Дополнительная образовательная программа Карьерное проектирование
Министерство образования НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное Бюджетное профессиональное Образовательное Учреждение
-46047243219 «Борский Губернский колледж»
Принята УТВЕРЖДАЮ
на педагогическом совете Директор ГБПОУ БГК
протокол №_____от_____2016 г. _______________А.П. Волков
«_____» _____________2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
объединения дополнительного образования
по планированию
профессионального будущего студентов колледжа
«КАРЬЕРНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ»
Возраст участников: 16 – 19 лет
Срок реализации: 1 год
Разработана: Волкова С. Д. –
классный руководитель группы ЭЛ-11
ГБПОУ «Борский Губернский колледж»
Городской округ город Бор
2016
Пояснительная записка
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников колледжа был и остается одним из самых важных и сложных для студентов и их родителей. Актуальность программы объединения дополнительного образования «Карьерное проектирование» заключается в том, что она является основой для успешной конкурентоспособности и мобильности выпускников ГБПОУ «Борский Губернский колледж» на рынке труда. Программа призвана помочь студентам в получении следующих знаний:
- о реальной ситуации на рынке труда,
- о принципах планирования и управления карьерой;
- о возможных способах поиска работы;
- о взаимоотношениях с работодателями.
Основными технологическими составляющими профориентации студентов являются:
Профессиональная информация
ознакомление молодежи с современными видами производства, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственных структур в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития профессий, формами и условиями их освоения, возможностями профессионально квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности,
профессиональное просвещение,
основы профессионального выбора,
пропаганда профессий,
иллюстрация современного состояния рынка профессий и перспектив его трансформации
Профессиональная консультация
изучение профессиональных интересов, способностей и намерений человека с учетом медицинских противопоказаний и показаний к труду, индивидуальных особенностей и спроса на рынке труда, оказание помощи в самоопределении личности, принятии ею осознанного решения о профессиональном выборе.
Профессиональный подбор
проведение медицинского обследования и психофизиологической диагностики личности с целью оказания ей помощи в выборе профессии (места работы), наиболее соответствующей состоянию здоровья и индивидуальным особенностям.
Профессиональный отбор
определение степени профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями, профессиографическими данными.
Профессиональная, производственная и социальная адаптация
система мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, развитию способности устанавливать отношения сотрудничества и взаимопомощи в коллективе.
Цель программы: формирование у обучающихся представления о процессе планирования и продвижения карьеры.
ознакомление с методами развития рынка труда;
изучение основных методов и особенностей построения карьеры;
приобретение навыков планирования карьеры.
Данная программа представляет собой один из вариантов системной работы по профессиональному самоопределению студентов колледжа, учитывает педагогические, психологические аспекты данной проблемы. Рассчитана на 36 часов, включает в себя теоретические и практические занятия.
Отличительные особенности программы «Карьерное проектирование». Данная программа раскрывает студентам секреты успешного трудоустройства:
Оценку качественного образования,
Практические навыки общения с работодателями,
Знания психологических аспектов интервьюирования,
Навыки использования правил написания резюме,
Представления о состоянии современного рынка труда,
Владение технологиями поиска места работы.
