Урок Таинство Причастия Приложение 1. 4 класс
Текст презентации «Причастие».
По фотоальбому священника Константина Пархоменко
Проскомидия.
Причастие – это Таинство, во время которого мы принимаем в себя под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы.
На фотографии – священник совершает Проскомидию. Во время Проскомидии мы приготавливаем к Таинству хлеб и вино.
Частица.
Вот эта частица, особым образом изъятая из просфоры (специально выпеченного хлеба), станет после схождения благодати Божией, призванной нашей молитвой, Телом Христовым.
Великий Вход.
После приготовления «вещества» для Таинства, то есть, хлеба и вина, мы переносим их на Престол. Эта церемония называется Великим входом.
Молитва.
Священник молится о том, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино. Мы видим воздетые вверх руки – знак особо торжественной и глубокой молитвы.
Благословение.
Диакон, который помогает священнику при совершении богослужения, указывает орарем (специальной лентой, висящей у него на левом плече) на хлеб и на вино. От лица всех верующих диакон обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, святый хлеб… святую Чашу…».
Раздробление Агнца.
На этой фотографии мы видим, как священник разламывает Агнец – частицу, ставшую Телом Христовым, вместившую огонь Божества.
Это называется «раздробление» Агнца. Агнец раздробляется на четыре части. Одной частью причащаются священнослужители, тремя остальными – миряне.
Раздробление частицы.
Здесь как раз видно, как священник раздробляет частицы на более мелкие, для Причащения мирян. Когда частицы раздроблены, их всыпают в Чашу с Кровью Христовой.
Причащение священнослужителей.
Сначала причащаются священнослужители. Они берут в руки Частицу Тела Христова и молятся о прощении грехов, преклонившись на Престол.
Причащение священнослужителей.
Затем испивают из Чаши.
Такой способ Причащения называется «Причащение под двумя видами (Телом и Кровью) раздельно». Примерно до XI века так причащались и все христиане. Сначала им давалась Частица, затем все подходили и испивали из Чаши.
Ложечкой, как сейчас всех, в то время причащали больных и детей.
Но примерно с XI века Причастие совершается привычным нам способом. Это гарантирует более благоговейное и осторожное отношение к святыне.
Причащение мирян.
Прихожане причащаются, сложив руки на груди крестообразно.
Святой Иоанн Дамаскин заповедует: «Будем приступать к Причастию с пламенным желанием и, сложив крестообразно руки, принимать тело Распятого. Устремив глаза, уста и тело, причастимся Божественного угля, чтобы огонь находящейся в нас любви, воспламененный этим углем, сжег наши грехи и осветил наши сердца и чтобы мы приобщением божественного огня воспламенились и были обожествлены».
Здесь как раз святой Иоанн упоминает о принятии Частицы Тела в сложенные крестообразно ладони.
Но сегодня, как мы знаем, руки складываются на груди. У Чаши мы не крестимся, чтобы ненароком не толкнуть Чашу.
Младенец у Чаши.
По установившейся практике, сначала причащаются младенцы, затем дети, потом взрослые. В некоторых храмах соблюдается старинная традиция, что из взрослых сначала причащаются мужчины, затем женщины. Это старинная византийская традиция, но не древнехристианская.
Причащение детей.
Дети, как и взрослые, причащаются, сложив крестообразно руки на груди.
Каждому причастившемуся отирают уста, и причастник целует низ Чаши. Руку священника, держащего Чашу, никогда не целуем, чтобы ненароком не толкнуть!
Причащение детей.
Здесь мы видим, как девочке дают Частицу Тела Христова, напитанного Кровью…
Причащение детей.
…А здесь – как причастнице отирают уста платом.
Причащение взрослых.
После детей причащаются взрослые.
И дети, и взрослые, подходя к Чаше, называют свое полное имя: Елена, Алексей и т.д.
16.Исповедь больного.
Но Таинство Причащения совершается не только в храме.
…Раз в году, в Великий Четверг (Четверг Страстной недели), мы служим праздничную Литургию, потому что именно в этот день Христос установил Таинство Причащения.
И в этот день, помимо обычного Причастия, заготавливаются Частицы для Причащения больных, так называемые «запасные Дары». Их высушивают и хранят в позолоченной шкатулке («Дарохранительнице») на Престоле.
И вот этими запасными Дарами мы причащаем христианина, если тот не может прийти в храм.
Если человек болен, с ним случилось какое-то несчастье, он умирает или просто не может прийти в храм, но хочет причаститься, священник берет Частицу Даров в Дароносицу и приходит к этому верующему.
Сначала исповедует его, а потом причащает.
На фотографии – исповедь больного человека.
Причастие.