Программа внеурочной деятельности Мой мир (социальное направление) для обучающихся с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями
Программа внеурочной деятельности «Мой мир»
(социальное направление)
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Мой мир» по социальному направлению составлена с учетом особенностей первой ступени основного общего образования (начального общего образования) как фундамента всего последующего обучения и с учетом психофизических особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями.
Данная программа является модифицированной. Разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Издательский Центр ВЛАДОС, 2013
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Целью программы является практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни в современных экономических условиях, к включению в мир человеческих отношений.
В связи с этим решаются следующие задачи:
- формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения, базовых эмоций личности, освоение
социальной личностной позиции;
- развитие навыков межличностного взаимодействия, терпения, усидчивости, аккуратности,
трудолюбия;
Таким образом, программа «Мой мир» направлена на абилитацию обучающихся начального звена с ОВЗ, в том числе с интеллектуальными нарушениями, обеспечивая личную самостоятельность в школе, в кругу семьи, в обществе.
Программа рассчитана на обучающихся 11 - 4 классов.
Занятия проводятся во внеурочное время.
- 11 – 1 классы: 1 час в неделю, 33 часа в год;
- 2 – 4 классы: 1 час в неделю, 34 часа в год;
Общее количество 168 часов.
В программе изучаются следующие разделы: «Здравствуй, школа!», «Мой класс», «Я и моя семья», «Моя школа», «Мой класс», «Общение и культура поведения», «Улица. Правила поведения на улице», «Транспорт», «Телефон. Радио. Телевизор», «Магазины», «Организация общественного питания», «Культурные места отдыха», «Почта», «Бытовые электроприборы», «Больницы. Поликлиники», «Занятия людей в городе и деревне».
Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Программа составлена по принципу усложнения и увеличения объема сведений.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Первый уровень результатов – приобретение школьниками социальных знаний (об устройстве семьи, об общественных нормах - правилах поведения в школе, на улице, в транспорте, в парке, сквере, устройстве общества - класс, школа, почта, магазины, кафе, театр, поликлиника, город, деревня).В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности обучающиеся начальной школы будут иметь представление:
- о своей семье;
- иметь элементарные понятия о праздниках (Новый год, 8 Марта, День рождение, День защитника Отечества);- о правилах организованного поведения в общественных местах, на улице, в школе, магазине, парке.
будут знать:
- своё имя, фамилию, свой возраст, имена своих ближайших родственников, профессии родителей;
- местонахождение класса, гардероба, столовой, спортивного зала, мест общего пользования в здании
школы;
- свои обязанности в семье, домашний адрес;
- названия частей улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход), правила поведения на
улице;
- правила безопасного поведения в подъезде, лифте;
- указатели на перекрёстке «стойте – идите», правила перехода дороги;
- виды транспорта, правила выхода из общественного транспорта, правила обхода транспорта;
- остановки транспорта вблизи школ;
будут уметь:
- правильно сидеть за партой;
- правильно вести себя в столовой, убирать за собой грязную посуду;
- пользоваться телевизором, другими бытовыми электроприборами (настольная лампа, пылесос, утюг);
- покупать в магазине штучный товар первой необходимости, фасованных товаров;
- считать стоимость покупки и сдачи;
- сложить купленный товар в сумку, сделать отчёт о покупке дома.
Второй уровень - получение опыта переживаний и отношения к базовым ценностям общества (отношения в семье с членами семьи, в классе с одноклассниками, учителем, в учебном заведении, отношения к своему Отечеству).
