«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает» (по произведению Б. Емельянова «Мамины руки»)


Конспект урока литературного чтения
«Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
(по произведению Б. Емельянова «Мамины руки»)

Составитель: Домрачева Оксана Викторовна
Учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 77

Екатеринбург
2015
Тема урока: «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает»
Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: формировать представление о семейных ценностях (об уважении и любви членов семьи друг к другу)
Задачи:
Совершенствование умения понимать идею произведения;
Развитие умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста;
Развитие умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний и подтверждать свои выводы текстом;
Развитие творческого воображения и ассоциативного мышления
Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость)
Оборудование: учебник «Литературное чтение» О.В. Кубасовой 3 класс 3 часть, интерактивная доска, наглядно-сопроводительные материалы
План урока:
Организация работы (1 минута)
Подготовка к восприятию текста (5 минут)
Первичное восприятие текста (7 минут)
Проверка первичного восприятия (5 минут)
Физкультминутка (1 минута)
Чтение и анализ произведения (14 минут)
Обобщение (3 минуты)
Подведение итогов (4 минуты)
Оформление доски (Приложение № 1)
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ребенка
Организация работы
(1 минута)
И прежде чем начать урок, предлагаю вспомнить правила сотрудничества на уроке литературного чтения, чтобы наш урок получился успешным:
Осмысливать задания;
Выслушивать мысли каждого;
Отстаивать, доказывать свою точку зрения;
Не перебивать друг друга;
Соблюдать правило поднятой руки.
Настрой учащихся на работу.
Подготовка
к восприятию текста (7 минут)
Сегодня мы продолжим читать поучительные рассказы по теме «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». Скажите, чему нас могут научить такие рассказы? С рассказами какой писательницы мы знакомились на прошлом уроке? Чему этими рассказами писательница нас хотела научить? Посмотрите, пожалуйста, на экран. На слайде фразы. В левом столбике начало, а в правом продолжение. Соберите так, чтобы получились пословицы.
- Как вы понимаете смысл этих пословиц?
- Так о ком пойдет речь на уроке?
Конечно, о маме.
(Звучит музыка) Слово мама – одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках всех народов. …Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он живет в самих вас, такой знакомый, родной.
- Вспомните, как вас ласково называет мама. А бывает так, что вы огорчаете маму, даже, если этого не хотели?
- Мы сегодня выясним, героиня одного рассказа обрадовала или огорчила свою маму. Название нашего рассказа на доске, но буквы перемешались. Посмотрите внимательно и составьте словосочетание. Какое название рассказа у вас получилось?
АНЫМИМ РКУИ
Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Верны ли ваши предположения, узнаем, прочитав рассказ. Такие рассказы учат нас уважать своих родителей. Относиться к ним с уважением и благодарностью.
Мы знакомились с рассказами В.А. Осеевой «Печенье» и «Лекарство». Писательница хотела нам сказать, чтоб мы ценили своих родителей, думали не только о себе, но и о них, не были эгоистами и почитали их.
При солнышке тепло, при матери добро.
- Материнская ласка конца не знает.
- Нет милее дружка, чем родная матушка.
О маме.
Учащиеся раскрывают смысл пословиц. (1. Как при солнышке светло и тепло, так же рядом с мамой хорошо, уютно. 2.Мама всегда любит своего ребенка, несмотря на обиды. Всегда заботится о нем и оберегает. 3. Мама – лучший друг, ей можно доверить любой секрет, она всегда поможет.) Слушание музыки, участие в диалоге.
Мамины руки
О маминой ласке. Может, о том, что могут мамины руки.
Первичное восприятие текста
(7 минут)
Проверка первичного восприятия
(5 минут)
Первичное чтение учителем. До слов «Маше вдруг стало жалко маму».
- Ребята, как вы думаете, почему мама встала и ушла?
что сейчас сделает Маша? Что сейчас может сделать бабушка?
Продолжение чтения.
Ребята, верны ли оказались ваши предположения? Как же Маша поступила?
Посмотрите, пожалуйста, на рассказ, как начинается день? А каким он стал в конце рассказа? Для кого он стал счастливым? Почему?
