Методическая разработка интегрированного урока на тему «Народные ремёсла и промыслы Костромской области»
Методическая разработка интегрированного урока (география, история, истоки, изобразительное искусство) для 7-9 классов.
Автор работы –Тугаринова Ольга Викторовна, учитель географии МОУ Елегинская ООШ Буйского муниципального района Костромской области.
Тема урока: «Народные промыслы и ремёсла Костромской области.
Цель урока: - Анализ кустарно-ремесленного производства как явления традиционной материальной культуры;
- Воспитание патриотизма, чувства прекрасного, гордости и любви к малой Родине;
- Способствование развитию духовных качеств личности учащихся.
Задачи урока:
- Знакомство обучающихся со становлением, формированием и развитием кустарно-ремесленного производства и промыслов в Буйском районе;
- Развитие творческих способностей обучающихся.
- Определение истоков народных промыслов родного края.
Оборудование и учебно-методический комплект:
Физическая карта Российской Федерации.
Физическая карта Костромской области
Карта Буйского района Костромской области.
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Выставка изделий народных ремёсел и промыслов.
Карандаши, бумага, гуашь, акварельные краски, тушь.
Ход урока.
1. Организация класса
2. Мотивация учебной деятельности
Деятельность учителя
-Мы живем в огромной многонациональной стране с богатой историей и культурой. Многовековая история русского народа выражается внациональном своеобразии, которое раскрывается в искусстве живописи,литературе, архитектуре и, конечно же, в русских народных промыслах. Скоторыми из них мы и познакомимся на примере промыслов Костромской области и, непосредственно, нашего Буйского района.
Тема нашего урока “ Народные промыслы и ремёсла Костромской области.
Деятельность учащихся: (Запись темы урока в тетради)
3. Постановка познавательных целей
Деятельность учителя
Что Вы должны знать?
1. Уметь объяснять причины возникновения народных промыслов;
2. Иметь представление об искусстве русских народных промыслов натерритории Костромской области, знать их географию, характер производимой продукции.
На уроке будет представлен вашему вниманию иллюстрационный материала, будет представлена теория вопроса и мастер-класс.
Деятельность учащихся: слушают учителя
4. Изучение нового материала
Деятельность учителя
Как же возникли народные промыслы? Я на карте покажу районы и центры существования народных промыслов. Попробуйте определить закономерности в размещении центров народных промыслов. (О: вблизи крупных городов). Условиями возникновения народных промыслов стали следующие причины:
Свободное время зимой;
Неустойчивые урожаи;
Соседство рынков и ярмарок, где можно было продать свою продукцию.
Искусство русских народных промыслов богато и разнообразно. На уроках изобразительного искусства мы знакомились со многими видами народного искусства и их центрами. (Приложение 3)
Деятельность учащихся: Определяют название народного промысла и называют его центр.
Форма традиционных занятий русского народа неоднородна. В одних искусство народных промыслов проявилось полностью, в других преобладал труд мастеров-надомников, в третьих это приобрело формы профессионального искусства. Но в любом из них отражены традиции и обычаи русского народа. И наш урок мы посвятим знакомству с русскими народными промыслами Костромской области.
Какая же промысловая деятельность была господствующей или преобладающей в нашем уезде? (Приложение 2)
В книге, изданной Кустарным отделением губернской земской управы "Промысловые и кустарные районы Костромской губернии", перечисляется около 40 видов промыслов. Преобладающее значение имеют: сплавной промысел - Ферапонтовская, Шушкодомская волости; плотницкий промысел - Плещеевская, Боровская, Ликургская, Писемская, Новографская волости; корзиноплетение - Дьяконовская волость; гончарный промысел - Вексинская, Ликургская волости. Кустари-крестьяне изготавливали изделия как на заказ, так и на базар. Кузнецы работали на заказ (68,4 % от общего числа). Портные, шапошники работали на хозяев. На базар шли глиняные изделия, валяная обувь, экипажи и другие изделия из древесины, вязаные вещи из шерсти. На скупщиков было ориентировано производство грубого сукна (до 70 % дворов от общего числа производящих сукно).
Деятельность учащихся: работа с картой Костромской области
Выступления учащихся с сообщениями, сопровождаемые презентацией. (Приложение)
Выступающий
У каждого промысла и даже мастера были свои секреты. Корзиноплетение - ремесло древнее. Плетением корзин, как и лаптей, владели многие жители нашего уезда. Умельцы придумали различные формы корзин- и большие, и малые. Корзины иногда украшали рядами из бересты. Изготавливали корзины для разных целей: корзины для сбора грибов, витринные, бельевые, лотошные (с 2-мя крышками, круглые и прямоугольные), картофельные, корзинки-сумки, ягодные, для перевозки бутылей, охотничьи (с окнами и перегородками для подсадных уток, с которыми ходили на охоту), большие 2-ручные для перевозки картофеля и овощей, короба-сундуки для хранения различной хозяйственной утвари, большие сенные корзины, из которых раздавали сено скоту, съемные короба для саней. Для мастера важно было заготовить прутья ивы. Это требовало определенных знаний и умений. Для корзин брались однолетние и двухлетние побеги ивы - длинные, тонкие, гибкие. Прутья не всякой ивы годятся в дело. На одну корзину требуется около 200 прутьев. Если корзиночка маленькая, то прутики тоненькие, если корзина большая, прутья толще.
