Презентация: Социальное проектирование: мастер-класс
》ЙHࠁఀѓ0ƁࠀƃࠀƓ龎‹Ɣ뷞hƿǿ̄̿ Социальное проектирование:мастер-класс Проектирование – это процесс разработки, составления проекта Проект есть способ выражения идеи языком целей и задач,мер и действий по достижению намечаемых целей,необходимых ресурсов для практической реализации замыслов,сроков воплощения идеи Чем отличается проектирование от других видов деятельности? Проектирование создает новый продукт. Он не всегда может быть уникальным, но всегда является оригинальным для конкретного человека или группы людей. Блок-схема проектирования Оформление идеи Реальныйобъект Экспертиза Реализация Озарение Подготовка учащихся к работе над проектом I Выбор проблемы II Исследование проблемы III Изучение законодательной и нормативно правовой базы проблемы Социологические опросы разных групп населения Анализ материалов СМИ Встречи, интервью с компетентнымиспециалистами Разработка собственного варианта проблемы IV Реализация плана действия V Обращение к заинтересованным лицам Собственноеучастие Составление портфолио VI Презентация VII Рефлексия VIII Шаг № 1. Подготовка учащихся к работе над проектом Цель данной стадии – проверка знаний и уменийучеников, необходимых длясоциально-значимой Деятельности, их представ-лений о современном этапе и перспективе развитиягорода, района, ОУ Аналитик? Социолог? Редактор? Оформитель? Где? Что сделать? Шаг № 2. Формулировка актуальной социальной проблемы Проблема заключаетсяв наличии несоответствия между желаемым, необходимым, требуемым состоянием какого-либо объекта (процесса) и реально сложившимся состоянием данного объекта (процесса). Шаг № 2. Выбор проблемы досуг ? экология ? благоустройство экономика защищенность спорт ? Ящик предложений Мозговойштурм Экскурсия Анализ СМИ Практикум Определение проблемы начинается с анализа ситуации!Например, недостаточно высокий уровень качества обучения, низкая мотивация у учителей, много конфликтов, ученики нарушают дисциплину.ВЫВОД: в школе сложился неблагоприятный психологический климат. ЦЕЛЬ: повышение качества образования в школеПРОБЛЕМА: неблагоприятный психологический климат препятствует повышению качества образования Цель Проблема Оценка ситуации Повышение качества образования ?????? Низкая мотивация учителей к инновациям (нежелание использовать новые методы, пассивность и т.д.) Сохранение здоровья учащихся ?????? Перегруженность учащихся (большое количество д/з, недостаточная активность, сложное расписание, много контрольных) Самореализация учеников ?????? Пассивность школьников в учебном процессе (доминирование фронтальных форм работы, мало творчества, репродуктивные методы) Определение цели, проблемы и оценка ситуации Областьцелеполагания Областьпроблемы Область оценки Ценностныйуровень ЦЕЛЬЧто хотим достичь? ПРОБЛЕМАВ чем противоречие между желаемым и действительным ОЦЕНКАЧтоимеем? Цель лучше формулировать в виде отглагольного существительного, например, «повышение качества образования», «самореализация учащихся», «активизация познавательной деятельности учеников» Разграничение проектного подхода от мероприятий В «Сказке о рыбаке и рыбке» казалось бы все элементы для проекта: сложная экономическая ситуация; налицо проблема – противоречие между желаниями и действительностью, есть ресурс – Золотая рыбкаНО ГДЕ ОПРЕДЕЛЕННАЯ ЦЕЛЬ???? 3 стадия. Сбор и анализ информации Изучение правовой базы избранной проблемы Социологические исследования Изучение материалов СМИ по данной теме Взаимодействие с компетентными специалистами 4 стадия. Разработка собственного варианта решения проблемы Способ решения проблемы – это ядро, сердцевина проекта. Для начала нужно избрать один способ,а затем формулируются задачи и ожидаемые результаты Область целеполагания Область проблемы Область оценки Творческийуровень ЗАДАЧИЧто сделать? Способ решенияКак сделать? Ожидаемые результатыЧто получим? Возможные опасности при выборе способа решения проблемы Опасность нескольких способовОпасность маниловщиныОпасность превращения проекта в хорошее делоОпасность ресурсозатратного проектаОпасность неконкретности выбранного