КТП по биологии 5 класс ФГОС
Муниципальное образовательное учреждение
Ярковская средняя общеобразовательная школа имени Романова К.Г.
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО
на заседании МО зам.директора школы по УВР:
гуманитарных наук ___________ /Елкова С.А/ протокол № «___»__________ 2014г.
от «___»_________ 2014г.
Руководитель МО:
_________/Балакина И.И./
Календарно-тематическое планирование
по предмету «Биология»
для учащихся среднего (полного) общего образования
на 2014 - 2015 учебный год
Составитель:
Балакина И.И.
учитель географии и биологии
2014
№
Раздел
Тема учеб-
ного занятия
Планируемые образовательные результаты
Основные виды деятельности
Д/З
Дата
Предметные
Метапредметные
Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные (Р,П,К)
Личностные
1
Введение
Биология – наука о живой природе.
Имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоение понятий «биология», «биосфера», «экология».
Р – корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами;
П – анализирует полученные знания; структурирует полученные знания,
К – выражает в ответах свои мысли,
обсуждает с учителем и учащимися их ответы.
Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Знакомится с учебником и его методическим аппаратом, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
& 1 ,вопросы,р .т 1-5
2
Методы исследования в биологии.
Знают основные методы изучения биологии, правила техники безопасности в биологическом кабинете.
Р – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе;
П – практическое ознакомление с методами проведения научных исследований и оформлением их результатов.
К – выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения
Формируется ответственное отношение и правила техники безопасности в биологическом кабинете.
Работа с текстом и иллюстрациями в учебнике, сотрудничество с одноклассниками при их обсуждении.
&2,задания ,р т .з.6,9
3
Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого.
Знают названия царств живой природы и отличия живых организмов от объектов неживой природы.
Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;
П – развитие навыков работы с текстом и иллюстрациями учебника.
К – планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера
Формируется научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках живого и неживого.
Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
&3,р.т .11,12
4
Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе.
Умеют различать среды обитания организмов, знают их особенности.
Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки;
П – формируется умение проводить анализ связей организмов со средой обитания.
К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение
Формируется познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Ра бота с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
&4,р .т 14,17
5
Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Практическая работа № 1. Ведение дневника наблюдений.
Умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы.
Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки;
П – развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника.
К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение
Формируются элементы экологической культуры
Работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
&5,вопросы,р .т 18,19,20
6
Экскурсия «многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» Практическая работа №2. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.
Имеют начальное представление о многообразии растений и животных, об осенних явлениях в их жизни; живые организмы связаны со средой обитания и приспособлены для жизни в определённой среде; приобретаю навыки правильного поведения в природе.
Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки;
П – развитие умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты.
К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение
Формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры.
Работа в группах по изучению разнообразия живых организмов и осенних явлений в жизни растений и животных, сотрудничество с одноклассниками в группе при обсуждении результатов наблюдений и составлении отчёта по экскурсии.
& отчет
7
Клеточное строение организмов.
Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа № 3 «Устройство лупы и о микроскопа, приёмы работы»
Знают устройство увеличительных приборов, умеют работать с ними; имеют представление об истории создания светового микроскопа и открытии клеточного строения организмов; убеждаются в том, что живые организмы действительно имеют клеточное строение.
Р – ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет самопроверку;
П – моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию;
К – разрешает конфликты, ставит вопросы
Понимание важности открытия увеличительных приборов
Учатся работать с лупой и световым микроскопом, рассматривают клеточное строение организмов с помощью лупы, работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении.
П .6,правилы работы с микроскопом
8
Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли)
Знакомится с новыми понятиями, распознает части клетки, структурирует знания
Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты;
П – развиваются умения выполнения лабораторной работы по инструктивной карточке и оформления её результатов.
К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками
Формирование познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов.
Приготовление микропрепарата и изучение его под микроскопом, схематическое изображение строения клетки в тетради, обсуждение результатов работы.
& .7.в .1-3 устно
9
Лабораторная работа № 4 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом»
П .7 ,вопросы ,р .т .27.28
10
Особенности строения клетки. Пластиды. Лабораторная работа № 5 «Пластиды в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника»
Знакомится с названиями химических веществ клетки, обобщает знания о клетки
Р – определяет цель важности клетки для живого организма;
П – анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;
К – разрешает конфликты
Осознание сложности строения клеток
Схематическое изображение строения клеток в тетради, работа с текстом и иллюстрациями в учебнике.
