Статья Социализация учащихся при специализированном обучении
М.Ю. Солодовников, Г.Н. Солодовникова
МБОУ СОШ №93, город Барабинск
Социализация учащихся при специализированном обучении
Аннотация. В статье описаны целевые установки школьного инженерного образования. Приводятся примеры успешных действий по созданию условий для успешной социализации учащихся при специализированном обучении.
Ключевые слова: социализация, инженерное образование, специализированное обучение
Annotation. This article describes the targeted installation of school engineering education. Examples of successful actions to create conditions for successful socialization of students with specialized training.Key-words: socialization, engineering education, specialized training
«Технологическая модернизация экономики России без модернизации инженерного образования невозможна!» — так звучал один из тезисов ежегодного послания Президента Российской Федерации В.В. Путина к Федеральному собранию в декабре 2014 года [Послание Президента, 2014]. А в феврале 2015 года Губернатор Новосибирской области В.Ф. Городецкий утвердил программу реиндустриализации экономики нашего региона, направленную на восстановление и модернизацию действующих производств на базе принципиально новых технологий, созданию новых высокотехнологичных отраслей [Программа реиндустриализации экономики, 2016].
Открытие специализированных классов в Новосибирской области, и в том числе в МБОУ СОШ №93 – это новое, актуальное и набирающее темп направление в российском образовании. Здесь весь образовательный процесс приобретает новый формат: усиливается практическая направленность учебных предметов, происходит формирование компетенций будущего инженера. А это как раз и направлено на поддержание курса на развитие страны и нашей области.
Вступая в эксперимент по развитию специализированных классов, мы определили миссию школы как создание максимально благоприятных условий для самореализации, самоутверждения и социализации школьников, для развития потребностей в общественно значимой трудовой деятельности и адекватного своим способностям профессионального самоопределения [Солодовников, 2013, с. 88].
Актуальность проекта определялась рядом проблем, которые заключались в следующем:
- в отличие от училища, техникума или колледжа общеобразовательная школа не имеет достаточных кадровых и материально-технических ресурсов для введения разнообразных профилей;
- учащиеся имеют слабое представление о современном производстве, о современном рабочем;
- престиж рабочих и инженерных профессий в общественном мнении, к сожалению, низок.
Конечно, мы далеки от мысли, что все наши выпускники пойдут в рабочие. Мы понимаем, что реализация специализированного обучения должна способствовать повышению мотивации для продолжения образования на каждом последующем уровне обучения.
Инженерно-технологическая направленность в школьном образовании – это не только сумма теоретических знаний и практических навыков, но и формирование определенных черт характера. Поэтому модель работы по социализации в специализированных классах – это многоплановая система. Одно из звеньев этой системы – профориентационная работа, организованная совместно с нашими социальными партнерами: Специализированным учебно-научным центром Новосибирского государственного университета, Новосибирским государственным техническим университетом, Куйбышевским филиалом педуниверситета, Технопарком Академгородка и Региональным ресурсным центром «Детский технопарк».
Профориентационная работа идет по двум направлениям. Первое направление – это организация внеурочной деятельности в виде выездных школ-экскурсий. В течение учебного года учащиеся трижды проходят трехдневное обучение в НГТУ и СУНЦ НГУ. Результат: учащиеся еще до окончания школы знакомы со студенческой жизнью, ее учебной и бытовой составляющей. Как следствие, мотивация на получение высшего технического образования. Со времени выпуска первого спецкласса прошло два года. Тогда весь класс, 21 выпускник, поступил в вузы. Что можно сказать об их успешности? В течение двух курсов ушел в академический отпуск – один, отчислен за неуспеваемость – второй. Остальные продолжают успешно обучаться на третьем курсе своих вузов [Солодовников, 2014, с. 178].
Обучение в сотрудничестве с преподавателями высшей школы оказывает большое влияние на качество олимпиадной подготовки. Надо отметить, что за последние три года призерами заключительного этапа всероссийских олимпиад, дающих право получить 100 баллов на ЕГЭ по физике, стало 5 учащихся, среди которых выпускник 2016 года Дмитрий Орлов стал студентом физического факультета НГУ.
Второе направление профориентации – это организация в 2015 году двух профильных предметных смен: «Я - исследователь» и «Погружение в науку». Вторая смена была организована и проведена по инициативе нашей школы совместно с преподавателями Новосибирской «Школы Пифагора» при финансовой поддержке Регионального ресурсного центра. В этой смене приняло участие 60 учащихся из всех школ района.
Реализация проекта специализированных классов позволила нам решить многие задачи формирования новой школы:
- создание современной информационно-образовательной среды для развития одаренных и талантливых детей;
- организация проектной деятельности.
Одним из ярких примеров этого является тот факт, что за последние три года финалистами, прошедшими отборочный тур региональной научно-практической конференции школьников «Эврика» по физике, стало 16 учащихся, из них лауреатами – четверо. И такой факт как победа в конкурсе на открытие специализированных классов, стал возможной благодаря тому, что в течение пяти последних лет школой успешно реализован региональный проект по созданию модели управления качеством образования, достигнуты высокие показатели удовлетворенности нашей деятельностью всех участников образовательных отношений [Солодовников, 2014, с. 147].
В заключение надо сказать, что специализированные классы выступают своего рода триггером для обеспечения успешной социализации учащихся всех классов, что подтверждается высокими результатами участия наших школьников в соревнованиях, олимпиадах, конкурсах проектов и технического творчества. А это сказывается и на высоких результатах педагогической деятельности наших коллег, приступающих к реализации проекта «Инженерные компетенции – сила развития Родины».
Литература
Послание Президента Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения 01.09.2016).
Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области до 2025 года (утв. постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2016 №89-п). URL: https://www.nso.ru/sites/test.new.nso.ru/wodby_files/ files/wiki/2015/02/programma_reindustrializacii.pdf (дата обращения 01.09.2016).
Солодовников М.Ю. Социальное партнерство в системе управления качеством образования // Педагогическое образование в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием; Куйб.фил. Новосиб. гос. пед. ун-та – Новосибирск, 2013. С.88-91.
Солодовников М.Ю., Солодовникова Г.Н. Достижение нового качества образования при организации специализированного обучения // Реализация ФГОС: результаты и проблемы [Текст] : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции; г.Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2014. С. 178-181.
Солодовников М.Ю., Солодовникова Г.Н. Критерии качества специализированного обучения в образовательной организации // Педагогическое образование в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием; Куйб.фил. Новосиб. гос. пед. ун-та – Новосибирск, 2014. С. 147-150.