Адаптированная основная общеобразовательная программа по учебным предметам «Русский язык»


Адаптированная основная общеобразовательная программа
по учебным предметам «Русский язык»
для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
и задержкой психического развития 3 класса
ОГКОУ «Школа-интернат № 88 «Улыбка»
Г. Ульяновск.
Срок реализации: 1 год
Разработчик:
учитель начальных классов Гришина Т.Ю.

Пояснительная записка
Начальное образование является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной и затем в среднем звене школы-интерната. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития (далее – с НОДА и ЗПР), его возможности целесообразно и эффективно ее организовывать, сформированность коммуникативных компетенций, способы и особенности работы с информацией.
Рабочая программа по основным образовательным предметам для обучающихся с НОДА и ЗПР 3 класса создана на основе:
1. Конвенции ООН о правах ребенка.
2. Конституции РФ.
3. Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
4. Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 28.05.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067).
5. Распоряжения Министерства образования и науки Ульяновской области №846-р от 29.05.2014 «Об организации деятельности региональных пилотных площадок по реализации направления «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
6. Закона Ульяновской области от 13.08.2013 №134-ЗО «Об образовании в Ульяновской области».
7. Концепции Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (проект)
Цель АООП НОО для обучающихся с НОДА ОГКОУ «Школы-интерната №88 «Улыбка» и ЗПР направлена на достижение оптимального развития каждого ребенка на основе психолого-педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, физиологических и психологических особенностей и развития, интересов, склонностей в условиях специально организованной учебной деятельности, формирующей компетентности обучающихся, необходимые для подготовки их к успешному обучению на следующих ступенях образования.Задачи:
- осуществление полной содержательно-деятельностной и ценностной преемственности между начальной и средней школами;- формирование желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач;
- реализация новых подходов к формированию развивающей среды с целью наиболее полного выявления и развития способностей и интересов детей;
- развитие личности обучающегося, его творческих способностей, удовлетворение потребностей детей на занятиях внеурочной деятельности;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально–ценностного позитивного отношения к себе и окружающим», интереса к учению, формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- обеспечение комплексной безопасности обучающихся гарантирующих охрану жизни, сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, формирование здорового образа жизни.
В соответствии с ФГОС НОО ОВЗ личностные результаты отражают вопросы знания моральных норм, знание собственных возможностей и ограничений, овладение жизненными и социальными компетенциями, обеспечивающими готовность к вхождению обучающегося c НОДА и ЗПР в более сложную социальную среду.
Предметные результаты - освоение обучающимися с НОДА и ЗПР в ходе изучения того или другого предмета (в условиях урочной и внеурочной деятельности) системы знаний и опыта, специфичного для предметной области, преобразование и применение в практике повседневной жизни.
Метапредметные результаты освоения АООП НОО обучающихся с НОДА и ЗПР ОГКОУ «Школа-интернат № 88 «Улыбка» включают освоенные обучающимися с НОДА и ЗПР универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования, которые отражают: Регулятивные УУД: овладение всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Познавательные УУД: сформировать умение использовать знаково - символические средства, в том числе овладение действием моделирования и проектной деятельностью, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие и творческие приемы решения задач.
Коммуникативные УУД: формирование умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и со здоровыми сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи, умение использовать вербальные и невербальные средства общения.
В ОГКОУ «Школа-интернат № 88 «Улыбка» практикуется классно-урочная форма организации обучения, кроме того осуществляется обучение на дому, обучение с использованием дистанционных образовательных технологий. Классно-урочная форма обеспечивает организационную четкость и непрерывность работы обучающихся с НОДА и ЗПР, стимулирующее влияние классного коллектива на учебную деятельность каждого обучающегося данной категории, она  предполагает тесную связь обязательной учебной и внеучебной деятельности,  обеспечивает возможность сочетания фронтальных, парных или подрупповых и индивидуальных форм работы, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития обучающихся. Именно данная форма организации обучения является в ОГКОУ «Школа-интернат №88 «Улыбка» ведущей.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОГРАММЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» .Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена на основе примерной образовательной программы начального общего образования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и программы общеобразовательных учреждений авторов В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Учебный предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, таких как: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности
Целями изучения учебного предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического воспитания и логического мышления учащихся;
формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Содержание программы представлено следующими содержательными линиями:
система языка (основы лингвистических знаний): фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
орфография и пунктуация;
развитие речи.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
развитие коммуникативных умений;
развитие нравственных и эстетических чувств;
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием. Систематический курс русского языка представлен в начальной школе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
В 3 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение), слово, словосочетание, части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, члены предложения, значимые части слова: корень, приставка, суффикс, окончание и др.).Для реализации учебного материала используются следующие типы уроков:
- Урок освоения новых понятий;
- Урок закрепления;
- Урок повторения;
- Урок систематизации и обобщения;
- Урок контроля и коррекции;
- Урок коррекции;
- Комбинированный урок.