&п .8,вопрсы к пар .
11
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.
Имеют начальные представления о химическом составе клетки, неорганических и органических веществах, их роли в клетке.
Р – корректирует свои знания;
П – развитие умению обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава;
К – ставит вопросы, выражает свои мысли
Формируется научное мировоззрение на основании установления сходства химического состава клеток как одного из доказательства единства живой природы.
Знакомство с химическим составом объектов неживой природы, наблюдение за опытами, демонстрируемыми учителем, и обсуждение их результатов; работа с текстом и иллюстрациями учебника.
&9,в 1-5 ,з .31р. т
12
Жизнедеятельность клетки (дыхание, питание). Лабораторная работа № 6.Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.
Формируется первоначальные представления о жизнедеятельности клетки
Р –корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность процесса дыхания;
П – исследует процессы жизнедеятельности, анализирует протекание дыхания, соотносит свой способ питания с другими;
К – отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками
Формирование познавательных мотивов на основе интереса к проведению простейших биологических экспериментов.
Проведение биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности в клетке и объяснение их результатов, наблюдение за движением цитоплазмы в клетке, фиксация, анализ и обсуждение результатов наблюдений.
&9,вопрсы ,р.т .34,35
13
Жизнедеятельность клетки: рост, развитие.
&10 ткани .р . т.39
14
Деление клетки.
Знают, умеют описывать процесс деления клетки и её рост.
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.
Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о делении клеток как основе размножения, роста и развития всех живых организмов.
Работа с тестом и иллюстрациями учебника
&10,р т 34,35
15
Ткани. Лабораторная работа № 7. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей.
Первоначальные представления о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Регулятивные УУД:
умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.
Формирование научного мировоззрения в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клетки.
Работа с тестом и иллюстрациями учебника
&10,вопрсы
16
Контрольно- обобщающий урок по теме «Клеточное строение организмов»
Сформированы первоначальные представления о единстве живых организмов.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Регулятивные УУД:
умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.
Формируется научное мировоззрение в связи с развитием представления о единстве живого.
Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицу.
Стр .49-50 тренир .задания
17
Царство Бактерий
Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность.
Имеют представление об особенностях строения бактерий и их многообразие.
Р – корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ;
П – развивается умение самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника;
К – ставит вопросы, выражает свои мысли
Понимание особенностей строения и жизнедеятельности бактерий, их формы, разнообразие и распространение
Выделяют существенные признаки бактерий
&11,вопросы
18
Роль бактерий в природе.
Имеют первоначальные сведения о роли бактерий в природе
Р –корректирует свои знания о роли бактерий в природе, осуществляет самоконтроль,
П – самостоятельно выполняют биологические исследования
К – отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками
Осмысление роли бактерий в природе.
Определяют понятия клубеньковые бактерии, симбиоз, болезнетворные бактерии, эпидемия, объясняют роль бактерий в природе.
&12,ворп.1-3 письм .
19
Роль бактерий в жизни человека
Имеют первоначальные сведения о роли бактерий в жизни человека
Р –корректирует свои знания о роли бактерий в жизни человека, осуществляет самоконтроль,
П – самостоятельно выполняют биологические исследования
К – отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками
Осмысление роли бактерий в хозяйственной деятельности человека.
Объясняют роль бактерий в жизни человека.
&п .12,раб .тетр .47
20
Царство Грибы.
Общая характеристика грибов.
Знать строение и основные процессы жизнедеятельности грибов, разнообразие и распространение грибов; уметь давать общую характеристику грибов, отличать от других живых организмов, отличать съедобные от ядовитых, объяснять роль грибов в природе.
Р – осуществляет самопроверку, корректирует свои знания;
П – ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов;
К – выражает свои мысли в ответах.
Уметь работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы.
Формирование научного мировоззрения на основе изучения строения и роли грибов.
Понимание ценности здорового образа жизни; усваиваются правила безопасного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью при отравлении ядовитыми грибами.
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов, объясняют роль грибов в природе и жизни человека.
Различают на таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой медицинской помощи при отравлениях ядовитыми грибами.
Определяют понятие «грибы –паразиты», объясняют их роль в природе и жизни человека. Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами.
Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека»
&п .13,р т .48,49
&п .14,вопросы .р .т 51-52
&п .15,вопросы
&п .16,р т .56.57
&стр .86 тренир .задания
21
Шляпочные грибы. Лабораторная работа
№8. Строение плодовых тел шляпочных грибов.
22
Плесневые грибы. Лабораторная работа
№9. Строение плесневого гриба мукора.
23
Грибы-паразиты. Лабораторная работа
№10. Строение дрожжей.
24
Обобщающий урок
25
Царство Растения.
Ботаника – наука о растениях
Имеют представление о многообразии растений, их характерных признаках, о высших и низших растениях.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп
Формирование экологической культуры на основе понимания важности охраны растений.
Выделяют существенные признаки растений. Выделяю на таблицах низшие и высшие растения
& п .17,вопросы
26
Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №11. «Строение зелёных водорослей»
Выделение существенных особенностей в строении водорослей их значение в природе и жизни человека.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации
Регулятивные УУД:
умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.
Принятие правил работы в кабинете биологии во время проведения лабораторной работы
Понимание строения водорослей связанные со средой обитания.
Учащиеся слушают учителя и затем отрабатывают новые понятия, приводят примеры.
Смотрят кинофрагмент и отвечают на заданные вопросы.
Выполняют лабораторную работу, делают рисунки и подписи к ним.
&18,вопросы1-3
27
Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей
&18,р .т 62,63
28
Лишайники
Обобщение полученных знаний на уроке о применении лишайников природе и жизни человека.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Регулятивные УУД:
умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.
Понимание о роли лишайников в природе и жизни человека.
Ученики заполняют опорные конспекты пользуясь текстом параграфа
&19,вопросы,р .т.66,67 .
29
Мхи, папоротники, хвои, плауны Лабораторная работа №12 ,13,14«Строение мха, спороносящего хвоща, спороносящего папоротника
Распознают части папоротника, отличают на гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов.
Значение папоротников в образовании каменного угля.
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.
Регулятивные УУД:
умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.
Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.
Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.
Понимают необходимость воды для размножения папоротников. Выполняют ТБ
Удовлетворяют потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников
Учащиеся работают с коллекцией и делают необходимые записи в тетрадь.
Учащиеся находят основные понятия в тексте параграфа.
&п .20,з .2
30
Голосеменные растения Лабораторная работа №15 «Строение хвои и шишек»
Знание особенностей строения органов голосеменных на примере сосны и ели.
Приводят доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.
Познавательные УУД
умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.
Регулятивные УУД:
умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы.
Коммуникативные УУД: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп
Представляют о голосеменных как о более прогрессивных представителях растительного мира по сравнению со споровыми растениями. Умеют применять полученные на уроке знания на практике.
Выявляют общие черты семенных растений. Объясняют преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.
Называют виды голосеменных растений и заполняют таблицу.
&22 ,з .1,сообщения
31
Покрытосеменные растения Лабораторная работа №16 «Строение цветкового растения».
Знание особенностей строения органов и тканей покрытосеменных растений. Различение органов цветковых на таблицах и рисунках. Выделение и сравнение особенностей строения растений класса Однодольные и Двудольные.
Познавательные УУД:
умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.
Регулятивные УУД:
умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.
Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения.
Представляют преимущества покрытосеменных растений, позволившие им занять господствующее положение в современном мире растений.
Выявляют черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных.
Называют и сравнивают представителей разных классов покрытосеменных растений. Применяют знания о движущих силах эволюции.
&23,вопросы ,р т 75,76
32
Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.
Знание роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека.
Умение приводить примеры дикорастущих и культурных растений
Познавательные УУД:
умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.
Регулятивные УУД:
умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД:
умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией
Осознание значимости растений в природе и жизни человека, необходимости охраны растений
Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторной работы, самостоятельно находят ответы на вопросы.
&24,тренировочн .задания
33
Повторение темы «Царство Растения»
Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания.
Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.
П: анализ информации, установление причинно-следственных связей.
К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, постановка вопросов; владение монологической и диалогической формами речи.
Воспитание в учащихся чувства гордости за российскую биологическую науку;
Знание правил поведения в природе;
Понимание учащимися основных факторов, определяющих взаимоотношения человека и природы, умение реализовать теоретические познания на практике, умение слышать и слушать другое мнение.
Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую.
&тестовые задания
34
Урок обобщение изученного за год
Контрольные вопросы
35
Заключительный урок по курсу «Биология 5 класс». Летнее задание
15