Арт-терапевтические упражнения для оказания психологической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста.


Арт-терапевтические упражнения для оказания экстренной психологической помощи детям дошкольного и младшего школьного возраста.
Возраст Специфические реакции и поведенческие проявления Название метода арт-терапии и упражнения Перечень материалов
Дошкольный (3-7 лет) Потеря ощущения границ тела, переживание резких эмоциональных скачков, «зависает» в реакциях, боится чего-то, что раньше не вызвало тревоги. Изотерапия:
- «Рисуем ладошки»
- «Рисование фигуры» - цветные карандаши (или фломастеры, краски, гуашь)
- бумага (или белый картон),
- цветные мелки.
Изотерапия:
- «Монотипия»
- «Кляксография» - цветные карандаши (или фломастеры),
- краски, гуашь, кисточки (можно нестандартные – спонжики, зубочистки),
- бумага (или белый картон),
- цветные мелки,
- раскраска с четкими «жирными» границами.
Страх физического контакта Изотерапия:
- «Рисуем ладошки»
- цветные карандаши (или фломастеры, краски, гуашь),
- цветные мелки.
Потеря ощущения (чувствительности) конечностей – ног (теряют опору, заземленность) Изотерапия:
- «Сильное дерево». - цветные карандаши (или фломастеры, краски, гуашь),
- бумага (или белый картон),
- цветные мелки.
Сильные в проявлениях эмоции, частая смена эмоций (то плачет, то смеётся – затем снова плачет) - «Лепка из пластилина» - пластилин
- «Изготовление кукол»
- «Рисование истории» - Нитки
- Лоскутки ткани
- Песочная терапия: «Необыкновенные следы», «Песочные прятки» Переносная песочница с набором игрушек
Хаотичная моторика рук (что-то теребит, мнет, рвет, тянет и т.д.) Техника снятия нервно-мышечного напряжения. - массажное колечко
- массажный мячик
- эспандер
Чрезмерное психоэмоциональное напряжение, напряжение в теле, повышенная тревога. Ролевые игры:
- «Кукольный театр»
- «У медведя во бору»
- «Сова»
- «Море волнуется раз»
- «Рыбаки и рыбки»
- «Водоросли и рыбки»
- «Запрещенное движение»
Пальчиковые игры:
- «Червячки»
- «Ветер»
Техники саморегуляции. - пальчиковые и перчаточные куклы.
Страх одиночества, предчувствие опасности, замкнутость, напряжение в теле, мышечная боль, избегание тактильного контакта. Телесноориентированая терапия.
- «Необычный пирог»
- «Желудь-дуб»
Сказкотерапия. Младший школьный
(8-13 лет) Чрезмерное психоэмоциональное напряжение, напряжение в теле, повышенная тревога, чувство вины Игротерапия:
- «Одиннадцать»
- «Ручка громкости» - мягкая игрушка
Изотерапия.
- «Амулет-оберег»
- «Медаль за….»
- «Ловушка для солнечных зайчиков»
- «Каракули»
- «Мой герб»
- «Штриховка»
Песочная терапия
- «песочный дождик» Изотерапия:
- бумага, картон
- ножницы
- цветные карандаши
- ленточки
- пластилин
- бусины
- краски
- клей.
Песочная терапия:
Переносная песочница с набором игрушек
Страх одиночества, предчувствие опасности, замкнутость, напряжение в теле - мышечная боль, избегание тактильного контакта. Телесно-ориентированая терапия.
- «Необычный пирог»
Изотерапия:
- «Парное рисование»
-«Пальчиковое рисование»
Сказкотерапия. Изотерапия:
- бумага или картон
- краски, карандаши, фломастеры
- салфетки
Формы и методы работы с теми или иными специфическими реакциями и поведенческими проявлениями у детей разного возраста носят рекомендательный характер.
Также важно при выборе конкретных методов и техник работы с ребенком опираться на собственные желания детей, интерес и предпочтение в выборе материалов в игровой и творческой деятельности.