Формы организации учебного процесса при реализации курса «Русский язык» могут быть разнообразными: урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование и т.д. Учебно-познавательная деятельность обучающихся с НОДА и ЗПР на уроке может быть индивидуальной, в парах, в группе и фронтальной. В целом содержание, методы, средства и формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности обучающегося с НОДА и ЗПР.
Место учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с Учебным планом ОГКОУ «Школа-интернат №88 «Улыбка» для обучающихся с НОДА и ЗПР на уроки русского языка в 3 классе отводится 4 часа в неделю. Общее количество часов составляет 136 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета «Русский язык ».
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) обучающимися системы ценностей.
- Ценность добра и толерантности - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
- Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
- Ценность истины - осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
- Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
- Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству и сотрудничеству.
- Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Планируемые результаты.
Личностные результаты:
1) последовательное формирование основ российской й гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности как основных ценностей, формирование ценностей многонационального Российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций (участие в традиционных школьных мероприятиях, посвященным международным и праздникам РФ, региональных мероприятиях);
2) последовательное формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий в рамках рабочих программ по учебным предметам 3 класса;
3) последовательное формирование уважительного отношения к иному мнению (окружающих людей в рамках социального пространства, доступного для обучающихся 3 класса), истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (в рамках школы-интерната, организаций в рамках сетевого взаимодействия и семейного общения и отдыха);
5) принятие установок и последовательное освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) последовательное развитие самостоятельности в рамках образовательного процесса и самообслуживания, личной ответственности за свои поступки (знание своих обязанностей и прав), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование нравственно-этических потребностей в рамках поведения в школе-интернате и окружающем социальном пространстве, экологических потребностей в рамках самообслуживания и жизнеобеспечения;
8) развитие эстетических чувств: доброжелательности, толерантности, эмоционально-нравственной отзывчивости к близким людям, занкомым и незнакомым людям, литературным героям в рамках образовательной программы понимание и сопереживание их чувствам;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (в школе-интернате, семье и окружающем социуме, с которым осуществляется взаимодействие в рамках образовательной программы, семейного общения и взаимодействия), последовательное формирование умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям (бережное отношение к книгам, собственным творческим работам и работам своих одноклассников, к материальным ценностям: памятникам культуры, материальным ценностям в транспорте, в парках и т.д.;
Метапредметные результаты :Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи творческого и поискового характера, нахождение средств её осуществления и самостоятельно определять пути достижения данной цели;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, обсуждать и находить эффективные способы решения данных проблем;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; успешно использовать правило контроля в самостоятельной деятельности, исправлять ошибочные действия; определять наиболее эффективные способы достижения результата (или этапы работы); совместно с учителем вырабатывать критерии оценки той или иной деятельности и оценивать деятельность в соответствии с данными критериями; 4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности от затраченных собственных усилий, отношения к учёбе,
семейной ценности образования и способности продолжать собственные действия даже в ситуации неуспеха, понимая, что в этом случае ситуация будет исправлена;
5) в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями научиться активно включаться в образовательный процесс, и процесс обсуждения собственных действий и полученных результатов своей деятельности; определять степень успешности собственной  деятельности и работы других в соответствии с установленными критериями и регулировать собственные действия;
Познавательные УУД:
6) использовать знаково-символические средств представления информации для самостоятельного создания модели изучаемых объектов и процессов, (составление схем решения учебных, практических и творческих задач в рамках программного материала);
7) использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках, в учебниках и других учебных пособиях, в словарях, в информационном пространстве сети Интернет (самостоятельная работа со справочными и информационными материалами), сбора, обработки, анализа организации передачи и интерпретации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета (при необходимости с помощью учителя или родителей); в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление перед классом и выступать с аудио-видео и графическим сопровождением (при помощи учителя); соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета (под контролем учителя, родителей);
8) овладение логическими операциями и самостоятельное их практическое использование (сравнение, анализ, синтез, обобщение, квалификация по родовидовым признакам, отнесение к известным понятиям, установление аналогий и причинно-следственных связей), самостоятельное построения рассуждений и выводов в рамках программного материала;
9) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных и культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и самостоятельное использование их в практических действиях;
10) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами в рамках программного материала, использование понятийной лексики в практической деятельности;
11) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями (план, таблица, схема) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета (при необходимости под контролем учителя, родителей и т.д.)
