М. Пришвин Кладовая солнца


ТЕМА: М.М. Пришвин « Кладовая солнца».
Класс: 6
Уровень: общеобразовательный
Тип урока: урок обобщения и повторения.
Цели:
1. Раскрытие особенностей жанра, характеров героев, показать единство человека и природы, осмыслить конфликт между Настей и Митрашей, его причины и следствия.
2.Развитие речи, творческих способностей учащихся.
3.Воспитание доброжелательных отношений друг к другу, бережное отношение к природе.
Задачи:
1. Научить раскрывать характеры героев через их поступки, видеть отношение автора;
излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать;
2. Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родному слову, родной природе.
3. Развивать умение анализировать текст.
Методы: репродуктивный, частично - поисковый.
Форма организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая работа.

Оборудование: портрет М.Пришвина;
текст сказки-были «Кладовая солнца»; презентация,
компьютер, интерактивная доска;
карточки с заданиями для групповой работы;
рисунки детей, выполненные ими дома;
таблицы с правилами ведения спора.
Учащиеся должны знать: текст произведения М. М. Пришвина “Кладовая солнца”; языковые и стилистические особенности текста; особенности композиции произведения.
Учащиеся должны уметь: работать с текстом произведения; пересказывать отрывки из произведения; проводить языковой анализ текста; создавать свой текст на основе данного.
Ход урока:

Оргмомент
Проверка домашнего задания
Мы продолжаем работать с текстом сказки-были М.Пришвина «Кладовая солнца». Сегодня в центре нашего внимания будут главные герои произведения – Настя и Митраша. Начнем наш урок с литературного диктанта:
1. В каком году была написана сказка-быль?
2. Кто такой Антипыч?
3. Как в произведении называли волка?
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу.
5. Топкое место в болоте, всё равно, что прорубь на льду.
6. Название болота, возле которого жили дети.
7. Имена главных героев.
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте?
9. От чьего имени ведётся повествование "Кладовой солнца"?
10. Автор произведения.
Какие положительные и отрицательные черты характера вы отметили, составляя их сравнительную характеристику?
Учащиеся рассказывают по таблице, составленной дома о героях произведения. (слайд3)
Герой
Положительное в характере
Отрицательное в характере
Общее в характере

Митраша





Настя






Целеполагание.
Мы видим, какие они разные. Говоря об авторском отношении к героям, мы отмечали, с помощью каких средств оно передаётся. Но вот между героями возникает спор, конфликт. Кто прав в этом споре? На чьей стороне автор? Об этом мы сегодня будем говорить на уроке. Поставьте для себя цель урока. Чему вы хотите научиться, что выяснить, что узнать?

Дискуссия. 1) Расскажите, почему возник конфликт между детьми? Обращаем внимание, что конфликт намечается ещё во время сборов детей за ягодами. Митраша вспоминает о палестинке и очень хочет попасть туда, где «ещё никто не бывал», а Настя боится угодить в Слепую елань, «страшное место».
2) Кто прав – Настя или Митраша? На чьей стороне рассказчик?
Давайте попробуем осмыслить поступки детей, попытаемся понять их, понять те чувства, которые они испытывали, понять, о чём переживали, думали, когда делали свой выбор. Я предоставляю слово вам, чтобы вы попытались объяснить, кто же прав – Настя или Митраша, на чьей вы стороне?
3) Обмен мнениями. (Демонстрационная таблица поможет учащимся правильно сформулировать свои мысли).
Обращается внимание на таблицу с правилами ведения спора.
4) Учащиеся высказывают свою точку зрения по данному вопросу, приводят доказательства из текста сказки-были, из своих личных наблюдений. В обсуждении затрагивают вопросы:
- Что заставило Митрашу пойти (Настю не пойти) по неизведанной тропе? Митраша – мужчина, исследователь, ищет палестинку; он отважный, смекалистый; догадывается, как сократить дорогу, хочет всё решить сам. Настя боится, не может решиться сойти с широкой, плотной тропы, но брата убедить не смогла и рассердилась. Дети поссорились.
5) Учитель: Я не поддерживаю ни одну из сторон. Предлагаю вам разобраться в случившемся, внимательно проследив за мыслью рассказчика. Проследим за героями с самого начала их пути.
V. Работа в группах.
1 группа (Уровень деятельности группы поисковый).
1)Проследить путь Насти и Митраши по Блудову болоту и составить карту. Как автор описывает Блудово болото? Какой смысл вкладывает он в слова «кладовая солнца»?
2 группа (Уровень деятельности группы репродуктивный).
1) Приготовиться к выразительному чтению отрывков «Ель и сосна» и «Тетерев-Косач».
Какое впечатление производят эти картины природы? Как ведут себя дети в лесу?
3 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)
Перечитайте эпизод «Спор детей о дороге». Разыграть спор между Настей и Митрашей. Как ведёт себя каждый из них? Как природа помогает понять настроение спорящих?
4 группа (Уровень деятельности группы частично-поисковый с обобщениями)
Вслед за Митрашей. Как ведёт себя Митраша, оставшись один?
Объясните «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча («Ходите вы, ребята, одетые и обутые. Ходили бы голенькие и разутые» - гл.8)
Отчёты о деятельности групп.
По ходу ответов идёт беседа, демонстрируются слайды с изображениями картин иллюстраций к произведению.

1 группа представляет карту Блудова болота.
2 группа представляет выразительное чтение наизусть (подготовленное домашнее задание) предложенных отрывков.
Вопрос: Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ. Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).
Для чего автор использует этот приём? (С помощью олицетворений писатель наделяет явления природы признаками живых существ, делает их как бы действующими лицами, которые принимают активное участие в жизни детей. Злые силы природы стараются запугать, заставить уйти из леса. Добрая природа успокаивает детей, помогает им).
3 группа инсценирует спор между детьми, рассказывают о поведении детей в этой ситуации.
Учитель: Автор как бы говорит: человек близок к природе, он отражается в ней, как в зеркале, со своими добрыми и злыми намерениями. И стоит человеку хотя бы на миг забыть о своём высоком человеческом назначении, как он уподобляется стихийным силам природы, где зло рождает ещё большее зло.
4 группа
Учащиеся рассказывают о смелом Митраше, который уверенно шагает, не обращая внимания на предвестников беды; о старушках-ёлочках, мешающих продвижению Митраши, о воронах, которые только и ждут, «что, может быть, скоро будет пожива».
Вопрос: Почему Митраша всё же становится пленником болота? «Загадочные» слова мудрого лесника Антипыча. Как понимаете эти слова? Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими? (Предупреждение Насти и трава белоус). Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста. («И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения»)
5группа Учащиеся рассказывают о Насте. Она пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше.
Вывод. Так кто же прав – Настя или Митраша? Почему смогла произойти такая беда с детьми? На чьей стороне автор? Что осуждает он в поведении детей?
Рефлексия, подведение итогов.
Достигли ли вы своей цели? Какие вопросы остались для вас нераскрытыми? Выставление оценок в группах.
Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему:
Что я узнал о жизни, прочитав «Кладовую солнца»?