Тестопластика как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.


Тестопластика как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Тема: Тестопластика как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
МКДОУ Кутуликский детский сад№1 воспитатель Бадмаева В.А.
". В семье изобразительных искусств лепка играет ту роль, как арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.
В рисовании предмет изображается относительно. Из-за перспективы часто умаляется, а иногда и совершенно теряется сущность свойств предмета, главный его смысл. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного - тела от приставочных частей - все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки. "
Пластичный материал - это кладовая для развития детского творчества. Дети любят фантазировать, а материал, которому легко придать любую форму, уже сам по себе побуждает творить что-то необыкновенное.
Во время работы с пластичными материалами ребенок испытывает эстетическое наслаждение от их пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки.Одновременно ребенок осознает различные свойства глины, пластилина, теста, знакомится с объемной формой строением и пропорциями предметов у него развивается точность движения рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Занятия лепкой способствуют развитию осязания обеих рук. Стараясь как можно точнее передать форму, ребенок активно работает пальцами, причем, чаще всего, всеми десятью, а это способствует в свою очередь развитию мелкой моторики.
Лепка приводит ребят к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений, является подспорьем при прохождении курса естествознания.
Кроме того, лепка в большей мере, чем рисование или аппликация развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и, переходя к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведет к интенсивному развитию творчества.
Актуальность данной темы посвящена изучению развития мелкой моторики у ребенка.
Уровень развития мелкой моторики рук - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связанная речь.
Говоря о развитии тонкой моторики руки важно заметить, что хорошим подспорьем в данной работе можно выделить тестопластику, как один из составляющих успешного развития мелкой моторики.
Тесто по своему составу более теплое, более податливое, а как это важно для детских неумелых ручек, работа с тестом захватывает все внимание ребенка, будит воображение, фантазию, а вместе с этим развивает умелость рук.
Тестопластику, многие авторы, часто предлагают, как начальный этап в занятиях лепки, так как с ним легче работать, не нужно много усилий, чтобы его разогреть, в отличие от пластилина.
С тестом справится любой ребенок, при правильном приготовлении теста оно не пачкает руки. Как усложнение к работе можно сделать тесто цветным, работать с ним также просто, как и с обычным, лишь с тем исключением, что нужно выбирать цвет для будущей композиции и не особенно усердствовать при смешивании цветов, может получиться серо-коричневый оттенок. Хотя и это не проблема, ведь после обжига тесто легко можно разукрасить гуашевыми красками.
Проведенное тестирование детей, показало, что уровень развития мелкой моторики недостаточный.
Исходя из данных, мы построили систему занятий направленную на развитие мелкой моторики у детей, опирающуюся на индивидуально-личностные качества детей, их интересы и способности, и уровень развития мелкой моторики.
Повторное тестирование детей на развитие мелкой моторики показало, что после проведения системы игр-занятий, результаты стали более высокие.
Подводя итоги, нужно сказать, что разработанная и проведенная нами система игр-занятий с соленым тестом является одним из важнейших и естественных путей решения проблемы развития мелкой моторики.
Нужно отметить большой простор для развития художественных работ при оптимальной нагрузки на всю кисть от запястья до кончиков пальцев обеих рук.
Уровень развития мелкой моторики у ребят вырос. Об этом говорят результаты тестирования.
Изучив эту тему можно сделать следующие выводы: развитие мелкой моторики следует начинать как можно в более раннем возрасте, и проводить регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от занятий и упражнений: запуск волчков, лепка из глины и теста, катание карандашей пальчиком, пальчиковая гимнастика, вкладыши, конструктор, массаж кистей рук, вырезывание, рисование различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, гуашью, углем, акварелью и т. д., игры с песком, водой, и многое другое.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.
Родителей и педагогов беспокоит вопрос, как обеспечить полноценное развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе, как правильно укрепить пальцы рук, развивать силу, выносливость мышц кисти, для того чтобы избежать трудностей с письмом.
В первую очередь развитие мелкой моторики ребенка напрямую связано с его общим физическим развитием, поэтому необходимы разнообразные физические упражнения, занятия физкультурой.
Далее необходимо ограничить использование в рисовании фломастеров, они не требуют никаких усилий от ребенка и не развивают мышцы пальцев рук. Предпочтение следует отдать карандашам, восковым мелкам.
Очень положительно влияет на развитие мелкой моторики такие виды работы как лепка из теста, пластилина и глины, рисование, раскрашивание, всевозможные обводки, аппликация, нанизывание бусин на нить, пирамидки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горичева B.C., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2003
2. Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста. - СПБ: Изд. Дом. «Кристалл», 2001.
3. Развиваем руки - чтоб учится писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов/ С. Е. Гавригина, Н. Л. Кутявина, и др. -Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.
4. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др. ; Под ред. Е. А. Стребелевой. - М. : Изд. Центр Академия», 2001
МКДОУ Кутуликский детский сад №1
План по самообразованию воспитателя
Бадмаевой В.А. На 2014-15 учебный год.
Тема. «Развитие мелкой моторики рук посредством тестопластики»
п. Кутулик, 2014 г.
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский) .Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга.
Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развивая мелкую моторику рук у дошкольников – мы развиваем и языковой аппарат.
Мелкую моторику руки можно развивать через различные виды деятельности как в детском саду так и дома.
Мною был выбран раздел Художественно эстетическое развитие.
Программа по художественно-эстетическому развитию предусматривает: • развитие интереса к различным видам искусства • формирование художественно-образных представлений • развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации • обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности; • развитие сенсорных способностей • приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства
Цель моей работы: Развитие мелкой моторики рук детей путем тестопластики.
Задачи:
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Повышение общекультурного уровня среди родителей
- разработать перспективный план работы с детьми по тестопластике. - Развитие творчества и фантазии, образного мышления и любознательности, наблюдательности и воображения у детей.
- Знакомство с опытом работы, посещая занятия РМО.
Для решения поставленных задач мы используем методику Тамары Семеновны Комаровой, в которой не предусмотрены занятия по лепке из соленого теста. Лепить можно из пластилина и глины, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто.
В своей работе по развитию мелкой моторике с детьми, я предпочла использовать нетрадиционную технику изобразительной деятельности-тестопластику.
Преимущества соленого теста перед пластилином и глиной:
- Можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег.
- Легко отмывается и не оставляет следов.
- Безопасно при попадании в рот.
- Не липнет к рукам при лепке.
- Можно сушить на воздухе.
- Можно лепить из окрашенного теста и можно расписать уже готовое изделие.
Занятие лепкой способствует развитию чувства осязания обеих рук. Передавая форму предмета, ребенок активно действует всеми пальцами, а это способствует развитию речи. Лепка тесно связана с игрой, так как объемные фигурки стимулируют детей к игровым действиям с ними. Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребенка:
Повышает сенсорную чувствительность;
Развивает общую ручную умелость, мелкую моторику;
Синхронизирует работу обеих рук;
Формирует умение планировать работу, вносить изменения;
Развивает творчество ребенка.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества, при этом продукт создается руками ребенка, а значит, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не карандашом, ножницами или кисточкой. Лепка снимает излишнее эмоциональное напряжение, помогает ребенку расслабиться.В процессе лепки из теста можно использовать разнообразные виды материалов:
бусинки, косточки от фруктов, семена и сухоцветы, чеснокодавилку, расческа, колесики, бантики, веточки, ушки, ракушки, спагетти различной длины и толщины, пуговиц, зубочистка, колпачок от шариковой ручки, старый стержень от шариковой ручки, формочки для выпечки печенья, насадки для кулинарного шприца, красивые пуговицы, бисер, цепочки, нитки,  создавать оттиски своих ладошек, а также различных предметов. При этом у детей улучшается координация и точность движений, разрабатываются кисти рук, кончики пальцев становятся более чувствительными.
Для раскрашивания поделок можно используем гуашь, акриловые краски. Можно добавить краситель в воду при замешивании теста, как подскажет фантазия исходя из замысла. Процесс этот тоже творческий, не бывает двух одинаковых поделок, произведений. Замешивание соленого теста, добавление цвета – это практически экспериментальная деятельность. Что с чем смешивается? Что растворяется? Почему, если соль крупная, видны ее кристаллики? Развивается познавательный интерес, желание принимать в этом процессе активное участие.
Разработанная мною система занятий по тестопластике предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста
План мероприятий
Вид деятельности Сроки результат
Изучение методической литературы В течение учебного года Картотека литературы по теме
Изучение опыта работы по теме через использование Интернет-ресурсов В течение учебного года Социальная сеть работников образования Международный образовательный портал «МААМ.RU»
Разработка плана занятий с детьми.
Оформление стенда «Мы старались» В течение учебного года Выставка детских работ
Работа с родителями:
-Индивидуальные консультации, беседы о специфике работы с соленым тестом.
-Родительское собрание  в форме мастер - класс «Тесто это просто».
- Выставка  работ родителей из соленого теста.
Ноябрь
февраль
март Результат участия
Библиография:
“Лепим из соленого теста”. Данкевич Е.
“Путешествие в мир искусств” Кожохина С. К.
В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.- 64с
Анна Фирсова Чудеса из солёного теста  АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.
Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. - 144 с
Лыкова И.А. мы лепили, мы играли; книга для занятий с детьми; - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005
Лыкова И.А. Лепим с мамой; азбука лепки; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007
Лыкова И.А. Лепим игрушки;  мастерилка; М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2009
Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук» (Тезисы докладов 24-го Всесоюзного совещания по проблемам ВНД), М., 1974
Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка», М.,1973