Выступающий.
В старину почти повсеместно плели лапти, но в нашем уезде это ремесло наиболее было распространено в деревнях Боровской и Молвитинской волостей. В разговоре о незатейливой работе часто говаривали: "Да это как лапти плести". Говорили так не случайно, так как почти в каждом доме плели лапти, ведь большая часть сельского населения на рубеже XIX-XX веков ходила в лаптях. Считалось, что лапоть - обувь удобная и легкая. Такой обуви, как говаривали наши прадеды, нога радуется. В лаптях работали как летом, так и зимой. Лапотным делом занимались профессионально, лапти плели на заказ, но и возили продавать на базары, ярмарки.
Выступающий
Материалом для лаптей иногда служила береста, но чаще - лыко, которое драли из липы. Лыко чаще заготавливали весной. Для плетения лаптей нужны были свои приспособления: нож, кочедык, мялка для лыка, колодка (одна на обе ноги). С молодых липок снимали кору с лыком, затем снимали верхний слой коры. После сушки лыко обрабатывали на мялке, удаляли остатки коры. Сухое лыко затем вымачивали в воде и приступали к плетению лаптя. Сначала свивали из лыка оборы - веревочки, которыми опутывали ногу, чтоб не сваливался лапоть с ноги, затем заплетали с носка (пока без колодки), а потом, когда носок получится, сажали на колодку по размеру.
Кроме лаптей плели бахилы (ступни). Они были более изящны по форме. Лапоть хорош для дальних походов. Пользовались холщовыми онучами, обматывали бечевками, вместо стелек подкладывали свежей ржаной соломы. Отходники, чаще богомольцы ходили в лаптях за тысячи верст.
Учитель
Кроме лаптей плели бахилы (ступни). Они были более изящны по форме. Лапоть хорош для дальних походов. Пользовались холщовыми онучами, обматывали бечевками, вместо стелек подкладывали свежей ржаной соломы. Отходники, чаще богомольцы ходили в лаптях за тысячи верст.
Производство лаптей имело место почти во всех уездах губернии, но главные районы лапотников в Буйском уезде - Домнинская волость. В Домнинскои волости лапотный промысел отмечен в 27 селениях (167 дворов, 254 рабочих руки). Шапошный кустарный район - в Молвитинской волости. В 1912 году здесь 609 дворов Шапошников (1847 рабочих рук), это ремесло имело место и в соседних волостях: Домнинскои, Горинской. Гончарный промысел был развит во всех уездах, в том числе и в Буйском, и 86% гончаров работало на базар.
Просмотр презентации «Мастер класс по валянию» Приложение
Деятельность учителя и деятельность учащихся (обсуждение )Учитель
В нашей деревне Елегино местные мастера продолжают традиции своих предков. Учитель нашей школы Смирнов Вячеслав Михайлович искусный резчик по дереву. С его изделиями вы все знакомы. Его работы пользуются спросом у односельчан и за пределами нашего поселения. Во многих семьях сохранились прялки, на которых местные мастерицы прядут овечью шерсть и вяжут тёплые вещи. (Круглова Галина Павловна, Медведева Надежда Павловна, Смирнова Тамара Михайловна, Тугаринова Ольга Викторовна). Техникой лоскутного шитья владеет Медведева Надежда Павловна. Резные наличники изготавливает Тугаринов Валерий Николаевич.
Практическая работа.
Составляют рисунок кружева или кружевного изделия. Можно черным цветом (акварель, паста, тушь) по белому. Можно по цветному фону белый узор (гуашь, кисть).
Закрепление знаний. Постановка учебной задачи.
Деятельность учителя (Вопросы)
Деятельность учащихся (Ответы на поставленные вопросы)
Обсуждение в форме фронтальной беседы после выступлений учащихся.
Что полезного вы узнали на уроке?
Чему учились на уроке?
Что из представленного вы не знали вообще?
Считаете ли вы, что материал урока расширил ваши знания о русскихнародных промыслах Костромской области.
6. Заключение
- На подготовительном этапе урока было проведено анкетирование Выводы по результатам анкетирования. (Приложение 1)
Центральная Россия и Костромская область в частности – колыбель русского народа и в его промыслах отражены, развиваются и живут народные традиции, а знания о них укрепляют национальное самосознание русского человека.