Статья Как создать ситуацию успеха в учебной деятельности
Как создать ситуацию успеха в учебной деятельности?
Марадудина Л.М.,
учитель русского языка и литературы МОУ «Бессоновская СОШ» Белгородского района Белгородской области
Успех меняет человека.Он делает человека уверенным в себе,придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше.Джой Бразерс «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь». Справедливость этих слов особенно очевидна в наше время, когда стало неуместно говорить о «завершении образования», поскольку учиться приходится всю жизнь, и наша задача – дать ученикам инструмент, с помощью которого они смогут это сделать. Новые стандарты образования как раз и содержат мысль, что надо не просто учить русскому языку или литературе, а надо вооружать учеников общеучебными умениями и навыками, позволяющими сделать процесс учения непрерывным. Чтобы учение стало потребностью, оно должно быть успешным. Создание ситуации успеха является одной из составляющих системно-деятельностного подхода в обучении. Ощущение успеха у школьника создается не похвалой учителя, а осознанием результативности собственных действий. Эти положительные результаты деятельности ученика должны обеспечиваться всей системой деятельности учителя. Посмотрим, как реализуются некоторые подходы к созданию ситуации успеха на уроках русского языка и литературы. Создание ситуации успеха посредством использования различных приёмов успеха на уроках литературы и русского языка помогает повысить творческую активность, самостоятельность учащихся, формировать у школьников умение учиться, применять знания на практике.
Есть, конечно, обязательные условия, необходимые для реализации этой идеи. Авторы работ, посвященных созданию ситуации успеха на уроке, отмечают такие факторы: благоприятный психологический климат, хорошее знание учителем особенностей класса и каждого ребенка, объективность оценки (заниженная оценка отбивает у ребенка желание работать, подрывает веру в свои силы, завышенная – нивелирует ощущение успеха), разумное использование технических средств, комфортные условия в учебном кабинете. Все это, безусловно, важно, надо только помнить, что ситуация успеха создается сочетанием условий, позволяющим ученику максимально реализовать свои возможности.
Думаю, что для нас, учителей - словесников, одним из основных приёмов создания ситуаций успеха является работа со словом, с русской речью.
Мне русская речь – как музыка:
В ней слово звучит, поёт.
В ней дышит душою русскою
Создатель её – народ.
И я в эту речь ныряю, как в речку,
И там, со дна, сокровища добываю,
В которых поёт весна.
Большим подспорьем в моей работе со словом стал журнал «Звонница», редактором которого является писатель Владислав Мефодьевич Шаповалов. Благодаря «Звоннице» мы с учениками имеем возможность прикоснуться к «языку родных осин», не просто прикоснуться, но и понять, что слово «дышит», «слово пахнет мёдом». Мои учащиеся не просто знакомятся с творчеством поэтов и писателей нашего региона, но и встречаются с ними. Светлана Пашкова, Людмила Неженцева, Владимир Молчанов, Анна Константиновна Косенкова были гостями нашей школы, и после встреч с ними учащиеся убеждаются в том, что «людей неинтересных в мире нет». «Лучиком надежды» назвала разговор с Анной Константиновной Косенковой одна из учениц, которая впоследствии написала исследовательскую работу «Искусство, обращённое к свету» о творчестве Заслуженного художника РСФСР Станислава Степановича Косенкова, работы которого снискали мировую известность. Оригинальность этой работы состоит в том, что она тесно переплетена со строчками белгородских поэтов
В частности, стихотворение молодой белгородской поэтессы Людмилы Неженцевой «Наполни душу светом»:
Наполни душу светом,
И – запоёт она!
И зазвенят рассветы!
И зашумит весна –
Где каждая травинка
Имеет запах, смысл.
Наполни светом Душу –
И в ней проснётся – жизнь!-
как нельзя лучше перекликается с заявленной темой и отражает суть творчества нашего земляка.
Очень эффективным приёмом работы, позволяющим реализовать цели формирования социокультурной компетенции, являются «этимологические этюды». Можно подготовить такие этюды о словах Русь, Россия, город, школа, о местных топонимах: Оскол, Ворскла, Нежеголь, Грайворон, Валуйки, Шебекино.
А вот пример такой творческой работы, выполненной восьмиклассником.