Обучающиеся начальной школы будут иметь представление:
- о правилах отношений с людьми;
будут знать:
- правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников, незнакомых людей;
- правила поведения в школе, классе, обязанности дежурного в классе, столовой;
будут уметь:
- приветствовать людей, обращаться с вопросом, передать просьбу, благодарить;
- слушать телефонный разговор, негромко говорить направленно в микрофон;
- адекватно вести себя на приёме у врача;
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия, практические работы – выполнение поручений учителей, родителей, бабушки, дежурство в классе, столовой, покупка в магазине, самостоятельный выход со школьного двора, переход улицы по светофору)Обучающиеся начальной школы будут знать:
- правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере, общественных местах;
- правила безопасного поведения на водоеме в разное время года;
будут уметь:
- выполнять поручения родителей, заботиться о младших и старших членах семьи;
- переходить дорогу по пешеходному переходу, на перекрёстке;
- оплатить проезд в транспорте;
- безопасно выйти из транспорта, обойти транспорт;
- обращаться за помощью в экстремальной ситуации, сказать «нет» в случае опасности;
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
наблюдение;
выставки;
соревнования;
конкурсы;
Учебно – тематический планирование (подготовительный, 1 – 4 класс)
№
п/п Название раздела (темы) общее количество
часов теоретические
часы практические часы
«Мой мир» 168 149 19
1 Подготовительный класс 33 29 4
1.1 Здравствуй, школа! 5 4 1
1.2 Мой класс. 4 3 1
1.3 Я и моя семья. 3 3 -
1.4 Общение и культура поведения. 4 4 -
1.5 Улица. Правила поведения
на улице. 3 1 2
1.6 Транспорт. 4 4 -
1.7 Организация общественного питания. 5 5 -
1.8 Культурные места отдыха. 5 5 -
2 1 класс 33 30 3
2.1 Я и моя семья. 4 4 -
2.2 Общение и культура поведения. 4 4 -
2.3 Моя школа. 3 2 1
2.4 Мой класс. 3 3 -
2.5 Улица. Правила поведения
на улице. 5 3 2
2.6 Транспорт. 5 4 1
2.7 Организация общественного питания. 4 3 1
2.8 Культурные места отдыха. 5 5 -
3 2 класс 34 31 3
3.1 Я и моя семья. 5 5 -
3.2 Общение и культура поведения. 4 4 -
3.3 Улица. Правила уличного движения. 4 3 1
3.4 Транспорт. 6 5 1
3.5 Организация общественного питания. 6 5 1
3.6 Телефон. 6 6 -
3.7 Культурные места отдыха. 3 3 -
4 3 класс 34 29 5
4.1 Я и моя семья. 1 1 -
4.2 Общение и культура поведения. 8 8 -
4.3 Улица. Правила уличного движения. Транспорт. 12 10 2
4.4 Телефон. Радио. Телевизор. 5 5 -
4.5 Магазины. 8 5 3
5 4 класс 34 30 4
5.1 Транспорт. 4 4 -
5.2 Почта. 7 5 2
5.3 Бытовые электроприборы. 5 5 -
5.4 Больницы. Поликлиники. 4 4 -
5.5 Магазины. 8 6 2
5.6 Занятия людей в городах и деревне. 6 6 -
Содержание занятий
«Мой мир» (168 часов)
1. Подготовительный класс
1.1 Здравствуй, школа! (5 часов) Школа. Школьные принадлежности. Внешний вид школьника. Учитель, воспитатель, другие работники школы. Правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников.
1.2 Мой класс. (4 часа) Рабочее место ученика (как правильно сидеть за партой). Подготовка к уроку. Я сегодня дежурный. Местонахождение класса в здании школы.
1.3 Я и моя семья. (3часа) Моё имя, фамилия. Мой возраст. Мои родители.
1.4 Общение и культура поведения. (4 часа) Я – ученик школы. Правила приветствия и прощания. «Волшебные слова». «Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в школе, классе).
1.5 Улица. Правила поведения на улице.(3 часа) Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход). Тротуар, движение по тротуару, выход со школьного двора. Правила поведения на улице(соблюдение чистоты и порядка).
1.6 Транспорт.(4 часа) Правила дорожного движения. Светофор. Переход. Поведение пешеходов на дороге. Правила поведения пассажиров в транспорте.
1.7 Организация общественного питания.(5 часов) Буфет. Школьная столовая. Правила поведения в столовой, за столом. Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения.
1.8 Культурные места отдыха.(5 часов) Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере. Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, игровая площадка).
2. 1 класс
2.1 Я и моя семья.(4часа) Моё имя, фамилия. Мой возраст. Моя семья. Мои родители.
2.2 Общение и культура поведения. (4 часа) Я – ученик школы. Правила приветствия и прощания. «Волшебные слова». Правила безопасного поведение в школе.
2.3 Моя школа. (3 часа) Школа (адрес, близость к остановке транспорта). Учитель, воспитатель, другие работники школы. Правила приветствия работников школы, родителей, одноклассников.