Коммуникативные УУД:
12) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач (при необходимости под контролем взрослых);
13) овладение навыками смыслового чтения программных текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах в том числе и творческой направленности;
14) готовность слушать собеседника и вести диалогическую беседу; осознание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и самостоятельно аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
15) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности (под контролем учителя или консультанта из числа обучающихся); осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих в собственной интерпретации;
16) формирование готовности конструктивно и дружелюбно решать конфликты с учётом интересов сторон и сотрудничества используя при этом вербальные и невербальные средства общения;
Предметные результаты изучения  учебного предмета  «Русский  язык»:
В результате изучения русского языка в третьем классе обучающиеся с НОДА и ЗПР научатся:понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения», «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, различных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»:
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака слове.
Обучающиеся с НОДА и ЗПР 3 класса получат возможность научиться:
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и числоместоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам, склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательныепо родам; изменять глаголы по временам;
интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
определять тип текста;
писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
Язык и речь
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения.
Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи
Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление).
Состав предложения (повторение и углубление представлений).
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).
Распространённые и нераспространённые предложения.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).
Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление).
Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Развитие речи
Составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове).
Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.
Использование омонимов в речи.
Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи.
Работа со словарём фразеологизмов.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов.
Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках. Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя числительное (общее представление).
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительнымзнаком.
Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи
Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.
Состав слова
Корень слова. Однокоренные слова.
Чередование согласных в корне.
Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Формы слова. Окончание.
Значение приставки и суффикса в слове.
Основа слова.
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу.
Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи
Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей слова
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять пути её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.Правописание слов с удвоенными согласными.Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.Правописание слов с разделительным твердым знаком. Развитие речи
Составление текста по репродукции картины.
Изложение повествовательного деформированного текста по составленному плану.
Составление объявления.
Части речи
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи.Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная карамель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (рожь, тишь, вещь).
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин, по падежам (первое представление).
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного.Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного. Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Изменение глаголов по временам.
Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).
Правописание частицы не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Развитие речи
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.
Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин.
Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.
Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Повторение
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классеАккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.
Тематическое планирование программы по учебному предмету «Русский язык».
№ п/п
Тема урока Кол-во
часов Основные виды
учебной деятельности
Язык и речь (2 часа) 1 Наша речь и наш язык. 1 Объяснять, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь. Составлять текст по рисунку (рассматривать рисунок, определять его тему, обсуждать содержание предстоящего рассказа по рисунку, выделять части в содержании рассказа, записывать составленный текст).
2 Наша речь и наш язык. 1 Рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков. Анализировать высказывания о русском языке (высказывание А. Куприна). Находить выразительные средства русской речи в поэтических строках А.Пушкина. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
Текст. Предложение. Словосочетание (13 часов) 3 Текст. 1 Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
4 Типы текстов. 1 Различать типы текстов: повествование описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст.
5 Предложение. 1 Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Анализировать непунктированный текст, выделять в нём предложения. Выделять в письменном тексте диалог.
6 Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. 1 Наблюдать за значением предложений, различных по цели высказывания; находить в тексте, составлять предложения такого типа
7 Восклицательные и невосклицательные предложения. 1 Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.
8 Виды предложений по цели высказывания и по интонации. 1 Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Обосновывать знаки препинания в конце предложений.
9 Предложение с обращением. 1 Находить обращения в предложении и наблюдать за выделением обращения в письменной речи. Составлять рассказ по рисунку, использовать в нём диалог, а в предложениях – обращения.
10 Состав предложения. 1 Устанавливать при помощи вопросов связь между членами предложения. Различать и выделять главные и второстепенные члены в предложении, распространённые и нераспространённые предложения.
