«Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов»


Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Савельева Мария Вячеславовна. Я работаю в МБОУ Рассказовская ООШ учителем русского языка и литературы.
Слайд 1. Тема моего доклада «Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов»
Одна из главных задач современной системы образования – повышение качества образования.
Слайд.2. Развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
1) образовательных результатов;
2)организации образовательного процесса;
3)профессионального мастерства педагога.
Совершенствование педагогического мастерства учителя играет немалую роль в качестве образования. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, владеющий педагогическим мастерством.
Слайд 3. Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Педагогическое мастерство связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.
Слайд. 4.
"Учитель живёт до тех пор, пока учится,
как только он перестает учиться, в
нём умирает учитель"
(К.Д.Ушинский)
"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через не-сколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с горем пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Одним из показателей профессиональной компетентности преподавателя является его способность к самообразованию. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования.
Слайд 5 . САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования — интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».
Слайд. 6 . Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как самообучение (в узком смысле, как самонаучение) и самосозидание (в широком, как создание себя, самостроительство). Мы будем иметь в виду второе значение, так как нас интересует проблема самосовершенствования.
СЛАЙД. 7 . Актуальность
В условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней является ключевым, особенно актуален вопрос о самообразовании учителей.
Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые называют педагоги – это отсутствие времени, нехватка источников, отсутствие стимулов. Что же должно подтолкнуть к самосовершенствованию, Творчеству нельзя научить, но можно создать условия, которые помогут включиться в процесс.
Изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, структурировав, представляю их вашему вниманию, для применения их в работе.
Слайд. 8. Мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Учитель - профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хоро-шим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
- Интерес. Учиться просто интересно. Говорят: «Врачу – исцелился сам!» Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда преподавать?
Слайд 9. Основные принципы самообразования:
непрерывность, целенаправленность, интегративность,
единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность,
опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Основные направления, в которых учителю необходимо заниматься самообразованием.
Слайд 10. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподавателя должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков преподаватель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых преподаватель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
1.Профессиональное (предмет преподавания);
2.Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
3.Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
4.Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
5.Правовое;
6.Эстетическое (гуманитарное);
7.Историческое;
8.Иностранные языки;
9.Политическое
10.Информационно-коммуникативные технологии;
11.Охрана здоровья;
12.Интересы и хобби.
В чём заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Слайд 11. Определим источники получения знаний:
1.Телевидение;
2.Газеты, журналы;
3.Литература;
4.Интернет
5.Видео, аудио;
6.Семинары и конференции;
7.Мастер - классы;
8.Мероприятия по обмену опытом;
9.Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия;
10.Курсы повышения квалификации;
Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Слайд 12. Формы самообразования преподавателя
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
- в рамках курсовой подготовки в,
с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
- проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек, музеев,
- исследований, экспериментов,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).

Слайд.14. Составляющие процесса самообразования педагога:
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
1.Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
2.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
3.Периодически проводить самоанализ своей профессио-нальной деятельности.
4.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
5.Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
6.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.; СЛАЙД. 15. Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
1.В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
2.Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
3.Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;
4.Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
5.Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
6.Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
СЛАЙД. 16. Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
•доклады, выступления;
•разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
•выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
•разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
•создание комплектов;
•педагогических разработок;
•обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
СЛАЙД. 17. Технология организации самообразования
1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу;
2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;
3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ;
4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов;
5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.
СЛАЙД 18-19. Порядок работы над темой самообразования:
Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
3.Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы
Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятель­ности.6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
Процесс моего самообразования как учителя я реализую следующими действиями:
Слайд 20.
1)Получение второго высшего образования (экономика). Обучение в аспирантуре
Слайд 21.
Систематически прохожу курсы повышения квалификации; последние курсы, темой которых были «Современные подходы к организации образовательной деятельности в основной школе в соответствии с требованиям ФГОС» были пройдены мной в прошедшем учебном году.
Слайд 22.
Участвую в педагогических семинарах, конференциях, мастер классах, мероприятиях по обмену опытом с коллегами, как на базе школы, так и района. Последний семинар, в котором я приняла участие «Социализация детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности. Взаимодействие школы и социума», декабрь 2016 МБОУ Октябрьская СОШ
Посещаю уроки коллег и участвую в обмене опытом;
Совершенствую свои знания в области классической и современной психологии и педагогики; изучаю методические журналы, знакомлюсь с публикациями по вопросам психологии, педагогики и методики преподавания предмета в Интернете.
систематически интересуюсь событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
повышаю уровень своей эрудиции: решаю задачи, упражнения, тесты и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы;
Участие в олимпиадах – существенный мотив для самообразования учителя по предмету, т.к. для подготовки учащихся к участию в олимпиаде от учителя требуются более глубокие знания, чем материал школьного курса. Участие детей под моим руководством в таких предметных олимпиадах, как «Олимпус», «Школьные дни», «Пегас», «Русский медвежонок», поэтических конкурсах «Живая классика», «Сибирские поэтические чтения» и др.
Слайд .. 23-26
Учувствую в сетевых педагогических сообществах: участие в дистанционных конкурсах различного уровня, в сети интернет «Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Метапредметная задача - 2016»» помещение своих разработок на различных сайтах. Создан свой персональный учительский сайт.
участвую в проведение открытых уроков; мной дан открытый урок в рамках ШМО в 7 классе;
Большое внимание уделяю организации внеурочной деятельности по предмету. Ее я организую в виде индивидуальной или групповой работы с отдельными категориями учащихся;
Изучаю информационно-компьютерные технологии;
Слайд 27.
Моя тема по самообразованию ««Личностно-ориентированный подход в процессе обучения русскому языку и литературе» В ходе работы по теме изучаю индивидуальные особенности ребенка. особенности характера ребенка, его ценностные ориентации и личные убеждения. Ведь именно на этих факторах и базируется внутренняя модель мира ребенка. Именно личность ребенка является тем субъектом, на который и направлен процесс обучения».
13.Стараюсь вести здоровый образа жизни, так как считаю, что болезни – большое препятствие для профессионального роста.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что чем больше информации, методов и инструментов использует учитель в своей работе, тем больше эффект от его работы. Но самое главное – это желание учителя работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.
Целью личностно – ориентированного обучения в первую очередь является развитие полноценной личности ребенка, его индивидуальности и непохожести на других детей. Процесс обучения строится таким образом, чтобы в полном объеме учитывались особенности характера ребенка, его ценностные ориентации и личные убеждения. Ведь именно на этих факторах и базируется внутренняя модель мира ребенка. Педагог должен учитывать как мыслительные, так и поведенческие особенности каждого конкретного своего ученика, а в основе личностно – ориентированного обучения должно лежать сотрудничество между учеником и учителем, а также полная свобода выбора ребенка.
Планируемые результаты
:формирование у детей желания и умения учиться,
активизировать познавательную активность учащихся;
- разнообразить формы работы на уроке, деятельность учащихся;
- повысить уровень наглядности в ходе обучения;
- значительно сэкономить время на уроке;
- повысить творческий потенциал личности детей;
- внести элемент занимательности, оживить учебный процесс;