способа, размытости Хрестоматийный пример… Цель довольна ясна, но никто не оценил ресурсы, поэтому потрачено много лишнего времени и сил, чтобы добиться желаемого. Да и желаемый результат был получен скорее случайным путем, чем целенаправленной деятельностью Возможные виды задач: Материально-техническиеНормативно-правовыеОрганизационныеКадровыеИнформационныеКоммуникационныеОценочно-рефлексивныеДизайнерско-оформительские Требования к ожидаемым результатам: КонкретныеУточняют формулировку задачи, а не просто повторяют ееПроверяемыеСвязанные с целями и задачамиРеалистичные (связь с ресурсами и рисками) 5 стадия. Реализация действий команды учащихся Этапы практической стадии проекта Действия Подготовительный этап - Оценка ресурсов- Оценка рисков- Определение правил, ролей- Разработка материально-технического обоснования- Определение заданий Основной этап Распределение заданий, сроков Выполнение заданий Промежуточная оценка, корректировка Заключительный этап Соотнесение результатов с планамиОценки затрат Подготовительный этап Приходит время распределения заданий. Для них характерно:Выполняются определенным действиемУстанавливаются во времениПерсональная ответственностьНе требуют дополнительной подготовкиНе нуждаются в разъясненияхТ.О. задания – набор операций, действий на основе очевидной инструкции Возможные классификации ресурсов Материальные ФинансовыеЧеловеческие (кадровые)АдминистративныеИнтеллектуальныеРолевые – выпускники, меценаты, родителиИмеющиеся – необходимыеОбщественные - индивидуальные Основной этап Задание Ответственный Сроки Отчетность Закопать 5 золотых монет на Поле чудес в Стране дураков Буратино 00 ч. Предоставить схему поля с отмеченными местами, где закопаны монеты Написать статью в школьную стенгазету Учащийся 8б класса Шилов До 5.10.2010 г. Помещение статьи в стенгазете Заключительный этап Оценивание проводится в разных формах:АнкетированиеСверка с планомОбщее обсуждениеОтчеты ответственныхСоставление портфолиоПодготовка материалов для СМИСтатистические данныеСоставление графиков, таблицДебаты Составление бюджета Рассчитать величину дефицита (недостатка денежных средств) или профицита (превышение доходов над расходами). Определить разницу между доходами и расходами. 3 Перечень предполагаемых расходов с указанием их величины. Составить список предстоящих расходов. 2 Конкретный перечень источников доходов с указанием сумм по каждому из них. Определить источники поступления денежных средств (доходов). 1 Ожидаемые результаты Основные задачи № 6 стадия. Подготовка к защите проекта 1 раздел содержит материалы,которые демонстрируютаргументы учащихся в выборепроблемыпроекта 2 разделдемонстрируетНаиболеевыразительныеданныеиз разныхисточниковинформации, имевшиеся попыткирешенияназревшейпроблемы. 4 раздел представляетреализациюпланаДействийучащихсяпо решениюизбраннойпроблемы, примеры ихвлияния навластные структуры 3 раздел поясняет спецификупрограммыдействий, разработаннуюшкольниками 7 стадия. Презентация проекта Существенные критерии Аргументированность Практичность Координация 10 минут 8 стадия. Рефлексия Главная цель этого этапа – анализ самими Учениками стадий подготовки проекта и его представления на конкурсеЧему лично вы научились в процессе разработки проекта? Чему научился коллектив в процессе разработки проекта?Какие умения вы приобрели или развили, работая по проекту?Что вами сделано хорошо?В чем вы видите недоработки команды? Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме? Провозглашение идеи без дальнейших усилий по ее реализации;Отсутствие реальных источников материально-технического обеспечения и финансирования проекта. Типичные ошибки: Переоценка своих сил и возможностей организации;Отсутствие информации о реализованных социальных проектах. Типичные ошибки: Советы и рекомендации: Не берите больше, чем могли и хотели выполнить;Работайте в тесном сотрудничестве;Не пренебрегайте общественным мнением;Не стремитесь к идеальному результатуНе опускайте руки при неудачах;Будьте терпимы к мнениям других;Проект должен создаваться для людей, а не ради проекта Желаю успеха!