11 Контрольный диктант по теме «Предложение 1 Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
12 Работа над ошибками.
Простое и сложное предложения. 1 Составлять из двух простых предложений одно сложное.
13 Главные и второстепенные члены предложения. 1 Распространять нераспространённое предложение второстепенными членами. Читать и составлять модели предложения. Находить по ним предложения в тексте.
14 Знаки препинания в сложном предложении. Союзы в сложном предложении. 1 Составлять сообщение по таблице «Простое и сложное предложение». Разделять запятой части сложного предложения. Работать с памяткой «Как дать характеристику предложению». Рассуждать при определении характеристик заданного предложения.
15 Словосочетание. 1 Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении.
Слово в языке и речи (16часов) 16 Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. 1 Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении.
17 Синонимы и антонимы. 1 Работать со страничкой для любознательных: знакомство со значениями слова погода. Находить синонимы, антонимы среди других слов в предложении, тексте, подбирать к слову синонимы и антонимы.
18 Омонимы. 1 Распознавать омонимы, объяснять их лексическое значение. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове.
19 Слово и словосочетание. 1 Различать слово и словосочетание как сложное название предмета.
20 Фразеологизмы. 1 Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию.
21 Части речи. 1 Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.
22 Части речи. 1 . Находить изученные части речи в тексте.
23 Различение в тексте имён существительных, глаголов и имён прилагательных. 1 Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать их выделение.
24 Имя числительное. 1 Распознавать имя числительное по значению и по вопросам (сколько? который?), объяснять значение имён числительных в речи. Приводить примеры слов – имён числительных
25 Контрольное списывание «Санитары леса» 1 Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
26 Работа над ошибками.
Однокоренные слова. 1 Распознавать однокоренные слова, выделять в них корень. Различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.
27 Гласные звуки и буквы. Правописание слов с ударными и безударными гласными в корне. 1 Различать слово и слог, звук и букву. Определять наличие в слове изученных орфограмм. Обсуждать алгоритм орфографических действий при решении орфографической задачи. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
28 Согласные звуки и буквы. 1 Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику согласных звуков в словах типа «ёж». Определять наличие в слове изученных орфограмм. Подбирать несколько проверочных слов с заданной орфограммой.
29 Правописание разделительного мягкого знака. 1 Различать слово и слог, звук и букву. Определять качественную характеристику гласных и согласных звуков в словах типа «коньки».
30 Слово и слог. Звуки и буквы. 1 Работать с памяткой «Как делать звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор определённого слова.
31 Контрольный диктант за 1 четверть «Прощание с осенью» 1 Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
Состав слова (12 часов) 32 Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова. 1 Формулировать определение однокоренных слов и корня слова. Различать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов.
33 Корень слова. Однокоренные слова. 1 Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Находить чередующиеся звуки в корне слова. Различать сложные слова, находить в них корни.
34 Однокоренные слова. 1 Различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и формы одного и того же слова.
35 Формы слова. Окончание. 1 Формулировать определение окончания, выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
36 Формы слова. Окончание. 1 Выделять окончание в слове, доказывать значимость окончания в слове. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова.
37 Приставка. 1 Формулировать определение приставки. Объяснять значение приставки в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.
38 Приставка. 1 Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.
39 Приставка. 1 Формулировать определение приставки. Объяснять значение ее в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки.
40 Суффикс. 1 Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.
41 Суффикс. 1 Формулировать определение суффикса. Объяснять значение суффикса в слове. Выделять в словах суффиксы. Образовывать слова с помощью суффикса.
42 Основа слова. 1 Выделять в словах основу слова. Работать с форзацем учебника «Словообразование»; наблюдать над группами однокоренных слов, способами их образования.
43 Обобщение знаний о составе слова. 1 Работать с памяткой «Как разобрать слово по составу». Обсуждать алгоритм разбора слов по составу, планировать учебные действия при определении в слове значимых частей. Проводить разбор слов по составу.
Правописание частей слова (26 часов) 44 Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. 1 Определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм. Находить и отмечать в словах орфограммы. Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности.
45 Правописание слов с безударными гласными в корне. 1 Подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне, обозначать в словах ударение. Работать с орфографическим словарём.
46 Правописание слов с безударными гласными в корне. 1 Объяснять написание безударной гласной в корне. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы..47 Правописание слов с безударными гласными в корне. 1 Объяснять написание безударной гласной в корне.
