Рабочая программа Студии художественного творчества Веселая палитра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия имени Ф.К.Салманова
РАССМОТРЕНО: УТВЕРЖДАЮ:
______________________ Руководитель организации _____________
(наименование коллегиального ______________________ ФИОоргана организации) (подпись) «_____»________________ 2016 «______»__________________2016
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Студия художественного творчества «Веселая палитра»
___________________________________________________________________
(наименование программы)
Возраст обучающихся
5-6 лет
Количество часов в год
36
Педагог, реализующий программу
Хабутдинова Гулия ФаниловнаСУРГУТ 2016
ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ) ПРОГРАММЫ
МБОУ гимназия им.Ф.К.СалмановаНазвание программы «Студия художественного творчества «Веселая палитра»
Направленность программы Художественно-эстетическая
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу Хабутдинова Гулия ФаниловнаГод разработки 2016г.
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа Информация о наличии рецензии Цель развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет средствами нетрадиционного рисования. Раскрытие и реализация личностных потенциалов дошкольников путём использования личностно- ориентированных педагогических технологий. Воспитание творчески развитого, раскрепощённого, инициативного ребёнка.
Задачи -Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
-Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.
-Формировать эстетический вкус.
-Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение как инструмента самовыражения, ассоциативное мышление и любознательность.
-Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами (цвет, линия, пятно, форма, композиция) – своего видения мира.
-Развитие интегративных качеств путём коллективного творчества.
Ожидаемые результаты освоения программы Уметь из простых форм создавать узнаваемые предметы.
Уметь располагать изображаемый предмет в листе по центру.
Уметь передать выразительность в работе.
Имеет представления об основных приемах композиции, о видах ИЗО (портрет, пейзаж, натюрморт).
Владеть различными техниками работы с мелками и акварелью.
Уметь передавать форму и цвет изображаемого предмета.
Уметь самостоятельно составлять несложные композиции в декоративном рисовании, рисовании по воображению, сюжетном рисовании.
Срок реализации программы 1 год
Количество часов в неделю/год 36 часов в год,
1 час в неделю
Возраст обучающихся 5-6 лет
Формы занятий Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий
Методическое обеспечение Репродукции картин, цветовой спектр,
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.) - наличие изо студии
аудио и видео-коллекция;
методические разработки к занятиям по декоративно – прикладному искусству;
творческий процесс сопровождать классическими музыкальными произведениями
Пояснительная записка
о реализации учебно-тематического плана
на 2016/2017 учебный год
I.Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
- Срок реализации учебного предмета
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета
- Сведения о затратах учебного времени
- Форма проведения учебных аудиторных занятий
- Цели и задачи учебного предмета
- Структура программы учебного предмета
- Методы обучения
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
II.Содержание учебного предмета
- Учебно-тематический план
- Программное содержание по годам обучения
III.Требования к уровню подготовки учащихся
IV.Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки
V.Методическое обеспечение учебного процесса
VI.Список литературы и средств обучения
- Методическая литература
- Учебная литература
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристика учебного предмета, его место
и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Волшебная палитра» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области изобразительного искусства в детских школах искусств.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественно-творческой и практико-ориентированной.
В целом занятия декоративно-прикладным, изобразительным искусством в рамках данной программы помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком искусства, учатся работать различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.
Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом.
Программа имеет практическое направление, так как дети имеют возможность изображать окружающий их мир с помощью различных материалов и видеть результат своей работы. Каждое занятие включает теоретическую и практическую части.
Рекомендуемый для начала освоения программы возраст детей: 5-6 лет.
Срок реализации учебного предмета
При реализации программы учебного предмета «Волшебная палитра» со сроком обучения 1 год, продолжительность учебных занятий составляет 36 недель в год.
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей 5-6 лет средствами нетрадиционного рисования. Раскрытие и реализация личностных потенциалов дошкольников путём использования личностно- ориентированных педагогических технологий. Воспитание творчески развитого, раскрепощённого, инициативного ребёнка.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Задачи:
Обучающие:
1. Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования.
2. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту. Формировать эстетический вкус.
