Рабочая программа по учебному предмету Музыка Образовательная область «Искусство» Начального общего образования


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Кусакская средняя общеобразовательная школа"
Рабочая программа по учебному предмету
Музыка
Образовательная область «Искусство»
Начального общего образования
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

3 класс
(на 2016-2017 учебный год)
Программу разработала:
учитель начальных классов
Дзюбак Наталья Николаевна
с. Кусак, 2016 год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по музыке разработана и составлена на основе программы «Музыка» авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А.Школяр.
При составления данной рабочей программы учитывались следующие документы:
• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009г.)
• Примерная программа начального общего образования по музыке, созданная на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования начальной школы
• Программы «Музыка»авторы В. О. Усачева, Л. В. Школяр, В.А. Школяр. « Вентана -Граф», 2013.
Место учебного предмета в учебном плане

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в начальной школе 135 часов, из расчёта 1 час в неделю в каждом классе, а именно: 33часа в I классе, по 34 часа – во II – IV классах.
Изменения в рабочую программу не внесены
Содержание музыкального образования в начальной школе – это запечатлённый в музыке духовный опыт человечества, в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на Земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе является воспитание у учащихся музыкальной культуры как части всей их духовной культуры, где возвышенное содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всём богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки
Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека – творца.
Формирование у учащихся эмоционально–ценностного отношения к музыке.
Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
Развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
Овладение интонационно–образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Воспитание эмоционально–ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира.
Освоение музыкальных произведений и знаний о музыке.
Овладение практическими умениями и навыками в учебно–творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации
Достижение целей общего музыкального образования происходит через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения во взаимосвязи с теми способами действий, формами общения с музыкой, которые должны быть сформированы в учебном процессе.
Формы организации учебного процесса: - групповые, коллективные, классные и внеклассные.
Виды организации учебной деятельности:- экскурсия, путешествие, выставка.
Виды контроля: - вводный, текущий, итоговый; фронтальный, комбинированный, устный
Формы (приемы) контроля: - наблюдение, самостоятельная работа, работа по карточке, тест.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре, осуществить выход в проблемное поле музыки.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
1.Формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2.Формирование основ национальных ценностей российского общества.
3.Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
4.Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
5.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
7.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствами других людей.
9.Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
1.Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии.
2.Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.
3.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.
4.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска её осуществления.
2.Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы решения.
4.Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, общения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Уровень подготовки учащихся
К концу обучения в 1 классе учащиеся могут:
проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления;
воспринимать музыкальные произведения;
проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
решать учебные и практические задачи:
выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);
различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении)
К концу обучения во 2 классе учащиеся способны:
• проявлять устойчивый интерес к музыке;• проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения; • приобретать навыки слушательской культуры;
решать учебные и практические задачи:
определять жанровые признаки;
характеризовать интонации по эмоционально – образному строю – лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен – Пятая симфония, Григ – «Пер Гюнт», Чайковский – Четвёртая симфония) и напеть;
продирижировать главные мотивы, мелодии;
делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут:
проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;
понимать синкретику народного творчества;
решать учебные и практические задачи:
выделять интонационно – стилевые особенности народной музыкальной культуры;
сравнивать народную и профессиональную музыку;
свободно и непринуждённо, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
узнавать произведения;
называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
приводит примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в «народном духе»;
самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции.
К концу обучения в 4 классе учащиеся могут:
проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях ;
проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2-3 примера); мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждёт от неё);
ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонации, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
Проблематизация содержания музыкального образования
1 класс(33ч)

Истоки возникновения музыки (8ч)
Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обощения типических музыкально-языковых и образно – эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».
Экспериментируя со «звучащей материей»,в собственной музыкально – художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально – художественных образах жизненных явлений.

Содержание и формы бытования музыки (16ч)
Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений – добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна – в музыке отражён вест мир.
Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических)форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т.д.
Язык музыки (6ч)
Музыкально – выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук – нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).
Резерв 3 часа.
2класс (34часа)
Всеобщее в жизни и в музыке (8ч)
От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя для воплощения в музыке сложности, богатства внутреннего мира.
