«Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов» 
Здравствуйте,  коллеги. Меня зовут Савельева Мария Вячеславовна. Я работаю в МБОУ Рассказовская ООШ учителем русского языка и литературы.  
Слайд 1. Тема моего доклада  «Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов»
Одна из главных задач современной системы образования – повышение качества образования.
Слайд.2. Развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих: 
1) образовательных результатов;
2)организации образовательного процесса;
3)профессионального мастерства педагога. 
Совершенствование педагогического мастерства учителя  играет немалую роль в качестве образования. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, владеющий педагогическим мастерством.  
Слайд 3. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. 
Педагогическое мастерство связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности. 
Слайд. 4.                                                                       
                                                            "Учитель живёт до тех пор, пока учится,    
                                                                 как только он перестает учиться,  в 
                                                                                          нём умирает учитель" 
                                                                                         (К.Д.Ушинский)
 "Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через не-сколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с горем пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Одним из показателей профессиональной компетентности преподавателя является его способность к самообразованию. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. 
Слайд 5 . САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
     Слайд. 6 . Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самообучение (в узком смысле, как самонаучение) и самосозидание (в широком, как создание себя, самостроительство). Мы будем иметь в виду второе значение, так как  нас интересует проблема самосовершенствования. 
СЛАЙД. 7 . Актуальность 
В условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней является ключевым,  особенно актуален вопрос о самообразовании  учителей. 
Однако, как бы ни были высоки способности учителя  к  самообразованию, не всегда  этот процесс реализуется на практике. Причины, которые называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников, отсутствие  стимулов.  Что же должно подтолкнуть  к самосовершенствованию, Творчеству нельзя научить, но можно создать условия, которые помогут включиться в процесс.  
Изучив  инновационные  методы методической работы по самообразованию, структурировав, представляю их вашему вниманию, для применения их в работе.  
Слайд. 8. Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
      - Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. 
    - Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. 
      - Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека. 
      - Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки. 
      - Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хоро-шим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем! 
      - Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше. 
- Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелился сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
Слайд 9. Основные принципы самообразования:
непрерывность, целенаправленность, интегративность,
единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность,
опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.       
Слайд 10. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподавателя должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков преподаватель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых преподаватель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
1.Профессиональное (предмет преподавания);
2.Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);   
3.Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);    
4.Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);     
5.Правовое;  
6.Эстетическое (гуманитарное);  
7.Историческое;
8.Иностранные языки; 
9.Политическое     
10.Информационно-коммуникативные технологии;      
11.Охрана здоровья;   
12.Интересы и хобби.
       В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности. 
 Слайд  11.       Определим источники получения знаний:       
1.Телевидение;  
2.Газеты, журналы;    
3.Литература; 
4.Интернет      
5.Видео, аудио;      
6.Семинары и конференции;     
7.Мастер - классы;      
8.Мероприятия по обмену опытом;   
9.Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия;    
10.Курсы повышения квалификации;   
      Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно. 
Слайд 12. Формы самообразования преподавателя
Сегодня  используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
- в рамках курсовой подготовки в, 
с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
- проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью: 
- средств массовой информации, 
- вычислительной и оргтехники, 
- библиотек, музеев, 
- исследований, экспериментов, 
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности 
- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).
 
Слайд.14. Составляющие процесса самообразования педагога:
  Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? 
1.Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения. 
2.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.       
3.Периодически проводить самоанализ своей профессио-нальной деятельности.       
4.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.       
5.Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.      
6.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.;                       СЛАЙД. 15. Продуктивность процесса самообразования
      Самообразование педагога будет продуктивным, если:       
1.В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
2.Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;  
3.Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;    
4.Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности; 
5.Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству; 
6.Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития. 
СЛАЙД. 16. Результат самообразования.
   Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
     Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество); 
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования; 
• разработка новых форм, методов и приёмов обучения; 
•доклады, выступления; 
•разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей; 
•выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии; 
•разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям; 
•создание комплектов; 
•педагогических разработок; 
•обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
СЛАЙД. 17. Технология организации самообразования
1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; 
2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой; 
3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ; 
4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов; 
 5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.
СЛАЙД 18-19. Порядок работы над темой самообразования:
Выбор темы (проблемы)  индивидуальной научно-методической  работы:
Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
3.Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы
Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7.  Литературное оформление работы,  отчет о полученных результатах перед коллегами.
       Процесс моего самообразования  как учителя я реализую следующими действиями:
Слайд 20.
1)Получение второго высшего образования (экономика). Обучение в аспирантуре
Слайд 21. 
Систематически прохожу курсы повышения квалификации; последние курсы, темой которых были  «Современные подходы к организации образовательной деятельности в основной школе в соответствии с требованиям ФГОС» были пройдены мной в прошедшем учебном году.
Слайд  22. 
Участвую в педагогических семинарах, конференциях,  мастер классах, мероприятиях по обмену опытом с коллегами,  как на базе школы, так и района. Последний семинар, в котором я приняла участие «Социализация детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности. Взаимодействие школы и социума», декабрь 2016 МБОУ Октябрьская СОШ
Посещаю уроки коллег и участвую в обмене опытом;
Совершенствую свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; изучаю  методические журналы, знакомлюсь с публикациями по вопросам психологии, педагогики и методики преподавания предмета в Интернете.
систематически интересуюсь событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
повышаю уровень своей эрудиции: решаю задачи, упражнения, тесты и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы; 
Участие в олимпиадах – существенный мотив для самообразования учителя по предмету, т.к. для подготовки учащихся к участию в олимпиаде от учителя требуются более глубокие знания, чем материал школьного курса.     Участие детей под моим руководством в таких предметных олимпиадах,  как «Олимпус», «Школьные дни», «Пегас», «Русский медвежонок», поэтических конкурсах «Живая классика», «Сибирские поэтические чтения» и др.  
Слайд .. 23-26
Учувствую в сетевых педагогических сообществах: участие в дистанционных конкурсах различного уровня, в сети интернет «Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Метапредметная задача - 2016»» помещение своих разработок на различных сайтах. Создан свой персональный учительский сайт. 
участвую в проведение открытых уроков; мной дан открытый урок в рамках ШМО в 7  классе;
Большое внимание уделяю организации внеурочной  деятельности по предмету. Ее я организую в виде индивидуальной  или групповой работы с отдельными категориями учащихся;
Изучаю информационно-компьютерные технологии; 
Слайд 27.
Моя тема по самообразованию ««Личностно-ориентированный подход в процессе обучения русскому языку и литературе» В ходе работы по теме изучаю индивидуальные особенности ребенка. особенности характера ребенка, его ценностные ориентации и личные убеждения. Ведь именно на этих факторах и базируется внутренняя модель мира ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения». 
13.Стараюсь вести здоровый образа  жизни, так как считаю, что болезни – большое препятствие для профессионального роста.
    Заключение
       Подводя итог, можно сказать, что чем больше информации, методов и инструментов использует учитель в своей работе, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание учителя работать над собой и способность  творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Целью личностно – ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и непохожести на других детей. Процесс обучения строится таким образом, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера ребенка, его ценностные ориентации и личные убеждения. Ведь именно на этих факторах и базируется внутренняя модель мира ребенка. Педагог должен учитывать как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного своего ученика, а в основе личностно – ориентированного обучения должно лежать сотрудничество между учеником и учителем, а также полная свобода выбора ребенка.
Планируемые результаты
:формирование у детей желания и умения учиться,
активизировать познавательную активность учащихся;
- разнообразить формы работы на уроке, деятельность учащихся;
- повысить уровень наглядности  в ходе обучения;
- значительно сэкономить время на уроке;
- повысить творческий потенциал личности детей;
- внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;