2.4 Мой класс. (3часа) Местонахождение класса в здании школы (экскурсия). Рабочее место ученика, подготовка к уроку. «Что такое хорошо, что такое плохо» (правила поведения в классе).
2.5 Улица. Правила поведения на улице.(5 часов) Улица, части улицы (тротуар, проезжая часть, пешеходный переход). Назначение тротуара, проезжей части, пешеходного перехода. Тротуар, движение по тротуару, выход со школьного двора. Экскурсия по улице, на которой расположена школа. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка.
2.6 Транспорт.(5 часов) Виды транспорта. Правила дорожного движения. Светофор. Переход. Поведение пешеходов на дороге. Следование от дома до школы и обратно (экскурсия). Правила поведения пассажиров в транспорте.
2.7 Организация общественного питания. (4 часа) Буфет. Школьная столовая. Правила поведения в столовой, за столом. Работники столовой (кто готовит пищу, моет посуду). Уборка за собой грязной посуды. Правила безопасного поведения.
2.8 Культурные места отдыха.(5 часов) Парк, сквер. Отличие леса от парка, сквера. Правила безопасного поведения на прогулке в парке, сквере. Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. Правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, игровая площадка).
3. 2 класс
3.1 Я и моя семья. (5 часов) Моё имя, фамилия, отчество. Мой возраст. Чем я занимаюсь (я – ученик школы). Моя семья (родители, брат, сестра, бабушка, дедушка). Профессии родителей. Где учатся мои брат и сестра.
3.2 Общение и культура поведения. (4 часа) Правила диалога. Упражнения в ведении диалога с одноклассниками. Полный ответ на поставленный вопрос, обращение с вопросом. Обращение с просьбой или предложением к одноклассникам. Обращение с просьбой или предложением к учителю.
3.3 Улица. Правила уличного движения.(4 часа) Улица, на которой расположена школа. Улица, на которой я живу. Дорога в школу и обратно. Правила безопасного поведения на улице (дорога, тротуар, дорога во дворе). Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры (экскурсия).
3.4 Транспорт. (6 часов) Виды транспорта. Остановки транспорта вблизи школы (экскурсия). Таблички указателя остановки транспорта и перехода дороги вблизи остановки. Правила входа и выхода из транспорта. Проезд в транспорте. Оплата проезда. Безопасное поведение в транспорте.
3.5 Организация общественного питания. (6 часов) Школьная столовая. Правила дежурства в столовой. Правила поведения за столом. Уборка за собой посуды. Общественное питание вне школы (буфет в театре, кинотеатре, детское кафе). Правила поведения в кафе.
3.6 Телефон. (6 часов) Телефон. Назначение телефона. Виды телефонов (домашний, мобильный, телефон – автомат). Правила пользования телефонами. Правила разговора по телефону. Домашний телефон, телефон родителей, родственников. Телефон экстренных служб (01,02,03,04).
3.7 Культурные места отдыха.(3 часа) Места культурного отдыха (театр, кинотеатр, развлекательный центр). Места культурного отдыха (аквапарк, каток). Правила поведения в местах культурного отдыха.
4. 3 класс
4.1 Я и моя семья. (1 час)Профессии родителей, сестры и брата.
4.2 Общение и культура поведения. (8 часов) Правила приветствия с незнакомыми людьми. Разговор с незнакомцем. Я умею сказать «нет». Культура поведения на улице. Культура поведения в общественных местах. Поручения в семье. Забота о младших. Забота о бабушке.
4.3 Улица. Правила уличного движения. Транспорт. (12 часов) Улица. Площадь. Название улиц, площадей, расположенных вблизи школы и местожительства. Номера домов, подъездов, квартир. Мой домашний адрес. Безопасность в подъезде, лифте. Перекрёсток. Переход. Указатели на перекрёстках «Идите», «Стойте». Правила перехода дороги. Узнавание дороги у прохожих, полицейского. Помощь старым людям в переходе через улицу. Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Остановки транспорта.
4.4 Телефон. Радио. Телевизор. (5часов) Телефон. Назначение телефона. Как разговаривать по телефону правильно. Телефон родителей, экстренных служб. Радио. Радиоприёмники. Телевизор. Умение пользоваться телевизором.
