Презентация Жизнь микромира по работе с цифровым микроскопом


Использование цифрового микроскопа на уроках окружающего мира начальной школы Выполнила преподаватель ГАОУ СПО НСО «Болотнинский педагогический колледж»Петкун О.П. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», выступающей в качестве одного из базовых нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования указывается, что "общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования". Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации. Компетенция - это готовность действовать в ситуации неопределенности. Выделяют пять основных компетенций:- информационная компетенция – готовность к работе с информацией;- коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;- социальная компетенция и толерантность – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируются на основе двух предыдущих; - общекультурные- самообразование – готовность к постоянному совершенствованию, формируется на основе четырех предыдущих. В процессе ознакомления с окружающим миром достаточно легко создать ситуации удивления, вопроса, предположения, предвидения, которые становятся основой для появления мотива получения знаний, приобретают особое значение в развитии логического мышления и связной речи. Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его предметами и объектами, младший школьник приобретает не только большой чувственный опыт, у него развиваются умения анализировать, устанавливать связи и зависимости, классифицировать, сравнивать, обобщать наблюдаемое, делать выводы-то есть, он учится быть учеником, он учится учиться. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным, творческим. Здесь на помощь приходят информационно-коммуникационные технологии. Использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у обучающихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные. К инновационным информационно-коммуникативным средствам обучения на уроках окружающего мира в начальной школе относится цифровой микроскоп, использование которого нацелено на:• повышение уровня мотивации и познавательной активности учащихся (эффект новизны поддерживает постоянный интерес ребенка);• проведение лабораторных и практических работ на уроках окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора;• развитие научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;• изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности;• возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени, параллельно у ребенка формируется потребность использовать компьютер, микроскоп и другие технические средства как инструмент, который помогает ему учиться;• создание творческой положительно-эмоциональной атмосферы на уроках. Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;проведение лабораторных и практических работ на уроках биологии и окружающего мира индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора,развитие научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности. Использование на уроке окружающего мира цифрового микроскопа совместно с компьютером позволяет получить увеличенное изображение изучаемого объекта (микропрепарата) на экране монитора (при работе в группе или в классах с малым числом обучающихся) или на большом экране (при работе с целым классом) с помощью выносного проекционного устройства, подключаемого к компьютеру. С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру. Чем же хороши  цифровые микроскопы Они позволяет в реальном времени рассматривать изображение объекта сразу нескольким наблюдателям. Причем, в очень удобном и комфортном положении, сидя за экраном компьютера. Кроме того есть возможность в любой момент зафиксировать объект, подписать и  подрисовать его, что осуществляется с помощью прилагаемого  программного обеспечения. Цифровой микроскоп позволяет: изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся одновременно; использовать изображения объектов в качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе обучающихся; применять разноуровневые задания для учеников одного класса; создавать презентационные видеоматериалы по изучаемой теме; использовать изображения объектов на бумажных носителях в качестве раздаточного или отчетного материала. Для изучения под микроскопом годится все. Листочки собранных растений, многие из них имеют волоски, которые очень интересно рассматривать в микроскоп; красивые лепестки цветов и сами цветки, кожуру и мякоть всевозможных овощей и фруктов. Чем они похожи и чем различаются? Объектами исследования могут являются и части цветка, поверхности листьев, корневые волоски, семена или проростки.  Плесени – хоть мукор, хоть пеницилл. Для членистоногих – это все их интересные части: лапки, усики, ротовые аппараты, глаза, покровы (например, чешуйки крыльев бабочек).   Для хордовых – чешуя рыбы, перья птиц, шерсть, зубы, волосы, ногти, и многое-многое другое. А как интересно изучать себя, товарища - волосы, кожу, царапину! Чем мы похожи и чем отличаемся? Что произойдет с языком, если съесть лимон или лизнуть соль? Не менее интересно посмотреть, как выглядят бумага, салфетка, вата, нитки, рыбьи чешуйки, икринки, мед, капельки молока, кристаллики соли, сахара, лимонной кислоты, соды, льда, всевозможные семечки и крупы, камушки и ракушки, привезенные с моря, бумажные деньги. В начальной школе при изучении темы «Строение тела человека» рассматривают кожные покровы, ногтевые пластинки.   Работа проводится  вне урока, а итоги подводятся на уроке. При изучении получившихся изображений обращают внимание на наличии грязи под ногтями, акцентируют внимание детей  на важности соблюдения личной гигиены. Рассматривая ссадины и царапины говорят с ребятами о способах обрабатывания таких ранок зелёнкой или йодом 1 классТема урока:Осень. Природа готовится к зиме.Зима: покой природыПутешествие колобкаСельское хозяйствоИз чего делают вещиТвёрдые тела, жидкостиРастения и животные Практическое использование микроскопа при изучении курса «Окружающий мир»УМК «Школа 2100» При изучении темы «Природа и её изменчивость», рассматривают внутреннее строение листьев разных пород деревьев, изучают особенности жилкования и клеточного строения листовой пластинки. Выясняют, что листья отличаются друг от друга не только по форме, цвету, размеру, жилкованию, но и по строению и форме клеток. Знакомясь с темой «Объекты природы и объекты, сделанные человеком», изучают «парашютики» одуванчика, определяя сходство с парашютом. Выясняют, за счёт какой особенности устройства «зонтика» он парит и переносит свои семена на огромное расстояние. А, рассматривая крыло стрекозы, выясняют, как необычен и сложен узор её крыльев. При изучении темы «Земля рассказывает о себе», проводят исследования частичек разного грунта: их структуру и состав. Делают выводы о пригодности или непригодности почвы для выращивания культурных растений. Знакомясь с темой «Мы заняты разным делом» анализируют образцы пыли, взятые в разных уголках класса: в открытом доступном месте и, там, где доступ затруднён. Сравнивают однодневную и недельную пыль. Делаеют выводы о необходимости ежедневной уборки помещений. Проводят исследование о наличии или отсутствии пыли после сухой и влажной уборки. 2 классТемы уроков:Из чего состоят все предметыГорные породыОбитателей морейЭкологические системыКруговорот веществПриродные зоны полярного поясаЛеса умеренного пояса Знакомясь с темой «Как изучают окружающий мир. Инструменты и приборы», говорим более подробно об устройстве микроскопа и назначении каждой его детали. Находим характерные отличия оптического и электронного, цифрового микроскопа. При изучении темы «Тела и вещества» рассматриваем образцы твёрдых и жидких веществ, обнаруживаем их особенности на уровне клетки. Зарисовываем каплю воды и спил ствола сосны, делаем выводы. В теме «Взаимодействие сил природы. Суша под солнцем» рассматриваем структуру гранита. Проводим опыт, объясняющий причину разрушения плотной горной породы. Воздействуем на кусочек гранита: то, нагревая его, то охлаждая – чередуя многократно данные действия. Наблюдаем появление микротрещин. Знакомясь со свойствами воды, в частности темы «Вода-растворитель», проводим исследование по изменению её структуры при насыщении частицами сахара, соли, глины и т.п. При знакомстве с темой «Живая природа» наблюдаем за особенностями внутреннего строения мхов, лишайников и травянистых растений. Узнаём, каким образом растения получают из почвы влагу и питательные вещества. Рассматривая срезы корней и стеблей, сравниваем их и анализируем. В ходе изучения этой темы сравниваем строение еловой и сосновой хвоинки, процесс развития плесени на разных пищевых продуктах (ржаном и пшеничном хлебе, овощах, фруктах, сыре и т.п.), изучаем грибы-дрожжи. Работая по теме «Разнообразие животных», останавливаемся не только на видимых глазу особенностях строения их тел, но и более детально рассматриваем строение лапок и усиков, хоботков и жала насекомых. Сравниваем строение шерсти домашних животных и человеческого волоса. Изучаем строение пера водоплавающих птиц, выясняем, по какой причине они не намокают. При знакомстве с бактериями проводим опыты, изучая гигиеническое состояние кожи рук до мытья и после. Выясняем, помогает ли твёрдое и жидкое мыло избавиться от бактерий на руках. 3 классТемы уроков:Из чего состоит веществоГде обитают живые организмыБольшой круговорот веществЖивые участники круговорота веществЖизнь экосистемыПочва – важнейшая часть экосистемыЭкосистема озераЭкосистема болотЭкосистема лугаПотребители и разрушители экосистемы лесаРастения производителиЖивотные маленькие и большиеМаленькие рыцариПернатые изобретателиПрирождённые разрушители 4 класс Темы уроков:Как устроен организм человекаКожа – «пограничник» организмаКак человек двигаетсяУсвоение питательных веществЧто такое кровьОтчего мы иногда болеемРукотворная жизньКак человек использует свойства водыГорные породы и минералыМеталлы