Статья Изучение родных языков в сельской школе
Изучение родных языков в сельской школе
Cтукалова Екатерина Борисовна,
учитель МАОУ СОШ с.Ермолкино
муниципального района
Белебеевский район
Республики Башкортостан
1965192@rambler.ru
В настоящее время все более приоритетной становится работа с одаренными детьми. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Эта тенденция совпала с мировой, о чем свидетельствует постановление Совета Европы: «Ни одна страна не может позволить себе роскошь расточать таланты, а отсутствие своевременного выявления интеллектуального и другого потенциала иначе как расточением человеческих ресурсов названо быть не может…
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.
Актуальность работы с одаренными детьми в нашей школе определяется несколькими обстоятельствами: осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей предпосылки и основного ресурса своего развития; ускорением динамики жизни, увеличением информационной и эмоциональной нагрузки на человека, множеством проблем, решение которых требует огромных интеллектуальных усилий; требованиями социума к профессиональной деятельности личности, которая должна быть высоко образованной, творческой, активной, социально ответственной, с развитым интеллектом. Особое место в формировании такой личности занимает психолого-педагогическая работа с одаренными детьми.
Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей, что наиболее полно и четко отражено в работе Б.М. Теплова «Способности и одаренность». Дальнейшее освещение этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения. Вполне очевидно, что важнейшей задачей современного общества является сохранение и развитие одаренности.
Чтобы отличить вундеркинда, не надо большого ума. Он начинает рано говорить и ловит знания на лету. В три года способен следить за двумя происходящими событиями сразу. У него чудная память, развитая внутренняя речь и чувство юмора. Шевелить мозгами для него в радость, он всегда что-то сочиняет и коллекционирует, умиляя «взрослыми» познаниями. Такой ребёнок любопытен, умеет устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы. Вместе с тем ему не дружится со сверстниками, да и со взрослыми трудно, ведь он привык сомневаться, в глаза критиковать, в том числе и учителя, за что и расплачивается. И вот уже перед нами изгой, если его не «сломали», не сделали точь-в-точь похожим на других. Исчезает обострённое чувство справедливости, сокращается или меняется в угоду взрослым система ценностей ребёнка, неуёмная фантазия становится заведомой ложью, появляется чрезмерная уязвимость и страх не оправдать надежд родителей или учителя…
Важнейшее положение современной психологии одаренности заключается в том, что ее развитие не может рассматриваться вне взаимодействия развивающейся личности и социального окружения. При этом подчеркивается особая роль школьного обучения в создании условий, ориентированных на особые возможности одаренных детей. Для создания таких условий необходимы: адекватное применение методов выявления этих особенностей при разных проявлениях одаренности, прослеживание их изменений в ходе возрастного развития в зависимости от условий воспитания и обучения, помощь одаренным учащимся в решении их проблем.
О том, что любой человек обладает индивидуально-психическими особенностями личности, знают все, но чаще всего принимают это относительно взрослых или, по крайней мере, подростков. При этом никто не отрицает, что чудо-дети есть, как есть во взрослом мире талантливые люди и даже гении. Таких детей много, но с взрослением ребёнка становится всё меньше. Может, одарённость – возрастное явление? Отсюда и проблема обучения и воспитания одарённых детей как бы снижается. Действительно ли это так?
Среди ученых нет единства в определении детской одарённости, как нет в жизни единства в её проявлении. Даже учебно-методические пособия несут в себе неоднозначность:
Чудновский В.Э. Одарённость: дар или испытание?- М., 1990.
Юркевич В.С. Одарённый ребёнок: иллюзии или реальность? – М.,1996.
Волков И. П. Много ли в школе талантов? – М.,1989.
Гильбух Ю.З. Внимание: одарённые дети – М.,1991 и др.
«Одарённость – качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности», «Одаренность – широта возможностей человека, условие и своеобразие его деятельности»,
«Одарённость - умственный потенциал или интеллект, целостная характеристика индивидуальных познавательных возможностей и способностей к учению», «Одарённость – талантливость, наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности» - вот далеко не полный перечень определений одарённости, выделенных в вузовском учебнике (Н.С.Лейтес. Возрастная одарённость школьников. – М., Академия, 2000).
