Программа по внеурочной деятельности Палитра
Пояснительная записка
Данная программа представляет собой разработанный дополнительный образовательный курс художественно-эстетического направления. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками, как на уроках изобразительного искусства, так и на уроках материальной технологии. Нельзя забывать о том, что на уроках учащиеся получают лишь основные, можно сказать, ознакомительные знания в различных областях культуры, искусства и т.д. Поэтому для наиболее полного изучения и создания благоприятных условий в современных школах создаются кружки художественно-эстетического цикла, а также вводятся элективные курсы.
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:
быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;
быть ориентированными на лучшие конечные результаты.
Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Характеризуя актуальность темы, видим, что особое значение приобретает проблема творчества; способностей детей, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребенка в обществе.
Ребенок с творческими способностями - активный, пытливый. Он способен видеть необычное, прекрасное там, где другие это не видят; он способен принимать свои, ни от кого независящие, самостоятельные решения, у него свой взгляд на красоту, и он способен создать нечто новое, оригинальное. Здесь требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать, находить связи и закономерности и т.п. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности.
Цель программы: знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Данная программа занятий художественного творчества «Палитра» рассчитана на один год обучения детей в возрасте 9-10 лет (3 класс), 34 часа (1 час 1 раз в неделю во внеурочное время), поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их подготовленность, существующие навыки и умения.
Продолжительность занятия – 40 минут.
В данной программе на практику уделено не так много часов, потому что в последующих классах каждый из предусмотренных к изучению видов русского народного творчества будут изучаться подробно. Программа Палитра планирует лишь поверхностное знакомство с русским народным творчеством.
Задачи программы:
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;
- отрабатывать практические навыки работы с инструментами;
- осваивать навыки организации и планирования работы;
- развивать творческий потенциал ребенка;
- знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно-прикладного искусства.
- развивать внимание, память, логическое, абстрактное и аналитическое мышление и самоанализ;
- развитие мелкой моторики рук и глазомера;
- формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального отношения к действительности.
- формировать терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;
- формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;
- осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;
- воспитывать в детях любовь к родной стране, ее природе и людям.
Основные формы и методы работы:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; индивидуальная деятельность и выставки творческих работ.
Принципы, лежащие в основе программы:
- доступности;
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
- демократичности и гуманизма ;
- научности .
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Предполагаемые результаты работы
Учащиеся должны знать и уметь:
иметь начальные знания по композиции и орнаменту;
уметь ориентироваться в цветоведении и подборе красок для выполнения своей работы;
иметь общее представление о росписи, о народных ремеслах в целом;
уметь отличать различные виды росписей: городецкая роспись, хохлома, жостово;
уметь выполнять несложные композиции с применением полученных знаний, в основном составление цветочных композиций;
уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;
иметь представление о народной культуре;
совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки;
правила безопасности труда;
уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить выполненную работу.
Универсальные учебные действия:
самоопределение (личностное): широта диапазона оценок, социальная роль ученика, осознание своих возможностей в учении;
мотивация учебной деятельности: интерес к новому, различные способы решения педагогической ситуации, стремление к самоизменению;
нравственно-эстетические: решение моральных дилемм, оценка действий с точки зрения соблюдения моральных норм, умение аргументировать необходимость выполнения моральных норм;
планирование: определение последовательности действий, соотношение их с планируемым результатом;
коррекция: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия;
логические: составление плана, определения способа действия; моделирование;
кооперация: согласованность усилий по достижению общей цели;
интериоризация: способность строить понятные для собеседника высказывания.
Формы и виды контроля
виды контроля
содержание
методы
сроки контроля
Вводный
Области интересов и склонностей. Уровень знаний, умений, навыков по изобразительному искусству.
Беседы, наблюдение, просмотр творческих работ учащихся
Сентябрь
Текущий
Освоение учебного материала по темам, разделам
Творческие и практические задания, выполнение образцов, упражнения
По каждой теме
Творческий потенциал учащихся
Наблюдение, игры, упражнения. Участие в выставках и конкурсах
В течение года
Итоговый
Контроль выполнения поставленных задач. Уровень творческого роста
Зачетные, творческие работы.
Апрель
Май
Учебно-тематический план
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Теор.
Практ.
1
Введение
2
1
1
2
Городецкая роспись
8
6
2
3
Хохломская роспись
9
7
2
4
Жостовская роспись
5
2
3
5
Дымковская игрушка
10
2
8
Содержание программы
Городецкая роспись – 8 часов.
История возникновения Городецкой росписи.
Особенности выполнения рисунка в стиле Городца. Основные элементы Городецкой росписи – круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.
