Тема данной работы стала для меня актуальной потому, что в основе лежит развитие специальных навыков, наблюдательности, фантазии, духовное и нравственное развитие личности. Данная тема предусматривает как индивидуальную работу с ребятами, так и коллективную деятельность. Приоритетная цель данной работы – более качественная подготовка домашнего задания, формирование творческого мышления и развитие творческой личности учащихся, расширение кругозора, воспитание общей биологической культуры.
Результативность применения опыта зависит от стабильности и системности работы. На своих уроках применяю современные образовательные технологии: проектные, игровые, здоровьесберегающие. Постоянно применяю активные методы работы на уроках биологии с целью повышения интереса к предмету. В своей деятельности применяю компьютерные и информационные технологии, их использование даёт возможность для индивидуальной работы с учащимися, дифференциации учебного процесса, творческого мышления и воображения.
В ходе работы над своим опытом я добилась стабильности результатов учебного процесса. Успеваемость по биологии составляет 100%, качество обучения в 2011-2012 году-48%, в 2012-2013году-51%, в 2013-2014 году -53%, в 2014-2015-54%. Мои ученики принимают активное участие в городских и областных олимпиадах, в которых имеют различные достижения. В ходе применения метода я добилась устойчивых положительных результатов обучения.
Опыт работы по теме «Обучение с использованием тестовых заданий на уроках биологии в условиях личностно – ориентированного обучения» мною обобщен на заседании методического объединения учителей естественного цикла.
В современных условиях для повышения уровня обучения имеются различные методы интенсификации, мобилизующие способности учеников. Многолетние наблюдения показали, что даже школьники 6-7 классов способны оперировать понятиями, которые используются в старших классах, хотя и без специальной терминологии и материала, изучаемого в курсах химии и физики, без которых невозможно понимание многих биологических процессов. Однако на это способны лишь те ученики, которые хотят работать в процессе обучения, развивать свои способности. Не секрет, что часть школьников, даже те, кто приходит из начального звена с хорошими оценками, могут добросовестно заучить материал (память у них хорошая, объем предлагаемого пока невелик), но у них сразу начинаются проблемы, когда требуется не просто пересказ, а осмысление, понимание биологических процессов. Такие ребята достаточно уверенно отвечают на вопросы "кто?" и "что?", но затрудняются в вопросах "как?" и "почему?"
Не секрет, что у части школьников (под влиянием их родителей) складывается определенное отношение к биологии. Мол, это не русский язык и не математика, зачем так серьезно ее изучать, поскольку впоследствии они не собираются посвящать свою жизнь профессии, связанной с биологией. Отсюда желание получать хорошие оценки (по другим-то предметам у них "4" или "5") без достаточных усилий. Но в последние годы сформирован государственный стандарт тех минимальных знаний, которые должны иметь ученики. Работа в 6-9 классах показала, что большинство учащихся справляются с требованиями и получают необходимую для зачета оценку, но относительно немногие (не более 15%) выполняют их с оценкой "4" или "5": для этого необходимо очень глубокое изучение материала.
Проверка знаний – важное звено в обучении биологии. Она направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы.
Изучение состояния биологической подготовки учащихся – непременное условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять процессом обучения.
В обучении биологии до недавнего времени применялись традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не дает возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и сделать вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью письменной проверки, но она занимает много времени, не дает учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы все более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их.
Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них – высокая вероятность угадывания правильного ответа. Преодолеть его можно путем повышения качества предложенных для выбора ответов, особенно неправильных. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий. Нетрадиционные формы проверки не позволяют выявить умение учащихся логично излагать усвоенный материал, не развивает речь учащихся. С помощью тестов трудно выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности, например: проводить наблюдения, определять растения. В связи с этим необходимо тестовые работы использовать в сочетании с традиционными формами и методами проверки. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, тесты следует использовать как можно шире.
Нетрадиционные формы заданий требуют предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует систематическое применение тестовых заданий, знакомство школьников с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа. Для этого при выполнении задания, ориентированного на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву. Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Целесообразно включать в тестовое задание от трех до пяти ответов, из которых всего один правильный.
Вопрос может требовать выбора нескольких правильных ответов. При этом правильным будет любой порядок записи букв. Но иногда вопрос предусматривает соблюдение строго определенной последовательности в записи ответа. Это требуется в тех случаях, когда из данных в беспорядке ответов нужно определить последовательность биологических процессов или явлений. Если порядок букв будет другим, то ответ будет считаться неправильным. Такие задания часто вызывают у школьников затруднения, поэтому их можно использовать для сильных учеников.
Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки. Задания с рисунками развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними. Задания с рисунками могут быть очень разнообразными. Задания для работы с рисунком можно усложнить, предложив школьникам выбрать несколько правильных ответов. Такие задания хорошо использовать для проверки знаний по систематике растений и животных.
