КТП по биологии 5 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование на 2012-2013 учебный год
Биология. Введение в биологию.
5 класс
Годовых часов: 34 часа.
Недельных часов: 1 час.
№/
дата
Тема урока
Тип урока
Форма урока
Планируемые результаты
(предметные)
Характеристика
видов
деятельности
ученика
(учебные действия)
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
I
Раздел программы: Живой организм: строение и изучение – 8 часов.
1.
Что такое живой
организм.
Вводный
урок
Иметь представление об особенностях живого организма
Выделяют существенные признаки живых организмов.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий
по решению проблемы .
Работать с раз-
личными источника
ми
информации.
2.
Биология-наука о живой
природе.
Комбинированный урок
Знать признаки живой природы, уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.
Объясняют роль биологических знаний в жизни человека.
Формирование учебно-познавательного интереса к биологии.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, опре-
делять цель учебной деятельности.
Работать с раз-
личными источника
ми
информации.
Развитие навыков
Общения.
3.
Методы изучения
природы.
Комбинированный урок
Уметь характеризовать методы биологических исследований.
Определяют основные методы биологических исследований.
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять
цель учебной деятельности.
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
4.
Увеличительные
приборы
Урок практическая работа
Знать устройство светового микроскопа. Уметь работать с лупой и световым микроскопом.
Учатся работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
5.
Живые клетки
Урок практическая работа
Знать основные органоиды клетки. Уметь узнавать на т таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки. Уметь соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.
Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности.
Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
6.
Химический состав
клетки
Урок изучения нового материала
Знать основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки. Уметь объяснять роль органических и минеральных веществ клетки.
Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы.
Формирование учебно-познавательного интереса к биологии.
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель
учебной деятельности.
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
7.
Вещества и явления в
окружающем мире
Тренировочный урок
Знать отличия вещества от явления в окружающем мире. Уметь приводить примеры веществ и явлений.
Сравнивают вещества и явления в живой и неживой природе.
Формирование ответственного отношения к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной и письменной речи. Работать с компьютером.
8.
Великие
естествоиспытатели
Урок-путешествие
Знать ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.
Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук.
Понимание роли естествоиспытателей в развитии биологии.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать с раз-
личными источника
ми
информации.
II.
Раздел программы: многообразие живых организмов – 14 часов.
9.
Как развивалась жизнь
на Земле
Урок с ИТ
Знать основные этапы развития органического мира на планете.
Называют основные этапы в развитие жизни на Земле.
Формирование целостного мировоззрения.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной и письменной речи. Работать с компьютером.
10.
Разнообразие живого
Урок самостоятельной работы
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов.
Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Работая по составленному плану, исполь-
зовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литера-
тура, компьютер).
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной и письменной речи.
11.
Бактерии
Комбинированный урок
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах. Устанавливать черты приспособленности бактерий к среде обитания. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.
Приводят примеры основных представителей царства бактерий. Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Исполь-
зовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литера-
тура, компьютер).
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной и письменной речи.
12.
Грибы
Комбинированный урок
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах. Устанавливать черты приспособленности грибов к среде обитания. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.
Приводят примеры основных представителей царства грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
13.
Водоросли
Комбинированный урок.
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах. Устанавливать черты приспособленности водорослей к среде обитания. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.
Приводят примеры основных представителей царства растений. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности водорослей.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
14.
Мхи
Комбинированный урок.
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности мхов. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах. Устанавливать черты приспособленности мхов к среде обитания. Объяснять роль мхов в природе и жизни человека.
Приводят примеры основных представителей царства растений. Объясняют роль мхов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности мхов.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
15.
Папоротники
Комбинированный урок.
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности папоротников. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах. Устанавливать черты приспособленности папоротников к среде обитания. Объяснять роль папоротников в природе и жизни человека.
Приводят примеры основных представителей царства растений. Объясняют роль папоротников в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности папоротников.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
16.
Голосеменные растения
Комбинированный урок.
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности голосеменных . Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах. Устанавливать черты приспособленности голосеменных к среде обитания. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека.