3. формирование умений и навыков работы с различными художественными материалами и техниками;
4. знакомство учащихся с первичными знаниями о видах и жанрах изобразительного искусства;
5. формирование знаний об основах цветоведения;
6. формирование знаний о правилах изображения окружающего мира по памяти и с натуры;
Развивающие:
1. Развивать творчество и фантазию, наблюдательность, воображение как инструмента самовыражения, ассоциативное мышление и любознательность.
2. Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами (цвет, линия, пятно, форма, композиция) – своего видения мира.
3. Развитие устойчивого интереса детей к различным видам изобразительной деятельности;
4. развитие творческой индивидуальности учащегося, его личностной свободы в процессе создания художественного образа;
5. развитие зрительной и вербальной памяти;
Воспитательные:
1. Развитие интегративных качеств путём коллективного творчества.
Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2016/2017 учебном году:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) 1 год
Год обучения (первый, второй и т.д.) Первый
Возраст воспитанников 5-6
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году 15
Количество часов в неделю 1
Общее количество часов в год 36
Ожидаемые результаты на текущий учебный год:
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:
знать:
- виды и жанры изобразительного искусства;
- свойства различных художественных материалов;
- правила изображения предметов с натуры и по памяти;
- основы цветоведения;
уметь:
- работать с различными художественными материалами и техниками;
- раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:
памятные даты: день Победы
крупные мероприятия учреждения: новый год, 8 марта, день победы
оформление стен детского сада детскими рисунками
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Учебные аудитории должны быть просторными, светлыми, оснащенными необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи в народном творчестве, технические рисунки, а также изделия народных промыслов, живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
Для реализации программы необходимо дидактическое обеспечение:
а) наглядные пособия, образцы работ, сделанные учащимися;
б) слайды, видео-аудио пособия;
в) иллюстрации шедевров живописи, графики и декоративно-прикладного искусства;
г) схемы, технологические карты;
д) индивидуальные карточки.
Формы организации детей:
Коллективная.
Индивидуальная.
Парами.
Подгрупповая.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов.
Учебно-тематический план
№ Названия тем выполняемых работ Количество часов
1 «Бабочка» 1
2 «Ваза с фруктами» 1
3 «Фантастические деревья» 1
4 «Птичий двор» 1
5 «Ветка рябины» 1
6 «Осенняя береза» 1
7 «Золотая осень» 1
8 «Кошка» 1
9 «Роспись силуэтов Дымковских игрушек» 1
10 «Хмурая осень, ветреный день» 1
11 «Воробышек» 1
12 «Улицы города» 1
13 «Я» 1
14 «Пингвины» 1
15 «Жостовский поднос» 1
16 «Праздник Елки» 1
17 «Дед Мороз» 1
18 «Зимние деревья» 1
19 «Зимние забавы» 1
20 «Зимнее дерево» 1
21 «Богатырь» 1
22 «Путешествие в жаркие страны» 1
23 «Филимоновская сказка» 1
24 «Подводное царство» 1
25 Натюрморт «Комнатный цветок» 1
26 «Птицы прилетели» 1
27 «Портрет прекрасной дамы в шляпе» 1
28 «…царевна есть, что не можно глаз отвесть» 1
29 «Аленький цветочек» 1
30 «Космические путешествия» 1
31 «Пропала собака» 1
32 «Добрые герои сказок» 1
33 «Букет-настроение» 1
34 «Цветущий май» 1
35 Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке 2
Итого за год: 36 часов
Программное содержание
Цель: научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг себя и создавать художественные образы.
Основные задачи:
- развитие воображения и образного мышления, наблюдательности и внимания;
- развивать навыков владения художественными инструментами и материалами;
- знакомство детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства.
Предполагаемый результат второго учебного года, учащиеся:
- откроют для себя богатство и разнообразие труда художника;
- получат представления о воплощении образов окружающего мира на основе создания собственных художественных работ;
- узнают, что такое живопись, графика, скульптура, научатся различать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет.Темы и содержание выполняемых работ
«Бабочка»
Цель и задачи: познакомить с новым способом изображения - монотипией, формировать навыки рисования в нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию.
