Работа с текстом как одна из форм подготовки учащихся к ЕГЭ

Работа с текстом как одна из форм подготовки учащихся к ЕГЭ

Чикрина В.А.
МБОУ «Гимназия №3», г. Чистополь

В ряде документов последних лет неоднократно указывалось на необходимость последовательной реализации сознательно-коммуникативного принципа обучения языку, внимание к смысловой стороне рассматриваемых языковых явлений, использование разнообразных видов деятельности, нацеленных на применение знаний и умений в различных ситуациях, а не на простое их воспроизведение. Выполнение этих требований на всех ступенях обучения фактически и способно стать основой для успешного овладения обучающимися навыками, необходимыми для успешной сдачи ЕГЭ в выпускном классе.
Формой работы на уроке, идеально отвечающей всем этим требованиям, я считаю комплексную работу с текстом. Именно такая форма организации учебной деятельности, как показывает практика, наиболее целесообразна и результативна: комплексный анализ текста позволяет объединить ранее полученные лингвистические знания, обобщить их, увидеть возможность их использования в практической деятельности. Важно и то, что данный вид упражнений особенно значим в плане совершенствования общеучебных умений школьников: воспринимать информацию различного содержания, видеть проблему и определять пути ее решения и т. д., так как изучение всех предметных областей предполагает умение работать с текстом.
Особое значение комплексный анализ текста имеет в системе подготовки обучающихся к сдаче единого государственного экзамена, в частности выполнения заданий по речеведению, содержащихся во второй части экзаменационной работы. Возможно, это самый эффективный путь решения проблемы, ежегодно выявляемой при анализе результатов ЕГЭ: недостаточно усвоенные разделы речеведения, связанные с интерпретацией содержания текста и комментарием проблематики текста, несформированность понятийного аппарата, недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие необходимой практики анализа языковых явлений.
Реализация межпредметных связей и использование регионального компонента в практической деятельности привело меня к разработке системы уроков комплексного анализа текста краеведческого содержания, которая способствует выработке наглядных представлений у учащихся, созданию эмоционального настроя на восприятие произведения, предоставляет возможность формирования нового подхода к интерпретации художественного текста как технологии общения с искусством. Немаловажно и то, что используемые мной тексты освещают военные годы жизни нашего города и писательской колонии, знакомят учащихся с той эпохой, восполняют пробел их литературного образования.
Систематическая работа с текстом, выполнение заданий, составленных в формате ЕГЭ, дают возможность учителю формировать лингвистическую, языковую, коммуникативную компетенции учащихся, знакомят их с формулировками и содержанием соответствующих заданий КИМов, психологически подготавливают к работе с текстом в режиме ЕГЭ.
К одному тексту предлагаются разнообразные задания речеведческого и языкового характера. Принцип тематического единства, на котором происходит организация работы, важен для создания развивающей речевой среды, приобщающей к культуре.
Комплексный анализ текста – исследовательская, творческая работа, поэтому единого плана проведения урока быть не может: каждый художественный текст неповторим, своеобразен. Важно, чтобы учитель уделил достаточно времени и внимания разработке заданий, направляющих деятельность школьников, подошел к этому творчески. Работа кропотливая, но активность ребят на таких уроках, их интерес и активная познавательная деятельность оправдывают затраченное время.
Если планируется проведение урока-практикума, то возможно включение в него работы по двум тематически близким, дополняющим друг друга текстам: микротексту с заданиями А6 – А11 и основному, предполагающему выполнение заданий А28 – А30 и заданий частей В и С. На их основе и организуется учебная деятельность школьников, включающая элементы лингвистического исследования. Примером подобной структуры занятия может служить урок «Пастернак в Чистополе», опубликованный в журнале «Русский язык», 2012, № 3
Исследовательская работа учащихся на уроке не ограничивается выполнением речеведческих заданий. Краеведческая основа предлагаемых мной для анализа текстов расширяет сферу деятельности обучающихся. Краеведение и интересно тем, что, являясь интегративной отраслью знаний, создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе разнообразных элементов поиска и исследования, широкого использования местных источников и самостоятельной работы школьников. Краеведческий материал обладает полифункциональностью, сочетая в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции, обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает выработке у них самостоятельного творческого мышления, твердых убеждений, умений и навыков, практического применения полученных знаний в жизни.
Развитию познавательного интереса, навыков работы с научной и научно-популярной литературой (т.е. формированию исследовательской компетенции) способствует создание историко-краеведческого комментария, без которого невозможно глубокое понимание содержания текста, а значит и написание сочинения-рассуждения по нему (часть С).