Учебный план курса «Карьерное проектирование»
Количество аудиторных
Наименование разделов, Макс. учебная часов
тем нагрузка, час Практические
Всего занятия
Введение. Знакомство. 1 1 -
Тема 1: Анализ стартовых 2 - 2
возможностей Тема 2: Рынок труда: структура, 6 4 2
предложения и спрос Тема 3: Планирование 6 4 2
профессионального будущего (как можно развиваться в выбранной профессии, изучение карьеры, виды карьеры, профессиональная карьерная лестница, целеполагание ввыбранной профессии, просмотр видеороликов) Тема 4: Карьерный успех 6 4 2
(разработка карьерных проектов, анализ сильных и слабых сторон, обсуждение: «Какой он успешный человек», «Что для тебя успех», «Карьера. Зачем? Плюсы и минусы») Тема 5: Технологии поиска 9 6 3
работы и трудоустройства (что такое резюме, как составить резюме, способы поиска работы, собеседование, самопрезентация, трудовой договор, должностная инструкция) Тема 6: Адаптация к 4 2 2
производственным условиям предприятий (что такое(что такое адаптация, условия труда наразличных предприятиях, деловоеобщение, разрешение конфликтных ситуаций) Заключительное мероприятие. 2 2 -
Представление и защита планов карьеры. Итоговая аттестация. Итого 36 25 11
По итогам изучения курса «Карьерное проектирование» студенты должны знать:
Слагаемые успешной карьеры
Основы планирования карьерного роста
Технологии трудоустройства
Основы управления деловой карьерой
Схему эффективной презентации
Механизм реализации карьерного роста
Способы достижения карьерного успеха
По итогам изучения курса «Карьерное проектирование» студенты должны уметь:
Грамотно анализировать и ставить цель;
Составлять планы карьерного роста;
Проходить собеседование;
Составлять резюме;
Эффективно презентовать себя.
Тематическое планирование кружка «Карьерное проектирование»
№ п/п тема Тема занятия
1 Введение Характеристика профессиональной деятельности по специальности.
Тема 1. Анализ стартовых возможностей 2 Самооценка личностных и профессионально значимых качеств. Тест на самооценку.
3 Исследование личностных и профессиональных качеств.
Тема 2. Рынок труда: структура, предложение и спрос. 4 Понятие «Рынок труда», «Рыночные отношения». Современная ситуация на местном рынке труда.
5 Конкурентоспособность. Требования работодателей.
6 Новые требования компетентности работников в развитых странах.
7 Самомаркетинг в новых социально-экономических условиях.
Тема 3. Планирование профессионального будущего. 8 Сферы профессиональной деятельности по Е.А Климову. Понятие профессионально важных качеств.
9 Понятие профессионального самоопределения. Первый шаг к успешной карьере - объективная самооценка.
10 Ценности и их роль в профессиональной сфере жизни. Анализ жизненных ценностей.
11 Постановка профессиональных целей. Место профессиональной деятельности в системе жизненных ценностей.
12 Признаки работающей цели. Метод визуализации.
Тема 4. Карьерный успех. 13 Понятие «карьера». Виды карьеры и их особенности. Карьерно-профессиональное развитие.
14 Что для тебя успех? Как стать успешным? Профессиональный успех и здоровье.
15 Четыре «нет» для карьеристов. Какие барьеры мешают строить карьеру. Чего никогда не делают успешные люди.
16 Методика «Якоря карьеры».
Тема 5. Технология поиска работы и трудоустройства. 17 Принципы и технология поиска работы. Сравнительная характеристика различных методов поиска.
18 Источники информации о возможностях трудоустройства. Социальные сети как канал поиска работы.
19 Разработка индивидуальных планов поиска работы.
20 Понятие самопрезентации. Объявление о поиске работы - способ самопрезентации. Принципы саморекламы.
21 Подготовка объявления. Анализ составления объявлений.
22 Особенности подготовки и оформления документов, необходимых при поиске работы и трудоустройстве. Заявление о приеме на работу. Варианты поисковых писем. Письма по рекламируемым вакансиям.
23 Автобиография. Профессиональное резюме. Составление профессионального резюме. Анализ самостоятельно составленных резюме.
24 Собеседование. Вопросы, к которым нужно быть готовым. Главный секрет самопиара.
25 Имидж молодого специалиста. Визитка - атрибут делового человека. Составление текста самопредставления.
26 Отработка навыков самопрезентации.
27-28 Семинар - деловая игра «Собеседование с работодателем»
Тема 6. Адаптация к производственным условиям предприятий. 29 Что такое адаптация. Условия труда на различных предприятиях.