Но ученые-психологи и учёные-педагоги (Дж.Рензулли, Н.С.Лейтес, А.И.Савенков, Г.В.Бурменский, М.А. Холодная М., А.М.Матюшкин и др.) однозначно считают, что при определении как способностей, так и одарённости следует учитывать следующие критерии: как быстро ребёнок овладевает определённой деятельностью, каково качество деятельности и насколько сохраняется интерес и склонность к ней.
Одно из главных направлений работы нашей школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Педагогический коллектив школы, стремясь реализовать современные образовательные задачи, перед собой поставил следующую цель:
Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности, учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении школьников родному (чувашскому) языку и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.
Чтобы реализовать данную цель, поставили следующие задачи:
изучить современные научные подходы к работе с одаренными детьми;
разработать диагностические критерии оценки уровня одаренности ребенка;
на основе диагностической и аналитической деятельности сформировать группу наиболее способных детей;
разработать механизм работы с одаренными детьми с учетом специфики преподаваемого предмета и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
осуществление системной педагогической деятельности и совершенствование системы работы с данной группой через урочную и внеурочную деятельность;
оказание необходимой консультативной педагогической помощи одаренным учащимся с целью обеспечения жизненного и профессионального самоопределения к определенному виду деятельности.
В целях реализации вышеизложенных задач, определены этапы деятельности:
диагностика выявления одаренных детей;
осуществление деятельности с конкретным учеником;
отработка системы работы по развитию одаренности;
выход на результат.
Выявление одаренных детей дело довольно сложное. Для этого нужна отработанная система совместной деятельности не только учителя-предметника, но и классного руководителя. Иногда при работе с этими детьми возникают педагогические и психологические трудности, которые мы преодолеваем благодаря взаимному доверию и взаимопониманию с учеником. Таким образом, работу учитель начинает с диагностики для определения одаренности по методике Н.И. Панютиной "Характеристика ученика", где характеристика ученика рассматривается с 4-х позиций:
"Учебные характеристики"
"Мотивационные характеристики"
"Творческие характеристики"
"Лидерские характеристики"
Данная методика помогает реально систематизировать собственные представления о различных сторонах развития ребенка.
Урок как основная форма работы с учениками является для учителя самым важным элементом в деятельности. Начинают работу с самих же учащихся, исходя из возможностей и способностей. Учитывая желания учащихся, разделяют их на 3 условные группы: сильные, средние и слабые. Перемещение из одной группы в другую возможно в любое учебное время.
Индивидуальные способности сильных учеников позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками из базовой группы. Построение уроков на основе внутри классной дифференциации позволяют решать следующие задачи:
максимально использовать творческие возможности способных, неординарных ребят, подтягивание средних и слабых;
путем углубления и путем опережения развивать умственные способности и потребности самостоятельного добывания знаний;
расширение содержания учебного предмета происходит в следующих направлениях:
более полное, всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;
выполнение учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений (сравнение, классификация, определение закономерностей и т. д.), формирование надпредметных умений и навыков (умение планировать свою деятельность, соотнести результат с целью и т. д.);
включение в процесс обучения творческих заданий;
расширение кругозора учеников в процессе работы с дополнительной литературой.
На разном этапе урока учителя стараются использовать потенциальные возможности ученика.
Ниже привожу некоторые виды работ, в которых участвуют способные учащиеся.
Тип урока Работа с одаренными детьми на уроках чувашского языка и литературы
1. Урок изучения нового материала.
2. Урок формирования умений и навыков.
3. Урок обобщения и систематизации знаний.
4. Урок контроля. - более полное всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;
- подготовка информации о писателе и т. д.
- упражнения трудные, большие по объему;
- разноуровневые задания и т.д.
- система проблемных вопросов и вопросов исследовательского характера и т.д.
- задания сложные, требующие творчества;
- разные темы сочинений;
- разные тесты и т.д.
Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, органически сочетают с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличают определенным своеобразием.
Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими школьниками. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности для максимально возможного развития всех учащихся. Такая систематическая работа дает свои результаты. За последние 3 года качественная успеваемость по родным языкам возросла с 52% до 66%, а по родной литературе - с 62% до 80%.
Подготовка учащихся к олимпиаде по чувашскому языку и литературе выступает одной из форм проявления одаренности. Подготовка к олимпиаде требует от учителя чувашского языка и литературы большой отдачи, длительной подготовки, поиска нового, современного.
