Конспект урока русского языка по теме Понятие о неопределенной форме глагола


Тема: «Понятие о неопределенной форме глагола»
Цель урока:
Образовательные :обеспечить на базовом уровне: знание грамматических признаков глагола, признаков неопределённой формы глагола, сформировать понятия «неопределённая форма глагола», развитие умений отличать неопределённую форму глагола от других форм глагола по вопросам и суффиксам -ть, -ти, на –чь, анализировать текст с преимущественным употреблением глаголов,
Развивающие: развивать речь, логическое мышление, внимание, память, воображение.
Воспитывающие: воспитывать желание учиться и делать открытия , интерес к родной природе, воспитывать умение слушать других
УУД:
Личностные: Освоение личностного смысла учения;
Регулятивные: Определять цель задания, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать;
Познавательные: Определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; планировать свою работу; Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты по теме «Глагол»;
Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);Аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска,
Ход урока
1. Организационный момент.
Я сегодня очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Сиянье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений.
Да без труда и ум не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сочиним урок.
- Здравствуйте, ребята! Как видите, настроение на начало урока у меня просто замечательное! Мне хотелось бы подарить вам интересный урок. Но, наверное, всем присутствующим хотелось бы узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу. Перед каждым из вас лежит табличка со смайликами. Нарисуйте смайлику свое настроение на данный момент. Улыбку – если настроение отличное хотите работать; задумчивый смайлик– если будете работать, но без особого желания; грустное – если настроение плохое, вам ничего не хочется делать. Поделитесь настроением друг с другом и с нашими гостями.
2. Актуализация знаний
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- А началом нашей работы станет девиз (слайд)
- Прочитайте.
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому (Джордж Пойа). 
(Глаголы изменяются по временам- Как вы понимаете это высказывание?
- Почему я это высказывание сделала девизом нашего урока?
- В конце урока мы ещё вернёмся к нашему девизу.
Урок мы начнём с орфографической минутки. Как вы думаете, какое задание вам сейчас предстоит выполнить? (вставить пропущенные буквы, объяснить и найти знакомые орфограммы). Задание будем выполнять устно.
Б…гут, з…л…неют, кр…чат, посм…трел, п…ют, по…вилась, л…тят, встр…чают.
- Вставляем, объясняем и проверяем.
- Что объединяет эти слова? (глаголы). Докажите.
- О какой части речи мы сегодня будем говорить на уроке? (о глаголе)
- Правильно. Это знакомый незнакомец Глагол.
- Почему я так сказала – знакомый незнакомец? (потому что мы его немножко знаем, но ещё не всё)
- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе, выполнив задание «Закончи предложения» (слайд) и сразу будем себя проверять.
- Глагол – это…..
- Глагол обозначает ……
- Глагол отвечает на вопросы….
- Глагол изменяется …….
- Глаголы в настоящем времени …. (слайд)
- Глаголы в прошедшем времени …
А что ещё вы знаете о глаголах прошедшего времени?
- Глаголы в будущем времени ….
- Ещё глаголы изменяются …..
3. Постановка проблемы.
Работа парами в карточках
Прочитайте текст. Найдите глаголы. Определите их время и число. В глаголах прошедшего времени выделите суффикс -л-
Снег растаял. Прилетели крикливые грачи, торопятся починить свои старые гнёзда. Поют дрозды, воркуют дикие голуби. Начинает зеленеть берёзовый лес. Над цветами стали кружить золотистые пчёлки. Хорошо иметь быстрые и лёгкие крылья!
Коллективная проверка.. - У всех глаголов вы смогли определить время и число? Почему?
  -Ваши предположения…
- Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?
-Новую форму глаголов.
- Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем она отличается от других форм.
- А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
- Форма глагола, которая не указывает на время и число называется неопределенной формой глагола.
-  Какова же тема нашего урока? (Неопределенная форма глагола)
4. «Открытие» новых знаний
- Вернёмся к нашим глаголам, у которых мы не смогли определить время и число. Назовите их.
- Зададим к ним вопросы и запишем в тетрадь эти вопросы.
Починить – что сделать?, зеленеть – что делать?, кружить – что делать?, иметь – что делать?- Делаем вывод: на какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? Проверим (слайд)
- Осталось нам найти ответ на третий вопрос: какие особенности имеют эти глаголы? (слайд)
- Прочитайте слова: рассказать, нести, беречь, сделать, идти, увлечь, придумывать, ползти, стеречь.- Что объединяет эти слова? (глаголы) Докажите (глаголы в неопределённой форме)
- Игра «Самый внимательный». Внимательно посмотрите на написание этих глаголов и разделите их в три столбика.
- Проверим (слайд). Молодцы! Делаем вывод: глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы -ть- . –ти- или оканчиваются на –чь-.
-А давайте сравним наши выводы с авторским, прочитав определение на стр. 122.
- Так как же вы будете отличать глаголы в неопределённой форме от других форм глаголов?
5. Физкультминутка
6. Первичное закрепление.
1. А сейчас мы попробуем применить наши знания на практике (слайд)
Карточка № 2. Работа в парах
Найдите в стихотворении глаголы в неопределенной форме и подчеркните их.
Ударил гром двенадцать разИ замер в стороне.Природа отдала приказСалютовать весне.Приказ – черёмухе цвести, крапиве быть не злой,дождю дорожки подместисеребряной метлой.Чтоб каждый кустик был певуч,Всем птицам звонче петь,А солнцу выйти из-за туч,И веселее греть!
2. Работа по группам
1 группа. Образуйте глаголы неопределённой формы.
Сказала –
Читает –
Видели –
Встречаемся –
Слышишь-
2 группа. Замените одним словом – глаголом.
Вручить подарок - …
Излучать свет - …
Произвести посадку - …
Бить в барабан - …
Совершать полёт - …
3 группа. Придумай движения и покажи их.
4 группа. Собери из частей глаголы неопределённой формы.
( рас – печат – ать, при – дум – ать, реш – ить, прыг – ать, с- лом – ать, )
5 группа. Найди пословицы, в которых есть глаголы неопределённой формы
•Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.
•Весенний день год кормит.
•Кто спит весною - плачет зимою.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Сегодняшнее исследование глаголов закончилось. Подведём итоги.
- Какую цель ставили? (Узнать, что это за глаголы, у которых не определить время и число.)
- Достигли ли вы цели? Как доказать?
- Вернёмся к девизу нашего урока (слайд). Подходит ли это высказывание к нашему уроку? Докажите. Найдите глаголы в неопределённой форме.
Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому
- Ребята, прочитайте предложения и выберите подходящее для себя.1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться.
(Обсуждение)