30 Структура процесса адаптации выпускников колледжа к работе в организации. Правила вхождения в организацию с учетом принятия ее норм, ценностей, организационной культуры.
31 Деловое общение. Правила построения деловой беседы.
32 Правила сохранения работы. Конфликты в организациях и способы их регулирования. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях и принципы разрешения деловых конфликтов.
33 Что такое трудовой договор, должностная инструкция.
34 Стажировка глазами специалиста. Как сделать ее эффективной? Как получить от стажировки максимум.
35-36 Итоговая аттестация. Представление и защита планов карьеры.
Содержание программы объединения дополнительного образования «Карьерное проектирование»
Введение.
Знакомство. Цели и задачи курса. Содержание курса. Значение курса для подготовки специалистов. Представление выбранной специальности (профессии). Раскрытие перед студентами особенности их будущей профессии и перспективы. Сферы профессиональной деятельности. Помощь в осознании общественной значимости профессии и привитие любви к ней. Формирование положительного отношения к специальности.
Практическая работа: Анализ профессии по схеме (цель деятельности, предмет, инструменты, результат и т.д.)
Тема 1 Анализ стартовых возможностей. Диагностика личностных качеств и возможностей студентов. Тестирование. Изучение самооценки и ценностных ориентаций.
Практическая работа: Тест «Мои слабые и сильные стороны», тест «Самооценка личности», тест «Профессия», «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) и «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» (А.А. Реан, В.А. Якунин), психогеометрический тест.
Тема 2 Рынок труда: структура, предложение и спрос. Требования к современному специалисту.
Понятие «Рынок труда», «Рыночные отношения». Требования современного рынка труда. Профессионально-личностные требования к специалисту. Психологические качества личности. Факторы, влияющие на процесс становления молодого специалиста. Востребованность и перспективы профессий. Современная ситуация на местном рынке труда. Конкурентоспособность. Требования работодателей. Новые требования компетентности работников в развитых странах. Самомаркетинг в новых социально-экономических условиях.
Практическая работа: Встреча с представителями центра занятости населения.
Тема 3. Планирование профессионального будущего.
Основные компоненты профессиональной карьеры. Критерии успешности профессиональной карьеры. Формирование профессиональных компетенций. Способы построения профессиональной карьеры. Перспективы карьерного роста. Карьера и личностное самоопределение человека. Карьерный рост и личностное развитие как предмет проектирования самого себя. Мотивация карьерного роста. Принципы и правила карьерной стратегии. Основные направления успешного планирования карьеры. Планирование этапов карьерного роста.
Разработка проекта профессионального и личностного самосовершенствования.
Практическое занятие: Тренинг «Использование карьерных компетенций для успешного трудоустройства». Практическая работа: методика «Декларация жизненных целей». Составление таблицы, отражающей этапы проектирования карьеры и их основное содержание.
Тема 4. Карьерный успех.
Понятие профессиональной карьеры. Типы и виды профессиональных карьер. Профессиональное становление. Карьерные стратегии. Ценностные ориентации и соотнесение с профессиональной карьерой.
Практическая работа: Обсуждение правил и афоризмов о жизни и карьере. Целеполагание: постановка и SWOT-анализ целей.
Тема 5. Технология поиска работы и трудоустройства.
Принятие решения о поиске работы. Проблемы, стоящие перед соискателем. Оценка своих сильных и слабых сторон. Правила составления резюме: понятие, структура, виды. Цели и понятие написания резюме. Отличие резюме от автобиографии. Структура резюме. Ошибки при составлении резюме.
Практическая работа: Анализ готовых резюме. Составление собственного резюме.
Практическая работа: Анкетирование «Эффективное поведение на рынке труда». Тестирование: «Ждет ли Вас блестящая карьера?»
Тема 6. Адаптация к производственным условиям предприятий.