При подготовке к предметной олимпиаде учитель выделяет следующее:
желание самого ученика, если оно есть, ученик может достичь многого;
индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время;
самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой.
Ниже приведу разработанный пакет тренировочных заданий, которые используются при подготовке к олимпиаде по чувашскому языку и литературе.
Чувашский язык.
1. Грамматический анализ (фонетический, лексический, морфологический, морфемный, синтаксический и т. д.)
2. Лексикология.
3. Вопросы языкознания.
4. Прямая и косвенная речь.
5. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Сложные конструкции.
7. Виды деловых бумаг.
8. Стили речи.
9. Ученые - языковеды.
10. Практическая работа со справочной и научной литературой.
11. Различные тестовые задания и т. д.
Задания по родной литературе учитель группирует по следующим направлениям:
задания информационного характера; знакомство с творчеством чувашских писателей, творчество которых не входит в учебную программу (репрессированные писатели, писатели-корчагинцы женщины-писатели, различные премии, присуждаемые чувашским писателям и т. д.);
творческие работы (анализ художественных произведений, практическая работа по стихосложению, работа по определению в контексте идейно-художественной роли изобразительно-выразительных средств языка, различные жанры сочинений и т. д.);
литературное краеведение (знакомство с жизнью и деятельностью знаменитых людей родного края, о творчестве писателей, жизнь которых связана с нашим краем: А.Юман, В.Тарават, А.Чебанов, В Сатай и т.д.);
новинки литературы (писатели-юбиляры, возвращенные имена, например, творчество И.Айхи и т.д).
работа с научной и справочной литературой (теория литературы);
взаимосвязь чувашской и русской литературы.
Для того чтобы ученик мог чувствовать себя на олимпиаде целеустремленным, собранным, раскрепощенным, мог конкурировать с другими, он должен быть тщательно подготовленным. Подготовка к олимпиаде требует ежедневной систематической работы, иногда не 1 год. Учитель старается готовить учащихся именно так. Поэтому учащиеся всегда подтверждают свои знания, полученные на уроках чувашского языка и литературы.
Результаты учащихся на олимпиадах показывают нашу работу с одаренными детьми более чем достаточно. Ежегодно обучающиеся нашей школы занимают призовые места на муниципальной олимпиаде по чувашскому языку и литературе. В 2011-2012 учебном году ученица 9 класса Тимофеева Снежана на Республиканской олимпиаде заняла 1 место и на Межрегиональной олимпиаде заняла 3место, а у обучающаяся 11 класса Федотова Ирина - третье место на Республиканской олимпиаде. В 2012-2013 учебном году ученица 9 класса Дмитриева Анастасия и в 2013-2014 учебном году ученица 11 класса Тимофеева Снежана награждены Почетной грамотой Министерства образования РБ за хорошие результаты в республиканской олимпиаде. Это как успех самих учащихся, так и результат плодотворной работы учителей чувашского языка и литературы со способными обучающимися.
В кружок "Родное слово" входят учащиеся 5-11 классов.
Направления деятельности кружка следующие:
знакомство с чувашской периодической печатью и рубриками в них;
терминология в периодической печати (статья, рубрика, фельетон, шарж, заметка, репортаж, интервью и т. д.);
работа со справочной литературой;
сходство и различие заметки и статьи. (Виды статей: статья - информация, статья - благодарность, статья - вопрос, статья - рецензия, статья - просьба);
письмо и редактирование разных жанров сочинений учащихся (репортаж, интервью, заметки и т.д.).
Работа педагогов с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от него личностного роста, хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения. Учитель старается соответствовать этим требованиям. Диагностическая оценка степени развития у ребенка видов творческой и артистической одаренности дают возможность работать с учащимися и при подготовке к конкурсам чтецов и самодеятельных поэтов. Выбор репертуара по определенной тематике, работа по постановке голоса, подбор костюма - все это делается под руководством учителя. Эта работа направлена на привитие интереса у учащихся к художественной литературе, к искусству слова, выраженному на сцене, и позволяет осуществлять художественно-эстетическое развитие личности учащихся.