48 Правописание слов с безударными гласными в корне. 1 Объяснять написание безударной гласной в корне. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
49 Диктант по теме «Части слова» «Помоги птицам». 1 Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
50 Работа над ошибками. Правописание слов с парными согласными. 1 Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
51 Правописание слов с парными согласными на конце слов и в корне. 1 Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
52 Правописание слов с парными согласными на конце слов и в корне. 1 Объяснять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
53 Правописание слов с парными согласными на конце слов и в корне. 1 Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль.
54 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 1 Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
55 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 1 Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне.
56 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 1 Объяснять написание слов с непроизносимыми согласными в корне. Приводить примеры слов с заданной орфограммой.
57 Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. 1 Осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль при проверке выполненной письменной работы.
58 Контрольный диктант «На улицах города» за 2 четверть» 1 Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
59 Работа над ошибками. Правописание слов с удвоенными согласными. 1 Объяснять написание слов с удвоенными согласными. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
60 Правописание суффиксов и приставок. 1 Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
61 Правописание суффиксов -ек, -ик; -ок. 1 Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Формулировать правило правописания суффиксов -ек, -ик.
62 Правописание приставок. 1 Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Приводить примеры слов с заданной орфограммой. Сравнивать, как произносятся гласные и согласные звуки в приставках и какими буквами они обозначаются на письме.
63 Правописание суффиксов и приставок. 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
64 Правописание приставок и предлогов. 1 Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности. Находить сходство и различие в произношении и написании предлогов и приставок.
65 Правописание приставок и предлогов. 1 Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове. Приводить примеры с заданной орфограммой.
66 Правописание приставок и предлогов. 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы. Группировать слова по типу орфограммы, по месту орфограммы в слове.
67 Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
1 Обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать его в практической деятельности. Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.
68 Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ). 1 Находить в тексте слова с разделительным твёрдым знаком, выделять в них приставки.
69 Диктант «Синичка» по теме «Правописание частей слова» 1 Писать под диктовку в соответствии с изученными правилами орфографии и пунктуации. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.
Части речи (60 часов) 70 Работа над ошибками. Части речи. 1 Определять по изученным признакам слова различных частей речи. Классифицировать слова по частям речи. Подбирать примеры слов изученных частей речи.
71 Имя существительное как часть речи. 1 Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных.
72 Начальная форма имени существительного. 1 Выделять среди имён существительных существительные в начальной форме.
73 Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
1 Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению).
74 Устаревшие слова. 1 Находить устаревшие слова – имена существительные.
75 Собственные и нарицательные имена существительные. 1 Распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значение имён собственных.
76 Число имён существительных. 1 Определять число имён существительных. Изменять форму числа имён существительных.
77 Имена существительные, имеющие форму одного числа. 1 Распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа.
78 Род имён существительных. 1 Определять род имён существительных. Классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода.
79 Род имён существительных. 1 Согласовывать имена существительные общего рода и имена прилагательные. Правильно употреблять в речи словосочетания типа серая мышь, лесная глушь.
80 Род имён существительных. 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
81 Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. 1 Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце.
82 Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных. 1 Правильно записывать имена существительные с шипящим звуком на конце и контролировать правильность записи.
83 Контрольное списывание. 1 Списывать текст и проверять написанное. Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий.
84 Изменение имён существительных по падежам. Именительный падеж. 1 Распознавать именительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу.
85 Родительный падеж. 1 Распознавать родительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.
86 Дательный падеж. 1 Распознавать дательный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.
87 Винительный падеж. 1 Распознавать винительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу. Составлять и различать внешне сходные падежные формы (именительный и винительный падежи, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных мужского рода и др.).
88 Творительный падеж. 1 Распознавать творительный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.
89 Предложный падеж. 1 Распознавать предложный падеж, в котором употреблено имя существительное, по падежному вопросу и предлогу.
90 Обобщение знаний об имени существительном.
Морфологический разбор имени существительного. 1 Составлять сообщение об изученных падежах имён существительных.
Определять начальную форму имени существительного.
Работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного».
91 Диктант по теме «Имя существительное» 1 Писать диктант и проверять написанное. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
92 Работа над ошибками.
Имя прилагательное как часть речи. 1 Распознавать имена прилагательные среди других частей речи.
Определять лексическое значение имён прилагательных.
93 Связь имени прилагательного с именем существительным. 1 Подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным – имена существительные.