Музыка – искусство интонируемого смысла (10ч)
Интонация как феномен человеческой речи и музыки, как их смысловая единица. Интонация – «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы. Исполнительская интонация (прочтение и воплощение авторского интонационного замысла).
«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа (10ч)
Одно из основных понятий музыки – «тема» - единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. Диалектичность понятия «музыкальная тема».
«Развитие» как отражение сложности жизни, богатства человеческих чувств, как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В. Астафьев), сходства и различия (Д.Б.Кабалевский).
Развитие как становление художественной формы(6ч)
Форма (построение музыки) как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы – двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.
Резерва нет.
3 класс (34ч)
Характерные черты русской музыки(8ч)
Введение: интонационно – образный язык музыки М.И.Глинки, П.И. Чайковского, М.П.Мусоргского (музыкальные портреты).
Понятия «русская» и «российская» музыка – различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее – интонационные корни.
Народное музыкальное творчество – энциклопедия русской интонационности (12ч)
Обрядовость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
Истоки русского классического романса (6ч)
Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского салонного романса, городская лирика (популярная), старинный романс.
Композиторская музыка для церкви (2ч)
Народная и профессионально – композиторская музыка в русской культуре(6ч)
Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути – точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.
Величие России в музыке русских классиков.
Резерва нет.
4 класс (34ч)
Многоцветие музыкальной картины мира (7ч)
Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
Музыка мира сквозь «призму» русской классики (8ч)
Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное – через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
Музыкальное общение без границ (10ч)
Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др., общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представительства.
Искусство слышать музыку (9ч)
Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.
Резерва нет.
Музыкальный материал
Тема Класс Музыкальные произведения
Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности 1 Музыкальные эпиграфы года: «К музыке» Ф.Шуберта, «Музыкант» Б.Окуджавы или «Музыка» Г.Струве. Вхождение в проблематику года. Фрагменты Концерта для голоса с оркестром Р.Глиэра, Прелюдия до – мажор из 1 – го тома «ХТК» И.-С.Баха; фрагменты Скрипичного концерта Д. Б. КабалевскогоМузыка композиторов России 1 П.И.Чайковский. Пьесы из цикла «Детский альбом», «Мелодия», сцена и хор мальчиков из оперы «Пиковая дама»; фрагменты из балета «Спящая красавица» («Интродукция», «Пролог», «Вальс»); финал Четвёртой симфонии (фрагмент); «бой с мышами» из балета «Щелкунчик»;
Пьесы из цикла «Времена года» («Охота», «У камелька», «Подснежник»). С.С.Прокофьев. «Марш», марш из оперы «Любовь к трём апельсинам»; фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» («Танец рыцарей», «Джульетта - девочка», финал 2-го действия); из балета «Золушка» («Вальс», «Полночь»), фрагменты из Седьмой симфонии, симфоническая сказка «Петя и волк»; фрагменты из кантаты «Александр Невский» («Ледовое побоище», «Мёртвое поле»). М.П.Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов», «Гном», «Два еврея», «Баба - Яга».
Д.Д.Шостакович. «Вальс- шутка».
С.В.Рахманинов. «Итальянская полька», Прелюдия соль – минор.
Н.А.Римский – корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка» («Ария Снегурочки» (1-е действие), «Проводы Масленицы», «Первая песня Леля», заключительный хор); фрагменты из оперы «Сказка о царе Салтане» («Три чуда» и «Полёт шмеля»)
Музыка композиторов западных стран 1 Э.Григ. «Утро»; «Весной»; 1-я часть фортепианного концерта.
К.-В.Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».
В.-А.Моцарт. Фрагменты из оперы «Волшебная флейта» (Ария Царицы ночи, «Хор мальчиков», «Ария Папагено», «Дуэт Папагено и Папагены»).
