Приложение 2 к докладу на тему Исследовательская деятельность младших школьников в рамках освоения УМК Перспективная начальная школа 
                                                                                              Приложение 2
     Пример урока мини-исследования по русскому языку в 3 классе.
 Уроки по теме «Написание существительных с суффиксом   - ищ- »  находятся в блоке  «Окончания   существительных   во  множественном  числе»,  но  это  первый  урок  по данной  теме. 
         Цель данного раздела,  состоящего из двух уроков – ознакомить детей с тем, что существительные с суффиксом  -ищ-  в начальной форме имеют окончание  - а,  если оно образовано от основы существительного  женского рода;   и окончание  - е,  если оно образовано от основы существительного мужского  или  среднего рода. 
                
Занятие по русскому языку по теме:
«Написание   существительных     суффиксом   – ищ-».
Актуализация знаний - Открываем учебник на новой теме (дети сами ищут урок в учебнике, закладок не используем). Тема: «Написание   существительных     суффиксом   – ищ-». 
- Далее  определяем  место  данного урока среди других  уроков (урок изучения нового материала        или  нам  уже что-нибудь  в теме урока известно,     или нам знакомо всё в теме урока, а  значит, мы будем повторять,  закреплять и готовиться к контрольной работе).  
- Определяем, что в названии темы нам известно (существительное, суффикс и повторяем, что это такое), а что нет.
- Определяем цель урока  (Стараюсь  подвести детей к тому, чтобы они сами ставили цель урока  пусть по своему, по-детски, это не всегда легко).
Мотивировка Читаем материал учебника 4 кл. стр. 79-80.
—Анишит Йокоповна!!! Я такое обнаружил!.. —Миша даже не мог толком сказать, что же онобнаружил. Только всё показывал два столбикаслов в Обратном словаре. В первом столбикебыли слова на -А, на -ища, а во втором —на -Е,  на -ище.
Найди  и ты эти слова.
—Слова-то одинаковые — с суффиксом-ищ-! — не мог успокоиться Миша. 
— Но одни слова оканчиваются на -а, а другие —на -е!  Почему?!
    Хочешь   поразмышлять   и   попробовать   
Ответить  на этот вопрос самостоятельно?
Обнаружение проблемы Учебник 4 кл. стр. 80 № 90.
Откройте словарь на -А, на -ища. По цепочке
читайте список слов и говорите, основы каких 
слов дали им жизнь.
Например:   слово   рыбища  образовано  от  основы 
слова рыб/а.
Скажи, какого РОДА все слова, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом -ищ-?
Предположи, какого рода все получившиеся слова с суффиксом -ищ-?
Понимаешь теперь, почему у них окончание –а?
Выдвижение гипотезы Дети: Рыба – рыбища.
Слово рыба  имеет окончание  -а, поэтому  и  слово рыбища  имеет окончание  -а.
Проверка гипотезы Дети: Тетрадь- тетрадища.
 Второе слово не подходит под нашу гипотезу, придётся нам её    скорректировать,  так часто бывает и у учёных, не надо этого бояться.
Тетрадь- тетрадища.
Выдвигаем другую гипотезу:
Слово рыба  женского рода , поэтому  и  слово рыбища  женского рода и у него окончание - а).
Проверяем весь столбик.
Учебник 4 кл. стр. 80 № 91.
Откройте Обратный словарь на -Е, на -ище. По цепочке читайте список слов и говорите, от основ каких других слов они образованы. Сразу называйте РОД слова-родителя.
Например:   слово   зубище   —   от   основы   слова
зуб/П, зуб —  мужского рода.
II
Скажи, какого рода большая часть слов, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом -ищ-? А какого рода оставшиеся слова?
Миша   среди   большого   количества  слов   муж-
ского   рода   обнаружил   пять   слов   среднего рода.
А сколько слов среднего рода обнаружил (а) ты?
Дети:  Большинство слов муж. рода. Встретились  слова ср. рода.
Формулировка выводов  по результатам Сделай выводы:
1. Сохраняет ли слово с суффиксом -ищ-РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГОоно образовано?
2. Одинаковые ли окончания у слов м.р. иср. р. с этим суффиксом? Какие именно?
Дети: Слово с суффиксом -ищ-сохраняет РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГОоно образовано. Окончания одинаковые – е.
Учитель:   Учёные,  поработав,  приходят  к  какому-то  выводу, а  к  какому  выводу  пришли  мы?
А хотите  убедиться  в  том, что наша  гипотеза  верна?  Прочитаем  подсказку  Летучей  мыши  в  учебнике  и  дополним её.
Подтверждение гипотезы.
Применение новых знаний в учебной деятельности Учебник 4 кл. стр. 80 № 92,93.
Итоги урока. Рефлексия.
Дом. задание. Учитель: Ну что, понравилось вам быть учёными? Достигли ли мы цели урока?
Кто понял тему урока, а кому нужно ещё поработать?
К какому выводу мы пришли? Пригодится ли нам это в жизни?