Рабочая программа кружка Юная мастерица


Рабочая программа
кружка
«Юная мастерица»































Пояснительная записка

Мир, в котором живет ребенок сегодня и в котором все пребывает в движении, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать противоречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате неудержимого потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, в том числе и в сфере эстетической, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям и относится нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.
Все профессиональное искусство вышло из народного, которое является началом всякого искусства. Народная эстетика наиболее древняя, она – первооснова и один из главных источников современных эстетических воззрений. Больше всего сохранилась она в народном декоративно – прикладном искусстве, в существующих и сегодня художественных промыслах.
Основным источником этой народной эстетики служила красота русской земли, которая воспитывала в людях поэтическое восприятие мира и делала их художниками, создавала чудесное совершенство форм. С другой стороны, образы родной природы обязательно воплощались в предметах, имевших практическое значение: в бытовых вещах, хозяйственной утвари, убранстве жилища, одежде, игрушках для детей. Вышитый передник или полотенце – одновременно и бытовой предмет, и высокое искусство.
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев учат детей ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, предначертании человека.
С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя.
В наше стремительное время все больше число людей проявляют желание заняться шитьем, вязанием, вышиванием, плетением. Рукоделие перестает быть только женским занятием, к нему проявляют интерес и мужская половина человечества. Кроме того, общее увлечение родителей и детей любым видом декоративно – прикладного творчества воспитывает у детей чувство своей значимости и взаимопомощи, сплачивает и укрепляет семью.

Программа кружка «Юная мастерица» рассчитана на 1 учебный год (30 часов, 1 час в неделю) и предназначена для обучения детей 10-14 лет.

Основные цели работы:
всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
создание условий для самореализации ученика в творчестве;
формирование практических трудовых навыков;
развитие индивидуальных творческих способностей.



Задачи:
развитие:
творчества;
мелкой моторики рук;
пространственного воображения;
технического и логического мышления, глазомера;
способности самостоятельного выполнения и создания различных поделок.

овладение:
начальными технологическими знаниями, умениями и навыками;
опытом практической деятельности по созданию поделок;
способами планирования и организации деятельности;
навыками творческого сотрудничества.

воспитание:
уважительного отношения к результатам труда;
интереса к творческой деятельности;
практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности.

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса школьников к содержанию занятий.
Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.
Использование поделок-сувениров в качестве подарков
Практическое применение своих умений и навыков.

Требования к знаниям, умениям и навыкам
Иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;
- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления изделий: разметка, изготовление, сборка, отделка;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток;
- виды отделки: раскрашивание, аппликации.

Уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями;
- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;
- доказывать своё мнение.

Особенности контингента учащихся
Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма, выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленностью, преобладании игровых интересов, быстрой перенасыщаемости в интеллектуальной деятельности.

Для этих детей характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью отдельных ключевых психических функций. Задержка и, как следствие, отставание в развитии могут быть вызваны несколькими причинами, а именно,  нарушениями внутриутробного развития, родовыми и послеродовыми травмами,  перенесёнными детьми  тяжёлыми формами заболеваний, а также неблагоприятными условиями микросоциального плана.
Объём и сложность учебного материала, темп его прохождения, система требований, которые школа предъявляет к ученику, препятствуют овладению программой детям с ЗПР. Такие дети составляют группу стойко неуспевающих, напряженный режим школьной жизни приводит к резкому ухудшению соматического и психоневрологического здоровья детей.

Содержание программы:

Рабочая программа состоит из разделов (модулей):
1. Вводное занятие (1 ч.) Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Правила ТБ работы в кабинете обслуживающего труда. Знакомство с программой работы
2. Вязание крючком (6 ч.) Краткие сведения из истории рукоделия. Правила подготовки материалов к работе, подбора размера крючка в зависимости от ниток и узора. Техника набора петель крючком Условные обозначения и техника выполнения различных петель и узоров крючком. Чтение схем. Особенности обработки края и вязания круглых и прямоугольных салфеток.
3. Вязание на спицах (7 ч.) Краткие сведения из истории рукоделия. Правила подготовки материалов к работе, подбора размера крючка в зависимости от ниток и узора. Техника набора петель крючком Условные обозначения и техника выполнения различных петель и узоров крючком. Чтение схем. Особенности обработки края и вязания круглых и прямоугольных салфеток.
4. Вышивка крестом (7 ч.) Краткие сведения из истории рукоделия. Материалы и инструменты. Элементы построения узора вышивки (композиция, ритм, орнамент, раппорт) Правила ТБ работы с тканями. Способы закрепления рабочей нити. Правила заправки ткани в пяльцы. Техника выполнения швов «крест»
5. Изонить (8 ч.) Краткие сведения из истории рукоделия. Правила подготовки материалов к работе. Техника заполнения угла, окружности, замкнутых контуров, прямых и плавных линий. Особенности разметки элементов. Способы закрепления нитей. Подготовка основы из картона и ткани в зависимости от размеров рисунка. Выполнение вышивки по рисунку.
6. Итоговое занятие (1 ч.) Подведение итогов работы. Выставка работ учащихся










Тематическое планирование


Тема занятий
Количество
часов

1
Вводное занятие
1

2
Вязание крючком. Набор петель. Основные приёмы вязания прямого полотна.
1

3
Условное обозначение петель. Вязание по схеме.
1

4
Прибавление петель в середине, начале и в конце ряда
1

5
Основные приёмы вязания по кругу
1

6-7
Выполнение творческой работы в технике вязание крючком
2

8
Вязание на спицах. Набор петель. Основные приёмы вязания. Вязание лицевой петли (платочная вязка).
1

9
Вязание изнаночной петли (чулочная вязка)
1

10
Вязание простой резинки (1*1)
1

11
Условное обозначение петель. Вязание по схеме.
1

12
Прибавление и убавление петель в середине, начале и в конце ряда
1

13-14
Выполнение творческой работы в технике вязание на спицах
2

15-16
Вышивка крестом. Основные приёмы работы.
2

17-18
Выполнение счётных рядов
2

19-21
Выполнение творческой работы в технике вышивка крестом
3

22
Изонить. Основные приёмы работы.
1

23
Приёмы заполнение угла
1

24
Приёмы заполнения окружности
1

25
Приёмы заполнения замкнутых контуров
1

26
Приёмы заполнения прямых и плавных линий
1

27
Подготовка основы из картона и ткани и выполнение эскиза
1

28-29
Выполнение творческой работы в технике изонити
2

30
Итоговое занятие
1


Итого:
30



















Список литературы

Ракова С.А. Вязание крючком/ Ракова С.А. – Ярославль Академия Холдинг, 2003.
Гандертон Л. Энциклопедия рукоделий / - М.: АСТ-ПРЕСС , 2002
Стэнли М. Школа вязания - М., «ЭКСМО-Пресс», 2003
Максимова М.В., Кузьмина М.А.Быстрый крючок. – М., «ЭКСМО-Пресс», 1999
Максимова М.В., Кузьмина М.А.Дружные спицы. – М., «ЭКСМО-Пресс», 1997
Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка. Первые шаги – М., «ЭКСМО-Пресс», 1997
Базулина Л.В. Бисер / Базулина Л.В., Новикова И.В. - Ярославль «Академия развития», 1997
Красичкова Е.И., Дубовицкая Л.П. Учимся вышивать. – Минск «Полымя», 1989
Астапенко Э.А. Вышивка. – Донецк «Сталкер», 2003
Лындина Ю. Фигурки из бисера, - М., «Культура и традиции», 2003
Артамонова Е.В. Бисер. – М., «ЭКСМО-Пресс», 2005
Виноградова Е.Г. Новые модели фенечек из бисера. – М., «Сова», 2006
Тимченко Э. Бисерное рукоделие. – Смоленск, «Русич», 2005
Ляукина М.В. Бисер: техника, приёмы, изделия. - М., «АСТ-Пресс»,2003
Котова И.Н., Котова А.С. Гармония цветов. – Санкт-Петербург, Издательский Дом «М и М», 1998
Котова И.Н., Котова А.С. Волшебная игла. – Санкт-Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997












15