Рабочая программа внеурочной деятельности Мы-исследователи, 1 ступень


Приложение №18

Рабочаяпрограмма
по курсу внеурочной деятельности
МЫ - ИССЛЕДОВАТЕЛИ
(направление: социальное)
I ступень
Составители:
Ткачева А.Д.,учитель начальных классов, 1 кв.категория
ЧесноковаН.Ф., учитель начальных классов, 1 кв.категория
Берсенева Е.В., учитель начальных классов, 1 кв. категория
Пискунова М.Н., учитель начальных классов, 1 кв. категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная образовательная программа была составлена на основе программы Савенкова А.И. методика исследовательского обучения младших школьников. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса школы, может реализоваться в рамках раздела «Внеурочная деятельность».
Рабочая программа к курсу «Мы - исследователи» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы внеурочной деятельности: 1- 4 классы. - Самара: Издательство Учебная литература : Издательский дом Федоров, 2013.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Они способствуют развитию творческих способностей и активности обучающихся, формируютмировоззрение, мышление и разностороннее развитие личности, помогают научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели - установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Программа «Мы – исследователи» – является продолжениемурочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников. По содержанию: она является научно – педагогической, по функциональному назначению: – учебно – познавательной, по времени реализации: – четырехгодичной.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Актуальность основывается на интересе, потребностях обучающихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Педагогическая целесообразностьпрограмма «Мы – исследователи» – интеллектуальной направленности, она является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников. По содержанию является научно – педагогической, по функциональному назначению – учебно – познавательной, по времени реализации – четырехгодичной.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Основные принципы реализации программы: научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель курса:
создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи курса:
• развивать познавательные потребности младших школьников;
• обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
• формировать и развивать у детей умения и навыки исследовательского поиска;
•формировать представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является овладение навыками исследовательского поискаи создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Данный курс рассчитан и адаптирован для обучающихся начальной школы. В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
принимать участие в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
защита исследовательского проекта.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работув группах и индивидуальную работу.Занятия могут проводится в учебном кабинете, на пришкольном участке, в музеях, библиотеках. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, участие в семинарах и научно-практических конференциях.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультация, защита исследовательских работ.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, спектакль, викторина, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация. При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта, правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Данная программа учебно-исследовательской деятельности обучающихся включает три относительно самостоятельные подпрограммы:
тренинг исследовательских способностей;
самостоятельная исследовательская практика;
мониторинг исследовательской деятельности.
Тренинг исследовательских способностей
В ходе данного тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска, а именно:
видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
проводить эксперименты;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Пройдя первый круг во второй и третьей четвертях первого класса, обучающиеся вернутся к аналогичным занятиям во втором - четвертом классах. Естественно, что при сохранении общей направленности заданий они усложняются от класса к классу.
Самостоятельная исследовательская практика
Основное содержание работы - проведение обучающимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Занятия в рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Мониторинг исследовательской деятельности
Мониторинг включает мероприятия, необходимые для управления процессом решения задач исследовательского обучения (миникурсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов). Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.
Программа реализуется во внеурочной деятельности с 1-го по 4-ый класс и рассчитана на 67 часов: 1 класс – 16 ч, 2 класс – 17 ч, 3 класс –17 ч, 4 класс – 17 ч.Периодичность занятий – 0,5 час в неделю. Занятия проходят 1 раз в две недели. Программа реализуется учителями начальных классов.
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
№ Наименование разделов, блоков, тем Количество часов Часы аудиторных занятий Часы внеаудиторных занятий Всего
год обучения
Кто я? Моя семья. 1 1
Чем я люблю заниматься. Хобби. 1 1
Твои помощники. Проблема. Решение проблемы. 1 1
Что такое исследование? Методы исследования. 1 1
Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? 1 1
Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения. 1 1
Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям. Учимся делать умозаключения и выводы. 1 1
Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное. 1 1
Как делать схемы? Как работать с книгой? Что такое парадоксы? 1 1
Как планировать исследования и проекты. Как сделатьсообщение о результатах исследования. 1 1
Тренировочное занятие по методике проведениясамостоятельных исследований. Экспресс-исследование. 1 1
Мини-конференция по итогам экспресс-исследования. 1 1
Коллективная игра-исследование. 1 1
Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» 1 1
Самостоятельное исследование. Мини-конференция по итогам собственных исследований 1 1
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов. 1 1
ИТОГО 12 4 16
2 год обучения
1 Научные исследования и наша жизнь. 1 2 Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность. 1 3. Эксперимент - познание в действии. Гипотезы и провокационные идеи 1 4 Анализ и синтез. Как давать определения понятиям? 1 5. Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. Как выбрать тему собственного исследования. 1 6. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 1 7 Коллективная игра-исследование. 1 8. Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. 1 9 Презентация. Совмещение текста с показом презентации. 1 10. Наблюдение и экспериментирование. Основные логические операции 1 11. Гипотезы и способы их конструирования. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное 1 12. Ассоциации и аналогии. Суждения, умозаключения, выводы. Искусство делать сообщения 1 13. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы 1 14. Коллективная игра-исследование. Создание презентации. Совмещение текста с показом презентации. 1 15. Подготовка собственных работ к защите. 1 16. Семинар. 1 17. Защита исследовательских работ и творческих проектов 1 ИТОГО 13 4 17
3год обучения
1. Наблюдение и экспериментирование. Методы исследования 1 2 Наблюдение и наблюдательность. Интуиция и создание гипотез 1 3. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 4. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 1 5. Коллективная игра-исследование. Искусство делать сообщения 1 6. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 7. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 1 8 Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1 9. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Семинар «Как подготовиться к защите» 1 10. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 11. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 1 12. Коллективная игра-исследование 1 13. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 1 14. Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1 15. Коллективная игра-исследование. 1 16. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 17. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Создание презентации. Совмещение текста с показом презентации. Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1 ИТОГО 14 3 17
4 год обучения
1. Методы исследования. Научная теория. Научное прогнозирование. 1 2. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. 1 3. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. 1 4. Подготовка собственных работ к защите. Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1 5. Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования. 1 6 Искусство задавать вопросы и отвечать на них. 1 7 Ассоциации и аналогии. 1 8. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. Умение выявлять проблемы. 1 9 Коллективная игра-исследование. 1 10. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. 1 11. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. 1 12. Создание презентации. Совмещение текста с показом презентации. 1 13. Подготовка собственных работ к защите. 1 14. Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1 15. Коллективная игра-исследование. 1 16. Твои впечатления от работы над проектом. 1 17. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя. 1 ИТОГО 14 3 17
ИТОГО ЗА КУРС 53 14 67
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 класс (16 часов).
Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адаптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать).
Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарённых детей). Правда программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребёнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.
Результаты собственной исследовательской работы первоклассник представляет только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований.
Тренинг исследовательских способностей.(8 часов)
Самостоятельная исследовательская практика (4 часа).
Мониторинг исследовательской деятельности(4 часа).
Содержание занятий в первом классе
1-3. Давайте познакомимся. Что такое проблема?
Кто я? Моя семья. Чем я люблю заниматься. Хобби. О чем я больше всего хочу рассказать. Как собирать материал? Твои помощники.
Повторение. Давайте вспомним. Проблема. Решение проблемы.
4. Что такое исследование? Методы исследования.
Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир: Как и где человек проводит исследования в быту? Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать? Что такое научные исследования? Где и как люди используют результаты научных исследований? Что такое научное открытие? Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка»).
5. Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?
Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага).
6. Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения.
Что такое гипотеза? Как создаются гипотезы? Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы? Практические задания на продуцирование гипотез. Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа.
7. Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям. Учимся делать умозаключения и выводы.
Что такое классификация и что значит «классифицировать»? Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод? Как правильно делать умозаключения - практические задания.
8. Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное.
Какими бывают вопросы? Какие слова используются при формулировке вопросов? Как правильно задавать вопросы? Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа «Что сначала, что потом».
9. Как делать схемы? Как работать с книгой? Что такое парадоксы?
Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание «Пиктограммы». Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными? Что такое справочник, энциклопедия, словарь и т.п.? С чего лучше начинать читать научные книги? Практическая работа по структурированию текстов. Что такое парадокс? Какие парадоксы нам известны? Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа «Эксперименты по изучению парадоксальных явлений».
10. Как планировать исследования и проекты. Как сделать сообщение о результатах исследования.
Чем исследование отличается от проекта? Практическое задание по проектированию и представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад? Как составлять план своего доклада? Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.
11. Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований. Экспресс-исследование.
Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два - три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция.
12. Мини-конференция по итогам экспресс-исследования.
С краткими сообщениями выступают только желающие.
13. Коллективная игра-исследование.
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.
14. Экспресс -исследование «Какие коллекции собирают люди. Сообщения о собранных коллекциях.
Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах. Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и собирает материал.Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны. Уточнение собственного исследовательского задания на летние каникулы.
. 15. Самостоятельное исследование. Мини-конференция по итогам экспресс-исследований.
Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс-исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном. Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам «Коллекционирование» и «Продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают свое мнение об услышанном.
16. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов.
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований, о выполненных проектах, а также вопросы авторам.
2 класс (17 часов)
Во втором классе программа тренинговых занятий делится на две самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, втора в третьей (во второй и четвёртой четвертях делаются перерывы). Каждая из этих частей планируется как относительно автономная и цельная.
Во втором классе все дети (не только одарённые), должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребёнок получает тетрадь «Я-исследователь», где подробно описан каждый шаг пути проведения собственного исследования, и начинает работу.
Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.
Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребёнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведённые до конца работы и с попытками искусственного затягивания(что встречается крайне редко).
Тренинг исследовательских способностей (10 часов). Самостоятельная исследовательская практика(5часов).
Мониторинг исследовательской деятельности (2 часов).
Содержание занятий2 класс.
1. Научные исследования и наша жизнь.
Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.
2. Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность.
Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди). Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы). Практические задания на развитие наблюдательности.
3. Эксперимент - познание в действии. Гипотезы и провокационные идеи.
Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага). Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.
4. Анализ и синтез. Как давать определения понятиям.
Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.
Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. Наблюдение и экспериментирование. Как выбрать тему собственного исследования.
Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа «Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты». Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Учусь создавать проект». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Коллективная игра-исследование.
Методика проведения исследований описана в методических рекомендациях. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Учусь создавать проект». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.
Презентация. Совмещение текстов с показом презентации. Методика показа презентации, умение совмещать текст с нужными составленными слайдами. Практическое занятие.
Наблюдение и экспериментирование. Основные логические операции.
Закрепление знаний о наблюдении как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков наблюдения (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии). Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности. Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами.
Гипотезы и способы их конструирования.
Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».
Ассоциации и аналогии.
Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания на выявление уровня сформированности и развития ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке» (бионика, биоархитектура). Практическое задание на создание аналогий.
Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы.
Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы». Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи».
Коллективная игра-исследование. Создание презентации. Совмещение текста с показом презентации.
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную. Методика показа презентации, умение совмещать текст с нужными составленными слайдами. Практическое занятие.
Подготовка собственных работ к защите.
Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.
Семинар.
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.
Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов.
Публичная защита собственной исследований ребенка (по желанию ребенка). Умение отвечать на вопросы слушателей по теме.

3 класс (17 часов).
В третьем классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь».
Коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребёнок приобрёл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками. Практику проведения конкурсных защит следует продолжить.
Тренинг исследовательских способностей (10 часов)
Самостоятельная исследовательская практика(4 часов).
Мониторинг исследовательской деятельности (3 часов).
Содержание занятий. 3 класс.
1. Наблюдение и экспериментирование. Методы исследования.
Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать. Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
2. Наблюдение и наблюдательность. Интуиция и создание гипотез.
Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы). Практические задания по развитию наблюдательности.
Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.
3,6,10. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).
4,7,11,13. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований.
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Учусь создавать проект». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
5. Коллективная игра-исследование.
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
8,14. Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.
Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.
9. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.
12. Коллективная игра-исследование.
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в методических рекомендациях. Нужно выбрать любую из описанных игр или разработать собственную.

7. Искусство делать сообщения.
Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.
9. Семинар «Как подготовиться к защите.
Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.
17. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Создание презентации.
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Учусь создавать проект». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы. Методика показа презентации, умение совмещать текст с нужными составленными слайдами по тексту. Практическое занятие.

4 класс. (17 часов)
В четвёртом классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти.
Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности, поэтому применение рабочей тетради «Учусь создавать проект» желательно, но уже не обязательно.
Итоги собственной исследовательской работы учащиеся проводят на «защитах по номинациям».
Тренинг исследовательских способностей (7 часов)
Самостоятельная исследовательская практика(5 часов).
Мониторинг исследовательской деятельности (5 часов).
Содержание занятий.4 класс
1. Методы исследования. Научная теория. Научное прогнозирование.
Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.
Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».
Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.
2,10. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.
Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования.
3,11. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований.
Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.
4,13,14. Подготовка собственных работ к защите. Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.
Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам. Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.
5. Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования.
Коллективная беседа - как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие - проведение наблюдений и экспериментов.
6. Искусство задавать вопросы и отвечать на них.
Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».
7. Ассоциации и аналогии.
Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.
8. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. Умение выявлять проблемы.
Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов». Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.
Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.
9,15. Коллективная игра-исследование.
Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.
12. Создание презентации. Совмещение текста с показом презентации.
Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Учусь создавать проект». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать. Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения. Планирование собственного выступления. Подготовка к ответам на вопросы. Методика показа презентации, умение совмещать текст с нужными составленными слайдами по тексту. Практическое занятие итогом, которого является собственная презентация.
Твои впечатления от работы над проектом.
Работа в рабочей тетради. Проводить рефлексию. Обмен полученными знаниями и умениями на практическом занятии
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя.
Как подготовиться к защите.
Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году (руководитель проекта – учитель, консультанты – родители, помощники – друзья, Мудрый Дельфин). Проводить рефлексию.



ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;
-интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
-устойчивого интереса к новым способам познания;
-адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;
-морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
-планировать свои действия;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку своей работы;
-различать способ и результат действия;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
-самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
-самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве Интернет;
-использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
-высказываться в устной и письменной формах;
-ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;
-владеть основами смыслового чтения текста;
-анализировать объекты, выделять главное;
-осуществлять синтез (целое из частей);
-проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждения об объекте;
-обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
-подводить под понятие;
-устанавливать аналогии;
-оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод;
-видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
-фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
-осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
-строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
-оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность;
-использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-допускать существование различных точек зрения;
-учитывать разные мнения, стремиться к координации;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться, приходить к общему решению;
-соблюдать корректность в высказываниях;
-задавать вопросы по существу;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-контролировать действия партнера;
-владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
-аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;
-с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
-допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.
Первый уровень результатов
(1 класс) Второй уровень результатов
(2-3 класс) Третий уровень результатов
(4 класс)
Предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи. Предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации. Предполагает получение выпускниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.
Календарно - тематическое планирование
1 класс
№ п/п Наименование тем Кол-во часов Дата проведения
Кто я? Моя семья. 1 Чем я люблю заниматься. Хобби. 1 Твои помощники. Проблема. Решение проблемы. 1 Что такое исследование? Методы исследования. 1 Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент? 1 Учимся вырабатывать гипотезы. Учимся высказывать суждения. 1 Как правильно классифицировать. Что такое определения? Как давать определения понятиям. Учимся делать умозаключения и выводы. 1 Как задавать вопросы? Учимся выделять главное и второстепенное. 1 Как делать схемы? Как работать с книгой? Что такое парадоксы? 1 Как планировать исследования и проекты. Как сделать сообщение о результатах исследования. 1 Тренировочное занятие по методике проведениясамостоятельных исследований. Экспресс-исследование. 1 Мини-конференция по итогам экспресс-исследования. 1 Коллективная игра-исследование. 1 Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди» 1 Самостоятельное исследование. Мини-конференция по итогам собственных исследований. 1 Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов. 1 ИТОГО: 16 Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ п/п Наименование тем Кол-во часов Дата проведения
1. Научные исследования и наша жизнь. 1 2. Методы исследования. Наблюдение и наблюдательность. 1 3. Эксперимент - познание в действии. Гипотезы и провокационные идеи 1 4. Анализ и синтез. Как давать определения понятиям? 1 5. Планирование и проведение наблюдений и экспериментов. Как выбрать тему собственного исследования. 1 6. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 1 7. Коллективная игра-исследование. 1 8. Значимость компьютера в создании проектов. Презентация. Творческая работа. Презентация. Совмещение текста с показом презентации. 1 9. Тест «Чему ты научился?» 1 10. Наблюдение и экспериментирование. Основные логические операции 1 11. Гипотезы и способы их конструирования. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное 1 12. Ассоциации и аналогии. Суждения, умозаключения, выводы. Искусство делать сообщения 1 13. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы 1 14. Коллективная игра-исследование. Создание презентации. Совмещение текста с показом презентации. 1 15. Подготовка собственных работ к защите. 1 .16. Семинар. 1 17. Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1 ИТОГО: 17 Календарно - тематическое планирование 3 класс
№ п/п Наименование тем Кол-во часов Дата проведения
1. Наблюдение и экспериментирование. Методы исследования 1 2. Наблюдение и наблюдательность. Интуиция и создание гипотез 1 3. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 4. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 1 5. Коллективная игра-исследование. Искусство делать сообщения 1 6. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 7. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 1 8. Защита исследовательских работ и творческих проектов.
1 9. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. Семинар «Как подготовиться к защите» 1 10. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 11. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований 1 12. Коллективная игра-исследование 1 13. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований 1 14. Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1 15. Коллективная игра-исследование. 1 16. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования 1 17. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Создание презентации. Совмещение текста с показом презентации. Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1 ИТОГО: 17 Календарно - тематическое планирование 4 класс
№п/п Тема Кол-во часов Дата проведения
1. Методы исследования. Научная теория. Научное прогнозирование. 1 2. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. 1 3. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. 1 4. Подготовка собственных работ к защите. Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1 5. Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования. 1 6. Искусство задавать вопросы и отвечать на них. 1 7. Ассоциации и аналогии. 1 8. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов. Умение выявлять проблемы. 1 9. Коллективная игра-исследование. 1 10. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования. 1 11. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. 1 12. Создание презентации. Совмещение текста с показом презентации. 1 13. Подготовка собственных работ к защите. 1 14. Защита исследовательских работ и творческих проектов. 1 15. Коллективная игра-исследование. 1 16. Твои впечатления от работы над проектом. 1 17. Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя. 1 ИТОГО: 17 ИТОГО ЗА КУРС: 67 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ Методическая литература для учителя Литература для учащихся
1 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2013.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2013
2
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
2. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с. 1. Детские энциклопедии, справочники.
2. Интернет - ресурсы
Технические средства обучения
3 Интерактивная доска. 1шт
4 Настенная доска. 1шт
5 Персональный компьютер. 1шт
6 Мультимедийный проектор. 1шт
Компьютерные и информационно- коммуникативные средства.
7
Электронные образовательные ресурсы УМК. Начальной школы 1-4 классы. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия.
. 1к
Интернет- ресурсы
1. Занимательные научные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
2. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml
3. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10f.shtml
4. «Жидкие» фокусы http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10k.shtml
5. Занимательные опыты на кухне http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10m.shtml
6. Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
7. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
8. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)
9. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
10. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
11. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118/http://www.nachalka
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ КУРСА
По окончании программы, обучающиеся смогут продемонстрировать:
-действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
-зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
-обозначится граница исследования;
-разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
-деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
-поведется последовательно исследование;
-зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
-подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
-организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
-организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 
-включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов;
-сформируются представления об исследовательском обучении;
-активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Возможные результаты проектной деятельностимладших школьников:
В ходе реализации данного этапа ребенок составляет свое портфолио. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Для составления рекомендовано два вида портфолио: накопительное и демонстрационное.
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;
зададут основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
обозначат границы исследования;
разработают гипотезу или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
деятельность по самостоятельному исследованию, выберут методы исследования;
поведут последовательно исследование;
зафиксируют полученные знания (соберут и обработают информацию);
проанализируют и обобщат полученные материалы;
подготовят отчет – сообщение по результатам исследования;
организуют публичные выступления и защиту с доказательством своей идеи;
организуют  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 
создадутся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;
сформируются представления об исследовательском обучении и как стать исследователем;
активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Возможные результаты исследовательской деятельности
младших школьников:
альбом,
книжка-раскладушка,
коллаж,
костюм,
макет,
модель,
портфолио
плакат,
план,
серия иллюстраций,
справочник,
учебное пособие,
участие в НПК
участие в дистанционных исследовательских конкурсах
фотоальбом,
экскурсия.