ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ


ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Дорохова Н.М., преподаватель ГБПОУ НСО
«Новосибирский электромеханический колледж»
В настоящее время одним из важнейших направлений образовательной политики России является проблема воспитания конкурентоспособной личности, готовой к эффективному участию в социальной, экономической и политической жизни страны.
Важная цель современного профессионального образования – подготовка компетентного, гибкого, конкурентоспособного специалиста, способного стать востребованным на рынке труда.
Уровень образования и интеллектуальный потенциал общества приобретают характер важнейших составляющих национального богатства, а образованность человека, профессиональная подготовка, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи становятся основой прогресса, устойчивости и безопасности страны.
Замечено, что большинство преподавателей  акцентировано на проблеме использования проектной деятельности при формировании предметной компетенции. При этом проблеме использования проектной деятельности студентов с целью воспитания и формирования качеств личности, способной сформироваться в дальнейшем в конкурентоспособного специалиста в будущем, на мой взгляд, уделяется недостаточно внимания.
Применение проектной деятельности в процессе воспитания конкурентоспособной личности, должно стать важным направлением в деятельности профессионального образования.
Главной целью проектной деятельности студентов я ставлю воспитание конкурентоспособной личности.
Как преподаватель общеобразовательных дисциплин может создавать условия для воспитания конкурентоспособной личности в ходе проектной деятельности? Отвечая на этот вопрос, рассмотрим приоритетные критерии, которые выдвигают потенциальные работодатели кадровые агентства, при приёме на работу.
Специалисты по набору персонала, отмечают, что при подборе персонала необходимо принимать во внимание не только уровень профессиональной компетентности кандидатов, но и – что не менее важно – то, как новые работники будут вписываться в культурную и социальную структуру организации. Организация больше потеряет, чем приобретет, если наймет на работу технически грамотного человека, но не способного устанавливать хорошие взаимоотношения с товарищами по работе, с клиентами или поставщиками, или подрывающего установленные нормы и порядки [1].
Специалистов среднего звена, принимают на работу без использования батареи медико-психологических методов, но несколько месяцев на основании сравнительного анализа рабочих показателей новых работников устанавливаются показатели, по которым различаются успешные и неуспешные сотрудники. Эти показатели берутся за основу при установлении критериев, способных прогнозировать профессиональную успешность.
Проектная деятельность направлена на развитие творческих способностей, исследовательской компетентности студентов и их умение выразить себя.
Взяв за основу критерии по подбору персонала для специалистов среднего звена, и учитывая, тип и класс профессии, я сформулировала задачи, которые помогут мне в достижении моих целей.
- способы «вжиться в профессию»;
- способы создания успешной личности;
- способы развития коммуникабельности;
Проектная деятельность имеет большие возможности направить, потенциального специалиста по пути сбора информации о его профессии. Направить студента на рассмотрение тем, связанных с его дальнейшей профессиональной деятельностью.
Я преподаватель физики, и в этом плане моя специализация находится в полной гармонии, с техническими специальностями моих студентов. Ниже я привела примеры, выбора тем, ориентированных на профессию студента.
Таблица 1. «Тема - профессия »
Специальность, профессия Тема проекта
Электро - монтажник наладчик
Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Электроснабжение
Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики Электрический пробой
Исследование содержания нитрата калия в овощах и фруктах
Воздействие электромагнитного поля на процесс кристаллизации
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования
Исследование обтекаемости автомобиля, в зависимости от формы автомобиля
Симметрия и асимметрия в технике
Тепловой аккумулятор, основанный на фазовых переходах
Оператор связи
Специалист связи Новые методы борьбы с природными и техногенными катаклизмами
Спутники предсказатели
Исследование электромагнитных излучений офисной техники.
И, если профессиональные компетенции при изучении ряда дисциплин рассмотреть сложно, то проекты, ориентированные на развитие качеств личности, относящихся к типу и классу профессии [2], можно рассмотреть на базе любой учебной дисциплины.
Человек-Техника. Этот тип профессии требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
Человек – Знак. Тип профессии связан с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами.
Человек – Человек. Интерес к людям, сочувствие, доброжелательность, переживание в сочетание с высокой эмоциональной устойчивостью, самоконтролем, выдержкой [3].
