Приложение 2 к докладу на тему Исследовательская деятельность младших школьников в рамках освоения УМК Перспективная начальная школа


Приложение 2
Пример урока мини-исследования по русскому языку в 3 классе.
Уроки по теме «Написание существительных с суффиксом - ищ- » находятся в блоке «Окончания существительных во множественном числе», но это первый урок по данной теме.
Цель данного раздела, состоящего из двух уроков – ознакомить детей с тем, что существительные с суффиксом -ищ- в начальной форме имеют окончание - а, если оно образовано от основы существительного женского рода; и окончание - е, если оно образовано от основы существительного мужского или среднего рода.

Занятие по русскому языку по теме:
«Написание существительных суффиксом – ищ-».
Актуализация знаний - Открываем учебник на новой теме (дети сами ищут урок в учебнике, закладок не используем). Тема: «Написание существительных суффиксом – ищ-».
- Далее определяем место данного урока среди других уроков (урок изучения нового материала или нам уже что-нибудь в теме урока известно, или нам знакомо всё в теме урока, а значит, мы будем повторять, закреплять и готовиться к контрольной работе).
- Определяем, что в названии темы нам известно (существительное, суффикс и повторяем, что это такое), а что нет.
- Определяем цель урока (Стараюсь подвести детей к тому, чтобы они сами ставили цель урока пусть по своему, по-детски, это не всегда легко).
Мотивировка Читаем материал учебника 4 кл. стр. 79-80.
—Анишит Йокоповна!!! Я такое обнаружил!.. —Миша даже не мог толком сказать, что же онобнаружил. Только всё показывал два столбикаслов в Обратном словаре. В первом столбикебыли слова на -А, на -ища, а во втором —на -Е, на -ище.
Найди и ты эти слова.
—Слова-то одинаковые — с суффиксом-ищ-! — не мог успокоиться Миша.
— Но одни слова оканчиваются на -а, а другие —на -е! Почему?!
Хочешь поразмышлять и попробовать
Ответить на этот вопрос самостоятельно?
Обнаружение проблемы Учебник 4 кл. стр. 80 № 90.
Откройте словарь на -А, на -ища. По цепочке
читайте список слов и говорите, основы каких
слов дали им жизнь.
Например: слово рыбища образовано от основы
слова рыб/а.
Скажи, какого РОДА все слова, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом -ищ-?
Предположи, какого рода все получившиеся слова с суффиксом -ищ-?
Понимаешь теперь, почему у них окончание –а?
Выдвижение гипотезы Дети: Рыба – рыбища.
Слово рыба имеет окончание -а, поэтому и слово рыбища имеет окончание -а.
Проверка гипотезы Дети: Тетрадь- тетрадища.
Второе слово не подходит под нашу гипотезу, придётся нам её скорректировать, так часто бывает и у учёных, не надо этого бояться.
Тетрадь- тетрадища.
Выдвигаем другую гипотезу:
Слово рыба женского рода , поэтому и слово рыбища женского рода и у него окончание - а).
Проверяем весь столбик.
Учебник 4 кл. стр. 80 № 91.
Откройте Обратный словарь на -Е, на -ище. По цепочке читайте список слов и говорите, от основ каких других слов они образованы. Сразу называйте РОД слова-родителя.
Например: слово зубище — от основы слова
зуб/П, зуб — мужского рода.
II
Скажи, какого рода большая часть слов, ОТ ОСНОВ КОТОРЫХ образованы слова с суффиксом -ищ-? А какого рода оставшиеся слова?
Миша среди большого количества слов муж-
ского рода обнаружил пять слов среднего рода.
А сколько слов среднего рода обнаружил (а) ты?
Дети: Большинство слов муж. рода. Встретились слова ср. рода.
Формулировка выводов по результатам Сделай выводы:
1. Сохраняет ли слово с суффиксом -ищ-РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГОоно образовано?
2. Одинаковые ли окончания у слов м.р. иср. р. с этим суффиксом? Какие именно?
Дети: Слово с суффиксом -ищ-сохраняет РОД того слова, ОТ ОСНОВЫ КОТОРОГОоно образовано. Окончания одинаковые – е.
Учитель: Учёные, поработав, приходят к какому-то выводу, а к какому выводу пришли мы?
А хотите убедиться в том, что наша гипотеза верна? Прочитаем подсказку Летучей мыши в учебнике и дополним её.
Подтверждение гипотезы.
Применение новых знаний в учебной деятельности Учебник 4 кл. стр. 80 № 92,93.
Итоги урока. Рефлексия.
Дом. задание. Учитель: Ну что, понравилось вам быть учёными? Достигли ли мы цели урока?
Кто понял тему урока, а кому нужно ещё поработать?
К какому выводу мы пришли? Пригодится ли нам это в жизни?