Конспект урока «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОДМОСКОВЬЯ: урок-подготовка к сочинению в 6 классе с полиэтническим компонентом»
Приложение 2.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Селятинская средняя общеобразовательная школа № 2
«НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ ПОДМОСКОВЬЯ:
урок-подготовка к сочинению в 6 классе с полиэтническим компонентом»
в рамках образовательной программы педагога «Русский язык как иностранный в условиях средней школы»
Автор: Колодина Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы, кандидат филологических наук
2015 г. Цели урока:
Изучение истории возникновения русского народного промысла гжель, основных особенностей данного вида народного искусства (символика, цветовые решения)
Развитие диалогической и монологической речь учащихся, формирование умения грамотно и красиво выражать свою мысль в письменной форме, подготовка к сочинению;
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся, формирование чувства гордости за талантливых русских мастеров.
Межпредметные связи: история, география (краеведение Подмосковья), изобразительная деятельность
Оборудование:
детские поделки, выполненные под гжель,
выставка гжельских художественных изелий,
презентация о Гжели
карта для лексических игр
Ход урока:
Введение. Организация направленного внимания на определение темы и цели урока
Вступительное слово учителя о символах России и Родины. Вопросы для беседы:
«С чего начинается Родина?..»
Что значит выражение «малая родина»?
Что общего у слов «род», «родной», «родина», «природа»?
Какие можно вспомнить символы Родины?
Как вы понимаете строки стихотворения Дон-Аминадо «Города и годы» (1927 г.):
«Но один есть в мире запахИ одна есть в мире нега:Это русский зимний полдень,Это русский запах снега.
Лишь его не может вспомнитьСердце, помнящее много.И уже толпятся тениУ последнего порога»?
Какие можно вспомнить символы Подмосковья?
Рассматривание карты народных промыслов Московской области.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Какие виды народных промыслов представлены на карте Московской области?
О каком народном промысле будет идти разговор на уроке? (отгадать загадку)
Сине-голубые
Розы, листья, птицы,
Увидев всё впервые,
Каждый удивится.
Чудо на фарфоре
Синяя капель.
Это называется
Просто сказка Гжель.
Дети читают стихи П. Синявского «Незабудковая Гжель»
Есть в Подмосковье такое местечко Белая рощица, синяя речка. В этой негромкой российской природе Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей. Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель.
Рядом с осинками в синих косынках Синие гроздья на синих рябинках, Синие зори и синие птицы, С этой красою ничто не сравнится.
И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей. Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блестели анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.
И светлеет вода родниковая, И дыхание ветра свежей. Расцветает Гжель васильковая, Незабудковая Гжель.
Совместная постановка учебной задачи с использованием ИКТ
Учащиеся представляют свой проект-презентацию «Виртуальное путешествие по Гжели» (Приложение 3)
Дифференцированное повторение необходимого материала
Рассматривание изделий:
Сахарницы, конфетницы, чайницы, супницы, сухарницы, салфетницы, солонки, молочники, бочонки, кружки, кадочки, квасники, игрушки, подсвечники.
Конфетница снаружи расписана узорами веточек и цветов. Мастер использует всего одну краску. Узор на изделии оживает. На конфетнице появляются оттенки и переливы от голубого до темно-синего.
На бочонке художник использовал точки, капельки, сеточки, линии разной толщины, которые расходятся в стороны словно солнечные лучи.
На самоваре крупными мазками написан темно-синий цветок. На белоснежном фоне плавными линиями изображены его листья. Для украшения художник использует мягкие завитки.
Традиционная гжельская роза с линиями и завитками уютно расположилась на подносе.
Декоративная роспись на посуде отличается тонким растительным узором, выполненным синим и голубым тонами.
Выстраивание ассоциативных связей
Рассматривание картин:
Исаак Ильич Левитан. Лесные фиалки и незабудки. 1889
Исаак Ильич Левитан. Васильки. 1894
Игорь Эммануилович Грабарь. Сирень и незабудки. 1905
Игорь Эммануилович Грабарь. Февральская лазурь. 1904
Совместная работа по отбору лексического материала с использованием игровых технолог (словарная работа)
Игра «Восстанови стихотворение»
Расставив в правильном порядке слова, нужно восстановить первоначальный вид стихотворного текста
Русь, узором, из глубины, стараньем, умелых, украшает, синим, веков, до наших, в платьях, чудо-Гжель, дней, мастеров, белых
Из глубины веков до наших дней,Старанием мастеров умелых,Русь украшает чудо-ГжельУзором синим в платьях белых.
(Светлана Ледкова)
Учитель предлагает взять эти строки в качестве эпиграфа к будущему сочинению.
Из истории вопроса.
Происхождение названия «гжель». В одном из самых древних текстов Древней Руси встречается слово «гжель»и обозначает «гусли», народный щипковый музыкальный инструмент. Слово «гжель» редко употреблялось в единственном числе. Наиболее частой формой было слово «гжели», и означало оно «гусли». При этом «гжель» также имело место и означало «гусль». Кроме того существовало довольно большое количество однокоренных слов, что говорит о широком использовании термина. Гжельник – гусельник (изготовитель гуслей), гжлец – гусляр, гуслист (музыкант, играющий на гуслях), гжельнич – гуслярев (принадлежащий гусляру) и пр.
(В. В. Никонов. Что означает слово «Гжель»? // Материалы IV-й Международной научно-практической конференции «Образование, наука, культура». Гжель, 2012.)
Работа с толковым словарем.
Взял мастер в руки кисть и в синь небес макнул,
Взамен холста – взял белизну просторов зимних, русских
И полились узоры, вензеля, вспорхнули птицы, зацвели сады
Вдруг зазвенела синяя капель, явилось чудо русской нам зимы,
С таким же звонким званьем - Гжель.
(Н. Савченко)
Синь – синева, синяя краска
Белизна – ярко-белый цвет чего-либо
Холст – льняная ткань полотняного переплетения
Вензель – сплетение в виде узора двух или нескольких букв
Фарфор –
Художественные средства выразительности:
Эпитеты: просторов зимних, русских; синяя капель; звонки званьем
Метафора: в синь небес макнул, взял белизну просторов, полились узоры, зазвенела синяя капель, явилось чудо
Подбор синонимичных рядов
Синий – голубой, бирюзовый, лазурный, незабудковый, васильковый, лазоревый
Составление плана сочинения
Подмосковье – сердце России.
Духовное богатство моей малой родины.
Васильково-незабудковая Гжель.
Частичка Родины – в узорах мастеров. Узоры мастеров – в каждом доме.
Светлая поэзия народных промыслов Подмосковья.
7ђЗаголовок 415