« Берёт в нашем селе начало река Уды. Откуда такое название? В словаре Даля читаем: уд – снасть, снаряд, орудие, сбруя, но есть и второе значение этого слова: отдельная часть тела, как нога, рука, палец. Если судить по слову снасть, то напрашивается слово рыболовная, т.е. удочка или уда. А название Уды во множественном числе говорит об обилии рыбы в реке и применении для её ловли большого числа удочек.
Если же исходить из значения уд – часть тела: палец, рука, нога- возможно, что в реке воды было мало, по колено, искупаться нельзя. Тогда название Уды означает мелководная.»
Конечно, подобные изыскания не претендуют на новое слово в науке, но важен процесс развития исследовательских навыков и творческих способностей школьников.
Своим ученикам я предлагаю исследовательские работы. Такой вид деятельности приучает ученика к самостоятельной работе с текстом, обогащает читательский опыт, помогает формировать оценочные позиции, сделать профессиональный выбор. При определении содержания и направления творческого поиска учитываются личностные особенности учащихся. Предлагается разнообразная тематика исследовательских работ. Основной акцент сделан на анализ стихотворений белгородских поэтов: Владимира Молчанова, Александра Филатова, Игоря Чернухина, Дмитрия Маматова, Людмилы Неженцевой, Виктории Кан, Виталия Буханова. Создавая научную работу, старшеклассники учатся внимательно читать источник и пользоваться дополнительной литературой, делать выводы, определять цели и задачи. Защита исследовательской работы помогает им подготовиться для публичного выступления и почувствовать свою значимость. А эти качества, несомненно, пригодятся им в жизни.
Конечно, такие работы требуют серьёзной, кропотливой работы, на которую способны лучшие наши ученики. А как быть с теми, кто, мягко говоря, не столь хорошо подготовлен по русскому языку и литературе.
Считаю, что в арсенале нас, учителей, есть достаточно средств, чтобы привлечь их к творчеству Художественная книга требует художественного подхода. Понять и объяснить её можно лишь теми средствами, какими она создавалась. Отсюда: строить урок по законам искусства – вовсе не субъективная позиция отдельных артистических натур и даже не особенность нашего экранного времени, а потребность самой жизни”, пишет Е.Н.Ильин. Поэтому наш предмет, как никакой другой, требует наиболее полного использования всех выразительных средств, вплоть до слияния литературы и театра непосредственно на уроке. Одним из эффективных путей осуществления такого сочетания является театрализованная игра.
Инсценировка – органическая составная многих игр. И подготовкой их могут заняться либо сами участники, либо специальные “творческие группы”. Как показывает практика, учащиеся охотно занимаются данной деятельностью, проявляя искреннюю заинтересованность в том, что связано с моментами театрализации, ибо сценическое искусство открывает блестящие возможности для самовыражения.
Любая инсценировка заставляет несколько раз перечитать текст, понять характер персонажа. Такая творческая работа захватывает не только учащихся младшего возраста, но и старшеклассников. Для проведения таких уроков существуют много методических разработок. Но та, которую составит учитель, исходя из интересов, личностных качеств учащихся, того или иного класса может стать самой интересной, жизненной.
Назову только несколько произведений, которые мы брали для инсценирования в прошлом учебном году»: «Медведь» (по пьесе А. П. Чехова), «Барышня-крестьянка»(из повестей А.С. Пушкина), «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»Н.В. Гоголя. Выбираем небольшой отрывок из произведения, часто одних и тех же героев играют 2 пары актёров из параллельных классов, потому как много желающих на ту или иную роль.Вот как оценивает игру семиклассников член жюри Кулясова Юлия: «Попотеть пришлось как следует: заучивание текста, оригинальные костюмы, восхитительная игра. К тому же участники уверенно держались на сцене, несмотря на то, что для многих это было первое публичное выступление».Ученица в своей статье «Учимся играть» от всей души похвалила новоиспечённых актёров, их уверенную игру. Хочу отметить, что добиться этого нам помогает просмотр художественных фильмов , созданных по названным художественным произведениям. К слову сказать, у наших учеников есть уникальная возможность поработать репортёрами, журналистами, критиками, опубликовав свои статьи, репортажи, эссе в колхозной газете «За изобилие». Неслучайно, вчерашние школьники выбирают для себя профессию, связанную с журналистикой.
Игры, викторины, всякого рода игровые занятия привлекательны для школьника любой возрастной ступени. Говорить о целесообразности проведения подобных мероприятий в школьной практике, думается, излишне: они уже прочно завоевали место в системе внеклассной работы. Что же касается игры как формы урока, тут не должно быть сомнений. Перефразируя знаменитое изречение: “Хороши все жанры, кроме скучного”, - скажем: на уроке приемлемы любые виды деятельности, если они активизируют учебный процесс и вызывают живой интерес у ребят.