К.Сен-Санс. «Карнавал животных» (по выбору педагога)
Дж.Верди. Марш из оперы «Аида». О.Лассо.«Эхо»
В течение года дети поют и разучивают песни 1 «Скворушка прощается» Т.К.Попатенко; «Совёнок», «Мотылёк» Р.Шумана; «Киска» В.С.Калинникова; «Полюшко-поле» Л.К.Книппера; «Кукушка» А.С.Аренского; «Длинные ноги у дождя», «Весенняя песенка» З.А.Левиной; «Подснежник»Д.Б.Кабалевского; «песни из сборника «Заиграй» В.О.Усачёвой.
Русские народные песни. «Вдоль по морю», «На зелёном лугу», «Вейся, капустка», «Авсень», «Плетень, заплетися» (хороводная), «Гадание», «Жаворонки», «Жнеи мои, жнеи». Колыбельные песни (образцы).
Народные игры. «По городу царевна», « Кострома».
Интонирование скороговорок «Три сороки», «Шесть мышат2 и т.д.
Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности 2 Музыкальный эпиграф года: фрагмент из Пятой («Патетической») симфонии Л.ван Бетховена.
Вхождение в проблематику года: вступление к опере Ж.Бизе «Кармен»; «Мимолётность» №1 и 5 (из одноимённого цикла С.С.Прокофьева)
Музыка композиторов России 2 П.И.Чайковский. «Сладкая грёза», «Камаринская», «Мужик на гармошке играет», «Хор», «На тройке» (в исполнении С.В.Рахманинова); финал Четвёртой симфонии.
М.П.Мусоргский. Сцена юродивого с мальчишками из оперы «Борис Годунов»; «На сон грядущий».
С.В.Рахманинов. «Вокализ», «Богородице Дево, радуйся!».
С.С.Прокофьев. «Болтунья».
М.И.Глинка. Сцены Фарлафа и Наины из оперы «Руслан и Людмила»; музыка из оперы «Иван Сусанин» (вступление к опере, «Песни Вани», трио «Ах ты, сердце», сцена свадьбы с хором девушек и романсом Антониды, сцена с арией Сусанина, заключительный хор «Славься!»).
А.С.Даргомыжский. Романсы «Титулярный советник», «Старый капрал» (последний в исполнении Ф.И.Шаляпина)
Г.В.Свиридов. Кантата «Снег идёт» для детского хора на стихи Б.Пастернака.
Н.А.Римский – Корсаков. Фрагменты из оперы «Сказание о невидимом граде Китяже и деве Февронии» (Духовный стих калик перехожих, Медвежья потеха, симфонический эпизод « Сеча при Керженце»).
И.О.Дунаевский. Увертюра из к/ф «Дети капитана Гранта», «Весёлый ветер»; «Весёлый ветер»; «Скворцы прилетели».
А.П.Бородин. Романс «Спящая княжна», «В монастыре».
Фрагмент из народного свадебного обряда («Рязанская свадьба» - фольклор) и из обряда заупокойной службы
Музыка композиторов западных стран 2 Ф.Шопен. Полонез А-dur и «Юношеский» полонез g-moll, Ноктюрн ciss-moll, прелюдия №7 и20.
Э.Григ. «Песня Сольвейг», « Я Знаю одну маленькую девочку», «Ариетта» и «Ноктюрн» (из цикла «Лирические тетради»), пьесы из сюиты «Пер Гюнт».
Л. ван Бетховен. Пятая («Патетическая») симфония.
А.Майкапар. «Сиротка».
Р.Шуман. Фортепианные пьесы «Бедный сиротка», «Порыв», «Отчего?»; романс «Два гренадёра» (в исполнении Ф.И. Шаляпина).
К.Дебюсси. «Ветер на равнине»
И.-С.Бах. Хоральные прелюдии Es-dur и f-moll.
Ф.Шуберт. «Форель» и вариации на тему песни в одной из частей фортепианного квинтета.
В течение года дети поют и разучивают песни 2 «Зимний вечер» П.И.Чайковского; «Мороз» А.К.Лядова; «Кот Матрос» М.П.Мусоргского; «Поросята» С.С.Прокофьева; «Зачем нам выстроили дом?», «Разговор с кактусом», «Самое трудное», «Морщины», «Ивы», «Фонарный столб»
Д.Б.Кабалевского; «Добрая сказка» А.Н.Пахмутовой; «Митя», «Эй, дождик!», «Вы,облака,покушайте», «Клёны» З.О.Левиной; «Котёнок и щенок»Т.К.Попатенко; «Почему медведь зимой спит?» Л.К.Книппера; детские песенки А.С.Аренского (по выбору педагога).