Как бы они вспоминали этот день?
Какое впечатление у вас оставляет этот рассказ? Хорошее или другое? (грустно, огорченное и т.д.) Первичное восприятие текста.
- Догонит маму, извинится.
- Маме стало обидно. Бабушка может помирить их. Словом.
Предположения верны. Маше стало стыдно, она захотела извиниться.
День начинается трудно, «нехороший», «несчастный» день. В конце рассказа день стал счастливым. Как многое Маша поняла! Мама и бабушка увидели, что Маша их понимает. Мама верит, что ее не хотели обидеть. Счастливый день. Хорошее впечатление.
Чтение и анализ произведения
(14 минут)
- Вы сказали, что рассказ хороший, а давайте посмотрим, с каких слов он начинается. Почему такое впечатление? Давайте искать! Что нам нужно для этого сделать? Давайте перечитаем текст.
Выразительное чтение вслух. Все ребята следят, чтоб по ходу уметь ответить на вопрос и чтоб продолжить читать, когда я попрошу.
Что делает мама, когда бабушка ей жалуется? Почему? Прочитайте следующее предложение (1). Чьи это слова? Кто так думает? А что она говорит? (чувствует другое?) Как она поступает? Маша понимает в этот момент, что она обижает маму?
Когда Маше стало грустно? Почему? А что делает мама?
Почему мама не ругает Машу? (вот как мама добилась своего).
(продолжение чтения)
Что хочет сделать Маша? Что ей мешает? Почему бабушка ее не пускает? Как Маша среагировала на это?
Когда мама выходит из ванной, что она делает? Почему она заступается за бабушку.
(продолжение чтения)
Вдруг меняется настроение. Почему? «Знаю! Знаю!» - закричала Маша. Что знала Маша?
Вот как трудный день может счастливо закончиться, если понять друг друга. «Такой это был несчастный, нехороший день». Для каждой героини день несчастлив по-своему: для бабушки – т.к. Маша капризничала, для мамы – т.к. Маша ее обидела, для Маши – т.к. она не хотела обидеть, но обидела маму.Маша знала, что она обидела маму, но ни мама, ни бабушка не накажут ее (сердце у них «отходчивое»). Спрашивает Машу о том, что случилось. Это слова Маши. Ей не хочется разговора с мамой, поэтому обижает ее. Невольно это делает. Маша не понимает, что обижает маму.
Маше стало грустно, когда она увидела, как мама смотрит на свои руки. Жалко маму. Маша задумалась о своем поступке!
Мама знает, что Маша любит ее. («чем сегодня тебе мои руки не понравились?»
Маша хочет бежать, бабушка не пускает.
Маша заплакала. Бабушка хочет, чтоб не было обид. Не разобравшись, заступается за бабушку. Думает, обидев ее, может обидеть и бабушку. Работа со словарными словами и словосочетаниями. «Никакого сладу нет» – нельзя договориться; «Сердце мягкое» - отходчивое, доброе; «За языком поглядывай» - следи за словами; «Снаровиста» - ловкая, расторопная, обладающая снаровкой в чем-нибудь.Настроение меняется, т.к. Маша видит, что ее любят, она понимает маму и бабушку. И они ее понимают.
Физкультминутка Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем. Дети выполняют соответствующие упражнения
Обобщение (3 минуты)
Так какой, ребята, это был день? Как он закончился? Почему? А кто знает другие произведения этого автора? Как зовут автора? Борис Александрович Емельянов.
Борис Емельянов был человеком веселым и добрым, любил детей и природу, рыбачил и путешествовал. Борису Александровичу было чем поделиться с нами, потому что жизнь его была богата и интересными событиями и верными друзьями.
Борис Емельянов был отличным рассказчиком и очень часто бывал в школах. Ребята всегда с огромным интересом слушали его. Вот некоторые его книги: «Рассказы о детях», «Рассказы о Гайдаре», «Рассказы о маме». Посмотрите на обложки его книг, может быть, вы с ними знакомы, а если нет, я вам советую, найти эти книги и почитать. Это был счастливый день, т.к. все поняли друг друга.
Учащиеся знакомятся с портретом писателя, слушают рассказ о его биографии.
Подведение итогов
(4 минуты)
Прочитайте пословицы на доске. Какая пословица на ваш взгляд подходит к нашему рассказу? Почему? Объясните.
Умел ошибиться, умей и поправиться.
Красив тот, кто красиво поступает.
Не надобен клад, коли в семье лад.
А ваша семья похожа на эту? Как удается ладить? Как нужно почитать своих родителей? Только родителей надо почитать? Каждая пословица подходит.
Учащиеся рассказывают свои жизненные ситуации.
Знакомых, родных, друзей тоже нужно уважать и почитать.