Сложился и свой прием росписи - сначала на изделие наносился фон, одновременно служивший и грунтовкой, затем по нему наносятся толстой кистью крупные цветовые пятна, так называемый "подмалевок". После этого более тонкой кисточкой наносятся необходимые штрихи, затем роспись заканчивает "разживка" - когда рисунок объединяется в цельную композицию с помощью черной краски и белил. Законченную композицию обычно ограничивают рамкой.
Виды рисунка: городецкие цветы, лист, ягоды, птицы, конь.
Инструменты и материалы: кисти, желательно беличьи, №1, №2, №3, плоская кисточка; краски гуашевые 12 цветов.
Хохломская роспись – 9 часов.
История возникновения Хохломской росписи.
Техника хохломской окраски
Цветущие кусты и плоды на Руси считались пожеланием добра и благополучия, поэтому-то их так много в хохломской росписи. Художники не вычерчивают заранее чётких контуров в узорах, а для этого необходимо большое мастерство, точность руки и глаза.
Виды хохломской росписи.
Много места мастер оставлял золотому фону.
Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки. В росписи хохломской посуды нет жанровых сцен. Художники рисуют растительные орнаменты: листики, изогнутые веточки, землянички, малинки, рябинки, сердечки цветов.
Самый распространенный орнамент в хохломской росписи – травка.
Самые затейливые узоры называют «кудрины».
Узор ягодка. Чаще всего изображались такие ягоды как крыжовник, клубника, смородина и рябина.
Жостовская роспись – 6 часов.
История возникновения жостовской росписи.
Роспись ведется в несколько последовательных приемов. Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет – прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объемно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, Борта подноса расписывают легким «золотом».
Главная тема украшения жостовских подносов в букеты цветов, гирлянды, своеобразные натюрморты.
Роспись выполняется приемами свободного кистевого мазка, без предварительного нанесения рисунка. Чаще всего используется черный фон.
Приемы жостовской росписи. Знакомство учащихся с приемами жостовского письма идет на основе традиции, предусматривающей выполнение росписи в две стадии: замалевок, выправка.
Дымковская игрушка – 10 часов.
Цвет росписи игрушек ликующе-радостный, яркий, нередко контрастный в сочетаниях красок. В орнаменте много колец и кругов, варьируемых в размере и цвете.
Дымковские герои: круторогие барашки, молочница с коровой, олени, дымковский конь, поросенок, рыбы, дымковская барыня, птичница, водоноски, мамки-няньки, птичий двор.
Методические рекомендации
Занятия по декоративному рисованию необходимо стоить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, их интересы и пожелания.
Задача педагога - показать разнообразие и традиции видов: характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.
Вся работа проводится в трех направлениях:
Ознакомление детей с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Эмоциональное воспитание детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
Обучение некоторым приемам росписи по мотивам народных промыслов.
Обучение умению выделять особенности каждого вида декоративно-прикладного искусства, находить сходства и различия в изделиях народных мастеров, формировать декоративное творчество, умение создавать узоры на любой форме, развитие творческих способностей ребенка.
Педагогическая диагностика
Учащимся в конце года предлагается сравнить две работы разных промыслов. Они должны назвать вид росписи, выделить и назвать общее и различное в цвете, форме, композиции, элементах; выразить свое эмоциональное отношение к произведению, расписать одно изделие по мотивам понравившейся росписи.
Цель: выявление полученных знаний, умений и навыков обучающихся, умения различать и выполнять орнамент к заданному виду изученных росписей, выражать свое отношение к русскому народному творчеству.
Диагностика проводится по следующим направлениям:
- определить вид росписи демонстрируемого образца (3-0 баллов);
- описать демонстрируемый вид росписи (2-0 баллов);
- выполнить узор в одном из изученных видов росписи (2-0 баллов);
- выразить свое отношение к одном из изученных видов росписи (2-0 баллов).
Анализ результатов:
От 0 до 3 баллов:
Учащийся не дифференцирует виды росписи. Изученный материал не усвоен.
От 4 до 6 баллов:
Не выражает свое отношение к росписи. Часто полностью копирует роспись. Допускает неточности, путается. Технические навыки средние.
От 7 до 9 баллов:
Описывает подробно. При сравнении указывает сходство и различия по нескольким признакам. Высокая техника выполнения.
Материально-техническое обеспечение
Аудиозаписи с произведениями русских композиторов для сопровождения занятий.
Дидактические игры по мотивам народного творчества.
Трафареты народных игрушек, декоративных элементов различных видов росписи;
Раскраски по декоративно-прикладному творчеству
Демонстрационный материал:
видеофильм "Русские промыслы",
альбомы по народному творчеству,
иллюстрации с изображением жостовских подносов,
таблицы с элементами росписей,
схемы поэтапного рисования различных видов росписей
Краски гуашевые, альбом, картон, кисти, ножницы, клей, линейка, карандаш, ластик.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов, блоков, тем
Элементы содержания
Всего часов
Формы и методы работы
Вид деятельности
Вид контроля
Практич.