Сцена кормилицы, Фёдора и Ксении из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
Русские народные песни «Ноченька», «Во поле берёза стояла»; колыбельная про татарский полон; новогодние поздравления Овсени и Таусени, крещенские гадания. Духовный стих «О Голубиной книге», « Мать Мария» (на Рождество).
Самостоятельные творческие работы под условным названием «По следам Пера Гюнта»; сочинение музыки после знакомства с «Волшебной книгой» (фрагментом из сказки «Дикие лебеди» Х.-К.Андерсена) (в качестве образца можно взять музыкальные сказки В.О.Усачёвой «Верба и воробей» и «Загадки»)
Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности 3 Музыкальный эпиграф года: знаменные распевы и темы Третьего фортепианного концерта С.В.Рахманинова
Музыка композиторов России 3 М.И.Глинка. «Патриотическая песня», хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин»; «Камаринская» (целиком); «Вальс-фантазия», «Северная звезда», «Я помню чудное мгновенье», «Ноченька».
П.И.Чайковский. Финал Четвёртой симфонии; «Средь шумного бала», «растворил я окно», « Соловей», «Я ли в поле да не травушка была», «У камелька», «На тройке», Allegretto из Первого квартета.
М.П.Мусоргский. «С няней», «В углу», «Жук» (театрализация песен); сцена с юродивым, сцена кормилицы, Фёдора и Ксении из оперы «Борис Годунов» (самостоятельная детская постановка);
«Богатырские ворота», «Гопак», «Трепак» (последний обязательно в исполнении Ф.И.Шаляпина).
С.В.Рахманинов. Фортепианный концерт d-moll (целиком); «Полюбила я на печаль свою», «Вокализ», « Ныне отпущаеши».
Д.Б.Кабалевский. Концерт для скрипки с оркестром (2-я часть).
Ю.А.Шапорин. Фрагменты из кантаты
« На поле Куликовом» («Баллада Витязя», «Хор татар» (дополнительно по выбору учителя)).
Н.А.Римский –Корсаков. «Сеча при Керженце», последняя сцена оперы «Снегурочка» (ария Снегурочки, хор); симфоническая картина «Садко» и фрагменты из оперы «Садко» (1-я и 2-я картины).
С.С.Прокофьев. Фрагменты кантаты «Александр Невский» («Вставайте, люди русские»), «На горе – то калина», «Катерина».
А.П.Бородин. Фрагменты оперы « Князь Игорь» (Плач Ярославны», «Ария князя Игоря»); «Богатырская симфония» (1-я часть).
А.А.Архангельский. «Помышляю день страшный».
П.К.Чесноков. «Да исправится молитва моя», «Заступница усердная».
А.С.Аренский. «Фантазия на темы Рябинина».
А.Н.Серов. Фрагмент из оперы «Вражья сила» («Песня Ерёмки», обязательно в исполнении Ф.И.Шаляпина).
Р.К.Щедрин. «Озорные частушки».
А.К.Лядов. «Восемь русских народных песен», «Коляда – Маледа», «Протяжная».
Г.В.Свиридов. «Курские песни» (2-3 по выбору учителя).
В.А.Гаврилин. Фрагменты из «Русской тетради» (на усмотрение учителя).
В.О.Усачёва. Цикл «Русские песни» («Вокализ», «Небывальщина»).
И.Ф.Стравинский. Фрагменты из «Весны священной» («Игра в городки», «Вешние хороводы»).Свадебные песни. «Не по погребу бочоночек», «Ой, все кумушки домоя», «Как не по мосту» (Рязанская область). Свадебный обряд «Рязанская свадьба».
«Как Иван-то ходит, бродит» (Рязанская область).
Подлинные мелодии народного сказителя и фольклориста Рябинина. Знаменские распевы.
Народный былинный эпос. Былины «Алёша Попович и Тугарин (Сокольник)», «Ой, пол морю было, по морюшку», «Садко и морской царь» (Онежская старина).