Наиболее сложными являются тестовые задания, в которых даются только верные ответы, а от школьников требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу. Их хорошо применять для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строения животных разных групп. Задания на выявление последовательности происходящих в живой природе событий позволяют проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами. Выполнение этих заданий требует сложной мыслительной деятельности, поэтому на первых этапах изучения биологии они могут даваться для проверки знаний отдельным школьникам, желающим иметь по биологии хорошую отметку и интересующимся этим предметом. Однако в дальнейшем подобные задания можно использовать и для проверки знаний на базовом уровне. А наиболее простые задания этого типа можно давать в начале изучения курса.
Технология тестового контроля, получившая широкое распространение в школе, несомненно, удобна и экономична. Тесты можно превратить из инструмента контроля в инструмент обучения и контроля одновременно. В этом случае тесты становятся и средством организации усвоения материала, и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим развитие учащихся. Эта технология позволяет вести ученика к желаемому учителем результату. Причем вести целенаправленно и творчески в соответствии с индивидуальным методическим почерком.
Цель этой технологии заключается в формировании как предметных знаний и умений, так и общеучебных, то есть тех знаний и умений, которые необходимы при изучении любой школьной дисциплины.
Самый простой путь работы с тестами – проверить знания после объяснения материала – непродуктивен. Другой путь – это организация предварительной самостоятельной работы с текстом заданий и последующей дискуссией по теме. В этом случае школьникам предлагается внимательно прочитать вопросы и попытаться составить устный или письменный рассказ по теме теста. Первый позитивный результат предлагаемой формы работы – создание положительной мотивации у учащихся к решению поставленной задачи. Такая мотивация возникает в результате постановки нетривиальной, иногда вызывающей растерянность, задачи. Первоначальное смятение порождает желание решить проблему. Затем начинается работа с текстом. Работа требует от ученика владения различными интеллектуальными умениями – структурированием материала, отбором существенного и второстепенного, логическим выстраиванием изложения и т.д. Для любого учащегося, независимо от уровня его успеваемости, эта деятельность интересна, ибо требует принятия самостоятельных решений. Ведь на первом этапе такой работы практически не бывает ошибок, а значит, нет страха перед ними.
Вызов принят, и процесс решения задачи начался. Наступает стадия осмысления и постепенного понимания учебного материала. Очень важно, что понимание возникает и углубляется именно в процессе выполнения задания и благодаря собственной деятельности учащегося, практически без посторонней помощи. Роль учителя становится определяющей только в процессе дискуссии, обсуждения понятийного аппарата и заключается в постановке точных вопросов для обсуждения, коррекции ответов и удержания дискуссии в рамках правил и обсуждаемой тематики. Стадия осмысления переходит в стадию «рефлексии». На этом этапе реализуется требуемое усвоение материала, выявляемое как через написанные тексты, так и через диалог, вариативные тестовые задания, другие формы контроля.
Методика, изложенная выше, экономна по времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного. Она применима в группах и при индивидуальном обучении. Эта методика позволяет свести к минимуму репродуктивную деятельность учащегося, обеспечить качественное усвоение материала на требуемом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ребенка.
Наиболее эффективный прием описываемой технологии – работа без предварительного выучивания материала учебника. Тем самым снимается негативная реакция детей на необходимость читать учебные тексты, не всегда понятные и зачастую достаточно скучные. Зато после написания собственных текстов и сравнения их с текстами учебника интерес к последним заметно возрастает. Однако, следует заметить, что только система дидактически выверенных тестовых заданий разного типа и уровней сложности может обеспечить полноценный процесс обучения и усвоения материала.
В заключение следует сказать, что нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся очень разнообразны, их можно широко использовать как для текущего, так и для итогового контроля. Повышению достоверности полученных результатов способствует применение разнообразных тестовых заданий в сочетании с традиционными формами и методами, а также практическая проверка знаний учащихся.
Кроме того, использование тестов в обучении позволяет сформировать у учащихся такие важнейшие умения, как: отбор и структурирование материала, письменное или устное изложение текста, самооценка и самоконтроль, построение доказательств и их аргументация, критичность мышления, обнаружение противоречий в собственной и чужой мысли, индивидуальная ответственность за результат, умение организовать группу (быть лидером).
Учитель же, систематически применяя эту технологию, может добиться приличных результатов в обученности школьников, а также в развитии собственных творческих способностей.
Подводя итог вышесказанному, можно объединить плюсы и минусы, чтобы сравнить, чего же больше.
К положительной стороне относятся:
1. Экономия большей части урока для изучения нового материала.
2. Возможность проверки знаний всего класса, а не отдельных учеников
3. Выработка необходимости готовиться к каждому уроку.
4. Мобилизация умственных способностей учеников.
5. Формирование навыков работы с компьютером (т.к. система поиска "вопрос-ответ" практически такая же).
К отрицательной стороне можно отнести:
1. Определенное однообразие работы (но в совокупности с другими формами учебной деятельности это нивелируется).
2. Нет устного монологического ответа.
Как видно, плюсов гораздо больше.
В заключение хочется отметить, что использование продуманной системы нестандартной формы работы всегда даст хорошие результаты.