Статья Творческие группы как одна из форм организации работы по самообразованию педагогов

Семенихина Ольга Анатольевна,
заместительзаведующего по ВиМР,
МБДОУ «Д/с «Антошка»,
г. Абакан
...Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами". К.Чуковский
Творческие группы как одна из форм организации работы по самообразованию педагогов
Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации обязанность «Обеспечить условия для творческого роста, повышения квалификации и своевременной переподготовки педагогов всех уровней образования» [3] признается за государством.
Вместе с этим, в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», ответственность за уровень квалификации педагогических кадров лежит на образовательном учреждении [4]
В каждом образовательном учреждении накоплен немалый опыт повышения квалификации различных категорий педагогических работников через курсы переподготовки кадров при институтах и методических кабинетах; педсоветы, консультации, семинары-практикумы. Безусловно, все это оказывает позитивное влияние на развитие профессионализма педагогов.
Однако «организованное самообразование» продолжает до сих пор оставаться наиболее трудно реализуемой задачей. Стереотипы образовательной практикой ориентируют педагогов на написание индивидуальных планов самообразования, проработка научно-методической литературы, но все это к сожалению, остается лишь формальным выполнением инструкций. В лучшем случае, педагог выступает однажды на педагогическом совете по теме самообразования, а затем, когда изучаются другие вопросы воспитательно-образовательной работы с детьми (причем, зачастую, совсем не связанные с его конкретной темой), он остается лишь вольным слушателем. Следует отметить что, многие педагоги вообще не отчитываются по теме самообразования, поэтому приходиться надеяться лишь на их добросовестность и профессиональное сознание.
Решая проблему организации самообразования в ДОУ, мы искали такие формы, методы и критерии взаимодействия с кадрами, которые ставили бы каждого педагога перед необходимостью повышения своих теоретических и практических знаний, умений и навыков. Именно такая цель вывела нас на организацию самообразования специалистов через заседания творческих групп (таблица).
На заседаниях творческих групп осуществлялось специально организованное обучение под руководством тьютора, затем педагоги продолжали работу в режиме самообучения, изучая литературу и опыт коллег, разрабатывая и апробируя образовательные продукты. Один раз в квартал участники всех групп встречаются в «Педагогической гостиной», рассматривая общую тему с позиций каждой группы. Это позволяет увидеть и решить проблему не только с разных точек зрения отдельных педагогов, но и с разных подходов (обновление содержания, вариативность методов и форм работы с детьми и их родителями, развития познавательных интересов и способностей, коммуникативно-личностного развития). Причем организация работы в творческих группах предусматривает обсуждение запланированных тем в разных формах, позволяющих рассмотреть вопросы со стороны теории и практики. Это дискуссии, отчеты из опыта работы, открытые просмотры, анализ взаимопосещений и видеоматериалов и многое другое. Такая работа позволяет :
создать условия для творческой работы каждого педагога;
учить их формулировать свою мысль самостоятельно и экспромтом, преодолевая стеснительность и нерешительность.
Для этого с педагогами были выработаны следующие правила, которые каждый педагог должен соблюдать:
нельзя мешать говорящему, так как всякая мысль имеет право на существование, даже если она противоречит твоей;
анализировать можно только идеи, содержание и методику проведение совместной деятельности, но никогда нельзя обсуждать личные качества педагога;
критика должна быть конструктивной: наряду с отрицанием необходимо предложить варианты решений.
В соответствии с основной темой творческой группы каждый педагог берет для проектирования свой вопрос, рассматривая все ежемесячные проблемы под своим углом зрения. Например, тема самообразования воспитателя, работающей в творческой группе «Введение ФГОС» по проблеме изучение специфики организации образовательной деятельности в условиях введения ФГОС», звучит так: «Формирование у старших дошкольников универсальных предпосылок учебной деятельности» и в соответствии с планом она провела самоанализ по вопросу «Формирование у детей мотивации к получению новых знаний» По этому принципу разработаны планы самообразования у других педагогов. У каждого педагога имеется «папка по самообразованию», которая пополняется картотекой научно-методической литературы, выполненными домашними заданиями (их задает руководитель творческой группы), результатами диагностики, конспектами совместной деятельности по теме, самоанализом, итогами коллективной мыслительной деятельности, проектами, технологиями и т.д.
Именно благодаря такой организации самообразования через заседания в творческих группах педагогами ДОУ выполняется работа по выбранной теме, в которой используются собственные и коллективные разработанные схемы, модели, алгоритмы, технологические карты и т.д., позволяющие наглядно увидеть результаты работы по самообразованию каждого, что является важным подспорьем в проведении аттестации.
Таким образом, организация самообразования через коллективно-мыслительную деятельность в работе творческих групп дает возможность каждому педагогу в рамках одной темы индивидуально проработать какой-либо вопрос, связанный непосредственно с его видом деятельности, обсудить его с коллегами и выбрать общее, наиболее эффективные подходы к воспитательно-образовательному процессу в целом. На определенном этапе работы по теме самообразования происходит как бы сверка своей деятельности с деятельностью коллег в коллективно-мыслительном творчестве, взаимопроникновение и взаимопроверка целей самообразования. Кроме того деловые игры, развивающие дискуссии (с использованием групп поддержки, оппонентов, разработчиков и т.д.) ставят каждого педагога перед необходимостью постоянных поисков дополнительной научно-методической информации и ее проработки, т.е. как бы «толкают» его на дальнейшее самообразование. Этот процесс непрерывен и последователен: образование в учебных заведения, курсах («учитель-ученик») - самообразование («Я») - коллективная мыслительная деятельность («Я»- «Мы») - самообразование («Я»).
Именно это помогает специалистам постоянно быть в «профессиональном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, иначе инновационное образование не будет таковым, если его главные носители педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в воспитательно-образовательном процессе.
Список литературы:
Васильева А.И. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошкольных учреждений.- 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 143 .
Маханева М.Д. Самообразование педагогов // Управление ДОУ. 2004.-№ 1 С. 21-25.
Национальная доктрина образования в Российской Федерации. М., 2000
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. 31 декабря 2012г. или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].

Таблица
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДОУ

Месяц
Творческие группы


«Введение ФГОС»
(отв. - воспитатель)
«Социальное партнерство и семьи»
(отв. - воспитатель)
«Коммуникативно -личностное развитие детей»
(отв. - психолог)


Тематика заседаний

Сентябрь
Различные подходы к структуре ОД по открытию детьми нового знания (семинар-практикум)
Тенденции взаимодействия ДОУ и современной семьи (круглый стол)
Актуальность проблемы коммуникативно-личностного развития детей (знакомство с терминами и понятиями)


Вводная лекция с консультацией по составлению индивидуальных планов.

Октябрь
Структура педагогического партнерства в воспитательно-образовательном процессе с дошкольниками (развивающая дискуссия с анализом просмотра работы с детьми) (отв.- заместитель заведующей по ВиМР)

Ноябрь
«Формирование у детей мотивации к получению новых знаний» (самоанализ)
Родительский журфикс как средство согласования ценностно-смысловых позиций субъектов образовательного процесса (деловая игра)
Основные направления и задачи по коммуникативно-личностного развития детей в рамках преемственности ДОУ и школой (круглый стол)

Декабрь
Здоровье сберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ (семинар-практикум))
Взаимодействие с родителями при переходе к системно-деятельностной парадигме (мастер-класс)
Позиция воспитателя и особенности общения взрослых и детей в рамках работы по коммуникативно-личностному развитию (рефлексия по взаимопосещениям)

Январь
Семинар-практикум «Партнерство семьи и детского сада: новые горизонты» ( отв.- руководитель творческой группы «Социальное партнерство семьи и ДОУ»

Февраль
Детское исследование как метод обучения старших дошкольников
Формирование профессиональной компетентности педагога ДОУ во взаимодействии с родителями (круглый стол)
Интеграция деятельности специалистов как средство развитие ребенка с речевым нарушением

Март
Инновационные формы и методы организации совместной деятельности с детьми (семинар-практикум)

Взаимосвязь ДОУ и семьи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (отчет)
Роль игр в реализации системы коммуникативно-личностного развития детей (семинар-практикум)

Апрель
Оценка и самооценка стимул интеллектуального развития детей (развивающая дискуссия)
Вариативность при организации взаимодействия с семьей (отчеты)
Оценка и самооценка стимул интеллектуального развития детей (развивающая дискуссия)

Май
Ассамблея по итогам работы творческих мастерских с участием педагогов, детей и их родителей (отв.-заведующая ДОУ и руководители мастерских)


15