Приводят примеры основных представителей царства растений. Объясняют роль голосеменных растений в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности голосеменных растений.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
17.
Покрытосеменные
(цветковые) растения
Комбинированный урок.
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности покрытосеменных. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах. Устанавливать черты приспособленности цветковых к среде обитания. Объяснять роль цветковых растений в природе и жизни человека.
Приводят примеры основных представителей царства растений. Объясняют роль цветковых растений в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности цветковых растений.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
18.
Значение растений в
природе и жизни
человека
Повторительно-обобщающий урок
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах.
Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование основ экологического сознания, бережного отношения к окружающей среде.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её
19.
Простейшие
Комбинированный урок.
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах. Устанавливать черты приспособленности простейших к среде обитания. Объяснять роль простейших в природе и жизни человека.
Приводят примеры основных представителей царства животных. Объясняют роль простейших в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности простейших.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
20.
Беспозвоночные
Комбинированный урок.
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах. Устанавливать черты приспособленности беспозвоночных к среде обитания. Объяснять роль беспозвоночных в природе и жизни человека.
Приводят примеры основных представителей царства животных. Объясняют роль беспозвоночных в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности беспозвоночных.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
21.
Позвоночные
Комбинированный урок.
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности позвоночных. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах. Устанавливать черты приспособленности позвоночных к среде обитания. Объяснять роль позвоночных в природе и жизни человека.
Приводят примеры основных представителей царства животных. Объясняют роль позвоночных в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности позвоночных.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи. Осуществлять взаимный контроль.
22.
Значение животных в
природе и жизни
человека
Повторительно-обобщающий урок
Знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов. Уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы. Устанавливать черты сходства и различия различать изученные объекты в природе, на таблицах.
Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. Формирование основ экологического сознания, бережного отношения к окружающей среде.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её
III.
Раздел программы: среда обитания живых организмов – 6 часов.
23.
Три среды обитания
Интегрированный урок
Знать основные среды обитания живых организмов. Уметь сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания.
Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению, основ экологической культуры.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
24.
Жизнь на разных
материках: Евразия,
Африка, Северная
Америка.
Урок-путешествие
Характеризовать условия жизни на разных материках. Выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям.
Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
25.
Жизнь на разных
материках:Южная
Америка, Австралия,
Антарктида.
Урок-путешествие
Характеризовать условия жизни на разных материках. Выявлять черты приспособленности живых организмов к определенным условиям.
Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Работать в группе устанавливать рабочие отношения,
Развивать навыки устной речи.
26.
Природные зоны Земли
Урок ИТ
Знать природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
27.
Природные зоны Земли
Урок ИТ
Знать природные зоны нашей планеты, их обитателей.
Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Работая по плану, сверять свои действия с целью.
Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию.
28.
Жизнь в морях и
океанах
Урок-путешествие
Уметь приводить примеры обитателей морей и океанов.
Называют обитателей морей и океанов, черты приспособленности к жизни в морской среде.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению, основ экологической культуры
Работая по плану, сверять свои действия с целью.
Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию
IV
Раздел программы: человек на Земле – 5 часов.
29.
Как человек появился на
Земле
Урок открытых мыслей
Знать предков человека, их характерные черты, образ жизни.
Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного.
Формирование познавательных интересов и мотивов к обучению.
Использовать основные и дополнительные источники информации
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным способом.
30.
Как человек изменил
Землю
Урок творчества
Знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком. Уметь объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.
Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных.
Формирование основ экологической культуры.
Составлять план решения проблемы.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её
31.
Жизнь под угрозой
Урок открытых мыслей.
Знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человеком. Уметь объяснять роль растений и животных в жизни человека.
Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.
Формирование основ экологической культуры.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным образом.
32.
Не станет ли Земля
пустыней
Урок фантазирования.
Уметь соблюдать правила поведения в природе. Обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы.
Объясняют причины исчезновения степей, болот, лесов, обмеления рек.
Формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов. Формирование основ экологической культуры.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её
33.
Здоровье человека и
безопасность жизни
Аукцион знаний
Знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др. Вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.
Осознание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её
34
Итоговый урок
15