Рекрутские песни. «Ой, летел, летел», «Ты взойди, ясно солнышко», «Поле чистое, турецкое».
«Солдатушки, бравы ребятушки». Любовная лирика. «Ковой-то нету, а мне больно жаль», песни в исполнении Ф.И.Шаляпина «Не велят Маше», «Ноченька», «Прощай, радость, жизнь моя», «Эх ты, Ваня». Романсы. «Сидел Ваня», «Выхожу один я на дорогу».
Частушки. «Частушки под язык», «Дудик-дудик» и др.
Страдания.
Плясовые. «Камаринская», «Калинка», хоровод «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу», народная полька, кадриль.
Инструментальные плясовые наигрыши на жалейке, скрипке, рожке, гуслях; старинные наигрыши «Долгова», «Горбатова» и др. «Протяжная», «Свадебная», «Хороводная» из сборника Прокунина (под ред. П.И.Чайковского).
Городская лирика (популярная). «Вниз по матушке по Волге», «Коробейники», «Среди долины ровныя», «Светит месяц», «Тонкая рябина», «Догорай, моя лучина»,
«Вечерний звон», «Эй, ухнем», «Дубинушка» (последние две в исполнении Ф.И.Шаляпина)/
Ямщицкие песни. «Степь да степь кругом», «Когда я на почте служил ямщиком», « Вот мчится тройка почтовая».
Старинный романс. «О, если б мог выразить в звуке» Л.Д. Малашкина, «Утро туманное» В.М.Абаза, «Старинный вальс» Н.Н. Листова и др.; «Красный сарафан», «Соловей», «Колокольчик», «Домик-крошечка», «Матушка-голубушка», «Что мне жить и тужить», «Ах ты, время, времечко» АЕ. Варламова и др. (по выбору учителя).
Романсы А.А.Варламова, А.Л. ГурилёваВ течение года поют и разучивают 3 Народные песни разных жанров, былинные напевы; участвуют в создании обрядов, бытующих в данном регионе, области; разучивают народную игровую песню «На горе мак»; совершенствуют исполнение ранее разученных и полюбившихся песен
Музыкальный репертуар и опыт творческой деятельности 4 Музыкальный эпиграф года: гимн России – «Патриотическая песня» М.И.Глинки. Вхождение в проблематику года: органная музыка И.-С. Баха - токката и фуга ре-минор
Музыка композиторов стран Запада 4 И.-С. Бах. Концерт ре – минор (1-я часть); ария сопрано из «Магнификат», фрагмент из Мессы h-moll. Органная токката и фуга ре – минор.
Ф.Шуберт. Вальс h-moll, песни «В путь», «Мельник и ручей», «Баркарола», «Аве Мария», «Серенада», баллада «Лесной царь».
В.-А. Моцарт. «Фантазия c-moll», «Фантазия d-moll», «Весенняя песня», «Пастушья песня», «Вариации на тему французской песни», ария графини и ария Фигаро из оперы «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш».
К. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок».
Ф. Шопен. Мазурки B-dur (№ 5) и a-moll(№ 47), песня «Желание» (также в фортепианной обработке Ф. Листа и в исполнении С.В. Рахманинова), полонез As-dur («Эолова арфа»), прелюдия Des-dur, «Экспромт – фантазия» и ноктюрны (по выбору учителя).
Итальянские народные песни. «Ты, моё солнце», «Тарантелла», «Санта Лючия», «Вернись в Сорренто».
Дж.Россини. «Увертюра к опере «Сорока-воровка».
Дж. Верди. «Стретта Манрико» из оперы «Трубадур», хор из оперы «Набукко».
Э. Григ. Концерт для фортепиано с оркестром (целиком), «Заход солнца», «Лебедь», «Лесная песня», «Сердце поэта» (можно в переложении для фортепиано), обработки для фортепиано – «Колыбельная Йендины» (из народных песен), «Сон Гибоэнса на Отерхольдском мосту» (из крестьянских танцев).
Р.Шуман. Концерт для фортепиано с оркестром (1-я часть).