Нестандартная, игровая форма урока создаёт ситуацию психологической раскованности на занятии, раскрепощает сознание, устраняет угрозу возможного отчуждения читателя от классического текста. Вот почему организация игр зачастую способна обеспечить более глубокое проникновение в литературный материал, нежели обычный урок.
Благодаря играм происходит без принуждения приобщение школьников к миру нравственных эстетических ценностей литературной классики. Учитель же получает возможность выявить пресловутое “знание текста”.
Вопросы, адресованные участникам подобных состязаний, нередко касаются так называемых “мелочей”. Сразу следует оговориться, что цель этого рода заданий отнюдь не проверка памяти, но стремление сформировать у учащихся внимательное отношение к художественной детали, научиться осмысливать её роль в идейно-образной структуре произведения, а, значит, развивать “зоркость” и “чуткость” читательского восприятия.
Упомяну о самом любимом учениками предмете -Чёрном ящике, который торжественно вносится учителем во время литературной игры. Чтобы вычислить, какой предмет находится в нём, нужно хорошо знать текст произведения.
«Внимание, - говорит учитель,- чёрный ящик. В нём находится предмет, с помощью которого Л.Н. Толстой мечтал сделать всех людей счастливыми» .Здесь на помощь учителю-словеснику приходят различные виды игры: ведь игра активизирует познавательную деятельность, несёт большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, даёт простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке, радует необычностью заданий, новизной открытий, возможностью соревноваться и, как следствие, всесторонне изучать творчество того или иного автора.
Для чего мы преподаём литературу? Конечно, для того, чтобы дать учащимся знания по этому предмету, но, самое главное, чтобы привить им любовь к чтению, воспитать квалифицированного, умного, проницательного читателя. Но тогда и средства достижения этой цели должны быть соответствующими, способными вызвать интерес к книге. Настоящая книга обладает мощным воспитательным потенциалом, о чём эмоционально и проникновенно сказал В.С. Высоцкий:
Если путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал.
Если в жарком бою испытал что почём,
Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Я провожу различные мероприятия, связанные с анализом художественного произведения, это и литературные гостиные, блиц-турниры, КВНы, заочные путешествия по литературным местам . Есть мероприятия, которые традиционно проходят в школе: вечер, посвящённый Наталье Николаевне Гончаровой «Моя Мадонна», день памяти Владимира Семёновича Высоцкого «Я, конечно, вернусь»( кстати, в прошлом году мы впервые проводили его как флешмоб), Праздник Военной песни…При проведении всех указанных мероприятий используем музыку, которая вносит особую атмосферу в вечер, идёт удивительное соединение двух стихий: магии слова и музыки. Вместе с учителем Галуцких Л.А. мы подбираем нужные музыкальные произведения, учащиеся разучивают и исполняют новые песни, звучат классические произведения Чайковского, Свиридова, Бортнянского. Это углубляет знания по литературе и пробуждает интерес к искусству вообще. В особо торжественных случаях ученики музыкальной школы открывают вечер фанфарами. Так было 19 октября этого года, когда мы праздновали «Лицея день заветный!».
Создание ситуации успеха посредством использования различных приёмов на уроках литературы и русского языка помогает повысить творческую активность, самостоятельность учащихся, формировать у школьников умение учиться, применять знания на практике
По собственному желанию дети пишут стихи. Одарённые учащиеся в поэтическом творчестве овладевают самой сутью языка - возможностью отразить мир и выразить чувства в самых точных и ярких словах, какие они только могут найти. При сочинении стихов дети находятся в состоянии вдохновения - напряжённой мобилизованности. Происходит наибольшая концентрация душевных сил. Стихи поражают разнообразием, отражающим индивидуальность авторов, глубиной, поэтичностью восприятия мира.
Первое стихотворение - о цветах.
К красоте равнодушным он не был –
Тот, кто лёгким движеньем руки,
Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
Кулясова Юлия. «Васильки»
Второе - иронично-шутливое - про уроки.
Я дома буду головой о стенку биться,
Не зная, как пример по алгебре решать...
Вот только бы случайно не убитьсяИли к соседям брешь не проломать.
Маркова Зинаида
Я убеждена в том, что если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.