Обучающиеся ежегодно принимают активное участие в различных конкурсах. В 2010 году Егорова Анжела заняла 2 место в конкурсе чтецов, посвященном 120-летию со дня рождения К.В. Иванова. Тимофеева Снежана в 2011 году награждена Дипломом Управления образования за активное участие на Празднике чувашской письменности, посвященном 100-летию со дня рождения народного поэта Я.Г. Ухсая; в 2012 году заняла 3 место в муниципальном Празднике чувашской письменности, посвященном 105-летию со дня рождения народного поэта П.П. Хузангая в номинации «Песня»; в 2012 году заняла 3 место в номинации «Эстрадное и фольклорное пение» муниципального детского фольклорного праздника «Акатуй», посвященного творческой деятельности классика чувашской литературы К.В. Иванова и в 2013 году заняла 1 место на муниципальном детском фольклорном празднике «Акатуй», посвященном местным поэтам в конкурсе чтецов. В 2012 и 2013 годах Тимофеева Снежана и Назарова Вероника на фестивале-конкурсе «Сильбийская радуга» в номинации «Эстрадная песня» заняли 1 и 2 места, а Тимофеева Снежана в номинации «Художественное слово» заняла 1 место.
Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знания, что исключает его формализм.
№ Ученик Учитель
1 Индивидуально выбирает тему Мотивирует запрос
2 Выполняет исследования Обучает способам исследовательской деятельности, консультирую
3 Устраняет недостатки в исследовательском проекте, представляет работу Анализирует проект, даёт рекомендации
Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке. Сидорова Ксения ученица 11 класса в 2012 году в научно-исследовательской конференции учащихся «Интеллект будущего» по теме «Жизненный путь Ф.Н. Вуколова-Эрлика» заняла 1 место на муниципальном этапе.
Учебная и внеурочная работы с одаренными детьми ориентирует учителей на подготовку выпускников для поступления в ВУЗы по чувашскому языку и литературе, т.к. педагогическая деятельность, которой занимаются учителя, способствует жизненному и профессиональному самоопределению выпускников школы.
Подготовка выпускника к вступительным экзаменам начинается за долго до окончания школы. Перед учениками должна быть поставлена конкретная цель: поступить в ВУЗ. Ученик должен знать всю информацию о ВУЗах, должен быть знаком с программным материалом.
В творческой лаборатории учителей имеется папка, в которой собран довольно обширный информационный материал о ВУЗах данного направления, где накоплены программы различных ВУЗов.
Нашей гордостью являются студенты Самарского государственного университета факультета Федотова Ирина.
Процесс развития и обучения детей "с признаками одаренности" в условиях сельской национальной школы, - это целостная система в педагогической деятельности. Выявление, обучение и развитие одаренных детей - дело хлопотное и кропотливое. Только имея системный подход к данной проблеме можно добиваться хороших результатов.
Как известно, культура — это не только материальные и духовные продукты человеческой деятельности, но и ценности, нормы, признанные способы поведения. Становится ясно, что новые цивилизованные экономические отношения в республике могут получить полноправное развитие и дать результат лишь тогда, когда они будут основываться не только на европейских или американских культурных стандартах, но и на традициях и обычаях живущих в республике национальностей.
Главная задача национальной культуры — создание благоприятной социально-психологической среды для полнокровного и свободного развития этнической общности, государственное обеспечение необходимых условий и механизмов воспроизводства различных форм национальной культуры, свободного творчества и новаторства людей, сохранение уникального наследия народа.
Речь идет о создании при поддержке государства необходимых условий для свободного творчества, обеспечения сохранения национального культурного наследия, создания благоприятной среды для преодоления национального нигилизма, стимулирования у молодого поколения интереса к собственной этнической культуре, повышения уровня культурно-исторического сознания людей.
Таким образом, психологическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению, и развитию одаренных детей.
Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.
Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.
Закончить свой доклад хочу словами известного русского ученого Д.И. Менделеева. «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев»
Список литературы:
Андреева И.Н. Современные модели обучения одаренных детей: сборник научных статей научно-практической конференции. Минск,1998г.
Бабаева, Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. М., 1997.
Работа с одаренными детьми / сост. О.А. Запотылок. – Минск: Красико-Принт, 2006.
Учу творчески мыслить / под ред. Н.Д. Алексеева. – Минск, 1999.