К. Дебюссии. «Затонувший собор», «Фейерверк», «Девушка с волосами цвета льна».
Ф. Лист. Рапсодии № 2, 6, 12, «Тарантелла», «Ракоци – марш».
И. Брамс. «Венгерские танцы»
П. де Сарасате. «Цыганские напевы»
Испанская народная «Малагунья», дуэт гитар.
Дж. Гершвин. Прелюдия es-moll, «Голубая рапсодия» (в исполнении А. Цфасмана), «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс».
Ф. Лоу. Фрагменты из мюзикла «Моя прекрасная леди».
Р. Роджерс. Фрагмент из к/ф «Звуки музыки».
Л. ван Бетховен. Третья («Героическая») симфония (целиком). Финал Девятой симфонии («Обнимитесь миллионы»), «Вариации на русскую тему», обработки шотландских и ирландских народных песен
Музыка композиторов России 4 А.И. Хачатурян. «Колыбельная», «Русская пляска» (из балета «Гаянэ»).
Н.А. Римский – Корсаков. «Шехерезада», «Песня индийского гостя», «Песня варяжского гостя», «Песня веденецкого гостя» из оперы «Садко».
М.А. Балакирев. «Исламей».
А.П. Бородин. «Хор половецких девушек» и «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь».
М.И. Глинка. «Арагонская хота», «Я здесь, Инезилья», персидский хор из оперы «Руслан и Людмила».
С.В. Рахманинов. «Не пой, красавица при мне».
А.Г. Рубинштейн. «Персидская песня» (в исполнении Ф.И. Шаляпина).
П.И.Чайковский. Четвёртая симфония (целиком), «Итальянское каприччио», финал Первого фортепианного концерта.
С.С. Прокофьев. «Тарантелла».
М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов», «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка».
Д.Б. Кабалевский. Вариации на японскую песню «Вишенка».
А.Н. Скрябин. Прелюдияор.11, «Две поэмы ор.31», этюды cis-moll (ор.2) и dis-moll.
А.В. Александров. «Нас много на шаре земном».
Г. Гусейнли. «Цыплята»
Произведения, ставшие классическими образцами («визитными карточками») национальных музыкальных культур стран ближнего зарубежья 4 «Веснянка», «Гопак», «ревёт и стонет Днепр широкий» (Украина); «Перепёлочка» и «Лявониха» (Беларусь); песня «Сулико» (Грузия); «Лезгинка» (Осетия); песня – танец «Мавриги» (Узбекистан); народные песни «Асет», «Камажай» (Казахстан); «В тучах Алагяз» (Армения); «У каждого свой инструмент» (Эстония); «Вей, ветерок»(Латвия); мугамы (Азербайджан); дойны; «Молдавеняска» (Молдова); другие песни по выбору детей и учителя
Тематическое планирование
Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащегося
1 класс
Истоки возникновения музыки (8 ч) Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание».Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель
Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы.Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны).Различать характерные признаки основных жанров музыки.Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта.Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни.Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя.Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки.Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням
Содержание и формы бытования музыки
(16 ч) Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное.Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки.Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт
Различать на слух малые и развитые музыкальные формы.Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека.Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п.Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах
Язык музыки (6 ч) Значение музыкального языка в сфере человеческого общения.Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей.Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения.Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора.Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой
Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства.Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа.Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись.Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров.Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры)
2 класс
Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащегося
Всеобщее в жизни и музыке (8 ч) Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное.Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека
Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений.Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве?Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека.Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния.Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах.Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент
Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч) Интонация как феномен человеческой речи и музыки.Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию.Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла».Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного
Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи.Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение.Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию.Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров.Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов.Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки
«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч) «Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.«Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется».Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития.Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве.Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия.Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни.Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании
Развитие как становление художественной формы (6 ч) Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации
Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении.Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли.Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации.Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя.Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности
3 класс
Содержание курса Тематическое планирование Характеристика деятельности учащегося
Характерные черты русской музыки (8 ч) Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни
Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.).Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов
Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч) Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.Исторически сложившиеся фольклорные жанры.Обрядовость как сущность русского народного творчества.Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни
Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры
Истоки русского классического романса
(6 ч) Многообразная интонационная сфера городского музицирования.От крестьянской песни к городскому салонному романсу.Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.
Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества.Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания
Композиторская музыка для церкви (2 ч) Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения
Размышлять о роли музыки в церкви.Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре(6 ч)
Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен).Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков
Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры.Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов
4 класс
Многоцветие музыкальной картины мира (7ч) Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США.
Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи.
Соотнесение особенностей
западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
Джаз и его всемирно – историческое значение для музыкальной культуры планеты. Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны.
Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа.
Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране.
Воспроизводить специфическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности
Музыка мира сквозь призму русской классики (8ч) Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину. Русское как характерное – через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического. Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.
Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии.
Осознать взаимодействие с различными культурами как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры
Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности.
Музыкальное общение без границ (10ч) Знакомство с музыкой ближнего зарубежья – Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное.
Выдающиеся представители зарубежных национальных культур – Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси.
«Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии.
Прийти к выводу, что общее – это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально – художественных средств.
Выявлять интонационно – стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке.
Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно – эстетической художественной идеи.
Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации
Искусство слышать музыку (9 ч) Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе – от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ – этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя – как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества.
Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства.
Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств – от выражаемых в музыке человеческих идеалов.
Подготовить реферат о творчестве любимого композитора.
Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей.
Учебная программа по предмету
3 класс

Наименование разделов Всего часов
Характерные черты русской музыки
8
Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности12
Истоки русского классического романса
6
Композиторская музыка для церкви
2
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре
6
Всего
34
Календарно – тематическое планирование

п/пТема урока Кол-во
часов Тип урока Элементы содержания Характеристика деятельности учащихся.
(УУД) Дата
Характерные черты русской музыки (8 ч)
1 Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. 1 Урок - экспедиция Знакомятся с учебником«Музыкальное искусство».Читают стихотворение И.Сельвинского «Россия…».Рассматривают репродукциикартины И.И. Шишкина«Полдень в окрестностяхМосквы». Повторить песни, которые изучали во втором классе. Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества.
Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. 2 Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
1 Урок-исследование Историческое прошлое в музыкальных образах. Наблюдение по иллюстрациямза фольклорными мелодиями Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.
Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов
Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.). 3 Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов.
1 Урок-исследование Историческое прошлое в музыкальных образах. Наблюдение по иллюстрациямза фольклорными мелодиями Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.
Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов
Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.). 4 Мировая слава русской классической музыки.
1 Урок-исследование Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. 5 Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). 1 Урок-исследование Беседа по статье музыковеда В.Д. Комаровой. Знакомство створчеством М.П.Мусоргского. Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. 6 Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. 1 Урок-
путешествие Слушание русских народных песен. Рассматриваниеиллюстраций с изображениемцарских палат, царскогодвора. Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. 7 Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. 1 Урок-
путешествие Исполнение русской народной песни «Последний годок ягуляю». Рассматривание иллюстраций срукоделием жителей Юга,особенностями орнамента.Исполнение русской народной песни «На сухом пруду».Музыкальный фольклор России. Рассматривание иллюстраций срукоделием жителей Севера, особенностями орнамента. Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. 8 Общее — интонационные музыкальные корни. 1 Урок-
экспедиция Коллективная музыкально-творческая деятельность народа. Художественно-образное содержание музыкального народного творчества Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки.
Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений.
Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности (12 ч)
1 Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества. 1 Урок-исследование Общие истоки профессиональной и народной музыки.Характерные черты народной и композиторской музыки. Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры.
Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. 2 Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества.
1 Урок-исследование Общие истоки профессиональной и народной музыки.Характерные черты народной и композиторской музыки. Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры.
Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. 3 Исторически сложившиеся фольклорные жанры. 1 Урок-
игра Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества(прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх-драматизациях Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры. 4 Исторически сложившиеся фольклорные жанры.
1 Урок-
игра Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры. 5 Обрядовость как сущность русского народного творчества. 1 Урок-
игра Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества(прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх-драматизациях Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры 6 Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества.
1 Урок-
исследование Былины. Общие истоки профессиональной и народной музыки.Характерные черты народной и композиторской музыки. Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания. 7
Истоки своеобразия героики в былинном эпосе.