Структура процесса адаптации выпускников колледжа к работе в организации. Правила вхождения в организацию с учетом принятия ее норм, ценностей, организационной культуры.
Правила сохранения работы. Конфликты в организациях и способы их регулирования. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях и принципы разрешения деловых конфликтов.
Ожидаемые результаты реализации программы:
Студенты должны знать:
Слагаемые успешной карьеры
Основы планирования карьерного роста
Технологии трудоустройства
Основы управления деловой карьерой
Схему эффективной презентации
Механизм реализации карьерного роста
Способы достижения карьерного успеха
Студенты должны уметь:
Грамотно анализировать и ставить цели
Составлять планы карьерного роста
Проходить собеседование
Составлять резюме
Эффективно презентовать себя
Оценочные материалы
Особое место в курсе образовательной программы объединения дополнительного образования по планированию профессионального будущего студентов колледжа «Карьерное проектирование» занимает последнее занятие. Цель – подведение итогов. Форма – представление и защита планов карьеры.
Способы фиксации результатов - для записей и рисования студенты имеют индивидуальные тетради. Преподаватель ведет дневник достижений студентов.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса.
Методические материалы:
1). Тесты:
Определение направленности личности.
Тип ценностных ориентаций.
Тест Стреляу.
Карта интересов.
Определение коммуникативных и организаторских способностей.
Уровень самооценки.
Опросник Дж. Холланда.
Опросник структуры темперамента.
2). Анкеты.
3). Презентации к занятиям.
4). Видео-ролики.
Основная литература
1. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. [Текст]/ Е.М Иванова. - М.: Академия, 2007. - с.38-54.
2. Иванова, Е.М. Спецпрактикум по психологическому изучению профессиональной деятельности: Учебное пособие [Текст] / Е.М Иванова, О.Г. Носкова, О.Н. Чернышева.- М.: Академия, 2000. - с.57-83.
3. Красникова, Е.А. Этика и психология профессиональной деятельности: учеб.. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ - ИНФРА - М, 2007. - 224 с.
4. Пряжникова, Е.Ю. Психология труда: теория и практика : учеб.для бакалавров / Е.Ю. Пряжникова; Моск. городской. психолого-пед. ун-т. - М.: Юрайт, 2012. - 521 с. - (Бакалавр. Базовый курс).. 5. Романова, Е.С. Психологические основы профессиографии [Текст] / Е.С Романова, Г.А. Суворова. - М.: Прогресс, 2000.-с. 43-65.
Дополнительная литература
1. Зеер, Э.Ф. Психология профессий [Текст] / Э.Ф Зеер. - Екатеринбург,2000.-с.43-87.
2. Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности [Текст] / Е.М Иванова.- М.: Академия, 2007.-с.56-72.
3. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]/ Е.А Климов. – М.: Воронеж,2006. - с.56-67.
4. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб заведений / Под ред. А. В. Карпова [Текст]/ А.В. Карпов. - М.: ВЛАДОСС-ПРЕСС,2003.-352с.
5. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация / Учеб.пособие для студ. высш. учебных заведений [Текст] / Е.Ю. Пряжникова. - М.: Академия,2005.-496с.
6. Климов, Е.А. Психология профессионала [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Воронеж, 1996. – 136 с.
7. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи: методика для преподавателя и профконсультанта / Под. Ред. С.Н. Чистяковой, А.Я. Журкиной [Текст] / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. – М.: Институт профессионального самоопределения молодежи, 1993. – 89 с.
8. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии [Текст] / Е.Н. Прощицкая.-М.: ВЛАДОСС-ПРЕСС, 2005.-с.46-68
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы
1. www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации
2. www.lexed.ru – Федеральный Центр образовательного законодательства
3. www.consultant.ru – Консультант Плюс
5. www.schools.perm.ru/ext/cgo/obuchenie_ped_3.htm - Центр гражданского образования и прав человека
7. www.unesco.ru – Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО