Образование в Москве первого Российского университета и Академии художеств
Тема:Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств.
Цель: Дать учащимся представление о первом Российском университете и Академии художеств.
Задачи
Образовательные: показать значение Российского университета в развитии науки и техники России; рассказать о роли М.В. Ломоносова, И.И.Шувалова в основании Московского университета; подчеркнуть важность для России основания Московского университета.
Коррекционно-развивающие: формировать умения давать нравственную оценку поступку исторического деятеля; находить в учебнике ответы на вопросы; самостоятельно работать с учебником.
Воспитательные: подчеркнуть, что главное достояние Отечества – люди, их преданность своему делу, науке.
Основные знания
1755г. – основание Московского университета, 1759г. – открытие Академии художеств.
Основные термины и понятия
Разночинцы, мещане.
Оборудование и материалы
Портреты М.В. Ломоносова, И.И.Шувалова, Демидов, иллюстрации «Московский университет», «Академия художеств» (старые и современные здания).
Тип урока
Комбинированный.
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг.момент Проверка пройденного материала -Какую тему изучали на прошлом уроке?
-Откуда был родом М.В.Ломоносов?
-В какой семье родился М.В.Ломоносов?
-О чем мечтал Михаил?
Как осуществил свою мечту Ломоносов?
Какие открытия сделал М.В.Ломоносов? Вспоминают тему и содержание предыдущего урока.
Актуализация знаний, объявление новой темы М.В.Ломоносов был патриотом русской науки. Он с большим уважением относился к другим ученым. Ломоносов считал, что нужно готовить русских ученых для всех отраслей науки. Он хотел уничтожить отсталость России и вывести ее в число передовых стран мира.
Сообщение темы урока: «Основание в Москве первого Российского университета и Академии художеств» Записывают тему урока в тетрадь
Изучение нового материала Сейчас мы с Вами попытаемся выполнить задания, которые нам помогут в изучении нового материала.
-В рабочем листе найдите задание 1. (стр. 152 – абзац 2, стр. 153 – абзац 4)
Действительно в 1755 году в Москве был открыт университет по инициативе М.В. Ломоносова при поддержке Ивана Ивановича Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы, а в 1759 году по проекту И.И. Шувалова была открыта Академия художеств в Санкт-Петербурге.
-1 ученик - В рабочем листе решите анаграмму (Задание 2);
-2 ученик – В рабочем листе заполните перфокарту (Задание 3, стр. 152 – абзац 3 и стр. 153 – абзац 1)
Давайте посмотрим, а что по этому поводу говорится в учебнике – стр. 155.
В Московском университете могли получать высшее образование не только дворяне, но и дети из других сословий – разночинцы и мещане.
Давайте узнаем, а какие отделения (факультеты) были открыты при университете:
-В рабочем листе заполните схему «Основные отделения (факультеты) при Московском университете» (Задание 4, стр. 152 – абзац 4).
Да, действительно, при университете было открыто три отделения – юридический, философский и медицинский. Преподавание велось на русском языке, а не на латинском.
При Екатерине 2 открылись:
- Смольный институт благородных девиц (для женщин);
- Коммерческое училище (на средства Демидовых – владельцев уральских заводов).
Учащиеся читают текс и выполняют задание. Озвучивают результат
Записывают дату в тетрадь: 1755 г. – открытие университета. 1759 г. – открытие Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Учащиеся выполняют задания по учебнику
Учащиеся выполняют задания по учебнику
.Физ.минуткаВключить презентацию с физ.минуткой для отдыха учащихся Уч-ся выполняют упражнения
Первичное закрепление нового материала Работа с рабочим листом
-Групповая работа. Решите примеры, прочтите и запишите слово. Что означает полученное слово? (Задание 5.)
- Индивидуальная работа. Соотнесите учебные заведения с именами, благодаря которым они были открыты. Соедините стрелками. (задание 6).
-В каком городе был основан универсиет?
-Кто сыграл большую роль в основании Московского университета?
-Кто мог учиться в университете?
-Для чего нужен был университет в России?
Учащиеся работают в группе
Учащиеся работают с рабочим листом
Подведение итогов Комментарии, объявление оценок за работу на уроке Слушают комментарии учителя
Домашнее задание Прочитать текст учебника, дать ответы на вопросы Записывают домашнее задание
ПРИЛОЖЕНИЕ (РАБОЧИЙ ЛИСТ)
Основание в Москве первого Российского университета
и Академии художеств
Задание 1. Укажите знаком «+», в каком году произошли следующие события
-64135762000Год
События 1759 1755
Открытие в Москве университета
Открытие в Санкт-Петербурге Академии художеств Задание 2. Решите анаграмму. Запишите полученное слово
А)
3 2 4 1 6 5
ЩЕ А М Е Н
Слово_________________________
Б)
2 7 4 9 1 6 10 3 5 8
А И Н ЦРЧ ЫЗО Н
Слово_________________________
Задание 3. Заполните перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставьте знак «+»
-73660-762000Понятие
Что означает разночинцы мещане
Горожане, жители города
Служащие, имеющие разные низшие чины Задание 4. Заполните схему «Отделения (факультеты) при Московском университете»
2012315-1905Отделения (факультеты) при Московском университете
00Отделения (факультеты) при Московском университете
304927030543500389001030543500122110530543500
38227018796000235077018796000435419514033500
Задание 5. Решите примеры. В таблице под числовыми ответами напишите буквенные ответы. Прочтите и запишите полученное слово
41 – 40 = к
6 – 4 = е
38 – 35 = а
2 * 2 = я 25 : 5 = и
18 : 3 = м
5 + 2 = а
4 * 2 = д
7 1 3 8 2 6 5 4
Слово _____________________________
Задание 6. Соотнесите учебные заведения с именами, благодаря которым они были открыты. Соедините стрелками
Демидовы Московский университет
И.И. Шувалов Коммерческое училище
М.В. Ломоносов Академия художеств
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы
Л _ М _ Н _ С _ В
Л _ Б _ Р _ Т _ Р _ Я
Е _ И _ А _ Е _ А
О _ С _ Р _ А _ О _ И _
Ш _ В _ Л _ В
Е _ А _ Е _ И _ А
А _ А _ Е _ И _
И.В.ЗмейкинаОснование в Москве первого Российского Университета и Академии художеств
с.Ижморка-2
2015
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ижморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Основание в Москве первого Российского Университета и Академии художеств
(комбинированный урок)
Комбинированное занятие по истории в 8 классе
Автор-составитель:
И.В.Змейкина, учитель истории
с.Ижморка-2
2015