Содержание: загадка. Показ работы в новой технике. Оттиск второй половины бабочки путем складывания бумаги пополам. Декорирование крыльев бабочки простым орнаментом. Дорисовывание усиков и мелких деталей бабочки фломастерами.
Материал: гуашь, лист бумаги, тонкая кисть, фломастеры.
«Ваза с фруктами»
Цель и задачи: учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в искусстве – натюрморт; учить детей самостоятельно составлять натюрморт из предложенных предметов, формировать навыки правильно располагать предметы натюрморта; учить передавать в рисунке характерные особенности фруктов.
Содержание: предварительная работа - лепка и аппликация натюрморта, составление натюрморта из предметов окружающей обстановки. Показ репродукций с картин художников, рисующих натюрморты.
Загадки про фрукты. Исследование натурной постановки. Зарисовка яблока, груши, винограда. Показ работы над натюрмортом, его последовательность рисования. Работа от пятна по всему листу. Расположение фруктов в вазе.
Материал: стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, кисти, краски гуашь, формат листа А3.
«Фантастические деревья»
Цель и задачи: продолжать знакомство с теплыми цветами и их оттенками и с холодными цветами и их оттенками. Научить создавать образы необычных деревьев. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: сказка о чудо-дереве. Использование схемы: основные и составные цвета. Цветовая растяжка (разбеление теплых цветов и холодных цветов). Нежные, пастельные цвета.
Материал: гуашь, палитра, формат А3, карандаш, альбом.
Выставка работ.
«Птичий двор»
Цель и задачи: учить детей изображать выбранную птицу на основе сложившихся представлений о домашних птицах и самостоятельно анализировать ее форму, строение, пропорции; выбрать изобразительный материал для рисования: краски, цветные карандаши или восковые мелки; использовать технические приемы рисования птиц. Развивать творчество, самостоятельность.
Содержание: загадки про птиц. Рассматривание домашних птиц, их формы, строения. Зарисовка птиц конструктивным методом. Расположение рисунка птицы на формате бумаги А3.
Материал: цветные карандаши, краски, восковые мелки.
Выставка работ.
«Ветка рябины»
Цель и задачи: научить создавать осенний натюрморт. Закреплять умение рисовать инструментом «растушовка», изображая ягоды рябины, совершенствовать навыки рисования концом кисти, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.
Содержание: рассматривание рябины. Последовательность работы рисования рябины.
Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.
Выставка работ.
«Осенняя береза»
Цель и задачи: учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучать правильным способам действия кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ стройной белоствольной березы.
Следить за правильной осанкой при рисовании.
Содержание: загадка. Показ репродукций с картин художников, рисующих деревья. Показ последовательности рисования березы. Работа всей поверхностью кисти и работа кончиком кисточки. Мазковая живопись.
Материал: иллюстрации с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, кисти, альбом для упражнения в рисовании тонких линий и разных способов работы кистью; кисточки, краски гуашь.
«Золотая осень»
Цель и задачи: познакомить с новым приемом рисования с использованием засушенных растений - печатание цветов и трав, учить составлять композицию, передавать в ней изменения, произошедшие в природе, закреплять умение детей различать и называть жанр искусства - пейзаж, закреплять умение располагать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта, развивать творчество, художественный вкус, терпение. Содержание: рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам. Рассказать о переднем и дальнем плане, используя репродукции картин художников-пейзажистов. После определения, что такое линия горизонта, найти ее в репродукциях картин русских художников-пейзажистов.
Материал: образец, засушенные листья различной формы, гуашь, кисти.
«Кошка»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать домашних животных. Познакомить с новыми графическими материалами. Передавать пушистость с помощью угля, сангины или пастельных мелков.
Содержание: загадка про кошку. Этапы рисования кошки с помощью мягких графических материалов. Образ кошки.
Материал: пастель, уголь, сангина, формат бумаги А4.
«Роспись силуэтов Дымковских игрушек»
Цель и задачи: закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, особенности узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков путем разбеливания.
Содержание: рассматривание дымковских игрушек. Показ рисования дымковского орнамента в полосе, в круге.
