Актовая лекция на тему: «Изучение русского языка и воспитание культуры речи как одна из основных задач отечественного образования»
Актовая лекция на тему:
«Изучение русского языка и воспитание культуры речи
как одна из основных задач отечественного образования »
Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.К. Паустовский.
Да, нам дан во владение великий язык, но умеем ли мы разумно и бережно пользоваться этим богатством? Язык по своей специфике и социальной значимости явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания.
Мы родились в России, и, где бы мы ни жили, чем бы ни занимались, мы дети своей страны, а значит, думаем, чувствуем, мечтаем мы тоже по-русски. Русский язык такая же часть нас самих, как наш дом, наша семья, наша работа. Мы должны эту частицу самих себя любить, уважать и беречь.
Но, к сожалению, мы являемся свидетелями того, как значительная часть нашего общества, особенно современной молодежи, утрачивает традиционную для России культуру речи. Источником пополнения словарного запаса для молодых людей становятся не сокровища народной или классической русской литературы, а загрязненный жаргоном язык развлекательных телепрограмм, желтой прессы и низкопробной эстрады. Стало «модным» усиленно наводнять русский язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Обидно то, что стало престижным хорошо знать английский язык, а знание русского языка – совсем не обязательно. Общаясь между собой в социальных сетях, подростки и молодежь сознательно коверкают слова, пренебрегают знаками препинания. Более того, высмеивают тех, кто говорит и пишет грамотно.
Ситуация, на мой взгляд, критическая. Если мы и далее будем с такой же небрежностью относится к родному языку, то рискуем стать свидетелями потери русским народом национального лица. Ведь именно литературный язык объединяет нацию в языковом плане, поэтому соблюдение языковых норм – дело национальной важности.
В государственной программе «Столичное образование» на 2012 – 2016 года особое внимание уделяется изучению русского языка как неродного для детей трудовых мигрантов. Но мне кажется, более внимательно нужно отнестись к изучению школьниками родного русского языка, особенно русской литературы. Ведь язык классиков художественного слова является эталоном правильной, красивой, грамотной речи. Но, к сожалению, сегодня в системе образования наблюдается сокращение количества учебных часов на изучение предметов «русский язык» и «литература» в старшей школе; оскудение литературного содержания учебников (многие произведения школьники читают в сокращенном варианте); сокращается список изучаемых авторов; падает уровень культуры чтения.
В данной ситуации огромная роль принадлежит педагогам, учителям-словесникам, преподавателям русского языка и литературы. Именно они должны развить в детях дар слова, помочь овладеть различными тонкостями языка и усвоить его грамматические законы. Воспитанием позитивного отношения к русскому языку, пробуждением познавательного интереса и стремления совершенствовать свою речь у детей дошкольного возраста занимаются учителя-логопеды и воспитатели.
Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с различения в слове его содержания и формы. У нынешних детей, особенно у детей с общим недоразвитием речи, словарный запас очень беден. Значение многих, казалось бы, известных слов, дети не знают, и, как ни странно, не спрашивают, что значит данное слово. Слова, которые часто употреблялись в двадцатом веке (например, рукоделие, чулки, кочерга, корыто, салазки и др.) для детей двадцать первого века становятся устаревшими. На эту особенность обращают внимание логопеды и воспитатели, обязательно уточняя лексическое значение слов.
У дошкольников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся делать звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных звуках. Особое внимание уделяется чистоте звукопроизношения. На данном этапе выявляется начальный уровень устных форм речи каждого ребенка, особенно слушания и говорения, формируются умения правильно участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания. Содержание дошкольного периода направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. С помощью русских народных сказок, поговорок, загадок, отрывков из произведений отечественных писателей воспитатели вводят детей в великий мир русского слова.
Дошкольное образование является первым звеном в системе отечественного образования по приобщению молодежи к культуре чтения, мудрости и богатству родной литературы, радости открытия красоты и силы родного языка. Важно, чтобы не прерывалась эта цепочка, чтобы в начальной и в средней школе изучению русского языка и литературы отводилось достойное место. Нужно научить наших детей дорожить русским языком как своим культурным достоянием, ревностно относится к недостойным изменениям в речи, ценить чистоту родного слова, тем самым внося свою лепту в сохранение русской нации.
Говоря о перспективах московского образования, на мой взгляд, нужно придать исключительно большое значение преподаванию русского языка и литературы в школе, поднять статус этих предметов среди других дисциплин, а также уделять особое внимание обучению русскому языку в семье и в общественной жизни.