План-конспект урока по технологии на тему: Машинная игла (5 класс)


План-конспект урока для 5 класса
Тема: «Машинная игла»
Цели урока:
Сформировать знания учащихся о машинных иглах применяемые в швейной машине, их устройстве, подбора в зависимости от ниток и ткани, правилами установки в игловодителе. Закрепить знания основных частях и правилах работы на швейной машине с электрическим приводом. Научить вставлять машинную иглу в швейную машину и выполнять пробные машинные строчки по бумаге.
Формирование устойчивого внимания через интерес к заданию.
Коррекция и развитие моторики, точности выполнении работы.
Коррекция и развитие памяти.
Воспитать мотивацию к обучению.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: беседа, объяснение с демонстрации, диалог, сравнение, анализ, обобщение, инструктаж, упражнения, самостоятельная работа, работа с инструкционной картой, самоконтроль.Оснащение: швейная машина, машинная игла, лоскуток ткани, нитки, иллюстрированные карточки, названия деталей швейной машины, изображение швейной машины, инструкционная технологическая карта.
План урока:
Организационный момент.
Повторение пройденного материала.
Сообщение темы урока, целей урока.
Объяснение нового материала.
Физминутка.
Вводный инструктаж
Самостоятельная, практическая работа учащихся и текущее инструктирование.
Итоговый инструктаж (подведение итогов и урока в целом).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приветствие учащихся и учителя. Проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного материала
– На предыдущем урока по теме: «Устройство и назначение швейной машины» учащиеся изучали термины, новые понятия, устройство швейной машины и на этом этапе необходимо закрепить полученные знания путем предложенных учителем карточки с изображением основных частей швейной машины.

Необходимо карточку с изображением детали швейной машины соответствовать с названием детали швейной машины (Приложение 1):
Шпульный колпачок
Пускорегулирующаяпедаль
Нитепритягиватель
Маховое колесо
Игловодитель с машинной иглой
Моталка

Платформа
Стойка рукава
Рукав

Шпулька
Прижимная лапка
Катушечный стержень

Регулятор натяженияверхней нити
Регулятор длины стежка
Регулятор вида декоративной строчки

Рычаг обратного хода
Челночное устройство

Вопросы учащимся:
– Как вы думаете, какие части имеет машинная игла?– Для чего необходимо ушко иглы?– Для чего служит длинный желобок на машинной игле?– Как подбирают иглу и нитки при пошиве изделий?
III. Сообщение темы урока, целей урока
Учитель сообщает тему и цель урока.
IV. Объяснение нового материала
Игла – один из самых важных рабочих органов швейной машины. Машинная игла прокалывает ткань и проводит через неё нитку.
4.1. Устройство машинной иглы
Машинная игла состоит из колбы, лезвия, и острия –

На колбе есть лыска. На лезвии иглы расположены два желобка – короткий и длинный. При проколе ткани лезвием иглы нитка заходит в длинный желобок. Это предохраняет её от обрыва.На конце лезвия находится остриё с ушком. Остриё служит для прокалывания ткани. В ушко иглы вдевают нитку.Остриё иглы всегда должно быть острым. Затупившуюся иглу необходимо немедленно заменить.
4.2. Виды машинных игл. Машинные иглы различают по номерам: № 75, 90, 100, 110, 120. Чем больше номер, тем толще игла. Номер иглы ставится на лыске.
4.3. Подбор машинных игл и ниток. Качество работы на швейной машине во многом зависит от правильного подбора иглы и швейных ниток.При пошиве изделий надо учитывать толщину и плотность ткани. Для толстых тканей применяют более толстые иглы и нитки. Для тонких тканей подбирают тонкие иглы и нитки. При пошиве изделий из хлопчатобумажных тканей используют иглы № 75, 90, а нитки № 40, 50.
4.4. Установку машинной иглы осуществляют в следующей последовательности:
Повернув маховое колесо, поднять игловодитель в верхнее положение.
Ослабить винт иглодержателя.
Ввести иглу в иглодержатель до упора, так чтобы длинный желобок находился со стороны нитенаправителя.
Закрепить винт иглодержателя.
Проверить установку иглы: поднять и опустить иглу в отверстие игольной пластины.
5. ФизминуткаМы работали отлично Отдохнуть не прочь сейчас, И зарядка к нам привычноНа урок приходит в классВыше руки, выше пятки,Улыбнитесь веселей!Мы попрыгаем как зайцы,Сразу станем всех бодрей!Потянулись, и вздохнули.Отдохнули?Отдохнули.
6. Вводный инструктаж
Повторение техники безопасности при работе на швейной машине. Объяснение хода работы самостоятельной практической работы учащихся. Проверка готовности учащихся к работе, наличие раздаточного материала.
Правила техники безопасности при работе на швейной машине
– При работе на швейной машине надо соблюдать осторожность.
Перед началом работы:
Спрятать волосы под косынку.
Проверить, не осталось ли в изделии булавок или игл.
Проверить, нет ли посторонних предметов на платформе машины.
Во время работы:
Следить за правильным положением рук, чтобы не проколоть пальцы иглой.
Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
Не производить чистку и смазку машины на рабочем ходу.
По окончании работы:
Отрывать нитки с помощью нитепритягивателя или обрезать их ножницами.
7. Самостоятельная, практическая работа учащихся
7.1. С помощью инструкционной карты № 1 (Приложение 2) учащиеся устанавливают машинную иглу в игловодитель.
7.2. Затем с помощью инструкционной карты № 2 (Приложение 3) пробуют проложить машинные строчки. Учащиеся работают на швейной машине с электрическим приводом (без ниток).
Учитель объясняет, помогает, показывает, проверяет правильность выполнения задания.
7. Итоговый инструктаж (подведение итогов и урока в целом).
– Ребята! Назовите основные части машинной иглы?

Колба
Лезвие
Остриё
ЛыскаДлинный желобок
Ушко
Короткий желобок
– Запомните новые термины: машинная игла, колба, лезвие, остриё иглы, лыска, желобок, ушко иглы, номер иглы.– Скажите чему вы сегодня научились?– Что узнали нового на уроке? – Что было для вас трудное, сложное?– А что легко?– Спасибо за работу.
Учитель оценивает работу учащихся по результатам работы на швейной машине.