Материал: силуэты дымковских игрушек, гуашь, кисти, дымковские игрушки или иллюстрации.
Выставка работ.
«Хмурая осень, ветреный день»
Цель и задачи: учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев: березы, ели, клены и др.; располагать их на широкой полосе земли небольшими группами; учить приглушать яркий цвет красок. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка).
Содержание: рассматривание картин с изображением различного состояния природы (серое небо, коричневая земля). Показ смешивания ярких красок с черной. Приглушение красок. Последовательность работы над пейзажем.
Материал: картины с изображением различной осенней погоды - ясной и хмурой, ветреной; краски гуашь, мягкие кисти, палитра для приглушения ярких красок, цветные карандаши.
Выставка работ
«Воробышек»
Цель и задачи: формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению; познакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим.
Содержание: рассматривание птиц на иллюстрациях, наблюдения за птицами, лепка, зарисовка птиц. Последовательность работы рисования птиц. Загадки, стихотворения, изображения птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др., штрихованные изображения из книжек-раскрасок. Материал: черный фломастер; квадратные листы бумаги, простой и цветные карандаши.
«Улицы города»
Цель и задачи: продолжать учить детей рисовать дома разных размеров, выделять главный объект, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополнять композицию по своему усмотрению (деревья, машины, украшения), развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
Содержание: городские пейзажи. Загадки и стихотворения.Материал: восковые мелки, цветные карандаши, акварель, бумага формат А3, кисть.
«Я»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью. Учить передавать в рисунке образ человека. Научить рисовать свой портрет, дать понятие о пропорциях лица. Продолжать работу гуашевыми красками.
Содержание: рассказать о портрете как о жанре живописи. Знакомство с художниками-портретистами. Рассказать о пропорциях лица. Игра: «Найди свою половинку».
Самостоятельная работа детей над автопортретом гуашевыми красками на формате А3.
«Пингвины»
Цель и задачи: учить изображать арктических животных на основе впечатлений, полученных от почитанной книги Г.Снегирева «Про пингвинов», передавать животных в движении, их характерные особенности. Продолжать учить рисовать с помощью поролоновых тампонов. Воспитывать интерес к природе, к животному миру. Пингвины, среда их обитания. Чтение отрывка из книги «Про пингвинов».
Содержание: показ последовательности рисования пингвинов.Материал: листы бумаги формата А3, краски, кисти, тампоны.
Создание холодного фона с последующим изображением на нем пингвинов.
«Жостовский поднос»
Цель и задачи: познакомить детей с особенностями жостовской росписи, учить детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи; размещать в центре крупные цветы, заполняя композицию листьями. Воспитывать интерес к народному творчеству. Закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет.Рассматривание жостовских подносов и знакомство с жостовской росписью.
Содержание: особенности рисования элементов, фон под роспись.
Материал: таблица с элементами жостовской росписи, черный картон в форме подноса для детей разной формы, гуашь, кисти.
Выставка работ.
«Праздник Елки».
Цель и задачи: развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению, намечать содержание и передавать его в рисунке, используя яркие тона красок. Продолжать учить рисовать деревья, животных, фигуру человека.
Содержание: стихотворения и загадки. Показ рисования праздничной елки мазковым способом. Закрашивание фона.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
«Дед Мороз»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать фигуру человека. Развивать у детей эмоциональное отношение к изображению.
Содержание: стихотворение и загадки. Последовательность рисования фигуры Деда Мороза. Закрашивание фона.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
Самостоятельная работа учащихся.
Выставка работ.
«Зимние деревья»
Цель и задачи: научить передавать образ зимнего леса, используя технику оттиска засушенных листьев. Продолжать учить закрашивать фон, работать широкой кистью, смешивать краски. Закреплять понятия о холодной гамме цветов.
Содержание: показ картин художников-пейзажистов. Этапы работы над пейзажем. Линия горизонта. Холодный фон. Смешение красок на палитре.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок, карандаш, засушенные листья деревьев.
