ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛЬНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ С ДРУГИМИ ФОРМАМИ РАБОТЫ В ДОУ


ВЗАИМОСВЯЗЬ МОРАЛЬНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
С ДРУГИМИ ФОРМАМИ РАБОТЫ В ДОУ
«Нравственность – это внутренние, духовные качества,
которыми руководствуется человек,
этические нормы, правила поведения,
определяемые этими качествами».
Ожегов С.И.
Нравственное воспитание дошкольников включает в себя формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
Задачи нравственного воспитания:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к традициям и промыслам своего народа;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о своей Родине;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Первый опыт морального поведения складывается у ребенка в процессе общения со взрослыми. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих. Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно. Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?  Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка - абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Задачей воспитателя является рассмотреть, что таится в душах детей, и помочь им справиться со своими эмоциями и переживаниями. Педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.
Мощным источником морально-нравственного воспитания является общение ребенка с прекрасным: природой, музыкой, литературой, живописью, театром. Дети по своей природе открыты и отзывчивы. Наблюдение за природой, слушание музыки, чтение художественных произведений радуют ребенка, учат его сопереживать, обогащают его эмоциональный опыт. Очень важно научить детей чувствовать себя довольными и счастливыми в любой обстановке, радоваться жизни, удивляться ее чуду. 
Универсальный способ воспитания и обучения маленького ребёнка - игра.
Разнообразные игры: подвижные, дидактические, творческие, строительные, игры - драматизации, музыкальные - все они представляют собой важное средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Игра формирует у детей добрые чувства к товарищам, правильное взаимоотношение.  В. А. Сухомлинский писал: "Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок". Чтобы использовать игры в целях нравственного воспитания, воспитателям и родителям необходимо усложнять содержание игры: обогащать представление детей, давать новые игрушки.  Для формирования морально-нравственных качеств детей, используют игры, которые учат умению общаться, устанавливать контакт, получать удовольствие от общения с партнером; воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям; помогают ребенку в накоплении социального опыта. 
Педагог, используя игры, будет развивать детскую душу, если и сам будет постоянно совершенствовать свой собственный духовный мир. 
Немаловажным аспектом морально – нравственного воспитания являются подвижные игры, которые повышают интерес к физической культуре, вызывают удовольствие и положительные эмоции, т.к. в игре проявляется смекалка, выдержка, творческая выдумка, находчивость, воля и стремление к победе.
 При отборе игр, способствующих физическому воспитанию дошкольников, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которым понимается прежде всего сюжет, правила игры и двигательные действия. Именно содержание определяет образовательную и воспитательную значимость игры и соответственно игровые действия детей.  Все свои жизненные впечатления и переживания  дети отражают в игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ, например: «Гуси-лебеди», «Лиса и куры», «У медведя во бору» и т.д 
Таким образом при условии целенаправленного формирования игровых способов деятельности и педагогического управления самостоятельной сюжетно-ролевой игрой она приобретает статус ведущей деятельности в дошкольном возрасте. Игра становится формой организации детской жизни, она обеспечивает возникновение и функционирование «детского общества», которое является мощным фактором, определяющим развитие нравственных качеств личности, факторов социализации детей на ступени дошкольного детства.
Коломоец Е.И.
Воспитатель ДОУ № 308
г.Донецк