Социальное проектирование как наиболее продуктивная форма организации образовательного события
Социальное проектирование, как наиболее продуктивная форма организации образовательного события, обеспечивающая оптимальные условия для формирования социальных компетенций учащихся начальной школы
«… мы поднимаемся только на те башни,
какие сами можем построить» (О. Мандельштам)
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Основного Общего Образования отмечается, что личностные результаты освоения основной образовательной программой должны отражать «освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей».
Событийный подход – продуктивная технология организации и осуществления значимых событий в жизни школьного коллектива и отдельной личности, которая находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека. Именно поэтому организация и реализация событийного ряда предполагает насыщение жизни учащихся начальных классов яркими, запоминающимися событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании. Кроме того, в событийном ряду находят свое отражение основные технологии, используемые в преподавании ФГОС НОО (проектные методы, научно-исследовательская деятельности и экспериментирование, ИКТ, здоровьесбережение и т.д.), а также включаются форматы работы, предполагающие ориентацию на личностные достижения учащихся (конкурсы, конференции, олимпиады).
Образовательное событие – способ инициирования образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности Событийный подход позволяет установить тесные связи между реальной жизнью и учебным содержанием, жизненными процессами, происходящими в человеке или группе, и их педагогическим значением, позволяет решать социальные проблемы.
Социальное проектирование - технология социального воспитания обучающихся. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Под социальным проектированием в начальной школе понимается деятельность:
продуманная и осуществленная ребёнком пока ещё под руководством взрослого;
в ходе которой младший школьник вступает в конструктивное взаимодействие со взрослой культурой;
деятельность, результатом которой является создание реального, но не обязательно вещественного «продукта», имеющего для ребёнка практическое значение;
деятельность, через которую формируются социальные навыки ребёнка.
Социальное проектирование – это активная форма воспитания, процесс разработки, составления и реализации полезного, социально-значимого проекта, способ выражения учащимися идеи улучшения состояния окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению.
Социальное проектирование способствует формированию активной жизненной позиции и воспитанию личности созидательного типа.
Очевидны преимущества работы над социальным проектом в школе:
высокая мотивация,
энтузиазм и заинтересованность детей,
связь полученных знаний с реальной жизнью,
выявление лидеров,
самоконтроль,
сознательная дисциплинированность группы.
С психологической точки зрения работа над социальным проектом является для учащихся:
практикой регулирования межличностных отношений,
становления навыков делового общения,
принятия решений и осознания ответственности за их выполнение.
Проявляются такие качества личности, как ответственность, исполнительность, инициативность, коммуникабельность.
Виды социальных проектов учащихся:
Прикладные (результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике);
Информационные (предназначены для работы с информацией о каком-либо объекте, явлении, событии; предполагает анализ и обобщение информации и представление для широкой аудитории);
Ролевые и игровые (участники принимают на себя определенные социальные роли, обусловленные содержанием проекта, определяют поведение в игровой ситуации);
Исследовательские (результат связан с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: гипотеза, задача и др.)
Согласно А.Б.Воронцову «Образовательное событие – это мероприятие, в результате которого что-то происходит в ребенке, развивает его. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребёнок должен иметь неограниченные возможности».
Цель социального проектирования в школе - привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества.
Задачи социального проектирования: включение выпускников начальной школы в реальную практическую деятельность по разрешению проблем силами самих учащихся; повышение общего уровня культуры за счет получения дополнительной информации; закрепление навыков командной работы; совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.).
Успешность проекта зависит:
от потребности школьников в организации определенной деятельности;
от достижения эффекта в социальной сфере;
от расширения числа людей, получающих пользу
Важна выработка алгоритма организации проектной деятельности. Он, к примеру, может быть таков:
1. Выявление проблемы.
2. Определение темы проекта.
3. Анализ потребностей.
4. Формулирование цели проекта.
5. Выдвижение идеи, гипотезы решения проблемы.
6. Разработка задач, направлений проектной деятельности.
7. Деление коллектива на группы.
8. Разработка общего плана, этапов и сроков реализации проекта.
9. Непосредственная реализация проекта.
10. Презентация проекта.
11. Внутренняя и внешняя оценка проекта.
Особо выделяю вопрос постановки проблемы, т.к. по опыту знаю, что ее трудно бывает сформулировать. Проблема – это конкретное описание неудовлетворяющего аспекта современной жизни. Цель - это мечта, которая должна осуществится к точно определённому сроку. Результат - конкретный предмет (вещь, услуга, организация мероприятия, поведение, имидж), направленный реальное улучшение социальной ситуации в местном сообществе.
Один из самых важных этапов проекта - этап оценки, где дети анализируют, как прошло дело, где каждый находит свое реальное «Я» в проекте и в целом в системе культурных ценностей.
Для получения статистической картины каждый отвечает на вопросы:
Что мне дало участие в общем деле?
Какие вызвало мысли, идеи?
Какие чувства я испытал?
Что я для себя понял?
Какое возможно продолжение дела?
Рефлексия на этом этапе осуществляется через публичное признание достижений и позитивного вклада каждого участника проекта по следующему плану:
Этапы групповой работы Качественные показатели Количественные показатели
1. Обсуждение Выслушали всех участников группы, пришли к единому мнению 2 балла
Выслушали всех участников группы, поддержали идею одного участника 1 балл
Начала выполнять действия без обсуждения 0 баллов
2.Взаимодействие
Участники продемонстрировали умение договариваться. Задание выполнено. 2 балла
Мнения участников разделились, но задание выполнено. 1 балл
Мнения участников разделились, задание не выполнено. 0 баллов
3. Презентация Разработанному проекту соответствуют наглядный материал (слайды, стенды) и содержание представленной информации 2 балла
Разработанному проекту соответствуют либо наглядный материал (слайды, стенды), либо содержание представленной информации 1 балл
Разработанному проекту не соответствуют наглядный материал (слайды, стенды) и содержание представленной информации 0 баллов