94 Сложные имена прилагательные. 1 Распознавать сложные имена прилагательные и правильно их записывать.
95 Изменение имён прилагательных по родам. 1 Определять род имён прилагательных, классифицировать имена прилагательные по роду.
Наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.
96 Изменение имён прилагательных по родам. 1 Образовывать словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных.
97 Изменение имён прилагательных по родам. 1 Писать правильно родовые окончания имён прилагательных.
Соблюдать нормы правильного употребления в речи имён прилагательных в словосочетаниях типа серая мышь, белый лебедь и др.
98 Изменение имён прилагательных по числам. 1 Определять форму числа имени существительного, изменять имена прилагательные по числам.
99 Контрольный диктант «Последняя льдина» за 3 четверть 1 Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
100 Работа над ошибками. Изменение имён прилагательных по падежам. 1 Анализировать таблицу в учебнике «Изменение имён прилагательных по падежам». Изменять, пользуясь таблицей, имена прилагательные по падежам.
101 Изменение имён прилагательных по падежам. 1 Определять начальную форму имени прилагательного.
102 Обобщение знаний об имени прилагательном. 1 Определять падеж имён прилагательных по падежу имён существительных.
Правильно произносить и писать имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном падеже.
103 Морфологический разбор
имени прилагательного. 1 Работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного». Разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке.
Определять изученные грамматические признаки имени прилагательного.
104 Обобщение знаний об имени прилагательном. 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
105 Диктант по теме» Имя прилагательное» 1 Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
106 Работа над ошибками. 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
107 Личные местоимения. 1 Распознавать личные местоимения среди других частей речи.
Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений.
108 Местоимения 3-го лица. 1 Определять грамматические признаки личных местоимений: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица единственного числа).
109 Роль местоимений в предложении. 1 Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями.
110 Морфологический разбор местоимения. 1 Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи.
111 Обобщение знаний по теме «Местоимение». 1 Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.
112 Глагол как часть речи. 1 Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
113 Глагол как часть речи. 1 Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос.
Определять лексическое значение глаголов.
114 Значение и употребление в речи глаголов. 1 Распознавать глаголы среди других частей речи. Определять лексическое значение глаголов.
115 Начальная форма глагола. 1 Узнавать неопределённую форму глагола по вопросам. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы.
116 Начальная форма глагола. 1 Обсуждать значение фразеологизмов, в состав которых входят глаголы в неопределённой форме.
117 Изменение глаголов по числам. 1 Распознавать число глаголов. Изменять глаголы по числам.
118 Число глаголов. 1 Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту.
119 Изменение глаголов по временам. 1 Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.
120 Изменение глаголов по временам. 1 Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов.
121 Изменение глаголов по временам. 1 Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.
122 Изменение глаголов по временам. 1 Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам.
123 Род глаголов в прошедшем времени. 1 Определять род и число глаголов в прошедшем времени.
Правильно записывать родовые окончания глагола в прошедшем времени (-а, -о).
124 Изменение глаголов прошедшего времени по родам. 1 Трансформировать предложения (записывать глаголы в прошедшем времени), установить последовательность предложений, чтобы получился текст, подобрать к нему заголовок и записать составленный текст.
125 Правописание частицы НЕ с глаголами. 1 Раздельно писать частицу не с глаголами. Правильно произносить глаголы в прошедшем времени с частицей не.
126 Правописание частицы НЕ с глаголами. 1 Раздельно писать частицу не с глаголами.
127 Обобщение знаний о глаголе.
Морфологический разбор
глагола. 1 Работать с памяткой «Порядок разбора глагола».
Пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.
128 Диктант по теме: Глагол» 1 Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
129 Работа над ошибками. 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
Повторение (7 часов) 130 Повторение по теме «Части речи». 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
131 Орфограммы в значимых частях слова. 1 Знание всех орфограмм, изученных в 3 классе.
132 Контрольное списывание 1 Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
133 Работа над ошибками.
Орфограммы в значимых частях слова. 1 Находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.
134 Обобщение знаний по курсу «Русский язык». 1 Распознавать части речи и их грамматические признаки. Знание всех орфограмм.
135 Итоговый контрольный диктант»Родник» 1 Оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
136 Работа над ошибками.
Обобщение знаний по курсу «Русский язык». 1 Соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы.
Всего 136 часов
Основные виды учебной деятельности.