1 Урок-
исследование Пение. Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания. 8 Рекрутские, свадебные песни.
1 Урок-
игра Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации.  Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры. 9 Частушки и страдания. 1 Урок-
игра Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания. 10 Танцевальные жанры. 1 Урок-
игра Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры.
Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
11 Инструментальные плясовые наигрыши. 1 Урок-
игра Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера.
Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.
Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки.
12 Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни 1 Урок-
игра Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества(прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх-драматизациях Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора.
Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры. Истоки русского классического романса (6 ч)
1 Многообразная интонационная сфера городского музицирования.
1 Урок-импровизация Русские народные песни. Поём медленно, тяжело. Заучивание слов. Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания.
2 Многообразная интонационная сфера городского музицирования.
1 Урок-импровизация Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания.
3 От крестьянской песни к городскому салонному романсу. 1 Урок-гостиная Характерные черты народной песни. Очень умеренное пение. Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания.
4 От крестьянской песни к городскому салонному романсу.
1 Урок-гостиная Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов).
Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания.
5 Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр.
1 Урок-импровизация Русская народная песня. Медленно, с грустью. Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания.
Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. 6 Жанры бытового музицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр. 1 Урок-импровизация Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания.
Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. Композиторская музыка для церкви (2 ч)
1 Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения. 1 Урок-гостиная Понятия Тропарь», «Церковная песнь». Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский С.В. Рахманинов и др.)— значимый пласт русской музыкальной культуры.  Размышлять о роли музыки в церкви.
Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки
2 Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения. 1 Урок-гостиная Понятия Тропарь», «Церковная песнь». Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский С.В. Рахманинов и др.)— значимый пласт русской музыкальной культуры.  Размышлять о роли музыки в церкви.
Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре(6 ч)
1 Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. 1 Урок-гостиная Пение. Русские народные праздники, традиции Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе.
Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера. 2 Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен). 1 Урок-гостиная Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.
Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.
Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов. 3 Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен). 1 Урок-гостиная Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора.
Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.
Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов. 4 Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. 1 Урок-гостиная Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.
Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов.
Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов. 5 Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. 1 Урок-гостиная Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции.
Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов.
Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов. 6 Величие России в музыке русских классиков. 1 Урок
обобщения Исполнение: песни разученные в течение года. Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера.
Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение рабочей программы
Список литературы для учеников:
1 класс
Музыка: 1класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О.Усачёва, Л.В. Школяр. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2011.- 128с.: ил.- (Начальная школа ХХI века)
Музыка: 1класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, О.В.Кузьмина.- 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф,2013 – 64с.:ил.
2 класс
Музыка: 2класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О.Усачёва, Л.В. Школяр. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2011.- 128с.: ил.- (Начальная школа ХХI века)
Музыка: 2класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, О.В.Кузьмина.- 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф,2013 – 64с.:ил.
3класс
Музыка: 3класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О.Усачёва, Л.В. Школяр. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2011.- 128с.: ил.- (Начальная школа ХХI века) -
Музыка: 3класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, О.В.Кузьмина.- 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф,2013 – 64с.:ил.
4 класс
Музыка: 4класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О.Усачёва, Л.В. Школяр. -4-е изд., испр.. и доп.-М.: Вентана-Граф, 2014.- 128с.: ил.- (Начальная школа ХХI века)
Музыка: 4класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, О.В.Кузьмина.- 2-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф,2014 – 64 с.:ил.
Список литературы для учителя:
Музыка:1 класс: методическое пособие для учителя/ Л.В. Школяр, В.А.Школяр, В. О.Усачёва.
Музыка: 2 класс: методическое пособие для учителя/ Л.В. Школяр, В.А.Школяр, В. О.Усачёва.-
Музыка: 3 класс: методическое пособие для учителя/ Л.В. Школяр, В.А.Школяр, В. О.Усачёва.-
Музыка: 4 класс: методическое пособие для учителя/ Л.В. Школяр, В.А.Школяр, В. О.Усачёва.-
Музыка: программа: 1-4 классы/ В.О.Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр