Внеклассное мероприятие Растим патриотов России!


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Белоярский городской округ
МАОУ «Косулинская средняя общеобразовательная школа №8»
Внеклассное занятие «Я-гражданин России».
Номинация: методическая разработка проведения «Уроков мужества», посвященных Дням славы России.
Автор: Зайцева Яна Леонидовна
Место работы: МАОУ «Косулинская СОШ №8»
Должность: учитель начальных классов.
Пояснительная записка.
Внеклассное занятие «Я-гражданин России».
Номинация: методическая разработка проведения «Уроков мужества», посвященных Дням славы России.
Цели: формирование системных представлений о государственных символах России; познакомить с основным законом, правами и обязанностями гражданина; воспитание чувства любви к родному Отечеству; привитие осознания того, что каждый ребенок нашей Родины является частичкой России.
Задачи:Образовательные:
Формировать представления обучающихся о государственных символах России, о Конституции РФ, основных правах и обязанностях граждан.
Развивающие:
Развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы, помочь детям осознать их значимость в достижении общей цели.
Создать условия для развития самостоятельности и практической активности учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать у детей чувство патриотизма, гражданственности, бережного отношения к историческому наследию России.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная.
Методы ведения занятия: объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый.
Ожидаемый результат:Учащиеся должны знать функциональное значение государственных символов России, основные права и обязанности граждан, стремиться к выполнению законов жизни класса.
Оборудование: плакаты с государственной символикой России, портрет Д. А. Медведева, карта России, запись на диске гимна РФ, запись «С чего начинается Родина», магнитофон, карточки с гербами, флагами, контурными картами, сказочными персонажами для работы в группах, обведенные детские ладони для голосования.
Данное внеклассное занятие разработано для обучающихся 2-х классов.
План занятия:
Орг. момент. Формирование команд.
Основная часть. Работа в группах.
Принятие законов жизни класса. Голосование.
Рефлексия.
Итог.
1. Орг. момент. Формирование команд.
Дети под музыку “С чего начинается Родина” заходят и берут кружок любого цвета (красный, синий или белый). Занимают стол с флажками такого же цвета. Команды:
Белые – символ веры в чистоту помыслов
Синие – символ благородства и верности
Красные – символ героизма, отваги, смелости.
2. Основная часть. Работа в группах.
Учитель:
Слайд.
-Нет на свете такого человека, который не любил бы свою родную землю. И сегодня пойдет разговор о самом главном и важном для каждого из вас - о Родине, о России. Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на юг над нашим домом.
- Почему мы её так называем РОДИНА? Подберите однокоренные слова.
(Родина, родной, родители, родимый, родиться, родня, родовитый)
-Что объединяет все эти слова? (Корень –род-. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и всё в ней для нас родное.)
- Давайте послушаем стихотворение Зои Александровой «Родина». (рассказывает заранее подготовленный обучающийся)
Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый сад, в саду – смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор,
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок,
…Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Наша с вами Родина – это Россия. СЛАЙД
Начнем наше заседание с первого задания для вас команды.
Задания для команд:
Обвести на контурной карте Россию.
Собрать пазл, чтобы получилось изображение нашей страны.
Выбрать ту карту, на которой изображена Россия.
Учитель:
Послушайте одну историю. Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри.
Почему же Человек заскучал?
Обучающиеся: потому что Родина для нас мать, которая вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всех врагов.
Учитель:А кто знает, как называют всех жителей одной страны России?
Слайд: ГРАЖДАНЕ
Учитель: Граждане – это жители России, люди, которые любят, гордятся Родиной. Стараются сделать её богатой и сильной. Вы, маленькие граждане большой страны России.
Слайд.
Учитель: Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. Как только маленький человек появляется на свет, он получает свой первый документ – свидетельство о рождении, в котором записано, что он является гражданином Российской Федерации. А что значит: быть гражданином своей страны?
(Ответы обучающихся)
Я думаю, что для этого не достаточно иметь запись в свидетельстве о рождении. Быть гражданином – это значит – любить свою Родину, чувствовать ответственность за ее судьбу, ее будущее. Ну и, конечно, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы.
Учитель: Назовите основные символы государства.
Обучающиеся: гимн, флаг, герб.
И вот следующее задание для команд:
Первая: 1. рассказать, что такое гимн.
Собрать первый куплет гимна
Вторая: 1. рассказать о флаге
Выбрать из представленных флагов, флаг России.
Третья: 1. рассказать о гербе.
Дорисовать недостающие детали герба.
Ответы команд:
Слайд.
Первая: Гимн – это торжественная песня, принятая как символ государственного единства. В знак особого уважения присутствующие слушают гимн стоя, мужчины без головного убора.
Исполняют первый куплет.
Слайд.
Вторая: Флаг является символом объединения. Флаг состоит из следующих частей: белый означает мир, чистоту, благородство; синий – честность, верность, безупречность; красный – силу и смелость, неустрашимость.
Показывают флаг, который выбрали.
Слайд.
Третья: Герб – это отличительный знак, который есть у всякого государства. В поле красного щита расположен золотой двуглавый орёл. Две головы символизируют единство страны. В лапах орла – скипетр и держава. На груди орла красный щит с изображением святого Георгия, поражающего копьём змия- символ зла.
Представляют вниманию команд дорисованный герб.
Учитель:Георгий Победоносец почитался как герой и святой покровитель воинов, защитников Отечества, образ его часто изображали на иконах. В древние времена дедушки и бабушки рассказывали своим внукам историю о Егории, царевне и змее, очень похожую на сказку.
Учитель: В некотором царстве-государстве случилось великое несчастье: напал на него лютый змей – дракон. Поселился он в темной пещере на берегу моря. Огнем жег он землю, разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же потребовал, чтобы каждый день кормили его досыта свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого ни овец, ни коров, ни коз – все съел змей. Тогда велел змей приводить к нему каждый день человека на съедение. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели ее на морской берег и оставили там. В это время проезжал Егорий Храбрый на добром коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и победил его. И с тех давних пор стали люди звать Егория Святым Победоносцем. Вот какая замечательная история у нашего герба!
Физминутка.
Жура – Жура – журавель,
Облетал ты сто земель,
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
Учитель:
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца», - это слова К.Паустовского. И сердцем нашей большой Родины является красивый город, название которого знает каждый россиянин....
Обучающиеся: Москва.
Слайд: Москва.
Учитель:Как ещё называют Москву?
Обучающиеся: Столица государства Российского.
Заранее подготовленный обучающийся рассказывает стихотворение о Москве А.БартоДеревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.
Здесь шли тропинки узкие,
Овраги и поля,
Но все дороги русские
Сходились у Кремля.
Стоял велик и чуден
Московский древний град.
Он дорог русским людям,
Он славою богат.
Слайд.
Учитель:вместе с русскими на землях Российской Федерации живут и другие народы: более 180 национальностей и народностей (татары, башкиры, удмурты, якуты, марийцы, ингуши, черкесы и многие другие).
Учитель:Как же столько народов, людей может уживаться вместе? Дружно сосуществовать?
Обучающиеся: договариваться, устанавливать правила поведения, законы.
Слайд.
Учитель:Совершенно верно. Такие правила, законы существуют и они записаны в особой книге, которая называется Конституция. 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.
Учитель: Конституция- это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданина, столицу государства и государственную символику. Гарантом Конституции является президент.
Слайд: президент
Задания командам: На листке написать основные права и обязанности
Проверка: один представитель из команды отвечает и ответы сводим к единым.
Права:право на жизнь, право на отдых, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на свободу слова и мысли и др.
Слайд: права
Обязанности:обязанность соблюдать законы, охранять природу и окружающую среду, платить налоги, и защищать Родину.
Слайд: обязанности
Учитель:У каждой команды на столах лежат иллюстрации с изображением сказочного персонажа. Рассказать какие права нарушал ваш персонаж.
Первая: Снежная Королева
Вторая: Карабас-БарабасТретья: Баба Яга
Ответы обучающихся.
Учитель: Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает прав без обязанностей.
Какова ваша главная обязанность?
Обучающиеся: хорошо учиться.
3. Принятие законов жизни класса.
Учитель: Конституция – основной закон нашей страны, в нем записаны основные права и обязанности граждан России. Но мне бы хотелось, чтобы у нас в классе были свои законы, которые необходимо выполнять каждому ученику нашего класса, чтобы стать достойным гражданином своей Родины.
Слайд: законы класса
1. Закон правды.
Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь справедлив.
2. Закон добра.
Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.
3. Закон заботы.
Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к одноклассникам.
4. Закон милосердия.
Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, которым нужна твоя помощь.
5. Закон уважения.
Хочешь, чтобы тебя уважали – уважай других!
6. Закон чести.
Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Учитель: Что вы можете сказать о проекте законов?
(Высказывания обучающихся).
- Это проект законов, но их можно утвердить. Для этого мы воспользуемся, как взрослые, правом на голосование. А голосовать мы будем необычным способом. У вас на партах лежат листы, обведите вашу ладонь, вырежьте, напишите на них свое имя. Кому хочется, чтобы наш класс был дружным, чтобы нам было хорошо и комфортно учиться, получать новые знания, может проголосовать за принятие законов жизни класса.
(Обучающиеся прикрепляют ладони на доску).
4. Рефлексия.
- Какие открытия вам удалось сделать сегодня на занятии?
(Высказывания обучающихся)
5. Итог занятия.
- Закончим наше занятие стихотворением Е. Синицына «Берегите Россию». Рассказывает заранее подготовленный ученик
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без нее нам не жить,
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой
Берегите Россию –
Нет России другой!