  1.  Работа с текстом на уроке – интересный и занимательный вид деятельности, увлекающий как учителя, так и школьника. Освоение разных способов работы с текстом на уроках русского языка направлено на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника.
2. Различные виды диктантов.
 Словарные, выборочные диктанты – используются для закрепления или повторения орфограмм.
      Проверочные и контрольные диктанты – используются для текущего или рубежного контроля знаний учащихся.
      Объяснительные и предупредительные диктанты – используются при изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок.
      Свободные и творческие диктанты. Их цель - развитие связной речи и расширение запаса слов.
3.                Карточки – позволяют дифференцированно подойти к уровню подготовки каждого ученика, проконтролировать знания большего количества детей, развивают самостоятельность учащихся.
4.                Тестирование – используется для текущего и итогового контроля.
5.                Работа с опорными схемами и таблицами – позволяет структурировано изучить или обобщить тему. Их наглядность влияет на качество запоминания материала.
6. Списывание, осложненное дополнительными заданиями. Например: подчеркиванием указанных букв или буквосочетаний, заполнением пропусков недостающими буквами или словами с трудным написанием и другие.
Контрольно-измерительные материалы по учебному предмету
«Русский язык ».
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку (3 класс)
Входной диктант.
Осенью.
Мы часто ходим в ближайший лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пестрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать чистым воздухом!
Задание: 4 предложение разобрать по членам предложения и надписать части речи.
Диктант за 1 четверть.
Прощание с осенью.
В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.
Ночью перестал дождь. ]Выпал первый снег. Кругом светло. Все вокруг стало нарядным.
Две вороны сели на березу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмерзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.
Задание:
В первом предложении подчеркнуть главные члены.
К словам: осень, дожди, деревья, светло подобрать проверочные
Диктант за 2 четверть
На улицах города.
Зимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щеткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щетка все подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами ― и снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось.
Задания:
Разобрать слова по составу: избушка, с железным6 предложение разобрать по членам предложения.
Придумать слова к схемам.
Диктант за 3 четверть
Последняя льдина.
Через речку была зимняя дорога. Весной лёд на речке треснул. Кусок дороги поплыл по течению.
Льдину несло руслом речки. С берегов на нее слетались птички. Под льдиной проплывали рыбы.
Льдину пригнало в лес. Она застряла на пеньке. Тут на льдине собрались лесные мыши, зайка. Они жались от холода. Но вот вода стала спадать. Солнце сожгло льдину. Зверюшки попрыгали на землю.
Задания:
1. Второе предложение разобрать по членам, указать род и падеж существительных.
2. Выписать из теста 2 слова с безударными гласными, подобрать проверочные слова.
3. Разобрать по составу слова: лесные, зверюшки.
Диктант за 4 четверть
Родник.
Вася и Коля отправились бродить в окрестностях лагеря. День был жаркий. Ясный небосвод раскинулся синим шатром. Над цветами порхали разноцветные бабочки, прыгали длинноногие кузнечики, пролетали легкие стрекозы. Мальчики подошли к обрыву. В него небольшим водопадом стекал светлый ручей.
Мальчики пошли по краю оврага вверх по течению ручья увидели родник. Они наклонились, зачерпнули ладонями воду и стали пить. Вода была чистая, вкусная и холодная.
Задания:
Третье предложение разобрать по членам предложения и частям речи.
Выписать из текста 2 сложных слова и разобрать их по составу.
Критерии оценивания:
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно (в 3 классе возможно одно исправление графическогохарактера).
«4» - ставится, если допущено не более трех орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок;
«3» - ставится, если допущено 4-6 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 6 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, несправляется с большинством грамматических заданий;
Учебно-методическая литература.
Учебники:
1. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П. , Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Канакина В. П. Русский язык. Тестовые задания. 3 класс.
3Печатные пособия.
Материально-техническое обеспечение.
Демонстрационный материал:
1. Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в программе по русскому языку.
2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой.
3. Словари по русскому языку.
4. Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ.
5. Компьютерное оборудование ( компьютер, сканер, принтер, проектор, экран)
1.Сайт ЦОР
http://school-collection.edu.ru/2. Сайты http://www.zavuch.info/methodlib/302/74791/ http://www.zavuch.info/methodlib/69/ http://www.nachalka.com/ http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk http://spelling.siteedit.ru/