1) И снова утро, знакомые шаги за окном. 2) Заботливая рука ставит на подоконник кувшин с молоком. 3) Я слышу голос Зульфии, она зовет маму, заглядывает в окно. 4) И я впервые вижу Зульфию. 5) Смуглое с глубокими морщинами лицо, черные, с живым блеском глаза. 6) Эти глаза оглядывают комнату и вдруг останавливаются на моей кровати, на мне. 7) Зульфия хмурится и пристально смотрит на меня.
8) Мама уже нашла деньги и подходит к окну, чтобы дать их Зульфии. 9) Но Зульфия указывает на меня:
10) – Это кто?
11) – Дочь.
12) – Больная?
13) – Да, очень больная.
14) Зульфия минуту молчит, затем спрашивает:
15) – Откуда ты?
16) – С Украины.
17) – Там война? 18) Фашист дом забрал, да?
19) Да, да... фашисты там все забрали, нашу советскую землю хотят забрать...
20) Зульфия задумывается. 21) Ее черные глаза снова останавливаются на мне.
22) – Не надо деньги, говорит она и отходит от окна.
23) – Зульфия, Зульфия! зовет мама. 24) Но Зульфия исчезает так быстро, что я даже не слышу шарканья ее туфель.
25) А на следующий день кувшин появляется на своем обычном месте, рядом с ним еще три большие, коричневые картофелины и два ярко-зеленых, пахнущих свежестью огорода огурца
26) Идут дни... 27) Над Камой воют бураны. 28) Вечерами в печурке пылает огонь. 29) Днем мы не позволяем себе такой роскоши. 30) Я освобождаюсь от своих тридцати трех одежек и вижу две седые головы. 31) Они склонились над маленьким смятым листочком – это наскоро написанный, словно опаленный дыханием войны, листок – письмо от сына Зульфии. 32) Мама читает, а Зульфия не сводит глаз с ее губ, словно хочет впитать в себя каждое слово.
33) Сын Зульфии сражается где-то там, за тысячи километров от маленького, заснеженного прикамского городка. 34) Может быть, он на обагренных кровью полях Украины, может быть, Белоруссии, а может быть, под славной столицей – Москвой. 35) Мы не знаем, где он, но мы знаем – он солдат Советской Армии, защищает Родину, мир и счастье всех нас.
36) Вот мама закончила чтение. 37) Две старые женщины, две матери тихо беседуют о чем-то. 38) Вязальные спицы поблескивают в их руках. 39) Завтра еще одна посылка с теплыми варежками отправится на фронт.
40) Я протягиваю руку и беру перо. 41) Еще болит голова, еще болит сердце, но я пишу, и эти строки кажутся мне чудом!
42) Я пишу о женщинах, что сидят там, у печурки. 43) Одна с цветущих берегов Днепра, другая с Камы. 44) Я пишу о тепле материнских сердец, дружбе советских людей в тяжелые военные годы.
45) Эти листки уже пожелтели от времени, уже навсегда ушла от меня моя дорогая мама. 46) Нет уже Зульфии – где-то на камском берегу зеленеет весной ее могила. 47) Но когда я прикасаюсь к этим пожелтевшим страницам дневника, мне кажется, что я чувствую тепло материнских сердец, которые согревали нас в годы суровых испытаний.
М. Сенгалевич. Из дневника военных лет
А28. В каком предложении выражена основная мысль текста?
1) 25 2) 32 3) 35 4) 47
А29. Какой тип речи представлен в предложениях 1-8?
1) описание 2) рассуждение с элементами описания
3) повествование 4) повествование с элементами описания
А30. В каком предложении использован фразеологический оборот?
1) 29 2) 30 3) 32 4) 35
В1. Укажите способ образования слова ПОСЫЛКА (предложение 39).
В2. Из предложения 25 выпишите действительное(-ые) причастие(-я).
В3. Из предложений 36-38 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
В4. Среди предложений 42-47 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.
В5. Среди предложений 33-37 найдите предложение с необособленным согласованным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 36-44 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 26-32 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
В8. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.
«Дневниковый характер записи и повествование от первого лица делают рассказ особенно проникновенным. Способствует этому и использование изобразительных средств: ____ («опаленный дыханием войны листок», «тепло материнских сердец»), ____ (предложения 26-28), а также включение в повествование ____ (предложения 9-23). Для большей выразительности автор использует такое лексическое средство, как ____ (предложение 41)».
Список терминов:
1) лексический повтор
2) риторический вопрос
3) метафора
4) сравнение
5) эпитет
6) прямая речь
7) инверсия
8) ряды однородных членов
9) диалог

15