Таблица 2. «Тип и класс профессии – профессия»
Специальность, профессия Тип и класс профессии
Электро – монтажник наладчик
Электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования
Электроснабжение
Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики Человек–Техника
Человек – Знак
Человек – Человек
Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования Человек–Техника
Человек – Знак
Человек – Человек
Оператор связи
Специалист связи Человек – Человек
Человек – Знак
Таблица 3. «Тип и класс – профессии направление деятельности – тема проекта »
Тип и класс профессии Направление деятельности Тема проекта
(составляющие части проектов)
Человек–Техника Изготовление моделей, макетов, сборников рекомендаций, учебных фильмов, социальных роликов. Угломерные инструменты
Ионный двигатель
Двигатели внешнего сгорания
Сборник рекомендаций «Конструктор дендритных картин»
ЦОР «Электростатика»
Человек – Знак Рефератные исследования – большое кол-во информации.
Программы оптимизации.
Исследование физических процессов.
Дендритные кристаллы
Аномалия ускорения свободного падения в г. Новосибирска
Адская машина, Частица бога и тёмная материя
Стоит ли бояться радиации в Новосибирске
Человек –Человек Опрос населения
Изучение мнения
Социальные акции
Игры, викторины
Конкурсы
Флэш-моб Экологически чистый район
Влияние внешних факторов на здоровье сберегающие ресурсы сердца
Разработка игры «Я люблю электричество»
Конкурс «Физика вокруг нас»
Флэш моб «Сохраним воду»
Воспитать конкурентоспособную личность, в современном мире значит, научить ставить цели и выстраивать задачи, то есть быть успешными в своей профессии.
От того, насколько студенты будут успешными в студенческие годы, во многом будет зависеть их профессиональный успех.
Мы, преподаватели общеобразовательных дисциплин, встречаем студентов в самом начале их профессионального пути.
И одним из условий их успешной адаптации в учебном заведении является успех. Именно это желание быть успешным сейчас и в дальнейшем, можно использовать как мотив для работы над проектами. Проектный метод позволяет выработать индивидуальный темп и график работы для каждого студента.
Конечно для каждого конкретного человека ситуация успеха различна.
Я выделяю следующие основные психологические ориентации, определяющие поведенческий сценарий победителя:
- стремление к успеху;
- вера в успех;
- субъективная оценка вероятности достижения успеха;
-субъективные эталоны оценки этих достижений.
Ситуация успеха включает в себя следующие операции: снятие страха, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование обучающегося в способах и формах совершения деятельности, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности способом высокой значимости в достижении успеха.
Впервые, начиная работать над проектами, наши студенты испытывают много внутренних страхов. Ни для кого не секрет, что наши дети это среднестатистические троечники. Поэтому, важно для каждого из них применять индивидуальные эталоны, когда результат, полученный студентом, сравнивается с его прошлым результатом, что позволяет видеть успехи индивидуального развития конкретной личности.
Важно понимать, личностные достижения включают в себя не только достижение результата, но и усилия, направленные на его достижение, а также очередной прогресс в развитии компетентностей каждого студента по сравнению с его предыдущими результатами. Поэтому для каждого студента мы сразу заводим портфолио, где каждый участник исследовательского проекта отмечает свои личностные достижения. Вот некоторые примеры этих достижений («моя работа была впервые напечатана», «теперь я больше общаюсь», «стал более уверен в себе», «стал более самостоятельным», «участвовал в конференции, занял призовое место», «приобрёл необходимые знания», «стал лидером»).
Таким образом, создавая, для студента ситуацию успеха, во время конструирования проекта, мы можем воспитывать успешную личность.
Коммуникабельность, для профессий «Человек – Человек», а к ней в различной мере относятся все выше перечисленные профессии, вопрос выживания на рынке труда.
Коммуникабельность – способность к общению, к установке контактов, общительность, умение налаживать контакты [4].
Все эти качества личности воспитываются в процессе конструирования проектов. В процессе работы над проектами студенты чаще всего работают в группах, это даёт возможность не только распределить обязанности, но и научиться взаимодействовать друг с другом, позитивно оценивать работу своих коллег, воспитывать терпимость к неудачам партнёра и развивать способность прийти на помощь.
Одна из черт успешного взаимодействия — это толерантность в отношении чужих взглядов. Обсуждение результатов проектов, умение выслушивать мнение товарищей воспитывает чувство такта, очень важного для специалистов среднего звена.
Очень важные коммутативные качества личности [5], воспитываются во время представления проектов. Это не только ораторские способности и стрессоустойчивость. В процессе представления проекта очень важное качество - это способность прийти на помощь умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения.
Таким образом, проектная деятельность, даёт возможность студенту, «вжиться в профессию», создаёт условия для воспитания успешной личности, способствует развитию коммуникабельности и коммутативности, в результате чего является инструментом воспитания конкурентоспособной личности квалифицированного специалиста.
Использованные источники:
1.http://vsempomogu.ru/
2. http://www.slavrada.gov.ua/
3. http://www.proprof.ru/
4. https://ru.wikipedia.org/
5. http://reftrend.ru/