4.5 Магазины. (8 часов) Виды магазинов: специализированные, универсальные. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой (экскурсия). Покупка в магазине товаров первой необходимости. Складывание покупки в магазине. Отчёт о покупке дома. Организация общественного питания. Знакомство с предприятиями общественного питания (экскурсии, 2 часа)
5. 4 класс
5.1Транспорт. (4 часа) Правила проезда и приобретения билета в автобусе. Правила пользования проездным месячным билетом. Железнодорожный и автомобильный транспорт. Воздушный и водный транспорт.
5.2 Почта. (7 часов) Почта. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон (экскурсия). Почтовые ящики. Конверты, почтовые карточки, открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки, приклеивание марок. Отправление писем и открыток (экскурсия). Перевозка почты.
5.3 Бытовые электроприборы. (5 часов)
Электричество. Розетка, выключатель, провод. Электрическая лампочка. Люстра, настольная лампа.
Утюг. Электроплита. Электрочайник. Пылесос. Стиральная машина. Правила техники безопасности при пользовании электроприборами.
5.4 Больницы. Поликлиники. (4 часа) Больницы для детей и взрослых. Поликлиники для детей и взрослых. Поликлиника по месту жительства. Запись в регистратуре. Талон для посещения врача.
Игра «На приёме у врача».
5.5 Магазины. (8 часов) Виды магазинов: промтоварный, продовольственный, магазин «Книги», «Канцелярские товары». Игра «Магазин». Стоимость покупки, сдача, размен денег. 2 часа
Практические упражнения в подсчёте стоимости покупки, сдачи. 2 часа. Закупка товаров в магазине с прилавочной системой (экскурсия). Закупка товаров в магазине самообслуживания (экскурсия).
5.6 Занятия людей в городах и деревне. (6 часов) Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские. Что даёт город деревне. Что даёт деревня городу.
Кем работают мои родители, родственники.
В тематическом планировании курса предусматриваются: теоретические занятия, практические работы, экскурсии.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллектуальными нарушениями необходимые им навыки самообслуживания, ориентировки в окружающем, коммуникативные навыки, а также практически ознакомиться с организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т. д.
При обучении по данной программе применятся следующие методы:
практические упражнения и задания;
моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения;
Широко используются наглядные средства обучения, в т.ч. демонстрация учебных фильмов, особенно, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно;
По возможности, можно использовать замедленный показ или остановку кадра для более полного понимания детьми учебного материала.
Формы проведения занятий:
экскурсии;
беседы;
ролевые и дидактические игры;
практические работы;
конкурсы.
При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Технические средства обучения: компьютер, медиа проектор, экран.
Экранно-звуковые пособия:
учебные диски и фильмы («Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия»);
презентации по теме.
Наглядные пособия:
таблицы по правилам дорожного движения;
таблицы по пожарной безопасности;
плакаты по охране здоровья школьника;
плакат «Вызов экстренных служб»;
натуральный дидактический материал;
настольные игры.
Список литературы, используемой педагогом:
Словарь–справочник по специальному образованию: / авторы- сост. О. Л. Алексеев, В.В. Коркунов, И. А. Филатова – Екатеринбург : Издатель Калинина Г.П., 2008г.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007г.
В.В. Гладкая. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2003г.
Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. / Т.Н. Гущина – М.:АРКТИ,2008г.
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. Санкт-Петербург, 1998г.
Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток (1 – 4 классы), В.И. Ковалько. – М.: Эксмо, 2007г.
Урок и экскурсия во вспомогательной школе. Кузнецов Ю.Ф. Учеб - метод. пособие -Екатеринбург: УГПУ, 1998.
Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 3 класс. / Т.Н. Максимова – М.: ВАКО, 2008г.
Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. / И.Ф. Мулько – М.: ТЦ Сфера, 2007г.
Правила дорожного движения. Занимательные материалы. / Сост. Л.Б. Поддубная. – Волгоград:ИТД «Корифей», 2008г.
Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности: 1 класс. / Е.А. Поторочина – М.: ВАКО, 2008г.
Б.П. Пузанова, Н.П. Коняева, Б.Б. Горскин и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. М.: Академия, 2000г.
Классный час: Поговорим о жизни… Материалы для воспитателей и классных руководителей. /Н.Е. Щуркова – М.:АРКТИ, 2005г.
Практический материал к урокам СБО в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида. Пособие для учителя- 5-9 классов. М.: ВЛАДОС, 2005г.