Теор.
1
Вводное занятие.
Использование в деятельности различных материалов: гуашь, акварель, карандаш
1
Беседа, упражнение
опрос
2
Элементы цветоведения.
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Передача настроения
в творческой работе
(в живописи) с помощью цвета, линии, пятна.
1
Игра, упражнение, рассказ, метод наглядности
Тренировка графических навыков
Творческая работа
Городецкая роспись
3
Узор и орнамент. Углубление в основы декоративной композиции.
Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства. Представление о роли изобразительных искусств, их связи с жизнью.
1
Рассказ, практи-ческая работа, метод нагляд-ности
Самостоятель-ная работа
выполнение узора по образцу
4
История городецкой росписи
Ознакомление с произведениями народных промыслов в России – мастеров Городецкой росписи Представление об узоре, орнаменте,
сфере применения орнамента. Составление узора и его роспись
1
Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение
Опрос
5-6
Городецкие орнаменты
1
1
Викторина, беседа, упражнение, метод нагляд-ности
Упражнение
Выполне-ние элементов городецкого орнамента
7-8
Городецкая жар- птица
2
Упражне-ние, демонстра-ция, работа по алгоритму, выставка работ учащихся
Выполнение декоративной работы по алгоритму
Изображе-ние городецкой птицы по алгоритму
9-10
Городецкий поднос
2
Зачетная работа
Изображе-ние городецкого коня по алгоритму
Хохломская роспись
11
История создания и развития хохломской росписи
Орнамент и стиль эпохи. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России. История происхождения хохломы, основные виды орнамента, цвета, изделия, техника выполнения работы. Использование трафарета, правила безопасности при работе с ножницами
1
Рассказ, беседа, игра
Наблюдение
Опрос
12-13
Основные цвета и орнаменты в хохломе
2
Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение
Выполнение образцов
Следование алгоритму при выполнении работы по алгоритму
14-15
Роспись конфетницы в стиле «Хохлома»
2
Метод нагляд-ности, объяснения, игра
Работа по образцу
Выполне-ние росписи тарелки в стиле Хохлома
16-17
Хохломская роспись. Жар-птица.
1
1
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ
Работа с шаблоном
Выполне-ние росписи
18-19
Хохлома. Сувениры. Самостоятельная работа
2
Творческая работа
Правила выполнения орнамента
Жостовская роспись
20
История создания и виды жостовской росписи
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. История возникновения жостовской росписи, особенности работы в данной технике, основные виды орнамента, формы подноса. Симметрия, правила композиции. Особенности техники росписи.
1
Рассказ, наблюдения, метод нагляд-ности
Беседа
Разгадыва-ние кроссворда
21-22
Жостовский букет
2
Метод нагляд-ности, рассказ, упражнение
Практическая работа
Выполне-ние букета в жостовском стиле
23-24
Поднос в стиле жостовской росписи
1
1
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ
Творческая работа
Выполне-ние зачетной работы
Дымковская игрушка
25
История создания и виды дымковской игрушки
Русские народные игрушки. Виды и формы дымковской игрушки. Основные цвета, символика и виды орнамента. Передача настроения в творческой работе при помощи цвета. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.
1
Рассказ, демонстра-ция, игра, наблюдение
Беседа
Ответы на вопросы
26-27
Дымковская игрушка. Использование символического орнамента.
1
1
Рассказ, демонстра-ция, упражнение, игра
Практи-ческая работа
Выполнение элементов дымковского орнамента
28-29
Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» животные
2
Рассказ, метод нагляд-ности, упражнение, выставка работ
Творческая работа
Выполнение работы по алгоритму
30-31
Выполнение рисунка «Дымковская игрушка» люди
2
Демонстра-ция, беседа, упражнение
Работа с шаблонами
Выполнение рисунка
32-34
Русское народное творчество. Творческая работа учащихся.
3
Беседа, викторина, самостоя-тельная работа, выставка работ учащихся
Творческая работа
Выполнение зачетной работы
.
Список литературы для учителя и учащихся:
Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие, Краснодар, 1995.
Сокольникова Н.М. «Краткий словарь художественных терминов», изд. Титул, 1996.
Сокольникова Н.М. «Основы композиции», изд. Титул, 1996.
Программы дополнительного художественного образования детей, изд. Просвещение,2007.
Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего», изд. «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
Е. Румянцева. «Украшения для девочек», изд. «Айрис Пресс» г. Москва, 2006г.
Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества», изд. «Родничок» г. Тула, 2002г.
Литература
Говорун Л.Б. «Декоративно-прикладное искусство» методическое пособие - Краснодар, 1995.
Чернякова Н.С. «Уроки детского творчества» - г. Тула: «Родничок», 2002.
15