«Зимние забавы»
Цель и задачи: научить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Самостоятельно придумывать композицию, создавать зимний пейзаж, изображать деревья, кусты. Совершенствовать умение рисовать карандашами, закрашивать рисунок с разным нажимом карандаша. Развивать художественный вкус, творчество, старательность.
Содержание: рассматривание фигуры человека на лыжах в разных позах, катающегося человека на санках, коньках. Последовательность рисования фигуры человека катающегося на коньках, санках.
Материал: альбомные листы, карандаши цветные, восковые мелки.
«Зимнее дерево»
Цель и задачи: учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах, кору деревьев; рисовать штрихами с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.
Содержание: знакомство с графикой. Таблица с изображением штрихов. Показ работы тушью деревянными палочками.
Материал: иллюстрации с зимними пейзажами, гравюры, таблица с изображением штрихов, изображения ели и сосны (без хвои), силуэты зимних деревьев, кустов, черные карандаши, черные восковые мелки или тушь с деревянными палочками.
«Богатырь»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить передавать характерные особенности мужского лица, соблюдать пропорции, форму. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма богатыря.
Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов и картин, написанных по мотивам русских народных сказок. Образ русского богатыря. Особенности пропорций мужской фигуры. Последовательность рисования.
Материал: гуашь, кисти, формат А3.
«Путешествие в жаркие страны»
Цель и задачи: заинтересовать детей рисованием животных жарких стран в их среде обитания - среди лесов и степей. Развивать разумное и бережное отношение к природе. Закреплять полученные навыки рисования (рисование концом кисти, использование тычка, тампона для рисования пушистой шерсти).
Содержание: рассматривание животных жарких стран на иллюстрациях книг. Последовательность рисования животных (слон, жираф, зебра и т.д.).
Материал: краски, простые карандаши для рисования эскиза, кисти.
Иллюстрации.
«Филимоновская сказка»
Цель и задачи: продолжать знакомить с орнаментом украшения филимоновских поделок – полоски, снежинки, а также с основными цветами, используемыми в украшении поделок. Продолжать учить рисовать кончиком кисти. Формировать любовь к народному искусству, развивать чувство цвета, ритма.
Содержание: показ рисования элементов орнамента филимоновской игрушки. Передача характерной цветовой гаммы. Рисование орнамента в полосе.
Материал: краски гуашь, таблица с элементами узора.
«Подводное царство»
Цель и задачи: продолжать знакомить с техникой «граттаж». Учить рисовать рыбок, морских звезд, медуз. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: загадка про морских животных. Показ работы в технике «граттаж». Материал: «волшебная бумага» для граттажа, деревянная палочка, альбом, карандаш.
Натюрморт «Комнатный цветок»
Цель и задачи: учить рисовать тушью и пером. Показать особенности изображения комнатного цветка в графике. Продолжать знакомить со средствами графики.
Содержание: графика – одно из средств изображения природы. Штрих, линия, композиция – средства графики. Рисование с натуры комнатного цветка.
Материалы: тушь, перо, бумага формата А4.
«Птицы прилетели»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать различных птиц. Передавать строение и окраску. Продолжать учить рисовать восковыми мелками и акварелью.
Содержание: загадки и рассказы про птиц. Показ последовательности рисования различных птиц. Компоновка на листе стайки птиц.
Материалы: восковые мелки, акварель, кисти, формат бумаги А3.
«Портрет прекрасной дамы в шляпе»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить передавать характерные особенности женского лица. Учить рисовать погрудный портрет. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке женский образ.
Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов. Образ женщины. Особенности женского образа. Последовательность рисования.
Материал: гуашь, кисти.
Выставка работ.
«…царевна есть, что не можно глаз отвесть».
Цели и задачи: учить изображать один из эпизодов знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия, изображать сказочного героя и передачу его движений; передавать характерные особенности одежды и предметов, закреплять навыки рисования неба, моря акварельными красками «по-сырому». Развивать фантазию, память, мышление, творчество.
Предварительная работа: рассматривание рисунков, портретов.
Содержание: последовательность рисования портрета во весь рост на подготовленном акварельном фоне. Создание женского образа с помощью выразительных средств (линия, пятно).
