Основные проблемы при создании проекта
Основные проблемы при создании проекта.
Проектный метод относится к методам активного обучения. У молодых людей в ходе проектной деятельности развиваются навыки творческой инициативы, выработка критического отношения к своей деятельности и негативным явлениям в молодёжной среде.
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект.
Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями.
К организации проектов предъявляют следующие требования:
проект должен быть включен в процесс обучения и воспитания учащихся;
учащиеся должны обсуждать реальные проблемы и ставить актуальные задачи, деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер;
работа учащихся должна быть осмысленной и активной;
учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей; конечный вид проекта (представленный в любой форме), должен иметь пояснительную записку, т. е., теоретическую часть с титульным листом, в котором указаны название проекта, автор, класс, учебное заведение, руководитель и другие необходимые сведения.
Этапы работы над проектом:
постановка цели;
выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;
самообразование при помощи учителя;
продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
исследование: решение отдельных задач, компоновка;
обобщение результатов, выводы;
анализ успехов и ошибок, коррекция.
Особенностью системы выполнения проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося. Проектирование невозможно без организационной и культурной позиции учителя. На практике это ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Творческий, нестандартный подход учителя к проведению уроков ведет к повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль преподавателя заключается в постоянной консультативной помощи.
Проектная деятельность позволяет учителю осуществлять более индивидуальный подход к ребенку.
Меняется и психологический климат на уроке. Из авторитетного источника информации преподаватель становится соучастником исследовательского, творческого процесса, наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся. А это и есть подлинное сотрудничество.
В работе над проектом учитель помогает ученикам в поиске нужных источников информации; сам является источником; координирует весь процесс; поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Очень часто метод проектов направлен на самостоятельную работу учащихся — парную, индивидуальную или групповую, которую ребята способны выполнить на протяжении заранее выделенного промежутка времени. Очень часто данный метод приводится в сочетании с иными групповыми методами. Метод проекта должен обязательно решать какую-либо проблему, которая предусматривает использование различных средств обучения с одной стороны и необходимость применения различных знаний на практике, с другой. Результатом применения метода проектов должны являться осязаемые решения задач, например, готовый к использованию результат. В контексте рассмотрения метода проекта как педагогической технологии, можно отметить, что она предполагает собой использование поисковых, исследовательских и иных проблемных методов, которые в большинстве случаев являются творческими.
Существуют определенные требования, которые необходимо учитывать во время работы с методом проектов.
Среди них можно отметить: наличие проблемы, которая в научном и исследовательском смысле наиболее значима и требует наличия интегрированного знания для её решения; теоретическая, практическая, нравственная, познавательная значимость результатов, полученных после применения метода проектов; самостоятельная работа учащихся; структурирование основной части работы над проектом с указанием итогов; применение на практике методов исследования, которые основываются на использовании определенной последовательности действий.Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов.
Проектная деятельность обучающихся в среднем специальном образовании медработников помогает продемонстрировать приобретённые профессиональные компетенции, умение решать практические задачи, оказывать реальную медицинскую помощь пациентам. Применение интерактивных методик в организации проектной деятельности разрешит максимально вовлекать обучающихся в работу через их участие в социальных проектах, что контекстно рассматривается как инициативное участие молодых людей в социально значимых делах, организованных как для них, так и организованных непосредственно самими обучающимися. В развитии профессиональной компетентности преподавателей колледжа важнейшая роль принадлежит научно-методической работе, которая должна быть, вариативной, учитывающей потенциальные и подлинные возможности каждого обучающегося. Профессионализм преподавателя определяется взаимозависимостью теоретической и практической подготовленностью к реализации педагогической деятельности. В настоящее время профессионализм определяется в том числе, творческим потенциалом, поэтому кроме высокого уровня знаний обучающиеся медицинского колледжа должны быть ориентированы на творческое развитие, а для этого необходимы педагогические инновации . В сфере среднего профессионального образования научной деятельности отводится важная роль составляющей учебного процесса. Научная деятельность обучающихся –медиков необходима для роста мотивации к обучению и как следствие, к хорошей профессиональной подготовке. Организацию научно-исследовательской работы обучающихся в учебном заведении можно рассмотреть как проектирование совместной познавательно-исследовательской деятельности преподавателей и обучающихся. Под руководством педагогов обучающиеся осуществляют свою проектную работу. Для студенческого проекта будущего медработника характерны конкретные цели разрешение какой-либо проблемы, являющиеся итогом конкретных результатом, реалистичность: соотношение условий проекта с необходимыми ресурсами, ограниченность во времени и пространстве: у них всегда есть начало и конец. Во внеаудиторное время: подготовка сообщений, научных докладов, участие в научно-исследовательских кружках. Все это необходимо обучающимся для приобретения новейших познаний в области, необходимой для выполнения своего проекта, то есть небольшой творческой работы от определения темы до обоснования выводов по итогам проекта.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Метод проектов дает педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Он активно влияет на интеллектуальную и эмоционально-ценностную сферы детей.