Материал: иллюстрации к сказке «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина; формат бумаги А3, краски гуашь, мягкие кисти, вода.
Выставка работ.
«Аленький цветочек»
Цель и задачи: формировать у детей образные представления; учить умению создавать средствами рисунка сказочный цветок необычной красоты; передавать в рисунке радость. Воспитывать желание и умение работать самостоятельно.
Содержание: загадка. Декорирование лепестков цветка простым орнаментом. Дорисовывание усиков и мелких деталей фломастерами.
Материал: бумага, краски - гуашь, кисти.
Выставка работ.
«Космические путешествия»
Цель и задачи: познакомить с новым способом рисования «эстамп по картону», продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе. Показ работы в технике «эстамп по картону».
Содержание: сначала изготовить клише из картона, потом валиком раскатать гуашевую краску на нем, положить цветную бумагу и откатать скалкой. Дорисовать мелкие детали цветными ручками или фломастерами.
Материал: два картона формата А4, цветная бумага формата А4, гуашь, ножницы, картон, клей, поролоновый валик для краски, валик для прокатывания.
Иллюстрации о космосе.
«Пропала собака»
Цель и задачи: продолжать учить работать по сырому листу. Учить рисовать собаку, используя жирные мелки, фломастеры, пастель.
Содержание: стихотворение «Щенок» С.Михалкова. Показ работы в технике «по-сырому». Передача пушистости жирными мелками с помощью различных линий.
Материалы: гуашь, акварель, пастельные мелки, восковые мелки, фломастеры, формат бумаги А3.
«Добрые герои сказок»
Цель и задачи: учить передавать свое отношение к героям сказок, используя линию, цвет и украшение. Продолжать учить рисовать человеческую фигуру.
Содержание: рассказ о средствах изобразительного искусства (линия, цвет, украшение). Показ репродукций картин В.Васнецова (сказочные герои). Рисование схемы фигуры человека с последующим созданием образа героя. Работа детей над созданием линейного рисунка, затем -живописного.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.
Выставка работ.
«Букет-настроение»
Цель и задачи: научить выражать свое настроение через ритм, пластику и цвет букета. Развивать творчество, фантазию.
Содержание: предложить нарисовать букет, который по цвету и ритму соответствует эмоциональному состоянию человека (радость, грусть, печаль и т.д.). Обсудить взаимосвязь цветовых гамм и эмоций.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.
«Цветущий май»
Цель и задачи: передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках; учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.
Содержание: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов. Образ цветущего дерева. Особенности цветовой гаммы (пастельные тона). Последовательность рисования.
Материал: репродукции с различными композициями с весенними образами; мягкие кисти, краски гуашь, формат А3.
Выставка работ.
35-36. Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Данный раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Изобразительное творчество для детей дошкольного возраста»:
знание основных понятий и терминологии в области изобразительного искусства;
первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
знания об основах цветоведения;
умения и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;
навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию, а также итоговую аттестацию. Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде творческого просмотра по окончании каждого полугодия учебного года.
По окончании освоения учебного предмета учащиеся должны:
знать:
- виды и жанры изобразительного искусства;
- свойства различных художественных материалов;
- правила изображения предметов с натуры и по памяти;
- основы цветоведения;
уметь:
- работать с различными художественными материалами и техниками;
- раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.
Критерии оценки
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются отметки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».
• 5 (отлично) - ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, при этом рисунок выразителен, подход к работе творческий; умеет завершать свою работу самостоятельно.
• 4 (хорошо) – ставится при способности учащегося рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения, но делает незначительные ошибки.
• 3 (удовлетворительно) - ставится, если учащийся умеет выполнять задание по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению заданий, работа содержит значительное количество ошибок.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации преподавателям
Реализация программы учебного предмета «Веселая палитра» основывается на принципах учета индивидуальных способностей ребенка, его возможностей, уровня подготовки.
Основным методом общения педагога с учеником является диалогическое общение. Диалоги между преподавателем и ребенком направлены на совместное обсуждение творческой работы и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно-оценочных критериев у детей.
Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует ее продуктивности. Программа знакомит учащихся с различными материалами и техниками, что способствует стимулированию интереса и творческой активности учащихся.
В программе учтен принцип системности и последовательности обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Содержание программы составляют темы, которые разработаны исходя из возрастных возможностей детей. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от знакомства со свойствами художественных материалов, изучения основ изобразительного творчества до самостоятельного составления и решения работы в материале.
Направление «Основы изобразительной грамоты»:
навыки рисования с натуры и по представлению, восприятия предметов, выделения основных частей, их формы, строения, соотношения частей по величине, цвету и характерным признакам;
изображение с натуры цветов, веток, комнатных растений, овощей, фруктов;
выбор листа бумаги, расположение на нем изображения, подбор материалов для передачи выразительности образа; создание образов по представлению, воображению;
рисование сюжетных композиций на темы знакомых сказок, рассказов, отражение впечатлений об окружающей природе в разное время года и дня;
изображение событий из жизни детей (игры, танцы, праздники, семья, традиции, интересные эпизоды);
передача различий по величине, особенностей одежды и ее украшений, фигуры человека и животных в движении;
расположение предметов на полосе (в один ряд), на всем листе и широкой полосе (ближе, дальше, загораживая один предмет другим);
выделение в композиции главного (величиной, цветом, расположением, формой и др.);
дополнение рисунка в соответствии с содержанием;
определение темы рисунка, доведение начатого до конца, самостоятельность в решении намеченных задач;
развитие воображения, фантазии;
ознакомление детей с цветами спектра - холодными, теплыми, нейтральными и их оттенками;
использование цвета как средства выразительности;
выполнение задания на ограниченное использование цвета, составление оттенков и новых цветов (гуашь, акварель);
использование различных изобразительных материалов: гуаши, акварели (различные способы по-сырому), рисование сангиной, углем, пастелью, цветными восковыми мелками, свечей, фломастерами;знакомство с некоторыми способами создания гравюр: печатание по картону, мятой бумагой, нитками, способом процарапывания по восковой подкладке и др.;
овладение навыком применения линий (волнистая, отрывистая, острая и др.) для передачи образа;
знание различных способов закрашивания больших поверхностей гуашью, акварелью, карандашом и пр.;
владение кистями плоскими, круглыми, разной толщины в зависимости от цели задания;
умение пользоваться мазком (мазок Ван Гога, кирпичик и др.) для передачи настроения, формы, фактуры;
различение видов и жанров изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, натюрморт, портрет, пейзаж.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Методическая литература
Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (программа и методические рекомендации) - М. «Мозаика - Синтез» 2006.
Лахути М.Д. «Как научиться рисовать» - М. «РОСМЭН» 2001.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., и др. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М.: ТЦ “Сфера”, 1999.
Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: методические рекомендации.» – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М.: ТЦ Сфера, 2005 г.
Борисова Е. Развиваем творческие способности старших дошкольников в рисовании.// Дошкольное воспитание. – 2002. – №2.
Щербакова И.В. «Обучение детей нетрадиционным способам изображения объектов живой и неживой природы» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №5, №7, №8.
Григорьева Г.Г. «Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности» - М. «Просвещение» 1995.
Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство» - Я. «Академия развития» 1997 г.
М.Г. Дрезнина «Каждый ребёнок - художник» - М. «ЮВЕНТА» 2002.
Женевьев Кастерман «Живопись» Детское справочное бюро. – М. АСТ. АСТРЕЛЬ 2002.
В.И. Вислоушкин «Экспресс – рисование» Программа. – Вуктыл. МУ «Центр Изобразительного искусства». 2001.
Е.В. Баранова, А.М. Савельева «От навыков к творчеству» Обучение детей 2 – 7 лет технике рисования. М. «Мозаика – Синтез». 2009.
Т.В. Калинина «Цветы и травы» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
Т.В. Калинина «Большой лес» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
Т.В. Калинина «Башня, растущая в небо» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.
Т.В. Калинина «Птицы, звери, комары и мухи» Первые успехи в рисовании. С-Пт. Творческий Центр «Сфера». 2009.